Родителям о грамматике

Опубликовано: 18:46:37 11-10-2021

Автор: Жемчугова Елена Николаевна

Направления развития грамматического строя у дошкольников, игры и игровые приемы, способствующиемразвитию грамматики.

Документы для скачивания:

60174_Roditelyam o grammatike.docx
Формат: .docx

Содержимое файтов:

60174_Roditelyam o grammatike.docx

Родителям о грамматике. Одним из достижений ребенка в дошкольный период развития является овладение родным языком. Ребенок постигает язык только на практической основе. Овладение языком заключается в том, что, воспитываясь в речевой среде, малыш усваивает не только различные элементы языка – звуки, слова, словосочетания, предложения, но и правила их употребления, т. е. естественным путем познает основы грамматики. Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию: - в развитии мышления и речевого общения, - в планировании и организации деятельности ребенка; - самоорганизации поведения; - в формировании социальных связей. ( Иными словами – успешность высказать свою мысль, умение общаться с другими людьми) . Грамматический строй  – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях ( высокое дерево) и предложениях( Я вижу высокое дерево. ) Работа по формированию грамматического строя речи содержит несколько направлений: словоизменение – число, род, падежи; словообразование – образование новых слов при помощи приставок, суффиксов, образование новых слов с помощью различных частей речи, образование сложных слов; согласование различных частей речи между собой; фраза – использование в речи сложных распространенных предложений с союзами, предлогами. Несмотря на сложность, грамматический строй ребенок должен усвоить в дошкольном детстве для подготовки к школе, полноценного общения, правильного познания окружающего мира. Без достаточного овладения грамматическим строем невозможно развернутое рассуждение, развитие монолога, связной речи. Нарушения грамматического строя речи могут быть причиной многочисленных ошибок на письме и при чтении, помешают усвоению правил русского языка. Поправляйте ребенка если он: - допускает ошибки в употребл ении падежны х окончани й существительных в единственном и множественном числе( много лопат, детев, косит сену. причесали волоса, у меня в шкафе, в носе) ; - склоняет несклоняемые слова( кофею, какава, по радиву) ; - допускает ошибки в употребл ении множественно го числ а существительных( окны, деревы) ; - допускает ошибки в употребл ении глаголов( они бежут, мы хочем, мы рисоваем) ; - не согласовывает слова в предложении( глаголы с существительными в числе, прилагательные с существительными в роде «Где мой красный пальто? ») ; - допускает ошибки в структуре предложения: 1) неправильное построение сложных предложений. «В который я положила ящик сломался». «Мишка шел и увидел зайца и сказал ему Мишка»; 2) неправильный порядок слов в простых предложениях. «На картине нарисовано цыплят разных пять». Развитием и формированием грамматического строя речи занимаются педагоги в детском саду, но и родителям необходимо также развивать грамматику в домашних условиях. В данном случае обучающий процесс проходит естественно, и ребенок даже не подозревает о том, что идет какое- либо педагогическое воздействие. Развитием грамматики можно заниматься:  -  во время общения с ребенком( беседы и совместной деятельности) ,  -  во время игр( настольных, подвижных, ручная деятельность) ,  -  во время режимных моментов,  -  на прогулках,  -   во время чтения и обсуждения   художественной литературы. В домашних условиях родителям необходимо развивать грамматические нормы языка, такие как словоизменение и словообразование.  Под словоизменением принято понимать изменение слов по различным грамматическим категориям( по родам, числам, падежам, временам и т. п. ) без изменения при этом основного значения слова( стол, столом, столы – выражают лишь разные отношения этого слова в предложении, но стол при этом остается столом. ) При словообразовании же меняется основное значение слова, независимо от роли в предложении, - образуются так называемые однокоренные слова( стол, столик, столовая, настольный, столица – являются уже разными словами, а не формами одного слова) . На сегодняшний момент школа предъявляет высокие требования к речевому развитию будущих учеников. Ребенок, поступающий в школу должен владеть навыками словоизменения и словообразования, видеть связь слов в предложении. Лучше всего это усваивается в играх. Как правильно изменять слова и согласовывать их друг с другом. Научить ребенка правильно изменять имена существительные единственного числа  по падежам.       Изменение по падежам конкретного существительного. Игра с мячом, карандашом( изменение сущ. по падежам) . И. п. У меня есть что? ( мяч, карандаш) Р. п. У меня нет чего? ( мяча, карандаша) Д. п. Я иду к чему? ( к мячу) Т. п. Я играю, пишу чем? ( мячом, карандашом)       Изменение по падежам разнообразных существительных. Игра на развитие правильного употребления существительных в Р. п. «Сломанные игрушки»  ( по картинкам и на примере) Чего нет у куклы, машины? ( колеса) Аналогично «Недорисованный элемент» По картинкам( назвать и дорисовать) . Игра на развитие правильного употребления  существительных в Д. п.       «Кому какая еда? » Молоко мы дадим кому? – кошке Сыр мы дадим кому? - мышке         Игра на развитие правильного употребления  существительных в В. п.  «У кого что? »  ( по картинке) - Что мы видим у кошки?  -  лапы, - Что мы видим у козла? - бороду  «Кого куда поселим? »- Кого мы поселим в будку? Собаку- Кого мы поселим в нору? Лису.       « Беседа по картинкам к художественным произведениям »   Сказка «Теремок»- Кого первого пустила мышка в теремок? ( лягушку) - Кого еще? ( лису) Игра на развитие правильного употребления существительных в Т. п.       «Кто кем работает? »( по профессиям, используя картинки) - Кем работает этот человек? ( поваром)       «Подбери правильно слово»-  Рисуем чем? ( карандашом) - Подметаем пол чем? В еником Научить ребенка образовывать множественное число имен существительных( по картинкам) Это лампа- а это лампы; Это дом – а это дома …. . Научить ребенка согласовывать прилагательные с существительными. Игра «О чем можно сказать? » Подбираем прилагательные мужского, женского и среднего рода, ед. и множ. числа, которые обозначают цвет, форму, величину, качества, свойства- О чем можно сказать: голубое? ( Голубое небо- О чем можно сказать: голубая? ( Голубая вода) - О чем можно сказать: голубой? ( Голубой ручеек) - О чем можно сказать: голубые? ( Голубые облака) Игра «Добавь прилагательные ».      Например: высокий и зеленый                   М. р.   Куст какой? ……                   Ж. р.   Трава какая? ……….                   С. р. Дерево какое? ………                   Мн. ч. Деревья какие? ……. Аналогично спелый и сочный. Игра «Добавь прилагательные к существительному» Самостоятельно подобрать по несколько прилагательных.      Например: Снег какой? …. Река какая? ….                         Море какое …. Леса какие? …. 4. Учить согласовывать существительные с числительными. Считаем до пяти существительные м. р. , ж. р. , с. р.                   Развиваем навык употребл ения предлог ов. Очень важно помочь ребенку усвоить смысловое значение каждого предлога, только при этом условии он сможет правильно употреблять их в своей речи. Значение каждого предлога объясняется отдельно, объяснение обязательно сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах, затем картинках, необходимо и использование схем.                     Игра с живыми предметами. Возьмите карандаш, книгу перемещая данные предметы спрашивайте ребенка «Где книга, карандаш? ». Ребенку необходимо правильно употребить предлоги НА, В, ПОД, НАД, ОКОЛО и при этом правильно произнести окончания.               Игра «Что с чем можно сделать? »         С чем можно сделать бутерброд? ( с маслом, с сыром, с колбасой)          С чем можно сделать пирог? ( с капустой, с рыбой, с мясом)       Игра «Что из  чего можно сварить суп? »      Из чего можно сделать игрушки?  ( из дерева, из картона, из бумаги, из ваты, из пластилина)          Из чего можно сшить одежду? ( из ткани, из кожи, из меха) Развиваем навык образов ания новы х слов. Учить образовывать существительные  при помощи уменьшительных суффиксов.       Игра «Большой и маленький»          «Назови ласково». (  - Катя, а как скажем ласково? …. ) Образование названий детенышей животных и птиц: У кошки_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ У гуся_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ У лисы  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ У утки_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Образование однокоренных существительных. Игра «Магазин посуды»              Для хлеба – хлебница;   для сахара – сахарница;   для мыла- мыльница и др.       Развиваем навык образования прилагательны х. Упражнение «Что из чего сделано? »( Образование относительных прилагательных) - стул из дерева – деревянный; - шуба из меха- ……- дом из камня- … и. т. д.  Аналогично: резиновый, железный, бумажный, пластмассовый.  Используя существительные мужского, женского и среднего рода. Игра « Чей? , Чья? Чьи? »( Образование притяжательных прилагательных) - У лисы хвост – лисий, и уши тоже …- У зайца хвост …. . - У мамы тапки. . , а у дедушки. .       Развиваем навык образования глаголов приставочным способом. Игра «Назови действия правильно». ( Образование приставочных глаголов) .  ( по картинке и демонстрируя вживую) - Что делает мальчик? Идет- Что делает сейчас? Выходит- Что он сделал затем? Переходит …. Игра «Закончи предложения».  - Весной птицы прилетают, а осенью …. .  - Воду в стакан наливают, а из стакана ….  - В дом входят, а из дома …. ». Верьте в силы ребенка! Обучайте в игре! Умейте выслушать ребенка. Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков. Уделя йте постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.

Оставить комментарий: