Культурная практика " Блуждание по картине"
Документы для скачивания
Культурная практика « Блуждание по картине », реализуемая в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно- эстетического направления развития воспитанников детского сада" Дюймовочка" с. Субботино, воспитателем Губаревой Н. М. . «Не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения ». ( В. М. Букатов) Актуальность: Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому для воспитания сегодня, как никогда, актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…»- т. е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни. Такие дети способны принимать нестандартные решения, умеют творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации. Чем лучше будет организована познавательно- речевая деятельность детей дошкольного возраста, тем выше гарантии успешности школьного обучения и дальнейшего развития ребенка как личности. Поэтому возникает необходимость в поиске и применении эффективных методов в познавательно- речевом развитии дошкольников, способствующих достижению устойчивых, положительных результатов. Цель: с оздание условий для познавательно- речевой активности посредством социо –и гровой практики « Блуждание по картине». Задачи: помочь детям научиться эффективно общаться; сделать образовательный процесс более увлекательным для детей; способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества; воспитать в дошкольниках желание узнавать новое. Организация детских видов деятельностей: общение ребенка со взрослым; общение ребенка со сверстниками; исследовательская деятельность в направлении« Блуждание по картине; игровая деятельно сть обыгрывание сюжетов картин, иллюстраций. Дорожная карта реализации: Воспитанникам даю не только определенную сумму знаний и умений, а еще учу активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенно й речевой активностью. Поэтому в своей работе особое внимание уделяю развитию речи своих воспитанников. Р азвивать речь ребенка, не включая ее в познавательную деятельность невозможно, т. к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. В этом мне помогает современная культурная практика « Социо- игровая педагогика», представленная Е. Шулешко, А. Ершовой и В. Букатовым. Одним из результативных способов формирования познавате льно- речевой активности для своих детей я выбрала «Блуждание по картине». Испо льзуя эту культурную практику, заметила, что у детей повысился уровень развития интеллектуальных способностей, памяти, внимания, воображения, речи, логического мышления, повысилась исследовательская активность детей. П рименяя социо- игровые приёмы, упражнения, направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к сверстникам, на активизацию самостоятельност и и инициативности детей, их творческих способностей. С оцио- игровую практику «Блуждание по картине» системно использую, как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную. Социо- игровая практика направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в основ е данной культурной практики лежит общение детей между собой, со взрослым и. Общение детей в рамках данной практики организую в три этапа: на самом первом этапе учу детей правилам общения, культуре общения( дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь) ; на втором этапе общение является целью- ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу; на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т. е. через общение я обучаю дошкольников. Плюсы социо- игрового подхода культурной практики: - Отношения: « ребенок- сверстники »; - Педагог является равноправным партнером; - Разрушается барьер между педагогом и ребенком; - Дети ориентированы на сверстников, а значит не являются покорными исполнителями указаний педагога; - Дети самостоятельны и инициативны; - Дети сами устанавливают правила игры; - Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения; - Дети договариваются, общаются( выполняют роль и говорящих и роль слушающих) ; - Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами; - Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга; - Социо- игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность. Принципы, кото рыми я руковод ству юсь в работе с де тьми по социо- игровой практике: Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их. Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей. Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам. Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы. Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры. Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что и просто, а что трудно – то интересно. Движение и активность. о бучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения Жизнь детей в мал ых группах, , в четвёрках и тройках. Деятельность дошкольников в малых группах- самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания. Принцип полифонии. За 133- мя зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток ». Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто- то побольше, кто- то поменьше. «Блуждание по картине» начинала работу с простого, задавая вопросы: – Что легкое, твердое, мягкое, шершавое, тяжелое, холодное, горячее, гладкое; – Что находится над, в, за, под, перед, позади? – Что большое, что маленькое? – Что тонкое, что толстое? – Что длинное, что короткое? – Что на земле, что в воздухе? – Сколько и чего? – Чего по 2, 3. . . ? – Найдите предметы из стекла, железа, шерсти, дерева и т. д. – Назовите растения, живое и неживое? – Какие деревья и кустарников изображены на картине? – Какое время года изображено на картине? Почему вы так считаете? . Задание для команд: – Сколько живых объектов на картине? – Назовите предметы, имеющие форму геометрических фигур, встречающихся на картине? ( круглое, овальное, прямоугольное, ит. д. ) – Назовите деревянные предметы, изображенные на картине? – Что на картине зеленого( красного, желтого, и т. д. ) цвета цвета? – Кто на картине смелый( трусливый, злой, хитрый и т. д. ) ? - Дружат ли герои между собой? - Что бы вы посоветовали героям? – Назовите хорошие и плохие поступки героев? Почему вы так считаете? Задание для команд: пои ск стр анностей. – Найти на картине странность, нелепость, то есть то, что вызывает удивление. Об суждение нелепиц и странностей: вариативность смыслов. Каждая команда рассказывает о странностях, которые они обнаружили. С оставление рассказа, сказки: выражение замыс ла. ( иллюстраций, картин) Задание: Оживить это место на картине. Отгадать другим командам: Какое место в картине оживили их товарищи? Возможно дети предложат драматизацию сказки, рассказа. Если у детей появится желание нарисовать, вылепить, сделать аппликацию героев картин, иллюстраций это только приветствуется. Результат: Применение социо- игровой культурной практики поспособствовало реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. У детей в большей мере развилась любознательность, реализовывались познавательные потребности. Преодолевалась застенчивость, развивалось воображение, речевая и общая инициатива, повысился уровень познавательных и творческих способностей. У многих воспитанников социо- игровая практика поспособствовала развитию самоопределения и самореализации, способствовало повышению уровня коммуникативной, информационной, познавательной потребностям, что особенно актуально в условиях реализа ции ФГОС. П оэтому я вижу необходимость в дальнейшем использовании данного метода в своей работе.