a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Упражнения для выработки правильной воздушной струи

Автор: Никитина Екатерина Ивановна Опубликовано: 2022-02-19 20:01:00

Документы для скачивания

1905019685 Учитель- логопед: Никитина Е. И. Формирование  правильной  речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Говорить умеют почти все, но говорить  правильно, лишь единицы.   Развивая речь детей, нужно в первую очередь научить их  правильному дыханию, которое влияет на звукопроизношение, артикуляцию и  развитие голоса. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.   Правильное речевое дыхание  обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. У детей младшего дошкольного возраста  речевое дыхание не совершенно. Малыши не умеют рационально использовать выдох, речь на вдохе, что отрицательно влияет на  развитие речи детей. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как  правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом.   Правильное речевое дыхание  – залог успеха в освоении  правильного произношения звуков.   Дыхательные  упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.   Дыхательная  гимнастика способствует  развитию речи, формирует верное произношение звуков, а также прекрасно укрепляет детский организм.  Одна из главных задач: научить детей  правильно дышать. Без  правильного дыхания,  для которого характерны короткий, глубокий вдох и плавный, длительный, экономный выдох, не возможна  правильная речь. При  правильном  выполнении упражнений,   дыхательная  гимнастика приятна и приносит удовольствие всем детям. Необходимо проводить во время адаптации, или когда ребенок гиперактивный, благодаря  дыхательной гимнастике, ребенок расслабляется, успокаивается. Перед проведением  дыхательной гимнастики, все упражнения выполняют сначала педагоги.   Дыхательные  упражнения могут быстро утомлять ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребёнка Занятия  дыхательной  гимнастикой с детьми проводятся по 2- 3 минут, не раньше чем через 1 час после приема пищи. В ся система работы по развитию речевого дыхания в процессе речевого общения условно разделяется на три этапа: Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата( дифференциация носового и ротового дыхания, формирование длительного ротового выдоха под контролем движений диафрагмы и мышц брюшного пресса) . Формирование длительного фонационного выдоха. Формирование речевого выдоха. Причём на первом- втором этапах коррекционно- развивающей работы оптимально сочетать статические игровые упражнения( производятся либо при полной неподвижности тела, либо сопровождаются лёгкими движениями) с выполнением динамических игровых упражнений( связаны с плавными движениями рук, туловища, ног) . Последние физически укрепляют организм ребёнка, улучшают функцию его диафрагмы, брюшного пресса, развивают фонационное дыхание, подготавливают к интенсивным голосовым упражнениям, положительно влияют на настроение и эмоции ребёнка, вызывая у него чувство радости и бодрости. Динамические игровые упражнения включают ходьбу, медленный бег, движения рук, ног и туловища. Они являются более активными, естественными и сильными по сравнению со статическими игровыми упражнениями. Динамическая дыхательная гимнастика построена на сочетании движений туловища и конечностей с произнесением звуков, звукосочетаний, междометий, односложных слов на выдохе. 1.  Упражнение «Ныряльщики» Цель: у чить детей делать вдох ртом, а выдох носом. Выработка дифференцированного дыхания. Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая( «опускаясь под воду») , делают выдох носом. Методические указания. Каждый ребенок повторяет упражнения не больше двух- трех раз. 2. Игра «Кто лучше надует игрушку? » Цель:  у чить детей делать вдох носом, а выдох ртом. Выработка дифференцированного дыхания. Логопед показывает детям, как надо надуть игрушку: набирает воздух через нос и медленно выдыхает его через рот в отверстие игрушки. Тот, кто правильно выполнит задание, может поиграть с надувной игрушкой. Методические указания. Игру лучше проводить с подгруппами детей из пяти- шести человек. Дыхательные упражнения Формирование длительного и плавного речевого выдоха 3. “Немое кино”. Цель: ф ормирование длительного и плавного речевого выдоха. Логопед показывает беззвучную артикуляцию гласного звука( сочетаний двух- трех гласных звуков) . Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе. 4. “Топор”. Цель: ф ормирование длительного и плавного речевого выдоха. Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук “замком” и опустить руки вниз. Быстро поднять руки — вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести “ух! ” на длительном выдохе. 5. “Зоопарк”. Цель: ф ормирование длительного и плавного речевого выдоха. Каждый ребенок исполняет роль какого- либо животного. Логопед совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью. 6. “Ворона”. Цель: ф ормирование длительного и плавного речевого выдоха. Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх — сделать вдох, медленно опустить руки — длительный выдох с произнесением звукоподражания “кар”. Дыхательные упражнения Формирование направленной воздушной струи. 7. “Толстяк” Цель: ф ормирование направленной воздушной струи. ( картинка- образ — мальчик с надутыми щеками) . Надуть щеки и удержать воздух в течение 15 секунд. 8. “Худенький” Цель: ф ормирование направленной воздушной струи. ( картинка- образ — худенький мальчик с впалыми щеками) . Рот приоткрыть, губы сомкнуть, втягивать щеки внутрь. 9. “Снежок” Цель: ф ормирование направленной воздушной струи. ( картинка- образ — падающие снежинки) . Губы сблизить и слегка выдвинуть вперед трубочкой, выдувать воздух, стараясь направить его на бумажную( ватную) снежинку так, чтобы она слетела с ладони. Щеки при этом не надувать. 10. “Дудочка” Цель: ф ормирование направленной воздушной струи. ( картинка- образ — дудочка) . Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка. 11. “Пропеллер” Цель: ф ормирование направленной воздушной струи. ( картинка- образ — самолет с пропеллером) .   Слегка растянуть губы в улыбке, указательный палец ребенка двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно выдувать воздух таким образом, чтобы слышался “звук пропеллера” от рассекаемого пальцем воздуха. Дыхательные упражнения Упражнения для развития физиологического дыхания 12. «Цветочный магазин» Цель: р азвитие физиологического дыхания. ( Мы в цветочном магазине. Воздух напоен разными ароматами. Запах какого- то цветка преобладает. Ищите запах, назовите этот цветок! ) Медленно, спокойно глубоко вдохнули. Как бесшумно через расширенные ноздри вливается воздух! Грудная клетка- расширена( не поднята! ) Плечи- «висят». Вдох. Задержка( ищем, нашли запах) . Выдох. 1 3. «Чей пароход лучше гудит? » Цель: развитие физиологического дыхания. Каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, посмотрите, как гудит мой пузырек, если я в него подую( пиит) . Загудел, как пароход. А как у Миши загудит пароход? » Педагог по очереди вызывает всех детей, а затем предлагает погудеть всем вместе. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова. 1 4. «Кто дольше сможет подуть на листики? » Цель: развитие физиологического дыхания. У педагога на нитках листья разных деревьев. «Посмотрите, дети. К нам вместе с ветерком прилетели эти листики. Они такие красивые, легкие. Давайте, как ветерок, подуем на эти листики, вот так. ( Показать как нужно дуть) . Интересно, чей листик дольше других сможет покружиться на ветру. Педагог смотрит, чтобы дети не надували щеки, не напрягались, дули на листики легко и спокойно. Дыхательные упражнения Упражнения для развития речевого дыхания 15. «Дровосек» Цель: развитие речевого дыхания. Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки- вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести- ух! - на длительном выдохе.                                                                                       16. «На берегу моря» Цель: развитее речевого дыхания. Представить себя на берегу моря. . . Закрыть глаза. . . Слышите как бе жит волна: с- с- с. . Сыплется песок: с- с- с- с. . . Ветер песню напевает: с- с- с- с. . . И песочек рассыпает: с- с- с- с. . . 1 7. «Эхо» Цель: развитее речевого дыхания. Педагог громко произносит на выдохе звук: а- а- а- а. . . А ребенок тихо отзывается: а- а- а- а. . . Можно играть употребляя гласные звуки, а также сочетания: ау, уа, ио. . . и т. д. и отдельные слова: «Ау, Оля! Ау Петя! ». 18. «Приятный запах» У педагога два- три живых цветка, наиболее знакомых детям, например ландыши, фиалка, сирень. Цветы можно заменить фруктами с определенным запахом( апельсин, лимон, яблоко) , или листьями( смородины, тополя, черемухи) . Ребенок нюхает цветок и на выдохе произносит фразу «Хорошо пахнет» или «Очень приятный запах» и т. д. Дыхательные упражнения Упражнения на развитие фонационного выдоха «Жуки» Цель: развивать фонационный( озвученный) выдох. Оборудование: предметная картинка" жук" . ( Проводится, если ребенок правильно произносит звук" ж" ) . Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо- влево, произнося звук" ж" . Взрослый произносит рифмовку: Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки, Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим. « Рычалка » Цель: развивать фонационный( озвученный) выдох. ( Проводится, если ребенок правильно произносит звук" р" ) . Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном выдохе. " Комар" Цель: развивать фонационный( озвученный) выдох. Оборудование: предметная картинка" комар" . ( Проводится, если ребенок правильно произносит звук" з" ) . Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук" з" . Взрослый произносит рифмовку: З- з- з- комар летит, З- з- з- комар звенит. " Мычалка" Цель: развивать фонационный( озвученный) выдох. Дети соревнуются, кто дольше" промычит" на одном выдохе. Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук" М- М- М" . " Лесная азбука" . Цель: развивать фонационный( озвученный) выдох, активизировать мышцы губ. К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает" уроки лесной азбуки" . Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, " осваивают" лесную азбуку: " У- У- У" - идет недобрый человек, его надо прогнать( топать ногами) . " А- У- У" - путник заблудился, ему надо показать дорогу( хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат) . " Ы- Ы- Ы" - пришло время всем собраться на поляне( хлопать в ладоши) . " Снегопад" . Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование: " снежки" из ваты. Сделать из ваты мелкие шарики- " снежинки" , положить ребенку на ладонь и предложить" устроить снегопад" - сдувать снежинки с ладони. " Кораблик" . Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой. Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку: Ветерок, ветерок, натяни парусок! Кораблик гони до Волги- реки. Лексико- тематический цикл: «Одежда. Ателье» ПРИМЕРКА   Цели.   Выработка дыхательной опоры. Выполнение ротового выдоха с произнесением слова. Формирование выразительного интонирования( радость, восторг, одобрение) . Игровой материал.   Атрибуты сюжетно- ролевой игры «Ателье» или «Магазин одежды» Методика проведения Педагог приглашает детей на примерку одежды в ателье( магазин) . Дети «примеряют» одежду, выполняя имитационные движения( по 4 раза) . И. п. – руки поднять через стороны вверх. Медленно опуская руки, дети произносят на выдохе: «Хорошо! ». Занимая и. п. , дети непроизвольно делают вдох. И. п. – то же. Медленно опуская руки и приседая, дети произносят протяжно: «Как  раз! ». Занимая и. п. , дети непроизвольно делают вдох. И. п. – руки поднять в стороны. Опуская руки вниз и выдыхая при этом, дети медленно произносят: «Вот так! ». Занимая и. п. , дети непроизвольно делают вдох. И. п. – развести руки перед собой. Медленно охватывают себя руками( так, что одна рука ложится на плечо, другая – в подмышечную впадину) , произнося на выдохе: «Здорово! ». Занимая и. п. , дети непроизвольно делают вдох. Методические указания.   Перед началом игры напомнить детям о необходимой опоре на ударный гласный в слове. Перед началом выполнения каждого вида упражнений целесообразно использовать соответствующую рифмовку. Оречевляя ее, педагог выступает в роли закройщика ателье( портного, продавца) . Рифмовки: - / / - Руки выше поднимаем, А потом их опускаем! - / / - Руки выше поднимаем, Приседая, опускаем! - / / - Руки средне поднимаем, А потом их опускаем! - / / - Руки шире мы разводим, А потом опять их сводим!   Лексико- тематический цикл: «Птицы( домашние, дикие зимующие, дикие перелетные) » ЗАРЯДКА  ДЛЯ  КРЫЛЬЕВ  И  ЛАП – 1   Цели.    Выполнение ротового выдоха с произнесением звукоподражания. Выработка дыхательной опоры. Формирование ровного, громкого( но не крикливого) голоса. Игровой материал. Шапочки- маски птиц( по выбору) . Методика проведения. Педагог приглашает детей на птичью зарядку: Рано утром по порядку Птицы делают зарядку. А вороны лучше всех, Их сегодня ждёт успех! Дети в образе названной птицы выполняют имитационные движения( по 4 раза) : 1)   «Где стая? » И. п. – стоя, ноги вместе, подбородок приподнять. Медленно поворачивая голову вправо( влево) , протяжно произнести: « К- а- а- а- р ». Занимая исходное положение, дети делают непроизвольный вдох. То же – в другую сторону. 2)    «Полетаем! » И. п. – руки поднять в стороны и немного отвести назад, словно крылья. Медленно опуская руки вниз и выдыхая при этом, протяжно произнести:    « К- а- а- а- р ». И. п. – непроизвольный вдох. 3)    «Слетаемся к кормушке». И. п. – руки поднять через стороны вверх. Плавно опуская руки, протяженно произносить на выдохе: « К- а- а- а- р ». И. п. – непроизвольный вдох. Методические указания.   Вводить игровые образы других птиц, используя их звукоподражания. Последовательность упражнений можно менять в зависимости от сюжета.   ЗАРЯДКА  ДЛЯ  КРЫЛЬЕВ  И  ЛАП – 2   Цели.    Выполнение ротового выдоха с произнесением звукоподражания. Выработка дыхательной опоры. Формирование ровного, громкого( но не крикливого)   и звонкого голоса. Игровой материал.  Шапочки- маски птиц( по выбору) . Методика проведения. Дети в образе названной педагогом птицы выполняют упражнения ( по 4 раза) : 1)   «Приветствие». И. п. – стоя, ноги вместе, приподнять подбородок. Медленно повернуть голову и туловище вправо( влево) с отведением руки в сторону. Произнести протяжно: « Г- а- а- а ». Принимая исходное положение, сделать вдох. 2)    «Разминаем лапки». И. п. – стоя, ноги вместе, руки развести в стороны. Медленно поднять согнутую в колене правую( левую) ногу, плавно обхватить колено руками. Произнести протяжно: « Г- а- а- а ». Принимая исходное положение, сделать вдох. 3)   «Прятки» или «Осторожно опасность! » И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки подняты через стороны вверх. Медленно присесть, обхватить руками колени( не опуская голову вниз) . Произнести протяжно: « Г- а- а- а ». Принимая исходное положение, сделать вдох. Методические указания.    Темп упражнений медленный, дыхание глубокое, выдох продолжительный. Вводить игровые образы птиц, используя рифмовки. Рифмовки- / / - Рано утром по порядку Птицы делают зарядку. - / / - Важно гуси гоготали, На зарядку сразу встали. - / / - Вот уже через минутку На зарядку вышли утки. - / / - Индюки без промедления Начинают упражнения. - / / - Закудахтали хохлушки, На зарядку курам нужно. - / / - Ку- ка- ре- ку! Ри- ки- ки! На зарядке петухи.     Лексико- тематический цикл: «Моя  семья» ОТДЫХ ВСЕЙ  СЕМЬЁЙ   Цели.   Выполнение ротового выдоха с произнесением слова. Выработка дыхательной опоры. Формирование выразительного интонирования. Методика проведения Педагог предлагает детям отправиться на отдых всей семьёй. Например, на рыбалку. Дети выполняют имитационные движения( по 4 раза) : 1)  «Закидываем удочку». И. п. – стоя, ноги вместе, руки понять вверх, соединив ладони. Медленно наклонить туловище вперёд( не опуская голову вниз) , плавно опуская соединенные руки перед собой. Произнести протяжно и задорно: « У- у- у- ух » или « Р- а- а- з ». Принимая и. п. , сделать вдох. 2)   «Вытягиваем рыбку». И. п. – стоя, ноги вместе, руки вытянуть перед собой, соединив ладони. Медленно приводить руки к груди. Произнести протяжно и радостно: « У- р- р- а! » Принимая и. п. , сделать вдох. 3)   «Рыбка сорвалась с крючка». И. п. – стоя, ноги вместе, руки сжать в кулаки перед грудью. Медленно наклониться вперед, не опуская головы. Произнести протяжно и разочарованно: « Э- э- э- х ». Принимая и. п. , сделать вдох. 4)   «Вкусная уха». И. п. – стоя, ноги вместе, пальцы рук прижать к плечам. Медленно вытянуть руки перед собой( в стороны) , сжав кисти в кулаки и выставив большие пальцы вверх. Произнести протяжно и восхищённо: «О- о- о! ». Принимая и. п. , сделать вдох. Методические указания.    Темп упражнений медленный, дыхание глубокое, выдох продолжительный. Можно разнообразить сюжеты соответственно тематическому циклу. Рифмовки- / / - Очень дружно мы живем: Рано утром все встаём, Рюкзаки вмиг собираем, На рыбалку уезжаем. - / / - Едем на рыбалку дружно: Наловить нам рыбки нужно, Чтобы вкусною ухой Насладиться всей семьёй.   Лексико- тематический цикл: «Лето» ОТДЫХАЕМ -   ЗАГОРАЕМ   Цели.   Выработка дыхательной опоры. Развитие координации между дыханием и фонацией. Игровой материал.  Стулья по количеству детей. Методика проведения Педагог предлагает детям позагорать на солнышке, ощутить тёплое дыхание летнего ветерка: Летом можно отдыхать И на солнце загорать, С тёплым ветром подружиться И природой насладиться. Занимайте- ка, ребятки, Лежаки все по порядку! Дети рассаживаются на стульях и выполняют движения под дуновения тёплого ветра « Шшшшш …»: 1)   «Наши руки загорают». И. п. – сидя на стуле, руки в стороны. Медленно положить руки на колени и на длительном выдохе произнести: « Шшшш …». Принимая и. п. , сделать вдох. 2)    «Наша грудка загорает». И. п. – сидя на стуле, руки поставить на пояс, отвести локти назад. Медленно приводить локти вперёд и на длительном выдохе произнести: « Шшшш …». Принимая и. п. , сделать вдох. 3)    «Наши ножки загорают». И. п. – сидя на краю стула, облокотиться на спинку стула, держаться руками за сиденье. Медленно поднять прямую правую ногу и на длительном выдохе произнести: « Шшшш …. ». Принимая и. п. , сделать вдох. То же левой ногой. 4)   «Наш животик загорает». И. п. – сидя, облокотившись на спинку стула, ноги выпрямить, одна рука на груди, другая на животе. Диафрагмальное дыхание с произнесением « Шшшш …». 5)   «Станем ближе солнышку». И. п. – сидя на стуле, поднять руки через стороны вверх, над головой. Медленно опустить руки вдоль туловища и на длительном выдохе произнести: « Шшшш …». Принимая и. п. , сделать вдох. Методические указания.    Перед выполнением упражнений расслабить мышцы рук, ног, шеи, туловища.

Оставить комментарий: