a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультации для педагогов

Автор: Смирнова Ольга Витальевна Опубликовано: 2021-11-29 13:38:56

Документы для скачивания

Консультация для педагог ов « Особенности  патриотического воспитания дошкольников в современных условиях»         Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в программах обучения и воспитания в детском саду, независимо от профиля, является патриотическое воспитание детей.         Нынешние дети растут в эпоху, отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение людей к Родине. Действительно, утрачиваются понятия долга перед обществом и Родиной, размываются и отрицаются ранее существующие нравственные ценности и ориентиры, нарушается связь между поколениями…          Объяснить детям, в современных экономических и политических условиях, почему они должны быть патриотами своей Родины — сложно. Ведь в реальной жизни их окружает непривлекательная действительность: фильмы, переполненные сценами насилия, где рассказывается о беспредельной власти криминальных структур; газеты, журналы, пестрящие материалами похожего содержания; безработица, пьянство, наркомания; бездомные и нищие; компьютерные игры, в которых победитель тот, кто более жесток и изворотлив.         Однако все эти трудности не являются причиной приостановки патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, воспитание у детей любви к своей стране, своему городу, необходимо показать с привлекательной стороны.         Нам, взрослым, необходимо помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить Россию.         Патриота может воспитать только человек, любящий свою Родину, признающий и уважающий не только свои права, но и права других, делающий все для того, чтобы Родиной можно было гордиться…         В этой связи неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога, ведущего данную кропотливую работу.         Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. Виссарион Григорьевич Белинский, Константин Дмитриевич Ушинский, Николай Александрович Добролюбов считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.          Василий Александрович Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.         Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.         Чувство Родины связано и с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не связаны им глубоко, но, «пропущенные через детское сердце», они играют огромную роль в становлении личности патриота.         Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет все его ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, родной улицей, городом, а затем уже со своей страной, ее столицей и символами. Поэтому, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Методические рекомендации для воспитателей по работе с семьей «История моей семьи»         На своём многолетнем опыте убедилась, что для установления взаимоотношения между родителями и детьми, для успешного решения ими общих задач в процессе совместной деятельности очень эффективны такие формы такие формы сотрудничества как составление семейных праздников, альбомов.         Как показало обследование, такая форма работы была очень современной. Мало кто из детей и родителей знал свою родословную. Чтобы помочь воспитателям и семье психолог дошкольного учреждения разработал вопросы по проведению бесед с детьми, с целью составления истории своей семьи. Что ты можешь рассказать о себе? Кто входит в твою семью? Что ты знаешь о своём брате, сестре? Назови имена своих родственников? Какие праздники проводятся в твоей семье?         В результате, ребёнок мог не только пересказать всё, что он узнал от взрослых,  но и «прочувствовать» особенность того времени, когда его бабушка была молодой, а мама – маленькой девочкой, познакомиться с играми, которые они играли и самому поиграть в них, нарисовать одежду, в которой они ходили и т. д. Ребёнок с удовольствием рассказал в группе о жизни семьи и внимательно послушал аналогичные рассказы товарищей. История каждой семьи оформляется в виде самодельных книжек, которые, по отзывам родителей, стали семейными реликвиями.         Мы разрабатываем также и тематические рекомендации для родителей «Путешествие в прошлое семьи». Их цель- помочь ребенку лучше узнать историю своей семьи, её традиции.         «Наш семейный альбом» Расскажите детям о своём детстве. Возьмитесь рассматривать вместе с ним ваш семейный альбом. Объясните, кто изображён на старых фотографиях, расскажите, кем они приходятся ребёнку. Стоит обратить внимание на одежду, обувь, быт и другие характерные особенности людей на фотоснимках.         «Дом и комнаты родителей» Расскажите ребёнку, в какие игры вы играли в детстве, какие тогда были игры и забавы. Найдите фотографию вашей школы, дома, в котором вы жили, фотографию своего двора. Попробуйте сравнить обстановку комнаты вашего детства с обстановкой комнаты своего ребёнка.         «Семейные реликвии» Обязательно расскажите детям о семейных реликвиях, иконе, дедушкиных медалях и орденах, необычной старой вазе, старых открытках. Можно отдать ребёнку какую- нибудь не особо ценную безделушку- весточку из далёкого( для ребёнка) прошлого.         «История нашего рода» Дети должны знать происхождение своего рода. Желательно познакомить их со значением их имён и историей происхождения фамилии.         «История нашей семьи» Познакомьте детей с историей образования вашей семьи, расскажите где жили ваши бабушки- дедушки, мамы и папы, в каких городах они встретились и как получилось так, что ваша семья оказалась в вашем городе.         «Интересные истории из жизни» Вспомните, как вы ждали появления ребёнка, как выбирали для него имя. Расскажите какие- то забавные случаи из его жизни в первые год- два, вместе посмотрите его первые фотографии. Попробуйте нарисовать ваше генеалогическое древо и вклеить туда фотографии ваших родственников.         Под руководством взрослых дети собирали фотографии своих близких, внимательно слушали и запоминали воспоминания мам и пап, даже составляли генеалогическое древо. Для большего сближения и взаимопонимания родителей с детьми старались проводить семейные праздники. Во время таких праздников изготавливались совместные работы родителей и детей.         Мы продолжаем работать с семьёй и это помогает нам добиваться согласованности и единства действий в системе «воспитатель- ребёнок — семья» Консультация для воспитателей «Сказка как средство патриотического воспитания»         Чувство Родины начинается с восхищения и гордости за то, что видит ребенок и что вызывает отклик в его душе.          Сказкотерапию можно назвать «детским» методом, потому что она обращена к чистому и восприимчивому началу каждого ребенка. Сказок великое множество, но в гендерном отношении все сказки, мифы, легенды и притчи можно условно разделить на три группы:  • мужские, где главный герой- персонаж мужского пола;  • женские, где главная героиня- персонаж женского пола;  • смешанные, где два главных героя, персонажи женского и мужского пола.         Самые популярные сказки для формирования мужских черт характера-    « Три поросенка»  и «Колобок». В них показан важнейший для мужчины архетип борьбы. Причем, если в сказке «Три поросенка» дается успешный сценарий победы над превосходящим по силе противником, то в «Колобке» содержится важнейшее предупреждение о том, при каких условиях можно потерпеть поражение. На этих замысловатых историях можно объяснить мальчику типологию противника, предпочтительные сценарии борьбы с ним и победы. В противостоянии с одним противником нужна сила, с другим-  осторожность и предусмотрительность, с третьим  - хитрость, с четвертым- надежная команда.         Эти сказки содержат три важные для мальчика идеи: во- первых, адекватное восприятие реальности, во- вторых, представление о враге и безопасности, в- третьих,  желание победить врага.         Мужские сказки символически транслируют мальчику знания стратегии и тактики в борьбе с противником. Крепкое убежище, объединение сил, удача, использование собственного преимущества и слабых сторон противника- вот слагаемые успеха. Всё, что мальчик запоминает в детстве, накладывает отпечаток на его взрослую жизнь. Ранние знания о жизни" упаковываются" в некие модели, с помощью которых можно объяснить мир, и в первую очередь мальчик выделяет модели поведения, помогающие достичь успеха. Если он видит, что побеждает сильнейший, а над слабым потешаются, он будет качать мускулы. Если он видит, что лидирующее положение занимает умный, он будет стремиться развивать свой интеллект. Русские народные сказки формируют в будущих мужчинах такие черты, как умение противостоять трудностям, мужество, отвагу, бесстрашие перед врагом.         Наиболее популярные сказки для формирования женских черт характера- " Маша и медведь" , " Хаврошечка" , «Морозко" . Во всех женских сказках обязательно присутствует мужской персонаж. Героиня по- разному строит с ним отношения: либо вступает в борьбу, либо готовит себя к счастливому супружеству. Эти сказки помогают девочке постичь смысл женственности. В каждой сказке имеется определенный набор символических уроков для героинь. Во- первых, на бессознательном уровне в женщине заложено желание найти достойного партнера, т. е. выбрать лучшее. А выбор лучшего тесно связан со способностью слушать свое сердце, которое подскажет: этот человек- достойный, любящий и преданный, готовый всегда прийти на помощь. Принимай помощь с благодарностью, и все, что ты задумаешь, обязательно исполнится. Символизм второго урока- способность женщины создать комфортную среду, где она чувствует себя спокойно и защищено, где ее сила приумножается. Конечно, могут возникнуть вопросы: зачем девочке нужно учиться выбирать лучшее? Зачем нужно учиться создавать вокруг себя комфортную среду? Ответ однозначен: чтобы принимать и дарить любовь. Именно любовь, терпимость являются основными проявлениями женственности в русской культуре.         Смешанные сказки, в которых действуют антропоморфные герои, имеют одинаковую концовку и обязательно завершается воссоединением героя и героини- свадьбой. Они повествуют о взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации.          Таким образом, сказки являются эффективным средством формирования положительных качеств личности и национальных черт характера.          Детям о символике России Основные представления о государственных символах России формируются у детей в процессе специальных занятий воспитателями детского сада и родителями. Все страны мира, все государства, существующие на земле, имеют свои гербы и флаги. Герб – отличительный знак страны. Зачем же нужен герб? Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей страны. Гости, туристы, приезжающие из других государств, видят герб – двуглавого орла и бело – сине – красный флаг на границе Российской Федерации. Герб изображается на всех важных документах и на монетах. Рассмотрим его внимательно. Двуглавый орел держит в лапах скипетр( трость) и державу( золотой шар с крестом на верху) . Это знаки власти. На груди орла на красном щите изображен всадник. Он убивает копьем черного дракона, символизирует победу добра и справедливости над силами зла. Наука, которая изучает гербы и объясняет, что они обозначают и какова их история, называется геральдика. Государственный флаг – это знак свободы, независимости и самостоятельности государства. У каждой страны есть собственный национальный флаг, не похожий на флаги других стран. На государственном флаге России – нашей Родины – мы видим три цветные полосы, одинаковые по размеру. Вверху – белая полоса. Она обозначает, что у нашего государства нет злых намерений. Оно открыто, честно и дружелюбно относится ко всем странам. Синяя полоса – она в середине – говорит о том, что Россия против войны. Она хочет дружить со всеми народами земли. Красная полоса – самая нижняя – обозначает, что каждый гражданин России, если будет нужно, готов защищать свободу и честь Родины от врагов. Во всех странах флаги вывешивают на улицах в дни государственных праздников, торжественных событий. Во время спортивных соревнований в честь победителей поднимают флаг той страны, где живут спортсмены. Слово гимн в переводе на русский язык значит торжественная, хвалебная песнь. У каждого государства есть свой национальный гимн. Мелодия гимна – величественная, торжественная. Гимн, герб и знамя – особые отличительные знаки, символы государства. Они объединяют и сближают граждан всей страны. Когда исполняется гимн все присутствующие встают и слушают стоя. Этим они выражают уважение и почтение к стране. Флаг, герб дети видят очень часто. Но в 4 – 7 лет, должна начинаться систематическая работа по ознакомлению детей с государственными символами России, объяснение их смысла и содержания. И помощь родителей в данном направлении не менее значима, чем специализированная работа ДОУ. Российская государственная символика олицетворяет красоту и справедливость, победу добра над злом. И, пожалуй, это главное, что надо сказать о ней детям. Это моя улица, это мой дом. В свободное от работы время можно и нужно знакомить ребят с улицей, на которой они живут. «Вот видишь, какие высокие дома. Их построили совсем недавно. Дома еще новые, их нужно беречь». Ребенок должен знать, на какой улице он живет, какой номер дома и номер квартиры. Нужно приучать ребенка с любовью относиться к тем местам, где он родился и растет. Очень важно посадить у дома кустик, деревце, цветы. Это все очень надолго останется в детской душе и с большой радостью вспоминается. «Мама, а помнишь, как мы с папой, когда я был маленьким, посадили это деревце. Вот, какое оно теперь выросло большое». И можно надеяться, что садивший кустик в детстве никогда безжалостно не растопчет посаженное руками людей. Часто ребята затрудняются ответить на вопрос, в каком городе они живут. Важно познакомить ребенка с его родным городом, с главными улицами. В доступной форме рассказать о некоторых достопримечательностях. Вопросы и задания Знает ли ваш ребенок, в каком городе, на какой улице он живет? Расскажите ему о доме, в котором он живет: о его размерах, что расположено возле дома, чего надо опасаться, какие места запретны и т. д.

Оставить комментарий: