a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Мастер-класс «Использование наглядных пособий в подготовке дошкольников к обучению грамоте»

Автор: Бородачева Ольга Васильевна Опубликовано: 2022-01-28 14:22:11

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КУЗНЕЦКА. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 города Кузнецка Мастер- класс «Использование наглядных пособий в подготовке дошкольников к обучению грамоте» Кузнецк. 2021г. Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста  – довольно сложный процесс. Пяти- шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные понятия. На помощь приходит игра. Три взаимосвязанные линии развития детей: чувствовать – познавать – творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания. В игре часто очень сложное становится понятным и доступным. Первое дидактическое пособие, которое я хочу представить – это «Звуковые и слоговые рамки». В сравнении с фишками, которые мы используем для звукового анализа слов, рамки более крупный дидактический материал, они многофункциональны и легко трансформируются. Э то пособие универсально для обучения звуковому анализ у слова, при делению слова на слоги. Подготовить детей к обучению грамоте можноне только сидя за столом, но и в  движении. Р ебенок оказавшись внутри рамки, сам занимает позицию звука в слове, составляет слова и слоги, тем самым усваивает материал легче и быстрее. Данные многофункциональные рамки я использую в разных игровых заданиях: Игра. «Найди звуковую схему слова»( раздаю в зал 5 картинок с целью выбрать 1 участника к игре) Перед вами звуковая схема слова, я вам раздам картинки, а вы посмотрите и догадайтесь, чья картинка подходит под предложенную звуковую схему слова. ( Если дети испытывают затруднения, я загадываю загадку) Отгадайте загадку. Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. ( Книга) Пройдите, пожалуйста, с картинкой к схеме( которая выложена на полу) Что у тебя изображено на картинке? ( Книга) Тебе нужно пройти по дорожке, наступая в рамку и называть каждый звук по порядку. Назови первый звук в слове книга? Какой это звук? Шагни в первую рамку. ( Ребенок проходит все звуковые рамки, называя по порядку все звуки слова «книга». С колько гласных звуков в слове книга? Назови их. Сколько твердых согласных звуков в слове книга? Назови их. Сколько мягких согласных в слове книга? Назови их. Сколько всего звуков в слове книга? ( было трудно, но ты справилась с заданием) Одни дети самостоятельно пройдут по звуковой дорожке, называя звуки данного слова, а другим, кто затрудняется я кладу подсказки буквы. Такие с хемы слов позволяют моделиро вать процесс звукового анализа слова, осуществляя его в движении. Второй вариант игры. «Определи позицию звука в слове» С помощью таких рамок можно определить позицию звука в слове. - Я назову слово, а ты встань в рамку, которая обозначает первый звук. «Луна», «река» А теперь выбери рамку, которая обозначает последний звук слова «луна», «дом» Также можно найти второй, третий звук в слове. Второй вариант игры. «Определи позицию звука в слове» С помощью таких рамок можно определить позицию звука в слове. - Я назову слово, а ты встань в рамку, которая обозначает первый звук. «Луна», «река» А теперь выбери рамку, которая обозначает последний звук слова «луна», «дом» Также можно найти второй, третий звук в слове Иногда эти рамки использую для разделения детей на 3 команды: на гласные и согласны е- мягкие и твердые звуки. Раздаю детям картинки и предлагаю найти и встать в рамку, которая обозначает первый звук слова. Таким способом они делятся на 3 команды. Слоговые рамки я использую, когда делим слова на слоги. ( рамки разложены в 3 дорожки( красная, синяя, зеленая) в конце дорожки подставки с играми) Загадываю загадки для выбора 3- х участников игры м астер- класса « Слоговые рамки» Отгадайте загадки: Русская красавица Стоит на поляне В зеленой кофточке, В белом сарафане. ( Береза) Говорят, она хитра, Кур уносит со двора. Но зато красавица – Всем ребятам нравится! ( Лиса) Хоть имеет много ножек, Все равно бежать не может. Вдоль по листику ползет, Бедный листик весь сгрызет. ( Гусеница) ( Участники, отгадавшие загадки, выходят для участия в игре) - Я предложу вам выбрать свою дорожку, ориентируйтесь на картинку в конце дорожки, согласно отгаданной загадке. Занимайте свои места. - Сначала мы измерим длину слова хлопками в ладоши, стоя на месте. - Сколько раз ты хлопнула в ладоши? - Значит твое слово длинное. - А сейчас мы измерим длину слова шагами? - Пройди по дорожке, проговаривая слово по слогам, вслух. - Делаешь шаг, называешь слог. - Твое слово длинное, а твое слово самое длинное. - Переверните разрезные картинки- Какое задание тебе нужно выполнить? - А ты догадался, какое задание у тебя? ( Одному участнику нужно собрать слово из букв, другому нужно составить звуковую схему слова, третьему нужно выбрать цифру, обозначающую количество слогов) Такие многофункциональные рамки являются универсальными средствами для успешного усвоения грамоты. Они обеспечивают восприятие – сочетание зрительных, слуховых, мышечных ощущений в процессе работы над звуками. Эти рамки я использую и в других видах деятельности: в изобразительной, двигательной, игровой. Второе пособие – это сенсомоторная игра «Веселые прыжки». Это пособие помогает закрепить навыки звукового, слогового анализа, развивает фонематический слух. Ч тобы ребёнку было легче усвоить  структуру слова, нужно подключать как можно больше двигательной активности, так как с движением у ребёнка будет лучше закрепляться речевой материал.   Пособие «Веселые прыжки» можно использовать не только в подготовке к обучению грамоте, но и в развитии математических представлений, в совершенствование координации движений, и для укрепления отдельных групп мышц. П риглашаю одного желающего на игру. - По этой дорожке мы будем прыгать на двух ногах, стараясь точно наступить на след. - Я буду называть слова, которые нужно разделить на слоги. ( Кубики, лимоны) ( В руках я держу цифровой веер) - Найди на веере цифру обозначающую, сколько раз ты прыгнула. - А теперь я буду называть звуки, прыгни только когда услышишь гласный звук. Я приглашаю тебя в волшебный сад. - Что растет в саду на деревьях? - Буквы- Гласные и согласные- Вот какой необычный урожай в этом году, на деревьях в саду растут буквы. - А что мы будем собирать? - Выбери картинку. - Мы будем собирать «малину» в корзину из букв. - Какой первый звук в слове «малина»- Выбери букву. Расположи их в корзинке по порядку. В самом верхнем ряду собери слева направо слово «малина» Прочитай слово. Вот какой урожай мы собрали! Забери корзинку с собой. Это пособие можно использовать при изучении разных лексических тем. Подготовка к обучению грамоте- ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он о будет п роходить, во многом зависит от нас, н ашего терпения, доброжелательности. Представленные мною пособия, надеюсь вас заинтересовали и вдохновили на использование в работе с детьми. Спасибо за внимание! Фото 1 «Звуковые и слоговые рамки» Фото 2 «Веселые прыжки» Фото 3 «Волшебный сад» Использованы фотографии из личного архива. Список используемой литературы: 1. Варенцова  Н. С. «Обучение дошкольников грамоте.   Для занятий с детьми 3 – 7 лет» 2.   Федосова Н. А. , Урадовских Г. В. , Маврина И. В. , Денисенкова Н. С. , : «Дети, в школу собирайтесь. Пособие для педагогов и родителей» 3. Дурова Н. В. , Невская Л. H. «Обучение дошкольников грамоте. Дидактические материалы в четырех книгах» 4.   Журова Л. E. «Обучение грамоте в детском саду» 5.   Дидактический материал по развитию речи. Занятия со старшими докольниками. Сост. Л. Е. Кыласова 6.   Колесникова Е. В. Программа «От звука к букве» 7.   Степанова О. А. «Подготовка детей к школе»

Оставить комментарий: