Проект по самообразованию.

Опубликовано: 07:08:43 10-09-2021

Автор: Гиренко Ирина Викторовна

Документы для скачивания:

59997_samoobrazovanie.docx
Формат: .docx

Содержимое файтов:

59997_samoobrazovanie.docx

Утверждая. Заведующая МБДОУ « Дюймовочка », селоа Субботино Дергунова Инна Петровна_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ . Проект по самообразованию. «Интеграция содержания музыкальн о- ритмической деятельности с другим образовательными областями». Автор проекта музыкальный руководитель Гиренко Ирина Викторовна. Введение. Музыкально- ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей. Синтез музыки и движений конкретизирует игровой образ. C одной стороны, музыкальный образ способствует более точному и эмоциональному исполнению движений, c другой – движения поясняют музыку, основные средства выразительности. Такие сложные явления, как метроритм, регистр, музыкальная форма, которые трудно объяснить детям словами, дошкольники воспринимают не только ухом, но и всем телом, это увеличивает музыкальное переживание, делает его более осознанным. Занятия движениями имеют неоценимое значение, а особенно для соматически ослабленных детей, детей с неустойчивой нервной системой, незрелостью эмоционально- волевой сферы. Ведь двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов. Поэтому так важно приобщать к движению под музыку неловких, заторможенных в двигательном отношении детей, которым необходимо помочь обрести чувства уверенности в свои силы или, наоборот, расторможенных и гиперактивных детей, чтобы научить их контролировать свои эмоции и чувства. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению, у них совершенствуется моторика, координация движений, развивается произвольность движений, невербальные коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки и движений. Известно, что движение оказывает влияние на характер восприятия образов музыки. Таким образом, восприятие музыки- активный слухо- двигательный процесс. Через движение ребёнок ярче и эмоциональней воспринимает музыку, чувствует смену её настроения, закрепляет знания o средствах музыкальной выразительности, понимает и ощущает её, развивает эмоции, интересы, вкусы, т. е. приобщается к музыкальной культуре, обогащается его духовный мир. Актуальность. Музыкально – ритмическая деятельность детей осуществляется практически во всех формах работы в ДОУ: в режимных моментах- в утренней гимнастике, в непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми, как в «Физическая культура», так и в других областях, во время прогулок, сюжетной игровой деятельности, в самостоятельной деятельности детей, во время праздников, досугов и развлечений. Проблема. В наше непростое время очень важно воспитать маленького человека, способного сопереживать, сочувствовать другим людям, животным, прививать ему чувство такта, воспитать культурного, полноценного члена общества. Поэтому в программе по музыкальному воспитанию большое внимание уделяется музыкально- ритмическому движению, как средству развития положительных качеств ребенка. Дети ставятся в такие условия, когда они должны проявить активность, инициативу, находчивость, решительность. Приступая к работе по проблеме развития музыкально- ритмических движений у детей дошкольного возраста, я исхожу из того, чтобы дать детям более глубокие знани я по разделу музыкально- ритмическое воспитание. Вторым серьезным фактором в постановке проблемы является недостаточно высокое психомоторное развитие детей, слабая концентрация внимания на занятиях у многих детей, которую выявила проведённая диагностика в начале учебного года. Так, две проблемы привели к разработке проек та « Интеграция содержания музыкально- ритмической деятельности с другими образовательными областями». Цель проекта: Психофизическое развитие ребенка, формирование средствами музыки ритмических движений, развитие коммуникативных качеств ребенка с учетом новейших технологий и исследований в области музыкального воспитания. Задачи: Образовательные: Приобщение к танцевальному искусству, расширение знаний о танцах. Формирование навыков основных танцевальных движений: Воспитательные: Воспитывать коммуникативные качества у детей, активность и самостоятельность. Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе. Создать атмосферу радости детского творчества в сотрудничестве. Развивающие: Развивать воображение, фантазию, умение самостоятельно находить свои оригинальные движения, побуждать детей к творчеству. Обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля. Принципы проекта: п роект составлен на основе принципа интеграции межпредметных связей по разделам: «Музыкальное воспитание»- закрепление всех движений и использование танцев, изученных и поставленных на занятии. «Театральная деятельность»- использование танцев в театральных постановках, для создания единого художественного образа. «Физическая культура»- использование элементов ритмики на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике для совершенствования психомоторных способностей: развития мышечной силы, координации, мелкой моторики, формирование правильной осанки. «Здоровье»- укрепление здоровья, развитие опорно- двигательного аппарата, функциональное совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечно- сосудистой и нервной систем организма. «Познание»- расширение знаний о композиторах, танцах, средствах музыкальной выразительности. Тип проекта: долгосрочный, творческий. Участники проекта: дети, музыкальный руководитель, воспитатели группы, родители. Сроки реализации проекта: сентябрь 2021- май 2022 года. Место реализации: МБДОУ детский сад « Дюймовочка », село Субботино. Э тапы проекта. I этап подготовительны й( сентябрь – октябрь2021) Проведение мероприятий, направленных на организацию и подготовку совместной деятельности по развитию музыкально- ритмических дошкольников в течение учебного года: Изучение современных программ, технологий, литературы, опыта работы по данной проблеме. Работа с сайтами по дошкольному музыкальному воспитанию через Интернет. Анкетирование родителей, подборка необходимого информационного материала для родителей. Работа с педагогами – проведение консультаций для воспитателей. Подготовка дидактических пособий, музыкальных уголков, разработка конспектов занятий, анкет. Составление сценариев досугов и развлечений. Проведение первичного мониторинга обследования сформированности музыкальных способностей детей. II этап основной( ноябрь 2015 – май 2016г. ) : непосредственное проведение мероприятий. Создание развивающей среды( ритмические палочки, ритмические кубики, создание дидактических игр, музыкальных уголков в групповых комнатах) Консультации воспитателей по индивидуальной подготовке ребенка к выступлению на праздниках и развлечениях; как правильно оформить музыкальный уголок П ривлечение родителей к работе по изготовлению музыкально- дидактических игр для групповых комнат, созданию костюмов для выступлений Проведение занятий, развлечений, д о- сугов. Участие в танцевальных конкурсах( в режиме онлайн) , концертах, праздничных мероприятиях. Ведение интернет- странички на сайте ДОУ по развитию музыкально- ритмических движений у детей дошкольного возраста. III этап заключительный( май 2022г. ) – Подведение итогов реализации проекта. Подведение итогов мониторинга обследования сформированности музыкальных способностей детей; анкетирование родителей. Дальнейшее планирование работы по развитию музыкально- ритмических движений у детей с перспективой на сотрудничество с хореографом. Содержание проекта. Реализация проекта возможна при постановке и выполнении следующих задач: Провести теоретический анализ методической литературы по проблеме «Развитие музыкально- ритмических движений детей дошкольного возраста на основе интеграции следующих программ: «Программа обучения и воспитания в детском саду» М. А. Васильевой и «Ритмической мозаики» А. И. Бурениной. Разработать систему занятий по «Развитию музыкально- ритмических движений на основе интеграции программ». Разработать перспек тивный план по развитию проекта. Виды деятельности по развитию ритмопластических навыков. Содержание проекта реализуется через разные виды музыкальной деятельности: 1. Тематическое занятие. Оно состоит из подготовительной, основной и заключительной частей. Цель занятия: Воспитание интереса, потребности в движениях под музыку, развитие гибкости, пластичности, развитие способности к выразительному исполнению движений. На занятие используются: 1. Основные виды движений: а) Ходьба бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад( спиной) , с высоки подниманием колена( высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба гусиным шагом. б) Бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ( «бабочки», «птички», «ручейки» и т. д. ) , широкий( «волк») , острый( бежим по «горячему песку») . в) Прыжковые движения – на двух ногах на мест, с продвижением вперед, прямой галоп – «лошадки», легкое подскакивание. 2. Общеразвивающие упражнения на различные группы мышц. Упражнения на развитие гибкости, пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног. 3. Плясовые движения. Элементы народных плясок, доступных по координации. Например, поочередное выставление ноги на пятку, притопывание одной ногой «выбрасывание» ног, полуприседание для девочек, и полуприсядка для мальчиков и др. 4. Разучивание танцевальных упражнений: шаг польки, приставной шаг, поскоки и др. , а также разучивание музыкально- ритмических композиций. II. Сюжетные занятия. Сюжетное занятие выстраивается в соответствии с содержанием русских и зарубежных сказок. В сюжетном занятии преобладают имитационные движения – разнообразные, образно- игровые движения, жесты раскрывающие понятный детям образ, динамику его настроений или состояний( в природе, в настроениях человека и животных, в вымышленных игровых ситуациях) Цель занятия: развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать другим людям и животным – персонажем сказок. Развивать художественно- творческие способности по средством ритмической пластики. Сюжетное занятие проводится по заданному сценарию сказки, или произведения. Занятие состоит из основных трех частей. Подготовительная часть: сюда входят разминка и общеразвивающие упражнения, в которых отражен сюжет занятия, т. е. «сказочная зарядка» Основная часть: это кульминация – наивысшая точка развития сюжета. В основную часть входят музыкально- ритмические композиции, соответствующие сценарию. Заключительная часть – развязка на достижение целей, которые были поставлены в начале занятия перед детьми. Использовать следующие сюжетные темы: «На лесной опушке», «Новогодняя сказка», «Путешествие по сказкам», « Теремок», «Осень в гости к нам пришла», «Весенняя карусель». III. Игровые занятия. Игровое занятие по структуре напоминает сюжетное занятие. Цель занятия: способствовать развитию у детей творческих и физическихспособностей. Содействовать развитию прыгучести, ловкости, координации движений, ориентирование в пространстве. Занятие состоит из трех частей: подготовительная, основная, заключительная. В подготовительной части проводится разминка и общеразвивающие упражнения. Характер упражнений соответствует теме предлагаемой педагогом по типу зарядки. Основная часть занятия включает в себя подвижные игры, отражающие тему занятия. В заключительной части используется музыкально- ритмические композиции, соответствующие анной теме занятия. Можно использовать следующие темы игровых занятий: «В гостях у трех поросят», «Путешествие в Морское царство», «Поход в зоопарк», «В гости к Чебурашке » и др. IV. Импровизация Импровизация, проходит в конце учебного года. У детей развиты двигательные навыки, накоплен разнообразный музыкально– ри тмический репертуар, что способствует творческому мышлению, воображению и фантазии. Занятия импровизации проходит в свободной импровизированной форме. Цель занятия: повторить изученный материал по ритмическим танцам. Учить импровизировать под музыку. Способствовать развитию импровизации, творческих способностей детей. Методы и приемы: наглядный, словесный и практический. Наглядный метод может быть наглядно- слуховым( исполнение музыки) и наглядно- зрительным( показ иллюстрации, картинок, совместное исполнение движений, применение наглядных пособий) . Музыка на занятиях должна звучать, как в" живом" исполнении, так и в записи. Использование записи позволяет подобрать самую разнообразную музыку- от детских песен, народных мелодий до эстрадных и классических произведений в оркестровом исполнении. Это расширит кругозор детей, разовьёт художественный вкус. Следует отметить ещё одно важное преимущество фонограммы. Всем известно непроизвольное «приспособление» аккомпанемента к движению. Желая помочь детям( и, как правило, совершенно невольно) , музыкальный руководитель ускоряет или замедляет темп, дополняет лишними аккордами вступление или заключение музыкального произведения. Такая «помощь» исключена при использовании фонограммы, и это способствует более внимательному вслушиванию в музыку, концентрации слухового внимания. Важно заострять внимание детей на разнице звучания, отмечать изменения характера музыки, нюансов настроения в зависимости от ее исполнения. Симфоническую музыку лучше слушать в записи, чтобы сохранить при восприятии оркестровую красочность. Зрительная наглядность имеет также большее значение, чтобы усилить впечатления детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы, близкие музыке, или проиллюстрировать незнакомые явления или образы. Приемы применения зрительной наглядности( картин, рисунков, цветных карточек, игрушек) рассмотрю ниже. Словесный метод. С помощью интересной беседы детям прививается любовь к музыке, расширяются представления о некоторых явлениях действительности, обогащается их внутренний мир, чувства, формируются нравственные качества, интересы. Практический метод в развитии музыкального восприятия также очень важен. Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, сочетаю восприятие музыки с практическими действиями, помогающими ему как бы «пропустить музыку через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания. Использовать движения, как приемы, активизирующие осознание детьми характера мелодии, качества звуковедения( плавного, четкого, отрывистого) , средств музыкальной выразительности( акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т. д. ) . Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движений рук( что доступно уже детям младшего возраста) , танцевальных и образных движений. Говоря о развитии музыкального восприятия с помощью движения, важно отметить, что речь идет не о выработке качественного выполнения движений, а о возможностях выразить переживания музыки с помощью освоенных детьми представлений и способов действий. Методы музыкального воспитания тесно связаны между собой. Показ с пояснением. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя. Все пояснения, описание игровых ситуаций должны быть немногословными и очень точными, емкими, яркими. Игровые приемы делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность. Это использование игрушек, картин, иллюстраций, дидактических игр, игровой приём «Зеркало» «Эхо») Приём погружения в музыку воплощение в движениях музыки, с которой дети впервые знакомятся на занятии. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того с какой целью задан вопрос( беседа, вступительное слово, закрепление) . Оценка качества детского исполнении неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно. Интеграция музыкально- ритмических движений с режимными моментами в ДОУ. Утренняя гимнастика: Музыка на утренней гимнастике и физкультурных занятиях, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив. Известно, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно- сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. Музыкальный репертуар: П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» Г. Свиридов «Военный марш» И. Штраус «Полька Трик – трак » М. Глинка «Полька» Прием пищи. Мажорная и минорная, спокойно звучащая музыка, благотворно влияет на различные функции организма, в том числе и на пищеварение. Музыкальный репертуар: П. Чайковский «Апрель» Занятия Музыкальные занятия – форма учебного процесса, в котором одновременно участвуют все дети того или иного возраста. Они коллективно поют, играют, пляшут, слушают музыкальные произведения, различные по жанру, темпу, музыкальным характеристикам. Главная задача, стоящая перед педагогом на музыкальном занятии: вызвать интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чувства, обучить необходимым умениям и навыкам, которые они затем смогут применить в самостоятельной деятельности в детском саду и в семье. Однако, следует отметить, что музыкальное сопровождение уместно не только на музыкальных занятиях, но и успешно применяется при организации любого вида образовательной деятельности. Музыка на занятии дает широкую возможность для оптимизации педагогического процесса: привлекает внимание, вызывает эмоции, стимулирует умственную активность и способствует развитию творческого воображения. Занятия по рисованию, лепке, конструированию так же можно проводить с использованием музыки. Можно включать спокойную, тихую музыку во время детской работы. Музыка настраивает на фантазию, успокаивает детей. Особое внимание следует уделять использованию музыки для передачи настроения произведений изобразительного искусства( например: «Найди соответствие между музыкой и изображением», «Что нам нарисовала музыка», «Нарисуй свою картину под музыку») . Музыкальный репертуар: Г. Свиридов «Музыкальный ящик», Э. Григ «В пещере горного короля». Широкие возможности дает применение музыкальных игр на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Например: «Выложи чередование звуков», « Высоко- низко », «Повтори музыкальный ритм». На занятиях по ознакомлению с художественной литературой, изобразительной деятельностью музыка также может найти широкое применение. Знакомя детей с русскими народными сказками, воспитатель сопровождает свой рассказ исполнением небольших песенок героев сказок. Гораздо быстрее и интереснее сказка будет восприниматься детьми, если при первоначальном ее пересказе педагог использует разные музыкальные инструменты. Например, знакомя детей с русской народной сказкой «Колобок», он может изобразить на металлофоне, как «покатился колобок», как «скачет» заяц; с помощью барабана и трещотки показать, как тяжело, ломая сучья в лесу, шагает медведь, а с помощью цитры изобразить мягкие, изящные движения хитрой лисы. Музыкальный репертуар: русские народные мелодии «Ах вы сени», «Полянка», «Я на горку шла» «Ах, ты береза». Знакомя детей со стихотворением А. Барто «Лошадка», будет интересно прослушать в грамзаписи одноименную музыкальную пьесу П. И. Чайковского «Игра в лошадку». В старшей группе перед разучиванием стихотворения «Осенью» А. Пушкина целесообразно прослушать в записи «Осеннюю песню» П. И. Чайковского. Особое внимание можно обратить на знакомство и выразительное разучивание стихов под классическую музыку и с показом иллюстраций к стихотворениям. Пример: С. Есенин «Поёт зима – аукает». Музыкальный репертуар: музыка А. Лядова «Волшебное озеро»( я читаю под музыку) . Прогулка. Музыка оказывает свое воспитательное воздействие и во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая различные эмоциональные переживания, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления. Наиболее подходящим для музыкальных проявлений детей на прогулках является летний период. В это время на участке организуются интересные игры. Дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем петь любимые песни, водить хороводы. На прогулке воспитатель помогает организовать подвижные игры с пением( «У медведя во бору», «Теремок» и др. ) . Летом на прогулку можно захватить детские музыкальные инструменты, предоставив детям возможность импровизировать, исполняя несложные мелодии. При наличии определенных навыков игры на инструментах объединяться в ансамбль. Дневной сон. В дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы( шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн, журчание ручейка) . Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются. Музыкальный репертуар: К. Сен- Санс «Карнавал животных» «Лебедь». Ф. Шуберт « Ave_ Maria ». В. Моцарт «Ночная серенада» Г. - Ф. Гендель «Музыка на воде». Л. Бетховен «Лунная соната» звуки природы( ручей, море, птицы, дельфины и т. д. ) Подъём после сна, закаливающие процедуры: Пробуждению детей после дневного сна поможет: тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Поэтому нужно подбирать произведения музыкальной классики, которые несут в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому. Музыка должна быть тихой, не должна давить( на уши) и вызывать дискомфорт. Музыкальный репертуар: Э. Григ «Утро» В. Моцарт «Соната» А. Лядов «Музыкальная табакерка» А. Гречанинов «Материнские ласки» Игровая деятельность детей. В свободное от занятий время дети часто устраивают игры, в которых музыке отводится значительная роль. Например, играя в «концерт», «музыкальное занятие», «цирк» и т. д. , дети вспоминают и исполняют знакомые песни, танцы, хороводы, импровизируют, сочиняя собственные песенки и подбирая их на металлофоне или другом музыкальном инструменте. Дети с удовольствием включаются в сюжетно – ролевую игру, она вполне может стать музыкальной. Например: «Игра в оркестр», «Музыкальный магазин», «Музыкальная шкатулка», «Игра в театр», «Музыкальное занятие», «Ищем таланты», «Народный артист», «Концерт по заявкам» и так далее. Использование простых приёмов игры, музицирования на народных инструментах, участие в шумовых оркестрах позволяют создать ситуацию успеха для каждого ребёнка, что служит ведущим фактором формирования устойчивого интереса к музыкальному искусству. Даже если дети играют в игры, не связанные с музыкальной тематикой, музыка, разнообразное музыкальное сопровождение в них тоже может иметь место. Так, дети часто используют различные музыкальные инструменты для того, чтобы дать сигнал для отправления поезда, парохода. Веселая песенка, исполняемая детьми, может сопровождать их «путешествие» на автомобиле. Мальчики, играя в «солдат», четко маршируют под звуки барабана, «аккомпанируют» себе, отстукивая ритмический рисунок песни с помощью кубиков, палочек. Музыкальный репертуар: В. Шаинский «Все мы делим пополам»; Ю. Энтин «Где водятся волшебники» Интеграция музыкально- ритмической деятельности с другими образовательными областями в ДОУ. «Физическое развитие» Развитие физических каче ств дл я осуществления музыкально- ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности, проведение релаксации «Социально- коммуникативное развитие» Развитие свободного общения о музыке со взрослыми и детьми; развитие в театра лизованной деятельности всех компонентов устной речи; практическое овладение воспитанниками нормами речи; формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве «Познавательное развитие» Расширение музыкального кругозора детей; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира средствами музыкального искусства, творчества «Художественн о- эстетическое развитие» Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использо вание художественных произведений для обогащения содержания области «Музы ка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстети ческой стороне окружающей действительности; развитие детского творчества. Использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений «Речевое развитие» Формирования интереса к художественному слову потешки, стихи, сказки) . Приобщения к словесному искусству, развития художественного восприятия и эстетического вкуса( чтение наизусть стихов, потешек) . Ожидаемый результат проекта: В результате осуществления проекта должен возрасти интерес к музыкально- ритмической деятельности, уровень психомоторного развития и эмоциональной сферы детей, их творческих и коммуникативных проявлений, сформироваться навыки музыкально- ритмических движений.

Оставить комментарий: