Фонематические сказки
Документы для скачивания
ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ Прежде чем учить читать, ребенка следует научить слушать и слышать звуки родной речи. Эту задачу с легкостью решит любой желающий, если, читая или рассказывая сказку, сначала сам, а затем вместе с ребенком( детьми) будет: четко артикулировать и пропевать звуки( длиннее- короче, выше- ниже) так, как указано в тексте; отхлопывать ритм «песен» каждого звука; «дирижировать»- демонстрировать рукой продолжительность звука, высоту звучания голоса; имитировать игру на музыкальных инструментах, следуя ритмическому рисунку той или иной «песенки»; использовать наглядный материал для «записи» и «чтения песен» звуков. При этом следует показывать: протяжный звук - ведением руки в воздухе по горизонтальной линии; отрывистый звук - резким разведением( растопыриванием) предварительно сомкнутых пальцев; повышение звука - подниманием руки вверх; понижение звука - опусканием руки вниз. Звук средней продолжительности Длительный звук Краткий( отрывистый) звук Высокий звук и низкий звук Пример ритмического рисунка «песни» звука «О» После чтения сказки детям следует задать вопросы по тек c ту и предложить выполнить задания, направленные на закрепление и осмысление ее содержания. Примерные вопросы и задания даются после каждой сказки. Ответы детей могут быть полными и краткими. В скобках после вопроса указывается суть возможного ответа. Если ребенок испытывает какие- либо затруднения, взрослому необходимо напомнить ему содержание сказки, прочитав из нее нужный для ответа отрывок. Сказка «Живые звуки», состоящая из двух частей, может использоваться как полностью, так и фрагментарно, в зависимости от возраста детей, особенностей их развития, объема знаний и умений, этапа работы над звуками, целей занятия. Первая часть сказки дает возможность: познакомить детей с гласными звуками, или закрепить знание гласных звуков формировать понятие «гласный звук» развивать слуховое внимание развивать фонематический слух( например: после прочтения или рассказа текста предложить вспомнить, какие «песенки» пели звуки, сколько звуков пели ту или иную «песенку», в какой последовательности пели звуки, какие «песенки» могут спеть звуки [ у] , [ и] и так далее) познакомить детей с гласными буквами, или закрепить зрительные образы гласных букв закреплять у детей различие понятий «звук- буква» Вторая часть сказки, помимо перечисленных выше задач, позволяет: формировать понятие «согласный звук» познакомить дошкольников с йотированными гласными буквами СКАЗКА ПЕРВАЯ- О ЗВУКЕ «А» Жил- был звук «a». Он любил петь, широко открывая рот: «a_ _ ». Иногда звук «a» пел очень тихо: «a, a, a». Иногда- очень громко: «a, a, a». Когда звуку «a» было грустно, то пел он тихую- тихую, протяжную- протяжную песню: « a_ _ a_ _ a_ _ a_ _ a_ _ a_ _ a_ _ ». Бывали времена, когда звук «a» играл на барабане: « aaaaa, aaaaa ». А еще звук «a» пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень- очень плавно: a \ A a \ a a \ a_ _ a_ _ a a \ a a \ a a \ a В сем вокруг нравился звук «a» за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса. Вопросы и задания О каком звуке эта сказка? Что любил делать звук «a»? ( Петь) . Когда звук «a» пел, как он открывал рот? ( Широко) . Покажи, как пел звук «a» ( Открывал рот) . Как умел петь звук «a»? ( Тихо, громко) . Спой тихо, спой громко. Какую песню пел звук «a», когда ему было грустно? ( Тихую- тихую, протяжную- протяжную) . Спой тихую, протяжную песню звука «a» ( « a_ _ a_ _ a_ _ a_ _ a_ _ a_ _ a_ _ ») . На каком инструменте играл звук «a»? ( На барабане) . Прохлопай и спой мелодию, которую звук «a» играл на барабане ( « aaaaa, aaaaa ») . Какие песни звук «a» пел детям? ( Колыбельные) . Спой колыбельную звука «a»: a \ a a \ a_ _ a_ _ a За что всем нравился звук «a»? ( Широко открывал рот и пел на разные голоса) . СКАЗКА ВТОРАЯ- О ЗВУКЕ «У» Жил да был звук «у». У звука «у» была удивительная особенность: когда он пел, то вытягивал губы трубочкой, отчего все его песни становились похожи на гудок: «у, у, у». Звук «у» умел гудеть как пароход: «у_ _ у_ _ у_ _ ». Умел звук «у» гудеть и как поезд: « у_ _ у_ _ у_ _ у_ _ у_ _ у_ _ ». Звук «у» умел гудеть и тихо: « у_ _ у_ _ у_ _ », и громко: « у_ _ у_ _ у_ _ ». Но больше всего звук «у» любил играть на трубе: « уууууууу у_ _ ». Заслышав такую мелодию, весь честной народ собирался вместе, люди дружно хлопали в ладоши и подпевали: « уууууууу у_ _ ». Веселье продолжалось долго и заканчивалось лишь тогда, когда звук «у» трубил отбой: « у_ _ у_ _ у у у_ _ ». Все расходились, а песня звука «у» раздавалась все тише и тише: « у_ _ у_ _ у у у_ _ ». Так звук «у» утром помогал вставать, а вечером напоминал, что пора ложиться спать. Вопросы и задания О каком звуке эта сказка? Какая особенность была у звука «у»? ( или: Отчего песни звука «у» были похожи на гудок? ) ( Вытягивал губы трубочкой) . Как умел гудеть звук «у»? ( Как пароход, как поезд; тихо, громко) . Спой все песни звука «у». На чем любил играть звук «у»? ( На трубе) . Заслышав какую мелодию, все хлопали и подпевали? Спой и прохлопай ( « уууууууу у_ _ ») . Как звук «у» трубил отбой? Спой и прохлопай ( « у_ _ у_ _ у у у_ _ ») . СКАЗКА ТРЕТЬЯ- О ЗВУКЕ «О» Жил- был звук «о». Очень звук «о» любил петь. Пел он много и с душою. Когда звук «о» пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: «о, о, о». Звук «о» был в восторге от всего: «О! Какое красивое облако! О! Какое глубокое озеро! О! Какой зеленый остров! » Звук «о» мог не только восторгаться всем вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят: «о о о_ о о о_ о о о_ ». В переводе эта песня звучала так: «Ко- ко- ко, ко- ко- ко, не ходите далеко. . . » Очень многим нравился звук «о». Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки. Вопросы и задания О каком звуке эта сказка? На что похож рот у звука «о»? ( На вытянутый кружок) . От чего был в восторге звук «о»? ( От облака, от озера, от острова) . Кому мог подражать звук «о» своей песенкой? ( Курице) . Спой эту песенку ( «о о о_ о о о_ о о о_ ») . На что были похожи рты у всех поющих со звуком «о»? ( На вытянутые кружки) . Придумай мелодию для звука «о», прохлопай и спой ее. СКАЗКА ЧЕТВЕРТАЯ- О ЗВУКЕ «И» Жил- был звук «и». Рот у интересного и привлекательного звука «и» всегда широко- широко улыбался, и от этого песни его звучали игриво: «и, и, и». Иногда звук «и» играл на свирели. И тогда вокруг разносились самые разные мелодии, которые звучали и высоко: «и_ _ иии_ _ »; и низко: «и и ии ии и_ _ » и протяжно: «и_ _ и_ _ и_ _ » и отрывисто: « ии ии и». Но больше всего окружающим нравилось слушать в исполнении звука «и» песню о Чижике- пыжике: « ии ии иии_ _ ии и ии ии и_ _ ». Когда звук «и» прилежно выводил мелодию на свирели, все ему подпевали прихлопывая, притопывая, любуясь его широкой улыбкой. Вопросы и задания О каком звуке эта сказка? Как звучали песни звука «и»? ( Игриво) . Почему песни звука «и» всегда были игривыми? ( Рот широко- широко улыбался) . На каком музыкальном инструменте играл звук «и»? ( На свирели) . Как могут звучать мелодии звука «и»? ( Высоко, низко, протяжно, отрывисто) . Исполни все мелодии звука «и» ( «и_ _ иии_ _ », «и и ии ии и_ _ », «и_ _ и_ _ и_ _ », « ии ии и») . Какую песню в исполнении звука «и» любили слушать окружающие? ( Чижик- пыжик. ) Спой песню о Чижике- пыжике так, как ее пел звук «и», мелодию прохлопай ( « ии ии иии_ _ ии и ии ии и_ _ ») . СКАЗКА ПЯТАЯ- О ЗВУКЕ «Э» Жил да был звук «э». Звук «э» всегда чем- то интересовался. При этом его рот был приоткрыт, а язык с выгнутой спинкой приподнят: «э, э, э». Звук «э» задавал много разных вопросов: «Это что? Это зачем? Это почему? » Звук «э» был известен и тем, что любил петь протяжные песни: «э_ _ э_ _ э_ _ э_ _ э_ _ ». Больше других ему нравилась такая песня: «э э э_ _ э э э_ _ э э э э э_ _ э_ _ » Так и жил звук «э»: задавал вопросы и, получив на них ответы, распевал свои протяжные песни, приоткрывая рот и приподнимая язык. Вопросы и задания О каком звуке эта сказка? В каком положении всегда находился рот и язык у звука «э»? ( Рот приоткрыт, язык приподнят) . Какие вопросы задавал звук «э»? ( Это что? Это зачем? Это почему? ) Какие песни пел звук «э»? ( Протяжные) . Спой и прохлопай мелодию протяжной песни ( «э_ _ э_ _ э_ _ э_ _ э_ _ ») . Исполни песню, которая больше других нравилась звуку «э» ( »э э э_ _ э э э_ _ э э э э э_ _ э_ _ ») . Как пел звук «э»? ( Приоткрывая рот и приподнимая язык) . СКАЗКА ШЕСТАЯ- О ЗВУКЕ «Ы» Жил- был звук «ы». Известен был звук «ы» своим низким голосом. Звучал его голос низко- низко оттого, что пел звук «ы», немного улыбаясь приоткрытым ртом, с оттянутым назад языком: «ы, ы, ы». Звук «ы» умел петь и протяжно: « ы_ _ ы_ _ ы_ _ », и отрывисто: «ы ы ы ы ы ». Иногда звук «ы» играл на барабане: « ыыыыы ы, ыыыыы ы». Иногда- пел тихие колыбельные песни: «ы ы ы ы ы_ _ ы ы_ _ , ы ы ы ы ы_ _ ы ы_ _ ». Звук «ы» жил тихой спокойной жизнью, радовал окружающих красивым, низким бархатным голосом, всегда немного улыбался, оттягивая язык назад. Вопросы и задания О каком звуке эта сказка? Чем был известен звук «ы»? ( Низким голосом) . Почему у звука «ы» был очень низкий голос? ( Пел с приоткрытым ртом и оттянутым назад языком) . Как умел петь звук «ы»? ( Протяжно, отрывисто) . Спой протяжную и отрывистую песню звука «ы», прохлопай мелодии ( « ы_ _ ы_ _ ы_ _ , ы ы ы ы ы») . На чем иногда играл звук «ы»? ( На барабане) . Прохлопай и спой мелодию, которую звук «ы» исполнял на барабане ( « ыыыыы ы, ыыыыы ы») . Какие песни иногда пел звук «ы»? ( Тихие, колыбельные) . Спой колыбельную песню звука «ы» ( «ы ы ы ы ы_ _ ы ы_ _ , . . . ») . Как всегда улыбался звук «ы». СКАЗКА ЖИВЫЕ ЗВУКИ Часть первая Давным- давно жили- были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер: «а» - радостный и веселый, «у» - угрюмый, задумчивый, «о» - очень любил всему удивляться, «и» - игривый, улыбчивый, «э» - медлительный, рассудительный, «ы» - самый серьезный и хмурый. Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и очень тоненько- высоко: «а, у, о, и, э, ы». И низко: «а, у, о, и, э, ы». Звуки пели по одному и парами: « ау, ои, эы ». Пели звуки также и по трое: « ауо, иэы ». А ещё звуки могли петь хором: « ауоиэы ». Ходили звуки по свету и голосисто пели. За это их стали называть гласными и красные рубашки подарили. Но однажды задумались звуки: - Как же так, - говорит «а», - у всех есть дома, а у нас нет. - У зверей- у кого дупло, у кого берлога, - поддержал «у». - О, и у каждой птички есть гнездо, - подхватил «о». - И люди в домах живут, - тихонько заметил «и». - Это что же получается, одни мы без постоянного места жительства, - возмутились «э» и «ы». Подумали- подумали да и начали дома мастерить. « а » да «и» нашли по три палочки. «а» сделал шалаш с перекладиной. «и» к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался очень доволен. «у» и «ы» взяли по две палочки. «у» смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком. «ы» к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности. «о» увидело колесо, оно ему и подошло. « э » долго смотрел на треснутый ободок от колеса, потом приделал к нему палочку и устроился- домик появился и у него. Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали, стали их называть буквами. У звука «а» - домик- буква «а», у звука «у» - домик- буква «у», у звука «о» - домик- буква «о», у звука «и» - домик- буква «и», у звука «э» - домик- буква «э», у звука «ы» - домик- буква «ы». С тех пор, глядя на домики- буквы, все узнают, какие звуки в них живут. Часть вторая Сидят однажды гласные в своих домах- буквах, распевают песни на все голоса, вдруг слышат что- то странное, непонятное: «й й й й. . . ». Смотрят- какой- то непохожий на них звук в зеленой рубашке что- то пытается им объяснить, да уж очень кратко говорит: «й. . . й. . . й. . . ». Прислушался «и» и узнал в нем своего дальнего родственника, которого звали « и- кратким », потому что звучит он отрывисто, коротко, и расслышать его не всегда легко. Слушали- слушали звуки и наконец поняли- это «и- краткий» в хор к ним просится. Вышли гласные, встали в кружок и стали думу думать, как же « и- краткого » петь научить. Все у него хорошо: голос и звонкий, и мягкий, и нежный, а звук тянуть не может. . . Для начала домик ему построили- такой же, как у его родственника, звука «и», но с козырьком, для отличия. Домик « и- краткого » назвали буквой «и- краткой». Обрадовался « и- краткий », благодарит всех за домик- букву: «й й й й. . . ». Поселился « и- краткий », в своем домике- букве, слушает, как гласные поют, и сам пытается им подпевать: «й й й й. . . ». Слушал- слушал «а», да и говорит: - А давай- ка попробуем спеть вдвоем. Ты начинай, а я подхвачу. « и- краткий» согласился, и они запели: - « йа, йа, йа ». - У вас здорово получается, - задумчиво протянул «у», - ну а со мной петь будешь? - обратился он к «и- краткому». - Буду, - ответил тот, не задумываясь. И тут же все услышали: - « йу, йу, йу ». - О, как хорошо! Спой теперь со мной, - попросил «О». - Пожалуйста. - « й о, йо, йо », - полилась новая песня. - Э, я не хочу оставаться в стороне, - рассудил «Э», - споем вместе, - предложил он « и- краткому ». Следующая песня звучала так: - « йэ, йэ, йэ ». Радуется «и- краткий»: поет с «а» - получается « йа, йа, йа », поет с «у» - получается « йу, йу, йу », поет с «о» - получается « йо, йо, йо », поет с «э» - получается « йэ, йэ, йэ ». Опечалены были только «и» да «ы». - Мило, очень мило, - вздыхал «и», слушая пение друзей, - хотелось бы мне спеть с « и- кратким », но если я запою, его вообще никто не услышит, мы же родственники. - Мы с « и- кратким » тоже петь вместе не сможем. Он такой высокий, а я такой низкий, - горевал «ы». Так сидели они, слушали песни: « йа », « йу », « йо », « йэ », тихонько переговаривались и надумали построить такие домики, где бы « и- краткий » мог выступать с концертами со звуком «а», , со звуком «у», со звуком «о», со звуком «э». Подумали- подумали да и смастерили четыре домика. Первый домик назвали буквой «я», в нем « и- краткий » стал петь со звуком «а». Второй домик назвали буквой «ю», в нем « и- краткий » стал петь со звуком «у». Третий домик назвали буквой «ё», в нем « и- краткий » стал петь со звуком «о». Четвертый домик назвали буквой «е», в нем « и- краткий » стал петь со звуком «э». Так до сих пор и поют в домиках- буквах «я», «ю», «ё», «е». А звук « и- краткий » за то, что согласился петь с гласными, стали называть «согласным», да прибавлять «звонкий, мягкий». Голос- то у « и- краткого » действительно удивительно звонкий и удивительно мягкий. Пели звуки много- и дома, и на концертах. Выступали гласные звуки всегда в красных рубашках, а «и- краткий» - в зеленой. Глядя на него, все мягкие звуки стали носить рубашки зеленого цвета, а твердые звуки решили ходить в синих рубашках. Вариант окончания сказки Так с тех пор и повелось в русском языке: шесть гласных звуков обозначают кружочками красного цвета. Все остальные звуки- согласные. Мягкие согласные обозначаются зелеными кружками. Твердые согласные- синими. Вот и сказочке конец, кто запомнил- молодец! Вариант окончания сказки Так с тех пор и повелось в русском языке: гласных звуков шесть. Гласных букв десять: «а», «у», «о», «э», «ы», «и», «я», «ю», «ё», «е». В четырех буквах- домиках: «я», «ю», «ё», «е» поет «и- краткий» дуэтом, то есть вдвоем с гласными «а», «у», «о», «э». Все звуки, согласившиеся петь с гласными, называются согласными. Гласные звуки любят красный цвет, согласные мягкие- зеленый, согласные твердые- синий. Вот и сказочке конец, кто запомнил- молодец!