a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

выступление на МО "Пособие по толерантности"

Автор: Трямкина Анна Анатольевна Опубликовано: 2021-12-05 12:05:08

Добрый день, уважаемые коллеги!

Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Данное понятие возникло не вчера и не в связи с событиями на Кавказе и Украине, а формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием.

              Как заметил в одном из своих интервью выдающийся историк и этнолог Лев Гумилев «ребенок в чреве матери ни к какому этносу не принадлежит. Неэтничен. В течение 3-5 лет после рождения у него складывается на базе общения этническая среда». И  поистине верно утверждение о том, что сами по себе ценности, рожденные в истории культуры нации (не только своей), будут приняты ребенком настолько, насколько содержательно насыщенным и радостным является это общение, насколько развивающей окажется эта среда.

И недаром психологи  утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного “созревания”. Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Именно эти чувства помогают вызвать у детей  наглядно-дидактическое пособие «Русская изба».

Данное пособие имеет не только образовательное значение, но и стимулирует интерес детей к познанию прошлого в рамках введения воспитанников в особый самобытный мир путем его действенного познания.

 

Какие основные задачи ставлю перед собой?

- Познакомить дошкольников с предметами народного быта, интерьером избы, укладом людей в прошлом.

- Формировать  представления детей о труде  людей в прошлом.

- Развивать интерес к народным обычаям через знакомство с бытом крестьян, убранством избы. 

- Расширять активный словарь детей за счет того, что зачастую внешне похожие предметы имеют разные названия (горшок,кринка, кувшин; полка-разинька, полати, полавочник, скамейка, табурет и пр.) 

- Приобщать к культуре своего народа. Пробуждать у детей интерес к истокам русской народной культуры, дать детям понять, что они – часть великого русского народа.

-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

-Тренировать память, образное восприятие, воображение и творческое мышление.

-Формировать эстетический вкус

 

 Пособие ориентировано:

  • на личность ребенка и создание условий для развития его способностей, внутреннего и духовного мира;
  • на свободное сотрудничество взрослых и детей, а также детей друг с другом;
  • на единство и взаимосвязь содержания образования  в рамках всех форм образовательной деятельности с детьми.

Подробно хотелось бы остановиться на дидактическом пособии, представляющем собой макет избы, под названием «Русская изба». И первая его направленность:  воспитание толерантности через изучение исконно русского быта и погружение в атмосферу прошлого.

 Макет интересен и полезен тем, что мы его делали в совместной деятельности с детьми. Развивающие и практические задания просты, реальны и доступны для каждого ребенка. Пособие ориентирует образовательную деятельность на основе взаимодействия взрослых с детьми на интересы и возможности каждого ребенка.

В работе с данным макетом опираюсь на следующие моменты:

 

1.Познавательно-исторический аспект «Русская изба» - проведение экскурсий, продуктивных диалогов, мини презентаций объектов избы, виртуальных путешествий в прошлое и настоящее.

 

  1. Художественно-литературный аспект «Фольклор» - знакомство с устным народным творчеством русского народа – песенки, заклички, сказания, легенды, игры, песни, предания, загадки, пословицы и поговорки.

 

  1. Познавательно-игровой аспект «Игралочки» - организация игровой деятельности: словесные игры, игры с предметами, игры с кукольными персонажами, дидактические игры, режиссерские игры, например «Узнай и назови», «Что лишнее», «Из чего сделано», «Где, что находится», «Что хорошо, что плохо», ","Что изменилось", "Посмотри и запомни", "Угадай , что спрятали","Путаница", "Расставь предметы", «Угадай, найди и назови» и др.

 

4.Театрально-музыкальный аспект «Театралочка»- проведение инсценировок с объектами интерьера, обыгрывание народных обычаев и традиций, мини-спектакли в избе.

 

5.Развивающий аспект «Фантазирование» - организация и проведений заданий и упражнений с объектами избы, основанные на развитие воображения, фантазии, речи, чувств эмпатии, например: «Расскажи обо мне (ухват)», «Как мне живется в избе? (рукомойник)», «О чем я мечтаю? (горшок)», «С кем хочу дружить и почему?(печь)» и другие.

Хочу обратить ваше внимание на вторую направленность пособия, которое можно использовать в формировании толерантности в общении между воспитанниками, которое   я вижу в их общности друг с другом и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Именно эти взаимоотношения порождают сочувствие, сопереживание и содействие. И этому способствуют и игры-ситуации, направленные  на развитие умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли с использованием мимики и пантомимики. Детям предлагаю разыграть ряд ситуаций, например:

 1.Брат с сестрой поссорились  – помири их.

 2.В дом пришел соседский мальчик – встреть и развлеки его.

 3.Мама внесла в дом слабого, замученного щенка – пожалей его.

  1. В избе потеряна игрушка – спроси у членов семьи, не видели ли они ее.
  2. Ты пришёл в гости – попроси интересующий тебя предмет у хозяев.
  3. Ребёнок плачет – успокой его. И другие

Каковы особенности проведения мероприятий в рамках данного пособия?

-Учет возрастных особенностей детей;

-Индивидуальный подход к детям с  использованием  разноуровневых заданий, как по уровню развития детей, так и по интересам;

-Занимательная форма проведения мероприятий;

-Интегративный подход;

- Создание мотивации - стимулирование интереса дошкольников к последующей деятельности;

-Собственное владение художественными средствами( уметь петь, танцевать, играть на народных музыкальных инструментах или уметь имитировать их звучание-быть артистичным);

-Активное сотворчество взрослого и детей, собственное умение включиться в игровое взаимодействие с ребятами, способность вовремя дать детям проявить самостоятельность, поощрить их воображение и фантазию.

Таким образом, помимо познавательного, речевого, художественно-эстетического, нравственного и эмоционального развития данное пособие способствует социальному развитию детей.

Оставить комментарий: