Дневной сон в период адаптации
Дневной сон в период адаптации
Пребывание вдали от родителей, среди большого скопления других людей – серьёзное испытание для нервной системы, с которым все дети справляются по-разному.
Дневной сон способствует снятию нервного напряжения ребенка, на долю которого выпадает усвоение огромного количества новых знаний. В пользу послеобеденного сна говорит и тот факт, что дети, спящие днем, обычно более спокойны, менее возбудимы, меньше устают и даже болеют реже своих сверстников. Умение спать днем нормализует психику ребенка, учит его управлять своими эмоциями.
А если ваш малыш – интроверт или, наоборот, имеет легко возбудимый эмоциональный склад характера, ему может понадобиться дополнительная помощь при засыпании.
Нередки случаи, когда малыш просто отказывается спать в саду, хотя дома проблем с дневным сном не наблюдается. Связано это, как правило, с тем, что ребенок всё еще не адаптировался к новым условиям — волнуется и переживает, испытывает дискомфорт.
В такой ситуации важно пообщаться с малышом, узнать, что именно его тревожит. Необходимо настроить ребенка на позитивные эмоции и помочь преодолеть страх временного расставания с родителями. Чем быстрее вы установите причину детского волнения, тем быстрее пройдет адаптация к новым условиям.
Для преодоления тревоги можно принести любимую «игрушку для сна» из дома, попросите также воспитателя применить один из ваших домашних приёмов укладывания, например, поглаживания по спине или напевание, чтобы сама ситуация стала более знакомой и понятной для ребёнка.
Говорите ребенку о том, что вы понимаете, что его поведение вызвано тем, что ему не хочется и страшно оставаться в детском саду на целый день. Что вы верите, что его поведение придёт в норму, как только он привыкнет и перестанет бояться.
Конечно, если вам позволяет ситуация, некоторое время не оставляйте малыша на дневной сон в саду. Начните снова ходить на полдня. И обязательно расскажите ему и заверьте, что вы снова будете забирать его до сна, чтобы снизить его тревогу, появляющуюся в ожидании тихого часа.
Постепенно готовьте ребенка к тому, что он останется на дневной сон. Расскажите ему о том, как он ляжет в садике в кроватку, поспит, а когда проснется, у него будет вкусный полдник, и он сможет еще немного поиграть в игрушки.
Обязательно говорите ему, когда вы за ним придёте. Например: «Я приду за тобой сразу, как ты поспишь/оденешься на прогулку».
Договоритесь с воспитателем о единой линии поведения в отношении вашего малыша. Например, вы обе будете говорить, что мама сейчас на работе, и придет, когда ты поспишь (поиграешь, погуляешь и т.д.).
Возможно, самое страшное для ребёнка – это фантазии о том, что за ним не придут, он будет разлучён со своими родителями. Поэтому, даже рассердившись, не говорите: "Я тебя отдам вон тому дяде", "Оставлю тебя здесь, если будешь себя плохо вести" и т.д. У малыша не должно быть сомнений: родители им дорожат, обязательно заберут его из сада, скучают по нему, когда уходят на работу.
Важно создавать и поддерживать ритуалы. Ритуалы призваны подчеркнуть стабильность этого мира, уверенность ребенка в том, что все под контролем, учат его доверять взрослым. Придумайте ритуал встречи и прощания. Заранее договоритесь с ребенком, что, прощаясь, вы будете с ним обниматься и, например, стукаться кулачками. Ритуал прощания поможет ему легче вас отпустить. Уходя, пожелайте ребенку хорошо провести время.
Всегда прощайтесь с ребенком, прежде чем уйти. Не нужно исчезать незаметно. Ребенок это воспримет как предательство и перестанет вам доверять.
Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо принести в группу свою фотографию, на которой вы с малышом вместе. В этом случае ребенок в любой момент сможет увидеть родных и уже не так тосковать вдали от дома.
Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада. Чаще акцентируйте внимание ребенка на том, что ему нравилось в садике. Например, вспомните о том, как он подружился с мальчиком и играл с ним, как ему понравилась машинка и как воспитательница им читала книжку.
Одновременно с этим отмечайте и комментируйте те ситуации, когда он ведёт себя хорошо. «Мне очень понравилось, что ты был таким спокойным на прогулке, слушал воспитательницу, когда она что-то говорила, помог мальчику, сам разделся». Пусть даже этих моментов совсем немного, но, если вы будете замечать их и радоваться им, их будет становиться все больше и больше.
В детском саду обязательно будет место негативным эмоциям, ведь любой новый жизненный этап всегда связан как с положительными, так и с отрицательными моментами. Ребенок смотрит на родителей и считывает отношение к миру с их мыслей, слов, поведения. Поэтому будьте терпеливы, демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.