Методология народных игр для воспитания подрастающего поколения.

Опубликовано: 13:10:07 06-10-2021

Автор: Шукаева Людмила Сергеевна

Документы для скачивания:

60112_Metodologiya narodnyh igr dlya vospitaniya podrastaushchih pokoleniy. 1docx.docx
Формат: .docx

Содержимое файтов:

60112_Metodologiya narodnyh igr dlya vospitaniya podrastaushchih pokoleniy. 1docx.docx

Методология народных игр для воспитания подрастающего поколения. «Игра – это огромное, светлое, нежное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский. Игра- самый важный вид деятел ьности для дошкольников, это т ворческая школа для ребенка, это то, что нужно для его естественного состояния, естественной потребности, для того, чтобы понять окружающий мир. Игра в жизни ребенка- это минут ы веселья, забавы и соревнования, она в водит ребенка в жизнь. Игры для детей разнообразны: это и взаимодействие с игруш к ами, и игры для развития двигательн ых навыков, игры с соревновательными элементами, игры с использованием разно образного спортивного инвентаря, есть и другие игры. В любом случае, все дошкольно е время ребенок живёт играя. В совре менном мире, многие дети просто помешаны на гаджетах: смартфонах, план шетах и прочей цифровой технике, которая тоже призвана развлекать детей. Вместо подвижных, народных игр- компьютерные иг ры, мультики, идущие сплошным потоком по просторам телевидения, и прочие г аджеты лишают детей самого главного- живого общения со сверстниками. Для многих родителей очень удобно занять своего ребенка гаджетом, чтобы не отвлекать его от « более важных», чем он, дел. И вроде бы компьютерные технологии, игры должны развивать ребёнка, но подрастающее поколение, кот орое на ходится в зависимости от гаджетов, благодаря интернету и системам поиска, не стал о более умным. Живая п одвижная игра детей друг с другом помогает развивать фи зические, эмоциональные и духовные качества. Она помогает им стать социально здоровым и людьми, понимающим и важность развития хороших качеств в себе. В народных играх, кром е физических характеристик, при вив ае т ся любовь к родным местам, рождается чувство патриотизма. Народные игры дают ощущ ение своей неразрывности с окружающим миром, понимание и стремление сохранять, умножить богатства своего государства. В этой статье я хотел а бы обратить внимание на важную роль народ ной игры в воспитании подрастающего поколения. Народное творчество является сре дством образования, которое отражает обр аз жизни, национальные традиции и обычаи каждого конкретного народа. Народная педагогика всеми доступными сре дствами дает ребенку возможность всесторонне развиваться путем приобщения его к народной культуре, народным играм. Народные игры содержат в себе опыт физического, нравственного, эстетического воспитания, который отш лифовали многие поколения. В них сохранились методики и техники воспитания, которые наиболее соответствуют каждому этапу жизни малыша. Важнейшая особенность многих фольклорных игр заключается в сочетании движения и песни или ритмического текста, что обеспечивает гармоничное развитие. Традиционная народная игра- это непрерывная цепь сложных действий, происходящих в процессе деятельности, в которую ребенок вовлекается с самого раннего возраста. Н а Руси усвоение фольклора начиналось с простых песенок, потешек. Все они были сопровождены разными движениями – притопываниями, подпрыгиваниями, подбрасываниями ребенка, п ереваливанием головки ребенка с одной стороны на другую и т. д. Хотя возможности ребенка, ка залось бы, ограничены, игры носили разнообразный характер и составляли систему, тщ ательно и эффективно учитывающую все потребности и особенности растущего челове ка. Характерной особенностью воспитания подрастающего поколения через приобщение к народным играм была постепенность и неспешность введения фольклора. Сначала ребенок выполнял движения по воле взрослого, зат ем копировал его действия, и, наконец, становился активным участником и организатором игр. Например, в практически не известной сейчас игре" Тоню тяну" , взрослый сажал малыша лицом к себе на ко лени, держа его за руки, покачивал то к себе, то от себя, приговаривая: - Тоню тяну, Рыбу ловлю, В кошель кладу, Домой несу, Щурки в кучки, Плотички в полички, Один ершок- Да и тот в горшок, Щей наварю, Николая накормлю, Спите- тко, ребята, Не чукхайте. Наклоняясь, кроха учился осознавать и выбирать устойчивое, сильное п оложение, сохранять его, учился крепко дер жаться, в то же время не бояться вынужденных неустойчивых положений, выходить из них и доверять партнеру- товарищу. Когда ребёно к начина л ходить, взрослый ставил его перед собой, брал в свои руки ручки ребенка и пел: - Топни- ка, ножка, Правая понемножку, Топни- ка левая, Маменька велела. В то же время он сам притопывал ногами, он побуждал и малыша к этому. Все эти лёгкие игры- поте шки, где движение соединялись с песней и речитативом, выз ы вали у ребенка радост ь, стремление к движению, укрепля ли физически, поддерживали положительную эмоциональную нагрузку. С 2- 3 лет дети начина ли проводить время со сверстникам и и деть м и старшего возраста, кото рые при малышах играли роли няне чек. Игры для детей, конечно же, зависели от фантазии нянечек, которые нередко сами придумали забавы, либо адаптировали их игры в соо тветствии с возможностями малышей. Среди игр, где старшие дети участвовали вместе с детьми младшего возраста, была весьма популярная игра «кума»- «деточка». Обычно в эту игру играли няньки и их п одопечные. Усадив ребят в кружок, они вста вали за спины, и одна девоч ка, которая не имела «дочки», поочередно обходя подруг, говорила: «Кума, кума, продай детку! На что каждый отвечал ей: «За рекой». После этого она снова нач ин а ла обход, вновь повторяя просьбу. В этот раз «хозяйки» спрашивали её: " Что дашь? " Та отвечала: - Шильце, мыльце, Белое белильце, Грош да денежку, Красную девушку, Сорок амбаров, Сухих тараканов, Сорок кадушек Соленых лягушек. При т аких словах девушки разбегались по кругу по разным сторонам, пыт аясь занять места рядом с малыша м и. Оставш аяся без ребенка няня шла покупать себе" ди тя тку" . Примерно с 4 лет дети начина ли играть в несложные драматические игр ы с сюжетами, устраиваемые старшими детьм и. Многие из таких практически одинаковых игр известны и сегодня современным детям: «Гуси- лебеди», «Волк и Овцы», «Медведь во дворе» и т. д. Это чаще всего разные варианты догонялок, сопровождающиеся текстом, который излагает сюжет. Круг игр, в котором участвуют 6 – 7- летние дети, расширяется играми с правилами, одни из которых сохраняют сюжет, другие его не имеют. К последним относятся различные варианты пряток, ( с одной или 10- 12 палочками) , догонялок( с домом и без него) , жмурок( с колокольчиками, трещо тками, жгутами) и т. д. Вот пример игры в «салки». По команде одного из игроков, салки, пятнашки( все остальные играющие) разбегаются. Задача салки- водящего- догнать убегающего и осалить, запятнать. Осаленный становится водящим. Каждый новый водящий поднимает руку и кричит: «Я салка! ». Не разрешается сразу же пятнать предыдущего салку. Постепенно игра усложнялась, скажем, дополнительными правила ми: нельзя салить того, кто успеет упасть на землю, опираясь на ладони и носки вытянутых ног; или замрет на одной ноге, держ а другую, отведенную назад ногу, двумя руками. А можно условиться, что в безопасности от пятнашки будет тот, кто дотронется рукой до деревянны х, железных, каменных предметов, или же спастись можно в «доме»- специально очерченном круге и т. д Впрочем, в этом возрасте на первый план выходят сюжетные игры. Например, широко известна была о чень популярная по всей России игра в «коршуна » ил и «ворона ». Для данной игры выбирались два игрока посильнее, один из которых изображал «ворона», другой — «наседку». «Ворон сиде л на земле, его окружали игроки и хор ом спрашивал и: - «Ворон, Ворон, что вы делаете? - Ямку рою. - На что вам ямка? - Иголочку ищу. - На что вам иголка? - Сошью мешочек. - На что вам мешо чек? - К амешки собирать. - На что вам кам ни? - В ваших детей кидать! ». После этого «ворон» бросался к окружающим его ребятам, пытаясь кого- то из них поймать. Пойманный становился сам «вороном », а прежний «ворон» шел в круг играющих. Постепенно иг ровая активность детей становилась еще более сложной. П ричем с приближением к юношескому возрасту начинают доминировать хороводы и игры спортивного характера. Одной из таких игр была Русская игра «Достань камешек». Для игры требовалась крепкая веревка длиной в два- три метра и два небольших кам ешка. Двое соревнующихся брались за концы веревки( для удобства на концах веревки можно было завязать узл ы или сделать петли) и расходились, натягивая ее. На одинаковом расст оянии от каждого игрока ложили камеш к и. По сигналу каждый старался, перетянув противника, достать свой камешек. Возможности народных игр как средства воспитания были давно о сознаны педагогикой. Во второй полови не XIX в. - начале XX в. Фольклорные игры все чаще стали вводиться в практику воспитания. Народные игры- неотъемлемая часть художественной, интернациональной, физической культуры детей разных возрастов. Они интересны не только в качестве жанр а устных народных произведений, в них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому я обратила сь в этой статье к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа. Не забывайте русски х народных, подвижных и хороводных игр. Они дадут положительный результат, когда выполнят главное предназначение- подарят детям радость и удовольстви е. Важность ознакомления детей с игровым фольклором должна стать первой ступенькой в постижении собственной народной культуры. Играя, малыш легко и невидимо усваивае т изображения и символы народной культур ы, и это не позволяет воспринимать национальную культуру как явление чужое современному человеку. В конце концов, это поможет возродить уважение к культуре народа и восстановить связи поколений. 1. Антонова Л. И. , Цветкова Н. А. «Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье»/ / Современные гуманитарные исследования. - 2006г. 2. Батурин А. Г. , Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М. , 1995. 3. Блинова Г. П. Русские народные праздники «Теория и история» Учебн. п особие/ Г. П. Блинова- М. : Вузовская книга, 2000- 168с. 4. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 1. Младенчество. Детство. М. , 1991. 5. http: / / lib. sportedu. ru 6. http: / / www. inter- pedagogika. ru

Оставить комментарий: