Мониторинг развития музыкально - творческих способностей обучающихся

Опубликовано: 18:56:57 12-09-2021

Автор: Кузнецова Ирина Александровна

Документы для скачивания:

60002_MONITORING RAZVITIYa MUZ.SPOSOBNOSTEY DETEY.docx
Формат: .docx

Содержимое файтов:

60002_MONITORING RAZVITIYa MUZ.SPOSOBNOSTEY DETEY.docx

Мониторинг развития музыкально- творческих способностей обучающихся 1. Пояснительная записка «Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей… » В. А. Сухомлинский Цель: оценивание сформированности музыкально- творческих способностей. Задачи: 1. наблюдение за развитием музыкально- творческих способностей; 2. определение уровня сформированност и музыкально –творческих способностей; 3. прогнозирование развития музыкально –творческих способностей. Формирование знаний о средствах художественной выразительности, формирование знаний о видах музыкально – творческой деятельности и специфических для каждого из них изобразительных средствах. Разработанный мониторинг представляет развитие обучающихся как личности творческой, активно проявляющей себя во всех видах музыкальной деятельности, личности готовой адаптироваться в социуме. Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Развитие музыкально- творческих способностей и формировании гармоничной личности школьника происходит через восприятие музыки, умение ее слушать и анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Такое направление в области музыкального воспитания является приоритетным, так как размышления и анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формируют навыки самостоятельной работы. При формировании мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать. Значение развития творческих способностей в формировании личности школьника Музыкально- творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка- школьника в целом. Все упражнения, которые предлагаются детям для овладения определенными знаниями, умениями и навыками должны носить игровую форму. Здесь важно чувство меры, вариативность, чередование воспроизводящих и творческих действий детей, слушание музыки. Используя игровые технологии на уроках музыки, обучающимся предлагаются импровизации в разных видах деятельности в урочной и внеурочной деятельности. Занятия импровизацией на уроках музыки могут решать две взаимосвязанные друг с другом задачи: первая- выработка интонационного и ладового слуха, вторая- развитие творческой фантазии ребёнка. 2. Виды импровизаций на уроках музыки в разных видах деятельности. Значение. Импровизация- это особый вид художественного творчества, при котором произведение создаётся непосредственно в процессе исполнения. Личный опыт показывает, что качества творческой личности могут проявляться во всех видах музыкальной деятельности. Творчески- способные дети готовы к импровизации, они имеют особую чувствительность к восприятию музыки. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: сфере социальных отношений, психомоторной, творческой, художественной, музыкальной сфере, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей. Каждый ребенок предрасположен к восприятию и действию в разных видах искусства, потому что у него есть глаза, уши, он может двигаться, разговаривать, общаться. Развивая музыкально- творческие способности обучающихся, развивается воображение и способности. Им доступны почти все виды художественно- творческой деятельности — составление рассказов о прослушанном музыкальном произведении, придумывание стихов, пение, рисование, танцы, музыка. Личный опыт показывает, музыкальное творчество проявляется в сочинении мелодий, детском рисунке, в пластическом движении, когда обучающийся изображает какого- либо героя, какой- либо пейзаж. Главная особенность музыкально- творческих способностей — их развитие на основе восприятия художественного образа — музыки. Я считаю, что развивая музыкально- творческие способности обучающихся на уроках музыки, мы развиваем, индивидуальные способности каждого школьника. Чтобы ученик на уроках музыки или дома может попытаться сочинить и спеть мелодию. У него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных ситуациях. Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Песенное творчество важно формировать, начиная с младшего возраста, используя посильные детям творческие задания. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Кроме пения, детское творчество может проявляться в пластических движениях, игре на музыкальных инструментах. Музыкально- творческие способности постоянно обогащаются, если есть возможность проявить самостоятельность. На уроках музыки следует уделять внимание отбору музыкальных произведений. Программная музыка на уроках занимает ведущее место в творческих заданиях, так как поэтический текст, образное слово помогают лучше понять ее содержание. Инструментальное творчество детей, как правило, проявляется в импровизациях, т. е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Для того, чтобы детское творчество могло успешно развиваться, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления( через восприятие музыки) . Если дети различают смену характера, могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, хорошо ориентируются в средствах музыкальной выразительности, создающих образ( акценты, регистр, динамика, темп, мелодические интонации) , могут выделять яркие их них, они используют опыт восприятия музыки в творческих импровизациях. Например, мы слушаем марш, проводим элементарный анализ музыки, после чего предлагаю ребенку подвигаться в ритме марша, тут же можно попросить детей подобрать инструменты соответствующие данной музыке и сочинить свой марш, исполнив его на выбранном музыкальном инструменте. В разделе пение предлагаю ребенку сочинить свой марш на слог тра- та- та. Оно так же возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта. Одно из условий обеспечивающих успешное инструментальное творчество- владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы( цокот копыт, волшебные падающие снежинки) . Важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки. В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства, это помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям. Музыкально – творческими способностями называют способности, связанные с творческой деятельностью обучающегося в области музыки. Творчество в музыкальном исполнительстве – это, прежде всего, импровизации в различных видах музыкально- исполнительской деятельности. Существуют следующие виды импровизаций: речевые, пластические, инструментальные, изобразительные и вокальные. Вид деятельности: слушание музыки, вокально- хоровое пение. 1. Речевые импровизациям относятся: поиск эмоционально- образных определений характера и настроения музыки и передача их смыслового значения в соответствующем выразительном тоне: радостно, светло, тревожно, сумрачно и т. п. , а также интонационно- осмысленное чтение текста песен при их исполнении и разучивании, ритмизованное чтение стихов( в ритме, заложенном в самом тексте) , подбор рифм к словам и стихотворным строчкам. Вид деятельности: слушание музыки, вокально – хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах 2. Пластические импровизации продолжают линию развития эмоционального отклика детей на музыку. Чаще всего для пластических импровизаций подбираются музыкальные сочинения, имеющие программное содержание, или такие, в которых ярко и наглядно раскрывается музыкальный образ. Возможные виды пластических импровизаций: игра на воображаемых инструментах, «пластическое интонирование»( свободные движения рук, корпуса, головы в характере музыки) , передача музыкального образа в характерных движениях, инсценирование песни или музыкального произведения и т. д. Вид деятельности: слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах 3. Инструментальные импровизации зависят от того, к какой группе относится инструмент. Ударные инструменты можно использовать при подборе «ритмического рисунка»( ритмоформулы, повторяющейся в неизменном виде на протяжении всего произведения) , свободного ритмического сопровождения к пьесам, песням, музыкальным сказкам, речевым импровизациям. На инструментах со звуковысотной основой – металлофоны, триолы и др. , дети могут подбирать знакомые песни, подголоски к исполняемым мелодиям песен, находить « остинатные » повторяющие звуки основных гармонических функций – тоники, субдоминанты, доминанты для сопровождения некоторых произведений. Музыкальные впечатления детей могут подкрепляться детским изобразительным творчеством. Вид деятельности: слушание музыки 4. Изобразительные импровизации: рисованием на сюжеты музыкальных произведений, пьес, песен, создание эскизов костюмов для действующих лиц опер, балетов, мюзиклов. Художественная деятельность направлена, прежде всего, на развитие ассоциативного мышления школьника, поиск им таких выразительных средств в других видах искусства, которые помогли бы им осознать содержание музыкальных образов. Поэтому в качестве импровизаций можно использовать подбор иллюстраций( литературных, изобразительных) к музыкальным произведениям, графическое и цветовое моделирование музыки( подбор цветовых пятен, раскрывающих разные состояния природы, души человека, её наблюдающего) и пр. Давая детям, задание нарисовать картину на тему программного музыкального сочинения, следует обратить их внимание на изображение характерных персонажей, поиск выразительности колорита, линий, штрихов рисунка. Вид деятельности: слушание музыки, вокально- хоровое пение 5. Вокальные импровизации. В практике вокальной импровизации сложился стереотип, в основе которого выработка у обучающихся умения продолжить начатую учителем мелодию и завершить её, как правило, на тонике заданной тональности. «Наряду с этим достаточно широко распространённым приёмом не следует отказываться и от другого – импровизирования мелодии с выходом за пределы привычных мажорно- минорных ладовых отношений, когда мелодия вовсе не обязательно должна завершаться тоникой, а может уходить во всевозможные «вопросительные», «незавершённые» интонации». К вокальным импровизациям относят: пропевание имен( при этом, важно осознание обучающимися метро- ритмической организации имени, как полного, так и краткого) , музыкальные диалоги( учитывать правило: количество долей в ответе должно соответствовать количеству долей в вопросе) , завершение мелодии( также с опорой на ее ритмическую основу) , сочинение мелодии с опорой на заданную интонацию( например, терцовая интонация предполагает возможные варианты движения мелодии по терции и с ее заполнением) , свободное сочинение мелодии на заданный текст и др. К вокальным импровизациям тесно примыкает разыгрывание народных песен. Для разыгрывания детям предлагаются русские народные песни «На горе- то калина», «Ходила младешенька », «Я с комариком плясала» и др. , в которых есть определенный сюжет и развитие. Обучающиеся выразительно читают текст песни, определяют характер, настроение действующих лиц. Обсуждается какими интонациями( песенными, танцевальными или маршевыми) можно передать характер песни и каждого действующего лица. Запев каждый герой исполняет на свою мелодию, а припев поет весь класс на разученную мелодию. Детское музыкальное творчество – это форма активности, в процессе которой ребенок видоизменяет окружающий его мир и создает нечто новое для других и себя. Работу по формированию музыкально- творческих способностей ведется в системе. При построении системы работы по формированию творческих способностей детей следует учитывать синтетическую природу детского музыкального творчества и этапы его развития. Опыт работы по развитию музыкально- творческих способностей обучающихся предусматривает синтетическую природу музыкального творчества. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности н а уроке- пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Работая над развитием музыкально – творческих способностей обучающихся на уроках музыки, я заметила, что задания, где требуется импровизация, творческое применение имеющихся умений и навыков вызывает у обучающихся незначительные затруднения. Некоторые задания выполняют с направляющей помощью учителя. Однако, следует отметить, что все задания обучающиеся выполняют творчески, с желанием. Музыкальное творчество предполагает наличие у школьников музыкальных способностей, знаний и умений, которые они получают на уроках музыки. В вокальном творчестве для развития музыкально- творческих способностей, я использую специально написанные песни- образцы( по выбору учителя) . В них поется о каком – либо жизненном явлении и дается образец, как, например, гудит пароход, жужжит пчела и другие варианты. ( 1- 4 класс) . Такие задания очень заинтересовывают младших школьников. На уроке исполняется песня и предлагается придумать в соответствии с текстом песни свои интонации звукоподражания. При этом необходимо напомнить, что каждый должен придумать по – своему. После объяснения вторично играю фортепианное вступление, затем пою песню без фортепианного сопровождения, и предлагаю закончить песню по- своему, импровизируя гудок парохода. После детского исполнения проигрываю последние такты песни, чтобы ученик вновь почувствовал заданную тональность. Задания: • петь самостоятельно, находя то высокие интонации( поет маленькая кукушка, мяукает котенок и т. д. ) , то более низкие( поет большая кукушка, мяукает кошка и т. д. ) ; • петь свои имена на двух- трех звуках, передавая разнообразные интонации; • импровизировать мотив из двух- трех звуков на слоги « ля- ля », другой ребенок придумывает свой мотив( дети соревнуются, кто больше придумает попевок) ; текст. Объясняю, что музыка может выражать различные настроения. Исполняю в качестве иллюстрации сразу две песни, одну за другой, например: веселую песенку, грустную песенку. Затем предлагаю по их желанию и выбору сочинить и спеть веселую песню на слова: «Солнце ярко светит, весело на свете! » или грустную песню на слова: «Дождик льет как из ведра, загрустила детвора». Методика сочинения видоизменяется, так как дети должны уже самостоятельно придумать мелодию на заданный текст без поддержки фортепиано. Вначале привлекаю внимание детей к характеру музыки и литературного текста, которые созданы поэтами и композиторами в качестве образцов для творческих заданий. Затем предлагаю музыкальную загадку – узнать только по фортепианному сопровождению, в какой из двух пьес можно услышать, например, грустный рассказ об осени и радостный- о весне. Таким образом, дети сами по характеру музыки различают, какие музыкальные произведения подходят к тому или иному литературному тексту. После этого пою и играю повторно уже обе песни. Далее дети должны сочинить свои интонации на тот же текст и передать те же чувства. Играю лишь вступление, как бы настраивая ребенка, который вслед за этим импровизирует свою мелодию. Затем проигрываю музыкальное заключение, этим ребенок утверждается в настроении образца и ладотональности. Вначале обучающиеся выбирают для сочинения текст для двух предложенных им песен. Позднее – из трех, сочиняя колыбельную, плясовую и марш. Для этих заданий можно использовать короткие, образные произведения, со словами удобными для вокализации. Для развития детского творчества используются также импровизации движений. 3. Система оценивания музыкально творческих способностей на уроках музыки В процессе обучения обучающиеся достигают определенного уровня знаний: недостаточный, достаточный, высокий. Каждый уровень включает балльную систему оценивания, которая переведена в шкалу отметок и в процентное усвоение базового учебного материала. Мониторинг проводится в конце учебного года в классах, реализующих ФГОС( 1- 6 класс) . Обучающимся предлагается выполнить задание с целью закрепления темы полугодия. Результаты выполнения заданий обучающимися вносятся в таблицу мониторинга. Система оценивания включает в себя: 1. разработка критериев оценивания музыкально творческих способностей обучающихся; 2. установление балльной системы оценивания критерий учебных достижений и установление уровней усвоения учебного материала с учетом набранных баллов; 3. установление балльной системы отметок, переведенной в процентное освоение базового учебного материала. 4. установление уровней обучающихся каждого класса( ФГОС) . Функции мониторинга 1. констатация- фиксируется фактический уровень достижений; 2. уведомление- сообщение информации о результатах; - контроль- позволяет определить направления и объем дальнейшей работы. Следует сказать, что Система оценивания построена на соблюдении нескольких принципов: 1. Оценивание может быть только критериальным, содержать три уровня достижения результатов. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. 2. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности обучающихся; 3. Оценивать можно только то, чему учат; 4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы ученик включался в контрольно- оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. На уроке может быть 4 основных вида деятельности: 1. слушание музыки; 2. вокально- хоровое пение; 3. музицирование, игра на детских музыкальных инструментах. Каждый прием содержит показатель оценивания: 1. знание; 2. понимание, 3. применение; 4. коммуникация; 5. анализ; 6. синтез( указаны ниже) . 1. Критерии оценивания музыкально- творческих способностей нам уроках музыки 1. Обучающийся может различать некоторые особенности учебного материала, имеет нечеткие представления о музыкальных терминах, понятиях; 2. Обучающийся фрагментарно воспроизводит незначительную( менее половины) часть учебного материала, с направляющей помощью выполняет задания на уроке или Д/ З. 3. Со вспомогательной помощью анализирует, сравнивает, обобщает, делает выводы. достаточный 4. 1. Обучающийся имеет знания и понимание основных положений учебного материала. Ответ правильный, осмысленный, полный, логически обоснован, но с некоторыми неточностями. 2. Обучающийся воспроизводит значительную( более половины) часть учебного материала. Самостоятельно( с незначительной помощью) выполняет задания на уроке и дома. Умеет применять знания при выполнении задания. Умеет приводить свои примеры. 3. Обучающийся с незначительной помощью способен анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Самостоятельно контролирует свою деятельность. повышенный 5 1. Обучающийсявладеет глубокими, прочными, системными знаниями. Обладает музыкально- творческими способностями. 2. Обучающийся в полном объеме воспроизводит учебный материал. Умеет находить дополнительный источник информации. Самостоятельно определяет цели собственной учебной деятельности. Умеет аргументировать свою точку зрения, доказывать, приводить примеры. 3. Обучающийся самостоятельно анализирует информацию, ставит и решает проблемы, критически оценивает новые факты. 2. Балльная система отметок, переведенная в уровни освоения 3. Уровни, переведенные в шкалу отметок( схема)

Оставить комментарий: