a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Фонематические сказки

Автор: Сагалакова Елена Дмитриевна Опубликовано: 2021-10-01 09:08:41

Документы для скачивания

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ Прежде чем учить читать, ребенка следует научить слушать и слышать звуки родной речи. Эту задачу с легкостью решит любой желающий, если, читая или рассказывая сказку, сначала сам, а затем вместе с ребенком( детьми) будет: четко артикулировать и пропевать звуки( длиннее- короче, выше- ниже) так, как указано в тексте; отхлопывать ритм «песен» каждого звука; «дирижировать»- демонстрировать рукой продолжительность звука, высоту звучания голоса; имитировать игру на музыкальных инструментах, следуя ритмическому рисунку той или иной «песенки»; использовать наглядный материал для «записи» и «чтения песен» звуков. При этом следует показывать: протяжный звук - ведением руки в воздухе по горизонтальной линии; отрывистый звук - резким разведением( растопыриванием) предварительно сомкнутых пальцев; повышение звука - подниманием руки вверх; понижение звука - опусканием руки вниз. Звук средней продолжительности Длительный звук Краткий( отрывистый) звук Высокий звук и низкий звук Пример ритмического рисунка «песни» звука «О» После чтения сказки детям следует задать вопросы по тек c ту и предложить выполнить задания, направленные на закрепление и осмысление ее содержания. Примерные вопросы и задания даются после каждой сказки. Ответы детей могут быть полными и краткими. В скобках после вопроса указывается суть возможного ответа. Если ребенок испытывает какие- либо затруднения, взрослому необходимо напомнить ему содержание сказки, прочитав из нее нужный для ответа отрывок. Сказка «Живые звуки», состоящая из двух частей, может использоваться как полностью, так и фрагментарно, в зависимости от возраста детей, особенностей их развития, объема знаний и умений, этапа работы над звуками, целей занятия. Первая часть сказки дает возможность: познакомить детей с гласными звуками, или закрепить знание гласных звуков формировать понятие «гласный звук» развивать слуховое внимание развивать фонематический слух( например: после прочтения или рассказа текста предложить вспомнить, какие «песенки» пели звуки, сколько звуков пели ту или иную «песенку», в какой последовательности пели звуки, какие «песенки» могут спеть звуки [ у] , [ и]  и так далее) познакомить детей с гласными буквами, или закрепить зрительные образы гласных букв закреплять у детей различие понятий «звук- буква» Вторая часть сказки, помимо перечисленных выше задач, позволяет: формировать понятие «согласный звук» познакомить дошкольников с йотированными гласными буквами СКАЗКА ПЕРВАЯ- О ЗВУКЕ «А» Жил- был звук  «a». Он любил петь, широко открывая рот:   «a_ _ ». Иногда звук  «a»  пел очень тихо:   «a, a, a». Иногда- очень громко:   «a, a, a». Когда звуку  «a»  было грустно, то пел он тихую- тихую, протяжную- протяжную песню:   « a_ _ a_ _ a_ _ a_ _ a_ _ a_ _ a_ _ ». Бывали времена, когда звук  «a»  играл на барабане:   « aaaaa, aaaaa ». А еще звук  «a»  пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень- очень плавно: a  \   A a  \   a a  \    a_ _ a_ _ a a  \   a a  \   a a  \   a В сем вокруг нравился звук  «a»  за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса. Вопросы и задания О каком звуке эта сказка? Что любил делать звук  «a»? ( Петь) . Когда звук  «a»  пел, как он открывал рот? ( Широко) . Покажи, как пел звук  «a»  ( Открывал рот) . Как умел петь звук  «a»? ( Тихо, громко) . Спой тихо, спой громко. Какую песню пел звук  «a», когда ему было грустно? ( Тихую- тихую, протяжную- протяжную) . Спой тихую, протяжную песню звука  «a»  ( « a_ _ a_ _ a_ _ a_ _ a_ _ a_ _ a_ _ ») . На каком инструменте играл звук  «a»? ( На барабане) . Прохлопай и спой мелодию, которую звук  «a»  играл на барабане ( « aaaaa, aaaaa ») . Какие песни звук  «a»  пел детям? ( Колыбельные) . Спой колыбельную звука  «a»: a  \   a a  \    a_ _ a_ _ a За что всем нравился звук  «a»? ( Широко открывал рот и пел на разные голоса) . СКАЗКА ВТОРАЯ- О ЗВУКЕ «У» Жил да был звук  «у». У звука  «у»  была удивительная особенность: когда он пел, то вытягивал губы трубочкой, отчего все его песни становились похожи на гудок:   «у, у, у». Звук  «у»  умел гудеть как пароход:   «у_ _ у_ _ у_ _ ». Умел звук  «у»  гудеть и как поезд:   « у_ _ у_ _ у_ _ у_ _ у_ _ у_ _ ». Звук  «у»  умел гудеть и тихо:   « у_ _ у_ _ у_ _ », и громко:   « у_ _ у_ _ у_ _ ». Но больше всего звук  «у»  любил играть на трубе:   « уууууууу у_ _ ». Заслышав такую мелодию, весь честной народ собирался вместе, люди дружно хлопали в ладоши и подпевали:   « уууууууу у_ _ ». Веселье продолжалось долго и заканчивалось лишь тогда, когда звук  «у»  трубил отбой:   « у_ _ у_ _ у у у_ _ ». Все расходились, а песня звука  «у»  раздавалась все тише и тише:   « у_ _ у_ _ у у у_ _ ». Так звук  «у»  утром помогал вставать, а вечером напоминал, что пора ложиться спать. Вопросы и задания О каком звуке эта сказка? Какая особенность была у звука  «у»? ( или: Отчего песни звука  «у»  были похожи на гудок? ) ( Вытягивал губы трубочкой) . Как умел гудеть звук  «у»? ( Как пароход, как поезд; тихо, громко) . Спой все песни звука  «у». На чем любил играть звук  «у»? ( На трубе) . Заслышав какую мелодию, все хлопали и подпевали? Спой и прохлопай  ( « уууууууу у_ _ ») . Как звук  «у»  трубил отбой? Спой и прохлопай ( « у_ _ у_ _ у у у_ _ ») . СКАЗКА ТРЕТЬЯ- О ЗВУКЕ «О» Жил- был звук  «о». Очень звук  «о»  любил петь. Пел он много и с душою. Когда звук  «о»  пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок:   «о, о, о». Звук  «о»  был в восторге от всего: «О! Какое красивое облако! О! Какое глубокое озеро! О! Какой зеленый остров! » Звук  «о»  мог не только восторгаться всем вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят:   «о о о_ о о о_ о о о_ ». В переводе эта песня звучала так: «Ко- ко- ко, ко- ко- ко, не ходите далеко. . . » Очень многим нравился звук  «о». Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки. Вопросы и задания О каком звуке эта сказка? На что похож рот у звука  «о»? ( На вытянутый кружок) . От чего был в восторге звук  «о»? ( От облака, от озера, от острова) . Кому мог подражать звук  «о»  своей песенкой? ( Курице) . Спой эту песенку ( «о о о_ о о о_ о о о_ ») . На что были похожи рты у всех поющих со звуком  «о»? ( На вытянутые кружки) . Придумай мелодию для звука  «о», прохлопай и спой ее. СКАЗКА ЧЕТВЕРТАЯ- О ЗВУКЕ «И» Жил- был звук  «и». Рот у интересного и привлекательного звука  «и»  всегда широко- широко улыбался, и от этого песни его звучали игриво:   «и, и, и». Иногда звук  «и»  играл на свирели. И тогда вокруг разносились самые разные мелодии, которые звучали и высоко:   «и_ _ иии_ _ »; и низко:   «и и ии ии и_ _ »  и протяжно:   «и_ _ и_ _ и_ _ »  и отрывисто:   « ии ии и». Но больше всего окружающим нравилось слушать в исполнении звука  «и»  песню о Чижике- пыжике:   « ии ии иии_ _ ии и ии ии и_ _ ». Когда звук  «и»  прилежно выводил мелодию на свирели, все ему подпевали прихлопывая, притопывая, любуясь его широкой улыбкой. Вопросы и задания О каком звуке эта сказка? Как звучали песни звука  «и»? ( Игриво) . Почему песни звука  «и»  всегда были игривыми? ( Рот широко- широко улыбался) . На каком музыкальном инструменте играл звук  «и»? ( На свирели) . Как могут звучать мелодии звука  «и»? ( Высоко, низко, протяжно, отрывисто) . Исполни все мелодии звука  «и»  ( «и_ _ иии_ _ »,   «и и ии ии и_ _ »,   «и_ _ и_ _ и_ _ »,   « ии ии и») . Какую песню в исполнении звука  «и»  любили слушать окружающие? ( Чижик- пыжик. ) Спой песню о Чижике- пыжике так, как ее пел звук  «и», мелодию прохлопай  ( « ии ии иии_ _ ии и ии ии и_ _ ») . СКАЗКА ПЯТАЯ- О ЗВУКЕ «Э» Жил да был звук  «э». Звук  «э»  всегда чем- то интересовался. При этом его рот был приоткрыт, а язык с выгнутой спинкой приподнят:   «э, э, э». Звук  «э»  задавал много разных вопросов: «Это что? Это зачем? Это почему? » Звук  «э»  был известен и тем, что любил петь протяжные песни:   «э_ _ э_ _ э_ _ э_ _ э_ _ ». Больше других ему нравилась такая песня:   «э э э_ _ э э э_ _ э э э э э_ _ э_ _ » Так и жил звук  «э»: задавал вопросы и, получив на них ответы, распевал свои протяжные песни, приоткрывая рот и приподнимая язык. Вопросы и задания О каком звуке эта сказка? В каком положении всегда находился рот и язык у звука  «э»?  ( Рот приоткрыт, язык приподнят) . Какие вопросы задавал звук  «э»? ( Это что? Это зачем? Это почему? ) Какие песни пел звук  «э»? ( Протяжные) . Спой и прохлопай мелодию протяжной песни ( «э_ _ э_ _ э_ _ э_ _ э_ _ ») . Исполни песню, которая больше других нравилась звуку  «э»  ( »э э э_ _ э э э_ _ э э э э э_ _ э_ _ ») . Как пел звук  «э»? ( Приоткрывая рот и приподнимая язык) . СКАЗКА ШЕСТАЯ- О ЗВУКЕ «Ы» Жил- был звук  «ы». Известен был звук  «ы»  своим низким голосом. Звучал его голос низко- низко оттого, что пел звук  «ы», немного улыбаясь приоткрытым ртом, с оттянутым назад языком:   «ы, ы, ы». Звук  «ы»  умел петь и протяжно:   « ы_ _ ы_ _ ы_ _ », и отрывисто:   «ы ы ы ы ы ». Иногда звук  «ы»  играл на барабане:   « ыыыыы ы, ыыыыы ы». Иногда- пел тихие колыбельные песни:   «ы ы ы ы ы_ _ ы ы_ _ , ы ы ы ы ы_ _ ы ы_ _ ». Звук  «ы»  жил тихой спокойной жизнью, радовал окружающих красивым, низким бархатным голосом, всегда немного улыбался, оттягивая язык назад. Вопросы и задания О каком звуке эта сказка? Чем был известен звук  «ы»?  ( Низким голосом) . Почему у звука  «ы»  был очень низкий голос? ( Пел с приоткрытым ртом и оттянутым назад языком) . Как умел петь звук  «ы»? ( Протяжно, отрывисто) . Спой протяжную и отрывистую песню звука  «ы», прохлопай мелодии ( « ы_ _ ы_ _ ы_ _ , ы ы ы ы ы») . На чем иногда играл звук  «ы»? ( На барабане) . Прохлопай и спой мелодию, которую звук  «ы»  исполнял на барабане ( « ыыыыы ы, ыыыыы ы») . Какие песни иногда пел звук  «ы»? ( Тихие, колыбельные) . Спой колыбельную песню звука  «ы»  ( «ы ы ы ы ы_ _ ы ы_ _ , . . . ») . Как всегда улыбался звук  «ы». СКАЗКА ЖИВЫЕ ЗВУКИ Часть первая Давным- давно жили- были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер: «а»  - радостный и веселый, «у»  - угрюмый, задумчивый, «о»  - очень любил всему удивляться, «и»  - игривый, улыбчивый, «э»  - медлительный, рассудительный, «ы»  - самый серьезный и хмурый. Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и очень тоненько- высоко:   «а, у, о, и, э, ы».  И низко:   «а, у, о, и, э, ы». Звуки пели по одному и парами:   « ау, ои, эы ».     Пели звуки также и по трое:   « ауо, иэы ». А ещё звуки могли петь хором:   « ауоиэы ». Ходили звуки по свету и голосисто пели. За это их стали называть  гласными  и красные рубашки подарили. Но однажды задумались звуки: - Как же так, - говорит  «а», - у всех есть дома, а у нас нет. - У зверей- у кого дупло, у кого берлога, - поддержал  «у». - О, и у каждой птички есть гнездо, - подхватил  «о». - И люди в домах живут, - тихонько заметил  «и». - Это что же получается, одни мы без постоянного места жительства, - возмутились  «э»  и  «ы». Подумали- подумали да и начали дома мастерить.   « а »  да  «и»  нашли по три палочки.   «а»  сделал шалаш с перекладиной.   «и»  к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался очень доволен. «у»  и  «ы»  взяли по две палочки.   «у»  смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком.   «ы»  к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности. «о»  увидело колесо, оно ему и подошло. « э »  долго смотрел на треснутый ободок от колеса, потом приделал к нему палочку и устроился- домик появился и у него.         Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали, стали их называть  буквами.   У звука  «а»  - домик- буква  «а»,  у звука  «у»  - домик- буква  «у»,  у звука  «о»  - домик- буква  «о»,  у звука  «и»  - домик- буква  «и»,  у звука  «э»  - домик- буква  «э»,  у звука  «ы»  - домик- буква  «ы».  С тех пор, глядя на домики- буквы, все узнают, какие звуки в них живут. Часть вторая Сидят однажды гласные в своих домах- буквах, распевают песни на все голоса, вдруг слышат что- то странное, непонятное:   «й й й й. . . ». Смотрят- какой- то непохожий на них звук в зеленой рубашке что- то пытается им объяснить, да уж очень кратко говорит:   «й. . . й. . . й. . . ». Прислушался  «и»  и узнал в нем своего дальнего родственника, которого звали  « и- кратким »,  потому что звучит он отрывисто, коротко, и расслышать его не всегда легко. Слушали- слушали звуки и наконец поняли- это  «и- краткий»  в хор к ним просится. Вышли гласные, встали в кружок и стали думу думать, как же  « и- краткого »  петь научить. Все у него хорошо: голос и звонкий, и мягкий, и нежный, а звук тянуть не может. . . Для начала домик ему построили- такой же, как у его родственника, звука  «и»,  но с козырьком, для отличия. Домик  « и- краткого »  назвали буквой  «и- краткой». Обрадовался  « и- краткий »,  благодарит всех за домик- букву:   «й й й й. . . ».  Поселился  « и- краткий »,  в своем домике- букве, слушает, как гласные поют, и сам пытается им подпевать:   «й й й й. . . ». Слушал- слушал  «а», да и говорит: - А давай- ка попробуем спеть вдвоем. Ты начинай, а я подхвачу. « и- краткий»  согласился, и они запели: -   « йа, йа, йа ». - У вас здорово получается, - задумчиво протянул  «у»,  - ну а со мной петь будешь? - обратился он к  «и- краткому». - Буду, - ответил тот, не задумываясь. И тут же все услышали: - « йу, йу, йу ». - О, как хорошо! Спой теперь со мной, - попросил  «О». - Пожалуйста. -   « й о, йо, йо »,  - полилась новая песня. - Э, я не хочу оставаться в стороне, - рассудил  «Э»,  - споем вместе, - предложил он  « и- краткому ». Следующая песня звучала так: -   « йэ, йэ, йэ ».     Радуется  «и- краткий»: поет с  «а»  - получается  « йа, йа, йа »,  поет с  «у»  - получается  « йу, йу, йу »,  поет с  «о»  - получается  « йо, йо, йо »,  поет с  «э»  - получается  « йэ, йэ, йэ ». Опечалены были только  «и»  да  «ы». - Мило, очень мило, - вздыхал  «и»,  слушая пение друзей, - хотелось бы мне спеть с  « и- кратким »,  но если я запою, его вообще никто не услышит, мы же родственники. - Мы с  « и- кратким »  тоже петь вместе не сможем. Он такой высокий, а я такой низкий, - горевал  «ы». Так сидели они, слушали песни:   « йа »,   « йу »,   « йо »,   « йэ »,  тихонько переговаривались и надумали построить такие домики, где бы  « и- краткий »  мог выступать с концертами со звуком  «а», , со звуком  «у»,  со звуком  «о»,  со звуком  «э». Подумали- подумали да и смастерили четыре домика. Первый домик назвали буквой  «я»,  в нем  « и- краткий »  стал петь со звуком  «а». Второй домик назвали буквой  «ю»,  в нем  « и- краткий »  стал петь со звуком  «у». Третий домик назвали буквой  «ё»,  в нем  « и- краткий »  стал петь со звуком  «о». Четвертый домик назвали буквой  «е»,  в нем  « и- краткий »  стал петь со звуком  «э». Так до сих пор и поют в домиках- буквах  «я»,   «ю»,   «ё»,   «е».     А звук  « и- краткий »  за то, что согласился петь с гласными, стали называть  «согласным»,  да прибавлять «звонкий, мягкий». Голос- то у  « и- краткого »  действительно удивительно звонкий и удивительно мягкий. Пели звуки много- и дома, и на концертах. Выступали гласные звуки всегда в красных рубашках, а  «и- краткий»  - в зеленой. Глядя на него, все мягкие звуки стали носить рубашки зеленого цвета, а твердые звуки решили ходить в синих рубашках.   Вариант окончания сказки Так с тех пор и повелось в русском языке: шесть гласных звуков обозначают кружочками красного цвета. Все остальные звуки- согласные. Мягкие согласные обозначаются зелеными кружками. Твердые согласные- синими. Вот и сказочке конец, кто запомнил- молодец! Вариант окончания сказки Так с тех пор и повелось в русском языке: гласных звуков шесть. Гласных букв десять:   «а»,   «у»,   «о»,   «э»,   «ы»,   «и»,   «я»,   «ю»,   «ё»,   «е».   В четырех буквах- домиках:   «я»,   «ю»,   «ё»,   «е»  поет  «и- краткий»  дуэтом, то есть вдвоем с гласными  «а»,   «у»,   «о»,   «э». Все звуки, согласившиеся петь с гласными, называются согласными. Гласные звуки любят красный цвет, согласные мягкие- зеленый, согласные твердые- синий. Вот и сказочке конец, кто запомнил- молодец!

Оставить комментарий: