Статья. Гащенко З.В., Демьянова Н.Н.
Документы для скачивания
Ранний детский аутизм. Признаки, причины, симптомы. Гащенко З. В. , Демьянова Н. Н. МАДОУ «ЦРР – д/ с № 2 г. Шебекино» В современных условиях повышения качества дошкольного образования с целью реализации ФГОС ДО, в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется обучению и воспитанию детей с ОВЗ, в частности детей с РАС. В ряде стран были проведены исследования по выявлению распространённости детского аутизма. Установлено, что данный синдром встречается примерно в 3- 6 случаях на 10 000 детей, обнаруживаясь у мальчиков в 3- 4 раза чаще, чем у девочек. Исследования показывают, что, хотя формально раннее развитие детей может укладываться в параметры нормы, оно необычно с самого их рождения. После первого года жизни это становится особенно явным: трудно организовать взаимодействие, привлечь внимание ребенка, заметна задержка его речевого развития. Самый тяжелый период, отягощенный максимумом поведенческих проблем- самоизоляцией, чрезмерной стереотипностью поведения, страхами, агрессией- отмечается с 3 до 5- 6 лет. Затем эффективные трудности могут постепенно сглаживаться, ребенок может больше тянуться к людям, но на первый план выступает задержка психического развития, дезориентиро ванность, непонимание ситуации, социальная наивность. С возрастом неприспособленность в быту, несоциализованность становится все более явными. Каковы причины рождения детей с расстройством аутистического спектра? На сегодняшний день ученые так и не определились с единым мнением на этот вопрос. В развитии аутизма многие специалисты считают виновными несколько генов, которые и обуславливают нарушение в работе некоторых отделов коры головного мозга. Часто при анализе случаев заболевания становится очевидной сильно выраженная наследственность. Еще одной теорией болезни считается мутационная. Ученые полагают, что причиной заболевания могут стать разнообразные мутации и поломки в генетическом аппарате конкретного индивидуума. В современных клинических классификациях детский аутизм включен в группу первазивных, т. е. всепроникающих расстройств, проявляющихся в нарушении развития практически всех сторон психики: когнитивной и аффективной сферы, моторики, внимания, памяти, речи, мышления. На данный момент этот вопрос стал актуальным не только в нашем дошкольном учреждении, но и в жизни в целом. Для того чтобы правильно подобрать приемы и способы коррекционного воспитания и обучения детей этой категории, необходимо иметь четкое представление о признаках, симптомах и причинах возникновения данного заболевания. Детский аутизм относится к общим расстройствам психического развития( по МКБ- 10 F 84. 0) , при котором отмечаются качественные нарушения коммуникации и социального взаимодействия, ограниченные и стереотипные формы поведения. Выде ляют четыре группы аутизма. Первая группа является самой тяжёлой, ребёнок полностью отрешён от того, что происходит вокруг. Выход из этого состояния практически невозможен. Ко второй группе относят детей, к о то рые активно отвергает происходящее. Третья группа включает в себя детей, которые способны воспринимать окружающий мир, но погруж ённых в собственные интересы. Эти дети не приспособлены к жизни, не интересуются мнением или потребностями окружающих. Четвёртая г руппа аутистов наиб олее приближена к обычным людям. В ероятность социальной адаптации у детей этой группы достаточно высокая. При раннем детском аутизме( до года) часто встречаются такие симптомы, как н арушение или полное отсутствие зрительного контакта. Родители замечают, что при попытке привлечь ребенка и установить с ним зрительный контакт малыш активно этому сопротивляется. Если удается на некоторое время установить зрительный контакт, то ребенок смотрит как будто бы мимо. В этот период наблюдается ещё симптом, так называемый «ф еномен тождества ». Ребёнок негативно реагиру ет на новое расположение мебели, на новые помещения( больницу, детский сад) , сопротивляется новой одежде. Однако, наряду с этим, в поведении ребёнка п оявляется ритуальность- он ест еду в определенном порядке, его игрушки р азложены по определенной схеме. У каждого второго ребенка- а утиста в годовалом возрасте встречается симптом характерный н арушение м комплекса оживления. Это проявляется в слабой реакции на внешние раздражители: свет, звук погремушки, окружающие голоса, вяло реагирует на улыбку. У детей до года наблюдается п атологическое отношение к близким родственникам, которое выражается в задержке или в отсутствии узнавания матери- ребенок не идет ей навстречу, не идет на руки. Т акое отношение и ногда может проявляться по отношению к другим членам семьи, в то время как к матери ребенок испытывает сильную привязанность. Патологическую реакцию на нового человека проявляет каждый пятый ребенок- аутист. Выражается эта реакция в тревоге, страхе, возбуждении в ответ на появление нового человека. Иногда она может сменяться сверхобщительностью. Ещё один с имптом, который проявляется в отсутствии реакции на словесное обращение, часто имитирует глухоту у ребенка. Д ети- аутисты не используют жесты подтверждения или отрицания, приветствия, прощания. Наблюдается п атологическое отношение и избирательность к физическому контакту. При попытке погладить ребенка или обнять, он уворачивается. При раннем детском аутизме( до 3 лет) часто встречаются такие симптомы, как н арушение общения с детьми. Очень часто дети- аутисты избегают общества своих сверстников. А иногда, наоборот, у них п р оявляется агрессивное, импульсивное поведение. В этом возрасте можно наблюдать п ривязанность детей- аутистов к неодушевленным предметам. Их привлекает орнамент ковра, какая- то определенная деталь одежды, рисунок на обоях. Повышенная чувствительность у детей- аутистов порождает не совсем обычные страхи. О ни боятся бытовых шумов, яркого света, определенной формы предмета, блестящих цветов в одежде, капель воды, снежинок, страх своей тени, страх люков и так далее. Отсутствие чувства страха проявляет каждый пятый ребенок- аутист. Д ети могут выбегать на проезжую часть дороги, прыгать с большой высоты. Характерным является отсутствие закрепления отрицательного опыта порезов, ушибов, ожогов. Патология речевого развития наблюдается у 7 из 10 детей, страдающих расстройством аутистического спектра. Ещё в раннем детском периоде это проявляется в отсутствии реакции на речь- ребено к слабо реагирует на обращения, предпочитает тихую или шепотную речь. Отмечается отставание в развитии речи- первые слова появляются позже, ребенок не гулит, не лопочет. Для речи ребенка характерен феномен эхолалии, который выражается в повторении слов. Также наблюдается склонность к монолог ам, к очень экспрессивной речи. Глубоко аутичный ребенок не сосредотачивается на обращенной к нему речи, она не является инструментом организации его поведения. Ре бенок говорит о себе в третьем лице. Для большинства случаев аутизма характерно изначальное развитие речи с последующим регрессом. У детей- аутистов данного возраста наблюдается устойчивая стереотипность в поведении, выраженная в повтор ении движений, фраз, раскачивании телом, постоянное обнюхивание одних и тех же предметов и др. Р ебенок опирается на стереотипы потому, что может приспосабливаться только к устойчивым формам жизни. В условиях частого дискомфорта, ограниченности положительных контактов с миром развиваются особые патологические формы компенсаторной аутостимуляции, которые позволяют такому ребенку поднять свой тонус и заглушить диск омфорт, выстроить систему зашиты от активного вмешательства близких в его жизнь( физическое сопротивление, крик, агрессия, самоагрессия) . Отставание в интеллектуальном развитии наблюдается у каждого третьего ребенка, страдающего аутизмом. Отмечается интеллек туальная пассивность, отсутствует целенаправленность в деятельности, неспособность фиксировать внимание на чем- либо. В то же время, ускорение интеллектуального развития наблюдается в 30 процентах случаев. Выражается оно в быстром развитии речи, фантазий, ассоциаций, накоплении знаний в каких- то отвлеченных областях. Н аблюдается повышенный интерес к цифрам, странам, конструкциям. Очень развита слуховая память. Чем ниже коэффициент умственного развития, тем отчетливей будет разница между результатами в вербальных и невербальных заданиях в пользу последних. Распад интеллектуальных функции наблюдается в 10 процентах случаев. Он выражается в распаде навыков поведения, познавательной деятельности и ранее сформированной речи. И гровая деятельность таких детей также имеет свои о собенности. Этот симптом проявляется либо в полном отсутствии игры, когда р ебенок игнорирует игрушки или беспорядочно манипулирует ими. Либо играет в одиночку, как правило, в определенном месте, которое не меняется. Свои игрушки ребенок складывает по определенному принципу, как правило, по цвету или по форме( но не по функциональности) . Очень часто в своей игре ребенок использует совсем неигровые предметы. О сновными признаками проявления расстройства аутистического спектра у детей является н аруш ение социального взаимодействия, т руднос ти при общении с другими людьми, особенности поведения, в заимодействие ребёнка с окружающим миром. Социальные нарушения у детей с аутизмом могут проявляться с первых месяцев жизни. Существует несколько признаков, по которым можно определить наличие данного заболевания у ребёнка с рождения до 3 лет – это отсутствие желания идти на контакт с матерью и другими близкими людьми; нежелание находиться на руках у матери; выражение дискомфорта при попытке установить с ребёнком зрительный контакт; демонстрация сопротивления при попытке приласкать ребёнка; стремление к уединению. Дети с данным заболеванием начинают разговаривать значительно позже своих сверстников. Впоследствии речь таких больных отличается уменьшенным количеством согласных букв, механическим повторением одних и тех же фраз, которые не имеют отношения к разговору. Врачи и психологи используют многочисленные опросники и диагностические поведенческие тесты, которые позволяют им достаточно точно поставить верный диагноз у малышей любого возраста. Для диагностирования детей раннего возраста на аутизм широко используется модифицированный скрининговый тест М- СНАТ. В нашем дошкольном учреждении в индивидуальной коррекционной работе для детей – аутистов кратковременной и компенсирующих групп используется сенсорная комната. Её небольшие размеры преследуют цель снижения порога дискомфорта в контакте ребёнка с окружающим миром. Ковровое покрытиеи мягкие кресла создают уютную обстановку. Светлые тона стен и оборудования не раздражают и не отвлекают взгляд ребёнка от специальных под светок обо рудования: пузырьковых колонн, сухого душа и сухого бассейна. Мигающие цветные огоньки, бурлящие пузырьк и, «бегающая» по стенам и потолку тень, пла вающие рыбки создают успокаивающий эффект. Тактильные ячейки, стенд сенсорной тренировки способствуют формированию навыков бытовой адаптации, освоению обычных, необходимых для жизни, действий с предметами. Целенаправленные действия помогают ребёнку преодолеть огромные трудности произвольного обучения. П овышенная чувствительность, ранимость при контакте с другим человеком ребёнка с аутистическим спектром преодолевается ограниченностью работающих педагогов( психолог и логопед) . Р азвит ие произвольного взаимодействия сочетается с работой по освобождению ребёнка от сверхзависимости от взрослых. Подобная помощь может дать мощный толчок психическому развитию ребёнка, и получить наилучший прогноз социального развития ребёнка в дальнейшем. Таким образом, можно сделать вывод, что п онимание специалистами особенностей детей с аутистическими расстройствами поможет им в создании адаптированной образовательной программы и в составлении индивидуально- образовательного маршрута, с целью создания специальных организационных и содержательных условий обучения и воспитания, необходимых для успешного включения и социальной адаптации ребенка в среде обычных сверстников. Литература Кревелен В. К. К проблеме аутизма/ / Детский аутизм- СПб, 1997. Лебединская К. С. Ранний детский аутизм/ / Нарушение эмоционального развития как клинико- дефектологическая проблема. - М. : НИИ дефектологии РАО, 1992. Лебединская К. С. , Никольская О. С. Вопросы диагностики раннего детского аутизма/ / Диагностика и коррекция. – М. , 1988. Лебединский В. В. Нарушение психического развития у детей. – М. , 1985. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М. , 1992. Мнухин С. С. , Зеленская А. Е. , Исаев Д. Н. О синдроме раннего детского аутизма, или о синдроме Каннера у дет ей/ / Журнал психиатрии им. С. С. Корсакова. - 1967. - №10. Никольская О. С. Особенности коррекции детей страдающих ранним детским аутизмом: Авторе фер. Канд. Дис. – М. , 1985. Никольская О. С. , Баенская Е. Р. , Либлинг М. М. Аутичный ребенок: Пути помощи. - М. : Теревинф. 2000.