a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей "Роль песни в жизни армии"

Автор: Нижникова Оксана Юрьевна Опубликовано: 2022-01-30 20:00:04

Документы для скачивания

«Роль песни в жизни Армии» Жизнь давным- давно доказала, что такие человеческие ценности как патриотизм, верность долгу, гражданственность, уважение к старшим нужно воспитывать с детских лет. Наша любовь к музыке   имеет давние исторические корни: люди слушают и сочиняют её с тех времён, когда культура и искусство только зарождались. Уже более 30 000- 35 000 тыс. лет назад люди, жившие до нас, играли на костяных арфах и каменных флейтах.   Видимо, это влечение содержится в наших генах и заложено в нас природой. Малыши, едва услышав приятную мелодию,   поворачиваются к источнику звука, а от неприятных звуков начинают рыдать. Когда люди слушают музыку, их головной мозг всегда реагирует на неё, активируя несколько областей за границами слуховой коры. Также на обработку музыкальной информации сильное влияние оказывает осязательный, зрительный опыт человека и, конечно же, эмоции. А наиболее эмоциональным жанром в музыке является песня. Патриотическая песня имеет большую силу, ее боялись больше, чем пушки. У нее есть характерные особенности: песня должна быстро запоминаться, призывать к борьбе, мелодия решительного или призывного характера со многими повторами. Песня является таким же оружием, как и гранаты, как и сухие портянки. С песней легче жить, легче побеждать, легче умирать. В наиболее тяжелые минуты, когда нет больше сил, а помощи ждать неоткуда, на выручку приходит песня. Она поднимает дух, возвращает силы, зовет к подвигу. Именно такими были залихватские песни Русской Армии- простыми, насыщенными сильными эпитетами, конкретными. Их пронизывает патриотизм, любовь простых людей к Родине, восхищение героями прошлого- защитниками Русской земли и борцами за правое дело- именно так, как видели это простые солдаты, без лишнего пафоса и фальши. Из истории возникновения военно- патриотической песни Российской армии Самая древняя из сохранившихся до наших дней песен русских дружинников      относится к Х веку. Ее автора, увы, мы не узнаем уже никогда. С точки зрения" песенной теории" песни делятся на: - хвалебные( восхваляющие подвиги конкретных героев и полководцев) ; - поминальные- походные( строевые) ; - корильные( хулительные) - о врагах; - баллады( сатирические и трагические, повествовательные) . Самыми распространенными в Русской Армии были хвалебные, походные песни и песни- баллады. Учреждение Петром I регулярной армии с пожизненным, а позднее- 25- и летним сроком службы создало особую социальную общность- солдатскую среду со своим кругом культурных запросов. Солдаты не утрачивали свою связь с деревенской культурой: юношами они приносили в армию крестьянские песни, а возвращаясь со службы в деревню передавали односельчанам солдатский фольклор. Поэтому и относятся солдатские песни вполне резонно к народному фольклору. Тексты солдатских песен Х- ХIХ в. в. не замысловаты, но, как правило, повествуют об определенных исторических событиях или личностях, и потому являются ценным источником исторических сведений. С ростом числа грамотных солдат в Русской Армии со второй половины XIX века, а также с переходом к всеобщей и всесословной воинской повинности, когда в армию стали призывать и образованных людей, поэтическая ценность солдатских песен значительно возросла. С 1857 г. каждому полку было предписано иметь свой гимн( марш) , написание которого полки часто заказывали профессиональным поэтам и музыкантам, либо талантливым людям из армейской среды. В 1910- х годах, с созданием ряда новых частей, это вызвало новый подъем в русской военной музыке. Вот так и появились в военных песнях не только лихость и задор, но и красота сложения, яркая палитра метафор. Строевые песни- отдельный жанр. Именно они зачастую придавали сил при многокилометровых маршах, а также служили своеобразной пропагандой, повышающей престиж военной службы- ну разве мог кто остаться равнодушным, когда по городу под удалую песню шли бравые русские стрелки? Ритм полковых строевых песен закладывался с учетом строевого шага пехоты- так называемого" русского шага" - 100 шагов в минуту. Самые известные из дошедших до нас песен- разумеется, строевые: " Песнь о Вещем Олеге" ( переделка стихотворения А. С. Пушкина) , " Соловей- пташечка" , " Солдатушки бравы ребятушки" . А на самом деле их сотни. Сколько лихости, удали и одновременно скрытой печали в этих песнях, повествующих о нелегкой солдатской доле. Военно- патриотическая песня в годы ВОВ Годы ВОВ- это самое страшное время для народа. Гонение, холод, голод, потери родных и близких людей. И хочется сказать, разве в такое время людям было до песен, но история говорит о том, что именно поэзия, творчество помогало выжить. Военная песня( «Прощай, любимый город», «В землянке», «Священная война) , шагала нога в ногу, рядом с солдатом во время Великой Отечественной Войны и становилась для него опорой в тяжелый момент, когда казалось, что все, нет сил, бороться дальше, но стихи о Родине, о родных, которые верят и ждут, не позволяли солдату сдаться и он продолжал не легкий бой. Они стали победителями и их песни вместе с ними. Известные исполнители приезжали для поддержания солдат в военные части, устраивая концерт военных песен. После, которых солдаты, вдохновленные шли сражаться за свою Родину, не думая и не жалея себя. Мы продолжаем любить и помнить песни, прославившиеся на войне, они веселые и грустные, но самое главное, что это песни победители, пусть, когда мы слушаем эти песни на глаза невольно наворачиваются слезы, но мы не должны забывать нашу историю и Великую Победу!  А песни служат нам, достоверным напоминанием о тех временах!   Военно–патриотические песни в современной России Военно- патриотическое воспитание в нашей стране переживает настоящее возрождение. Российским президентом одобрена соответствующая образовательная программа. Сегодня роль военно – патриотической песни также важна. В местах локальных конфликтов, там, где оказываются наши воины, продолжает звучать военная песня. Появился фестиваль солдатской песни, возникло много новых ансамблей военной песни, например, «Ансамбль воздушно- десантных войск" Голубые береты" . Он существует более шестнадцати лет. За эти годы" Береты" дали тысячи концертов и побывали во всех" горячих точках" . Их график расписан на несколько месяцев вперед. Активная концертная деятельность группы продолжается и по сей день. В наше время также появляются новые песни. Без   рекламы и шумихи эта патриотическая песня «Спецназ» стала своеобразным гимном сотрудников спецподразделений ФСБ, МВД и Министерства обороны России, ведущих беспощадную борьбу с международными террористами. Хочется привести замечательный пример того, как старинная песня продолжает жить и сегодня, оставаясь актуальной спустя века. " НЕ ДЛЯ МЕНЯ ПРИДЁТ ВЕСНА. . . " ( история песни) Весной 1838 года в журнале «Библиотека для чтения» появилось стихотворение никому не известного морского офицера. Он служил на флагманском корабле Черноморского флота «Силистрия»( который водил капитан первого ранга Павел Нахимов, в будущем – великий контрадмирал) . А. Молчанов – так был подписан стих, начинавшийся словами «Не для меня, придёт весна…» Это стихотворение переписывали в свои дневники и тетради сотни офицеров и солдат первой кавказской войны – каждый в этих строчках узнавал свои переживания, отправляясь, возможно, на верную гибель. Стих положил на музыку поэт и композитор Николай Девитте. Так в 1838 году появился новый офицерский романс. О судьбе автора стихотворения ничего не известно. Предположительно, весной 1838- го он с десантом русских моряков высадился в устье реки Сочи. Здесь возводились форты для защиты Черноморской береговой линии от англичан и турок. До сих пор они обозначены на карте, как посёлки Черноморского побережья. Один из них – Лазаревское( в честь адмирала Михаила Лазарева – командующего тогда Черноморским флотом) . Окончилась война в 1864 году, когда царские войска заняли последний очаг сопротивления немирных горцев – урочище Кбааде( известное теперь, как город Красная Поляна) . Кавказ был присоединён к России, а кавказские народы были спасены от истребления со стороны восточных деспотий – шахской Персии и султанской Турции. Минуло более полувека. В начале ХХ века эта песня вновь ожила – теперь уже с эстрады московского ресторана «Яр» в исполнении Якова Пригожего –  известного московского шансонье( скончался в 1920 г. ) . Он же сделал музыкальную обработку сохранившейся в народе мелодии Н. Девитте. Существовало несколько «народных» вариантов песни, в том числе «лагерный романс»:   « …А для меня народный суд, пойдут вагоны по этапу… »  – пели советские заключенные в 30- е годы XX века. В 80- е годы ХХ века песня вновь «всплыла» в народе, уже как «казачий романс». Народная легенда гласила, что сочинил эту лирическую песню безымянный казак перед расстрелом, томясь в большевистском застенке. «Авторскую» правду уже почти никто не помнил. И всё же она есть! Благодаря исследованию А. Сидницкого- ветерана Великой Отечественной войны из г. Петропавловска, она сохранилась и доступна теперь нашему вниманию. Представляем вам первоначальный текст романса образца 1838 года.                                                                                                      сл. А. Молчанова Не для меня придёт весна, Не для меня Буг разольётся. И сердце радостно забьётся В порыве чувств не для меня!      Не для меня взойдёт заря,      Где Маша встретит в поле лето.      Мне не слыхать её привета-      Она растёт не для меня! Не для меня весной родня В кругу домашнем соберётся, «Христос воскрес»- из уст польётся В день Пасхи нет, не для меня!      Не для меня дни бытия      Польются светлыми ручьями.      И дева с чёрными очами      Живёт- цветёт не для меня! Не для меня луна, блестя, Родную рощу освещает, И соловей, что май встречает, Там запоёт не для меня!      Не для меня придёт весна.      Я поплыву к брегам абхазским,      Сражусь с народом закавказским.      Давно там пуля ждёт меня. . . Не для меня придёт весна, Не для меня Буг разольётся. И сердце радостно забьётся В порыве чувств не для меня! То, что было истинно великим останется великим навсегда. Нельзя выпускать из памяти времен связующую нить. Заботясь о культурном и нравственном воспитании наших детей, мы обязаны делать ставку на нетленные духовные ценности своего народа, его армии, его родного Отечества. Песни военных лет по- прежнему популярны в народе, в армейской среде. Они выдержали испытания временем, стали своеобразной летописью Великой Отечественной войны, музыкальным памятником тех далеких, героических лет. В них и сейчас звучат удивительный оптимизм, неиссякаемая вера в дружбу, любовь в те идеалы, за которые люди шли в бой, совершали подвиги.   Мы не считаем, что нам надо постоянно жить в прошлом, естественно необходимо развитие и совершенство. Просто хотелось бы, чтобы дети больше мыслили, чувствовали, переживали. Чтобы смысл фразы" мы за ценой не постоим" не воспринимался ими в буквальном смысле, как денежная плата за услуги. Культурное наследие нашей страны всегда отличало нас от других государств- так давайте же беречь, чтить и оберегать патриотические песни.

Оставить комментарий: