a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей . Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей.

Автор: Маслова Надежда Николаевна Опубликовано: 2021-12-01 21:30:51

Документы для скачивания

Консул ьтация для родителей. Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей. «Ум ребѐнка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский «Рука – это инструмент всех инструментов» Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг» Иммануил Кант «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…» Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое" представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковые игры имеют большое значение для развития речи ребенка. Ребѐнок развивается в движении. Его речевая активность напрямую зависит от общей двигательной активности, и, в частности, от развития тонких движений его пальцев. Мелкая моторика тесно связана со зрением, вниманием, памятью, восприятием, а также с развитием речи ребенка. Для развития речи важно уделять внимание и развитию мелкой моторики. В последнее время вс ѐ больше детей приходит в детский сад с задержкой речевого развития, а так мы знаем, что мелкая моторика развивается параллельно с речевыми центрами, то можно заметить, что именно пальчиковая гимнастика больше всего помогает ребенку, учиться говорить. Значение пальчиковой гимнастики для умственного и психического развития ребенка: - Достигается хорошее развитие мелкой моторики и стимулируется развитие речи. - Развивается умение подражать взрослому, вслушиваться, повторять действия. - Расширяется кругозор ребенка. - Повышается речевая активность. - Развивается память ребенка, внимание, мышление, воображение. - Развиваются творческие способности, фантазия. Требования к проведению пальчиковых игр: - При выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки, пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно. - После каждого упражнения нужно расслаблять пальцы( например, потрясти кистями рук) . Упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца. - Подбор упражнений с учѐтом возрастных и индивидуальных возможностей детей. - Наличие познавательной направленности текстов к упражнениям. - Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически. Рекомендации по выполнению пальчиковой гимнастики- Во время пальчиковых игр следует садиться друг против друга, так, чтобы лица взрослого и ребенка были на одной высоте и оба хорошо видели друг друга. - Локти должны лежать или стоять на столе. Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлеченность игрой. - При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки. - Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость. - Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, ч ѐтко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь. - Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяют их новыми. - Следует ч ѐтко придерживаться следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу( к примеру: показывать движения и произносить текст) . Так как объѐм внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре. - В условиях детского сада, пальчиковую игру можно провести утром перед завтраком, во время динамической паузы на занятиях, для активизации внимания и как средство заполнения свободного времени перед обедом. Группы пальчиковых игр Пальчиковые игры разнообразны по содержанию и делятся на группы: Игры – манипуляции. «Ладушки- ладушки…», « Сорока- белобока …»- указательным пальцем осуществляют круговые движения. «Пальчик- мальчик, где ты был? . . », «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик – дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живѐт в моей квартире? . . », «Пальчики пошли гулять…»- ребѐнок поочерѐдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребѐнок видит тот или иной образ. Сюжетные пальчиковые упражнения. «Пальчики здороваются»- подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем( правой, левой руки, двух одновременно) . «Распускается цветок»- из сжатого кулака поочерѐдно «появляются» пальцы. «Грабли»- ладони на себя, пальцы переплетаются между собой. «Ёлка»- ладони от себя, пальцы в «замок»( ладони под углом друг к другу) . Пальцы выставляют вперѐд, локти к корпусу не прижимаются. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание( от периферии к центру) . «Помоем руки под горячей струѐй воды»- движение, как при мытье рук. «Надеваем перчатки»- большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь. «Гуси щиплют травку»- пальцы правой руки пощипывают кисть левой. Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик. Театр в руке. Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. «Сказка»- детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой- либо персонаж. « Осьминожки »- правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы- пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе. «Бабочка»- сжать пальцы в кулак и поочерѐдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения( «трепетание пальцев») . Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. Ребѐнок может поочерѐдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б- п, д- т, к- г. Пальчиковые кинезиологические упражнения( «гимнастика мозга») . «Колечко»- поочерѐдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т. д. «Кулак – ребро – ладонь»- последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола( сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе) . «Ухо – нос»- левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение. «Симметричные рисунки»- рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки( начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребѐнок смотрел во время «рисования» на свою руку) . Развивая мелкую моторику рук ребенка решаются сразу несколько задач: - стимуляция развития речи у детей раннего возраста; - помощь детям с задержкой в развитии речи; - подготовка руки к письму у старших дошкольников; - тренировка внимания, пространственного мышления; - воспитание эмоциональной выразительности.

Оставить комментарий: