Конспект открытого занятия по крымоведению Тема «Берегите степь»
Документы для скачивания
Конспект открытого занятия по крымоведению Тема « Берегите с тепь» Цель: развивать у детей знания о растительном и животном мире крымской степи Задачи: Закрепить у детей представлени е о степи, как о природной зоне; - обеспечивать познавательный интерес, устойчивость приобретенных зн а ний о растительном и животном мире крымской степи; - п оказать взаимосвязь растений и животных с условиями обитания; - формировать умения взаимодействовать с природой, не нарушая экологич е ских правил; - Показать причины исчезновения степных растений и животных и необх о димости охраны оставшихся мест обитания; - учить детей понимать, видеть, ценить и беречь красоту окружающего мира; - упражнять в счете. Предварительная работа: беседы о степи, о растительном и животном м и ре на конкретных представителях; рассматри вание карты Крыма; чтение э н цик лопедий, беседы о Красной книге, д/ и: «Узнай по запаху», «Чей голос? », «Собери животное», разгадывание загадок. Материал: ИКТ, экологические знаки, мешочки с лекарственными травами, карточки с изображением растений и животных на магнитиках, картина ст е пи А2, письмо Феи, диск, муляжи Красной книги Республики Крым, разре з ные картинки. ХОД ЗАНЯТИЯ В. : Нам с вами посчастливилось жить на удивительном полуострове, который называется … как? Ответы детей: Крым. Ребёнок: Скользящие, в степи и в море Дельфин, перекати трава. . . Их вечно радует раздолье Что дарят Крымские ветра Склонила стебелёк травинка По дуновению ветерка Плывёт волнистая морщинка По прядям ковыля слегка Воспитатель: У каждого животного, у каждого растения есть свой дом, своя квартира, то есть свое место обитания. Посмотрите на карту. Это территория Крыма. Здесь можно увидеть высо кие снежные горы и плоские ра внины, стремительные реки. Однако большую часть территории Крыма занимают степи. - Каким цветом на карте обозначена зона степей? ( Зона степей обозначена зеленым цветом) . По пути в детский сад мне повстречался почтальон, он вручил мне письмо. Давайте посмотрим кому оно адресовано: « Десткий сад « Радуга» группа « Солнышко »», так это нам. Сейчас откроем конверт и посмотрим, что же там, . . а там диск! Нужно посмотреть то на этом диске. ( Просмотр диска с з а писью феи) - а здесь в конверте есть еще билет. Летом степные районы Крыма напоминают безжизненную пустыню с выг о ревшей от жаркого солнца травой. Но весной регион оживает, покрываясь разноцветным ковром цветущих растений. Но прежде, чем отправиться в путешествие, вспомним о правилах повед е ния в степи. Ведь природой мы должны не только любоваться, но и беречь ее. ( Дети рассматривают знаки и формулируют правила) : 1) Не собирай в степи цветы, а только любуйся ими. 2) Если хочешь наблюдать за птицами, веди себя спокойно. Громко не разг о варивай, не делай резких движений, не подходи близко. 3) Не лови на секомых, не разоряй муравейники. 4) Не мусори в природе! Каждый день мы обнаруживаем вокруг себя что- то новое. Можно не зам е чать этого, а можно задуматься обо всём, что видишь вокруг. И тогда вы все полюбите красоту родной степи особенной любовью. Ребёнок Мы живем в степном Крыму, Значит рядом степь, В гости мы туда пойдем, Нужно рассмотреть: И животных, и цветы, Насекомых, птиц. Но в дороге нашей ты Осторожней будь, Чтобы не было беды, был приятен путь. . В. : А как вы думаете, на чем можно отправиться в путь? Варианты ответов детей. В. : все верно, но я вам предлагаю отправиться на другом транспорте – на волшебном поезде. Для того чтобы отправиться нам нуж ен билет. Вот он. ( достать из конверта) П ервая станция «Условия жизни в степи»( билет ка р тинка природы) Выстраиваемся в колонну. ( Е дим по кругу) . Звук поезда. Остановка. В. : а теперь начнется волшебство. В. : закрываем глазки считаем до 5. ( дети считают) . Открываем глазки( по я вился стол для эксперимента) . Весной степь пестрит яркими цветами: в северной степи, например, поя в ляются сон- трава, тюльпаны, красные маки, затем злаки; в южных степях к о лышутся серебристые перья ковыля, образующего сплошные заросли. В: Лето здесь длинное, сухое, солнечное. Дожди идут редко. Как вы д у маете, здесь много деревьев? ( Ответы детей: да, нет) Давайте проверим, кто прав. Дети подходят к столу. Опыт. Воспитатель: Вода в степи проливается летом в виде… Дети: Дождя. Воспитатель: Она впитывается в… Дети: Почву. Воспитатель: После чего растения всасывают её с помощью… Дети: Корней. Воспитатель: Значит нам надо полить почву и посмотреть к акие корни до с танут эту воду. ( В горшок с сухой землёй выливается немного воды, т. к до ж ди в степи редкие и необильные. Вода впитывается, после этого земля раск а пывается лопаткой, и дети определяют, насколько глубоко пропиталась земля. Земля пропиталась неглубоко. В: Вспомните, у деревьев- какие корни? Дойдёт ли до них дождевая в о да? Вывод: Деревья и кустарники в степи расти не могут, им не хватает вл а ги. В: А у травы какой корешок? Как вы думаете, ей воды хватит? Травы, растущие в степи, способны переносить засуху и быстро восстанавливаются. А если много травы, то много и животных. В. : а теперь оправляемся дальше, следующая станция «Растения степи». ( пока еде т поезд выносится стол с травами, накрытый салфеткой) Ребёнок Вот какие маки, Вот какие маки Красные, большие В поле расцвели! Тучка в небе тает, Ветер пролет ает — Тоненькие стебли Гнутся до земли. В. : Мак начинает цвести в мае. За маковыми полями охотятся фотографы и туристы, потому что это действительно, невероятно красиво В: есть еще в степи очень красивый весенний цветок. Эт о главное чудо степи … Ребёнок: В степном Крыму цветут тюльпаны, Простые, нежные цветы, Растут из утренних туманов, Любви, надежды и мечты. В. Самыми первыми расцветают белые тюльпаны. Чуть позднее появля ются желтые и красные – тюльпан Шренка. Он занесен в Красную книгу. А скажите, что такое Красная книга Ответы детей: это книга, в который записаны все исчезающие виды растений и животных. В. : В нашей республике есть своя КРАСНАЯ КНИГА. Их две: красная книга Республики Крым Животные и Красная книга Республики Крым растения, грибы и насекомые( демонстрация муляжей книги) . Берегите же степное чудо! Воспитатель: Ребята, а какие еще степные цветы и растения вы знаете? Д и дактическая игра «Угадай степной цветок » До чего же смелый Этот цветок белый! Только дунет ветерок – К облакам взлетит цветок. ( Одуванчик) * * * Я ее на лугу Отыскать всегда смогу. В белом платьице она И нарядна и скромна. ( Ромашка) * * * Словно огоньки, Раскрываются цветки, Растёт семьёй, Называется …( Пион) * * * Грива есть, а не лошадка. Хоть седой, я молод. Мне в степи живется сладко, Ни к чему мне город. Там, где ветер гладит спинку, Поднимая к небу пыль, Вы увидите травинку- Называется …( ковыль) Воспитатель: Ребята, а какие полезные лекарственные растения мы можем встретить в нашей степи? ( Дети называют лекарственные растения) . Воспитатель: Только весной мы можем увидеть всё это разнотравье и п о чувствовать, вдохнуть в себя запах степи, вы почувствовали, какой в степи необыкно венный запах? Вдохните поглубже: горьковато- сладкий, душистый, нежный, необыкновенно свежий. В. В степи много разных трав, Давайте все вместе вдохнем аромат крымской весенней степи. Я открою вам секрет- что каждое лекарственное растение нужно собирать в определенный период. И только тогда оно приобретает л е карственные свойства. В. : мы умеем распознавать травы по запаху. Дидактическая игра «Определи по запах у лекарственное растение». Предлагаю тся мешочки с: ромашкой, чабрец, полынью, шалфеем) Ф изминутка Цветы Раз –два- три выросли цветы( сидели на корточках, встаем) К солнцу потянулись высоко: ( тянутся на носочках) Стало им приятно и тепло! ( Смотрят вверх) Ветерок пролетал, стебелечки качал( раскачивают руками влево- вправо над головой) Влево качнулись- низко прогнулись. ( Наклоняются влево) Вправо качнулись – низко пригнулись. ( Наклоняются вправо) Ветерок убегай! ( Грозят пальчиком) Ты цветочки не сломай! ( приседают) Пусть они растут, растут, Детям радость принесут! ( медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики) В. : садимся в поезд, следующая станция «Насекомые» В. : Благодаря травянистому покрову в степи живёт множество насекомых. Какие насекомые обитают в степях? Найди его изображение и засели его на карте( если насекомое в красной рамочке нужно объяснить почему? Потому что занесен в Красную книгу) В. : - Какие у них отличительные признаки? ( 6 ног, крылья, летают, скачут, зимой прячутся от холода) . В. : В степях много пауков. Од и н из опасных – тарантул. Тарантул ядовит, человека кусает редко, но больно. Укус вызывает опухоль и сильные болевые ощущения. Если вдруг с вами такое случилось, то сразу н е обходимо обратиться за помощью к взрослому. В. : следующая станция «Птицы степи» В: А раз есть насекомые, значит, есть много птиц. - Какие у них отличительные признаки? ( Есть крылья, вьют гнезда, птенцы появляются из яиц, они летают) . В. : а давайте узнаем птиц по голосу. Дидактическая игра «Чей голос? »( брать картинку и заселять на карту) . В. : Следующая станция «Животные степи». В. : чтобы узнать какие животные живут в степи, нам нужно собрать ка р тинки из частей( Дидактическая игра «Собери животное») . Назовите какое вы собрали и заселите его на карту. В. : Скажите, как одним словом назвать эту группу животных: грызунов и хищников? ( Звери) - Какие отличительные признаки зверей вы знаете? ( У них 4 лапы, у них есть жилище, где они выращивают детенышей, тело покрыто шерстью. ) Красная книга( большой тушканчик) В. : Ребята, а посмотрите какая красивая карта степи, как она ожила, ка ж дый цветок, каж дое насекомое, каждое животное нашли свой дом. Берегите природу. За ваши старание любознательность дарю вам и нтересную книгу о Крыме. Ведь на нашей малой родине много интересного! ! ! В. : но пришло время возвращаться. В. : закрываем глазки, считаем до 5( убираются все столы) . Итоги занятия: 1. Ребята, а какое волшебство с нами произошло. 2. Что было интересного в нашем путешествии? 3. Что вам запомнилось? Армянская игра «Земля, вода, огонь, воздух» Оборудование: мяч Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому- нибудь из играющих, произнося пр и этом одно из т рёх слов: земля, воздух, огонь. Если водящий сказал слово «Земля! », тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое- либо степное животное; на слово «Воздух! » - название птицы степи. При слове «Огонь! » все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему. Кто ошибается – не играет. Воспитатель: Пора прощаться. Какие вы все молодцы! Столько всего зна е те и умеете. Настоящие ученые и степные знатоки! Я говорю вам – До свид а ния! И хочу прочитать стихотворение «У каждого свой дом» Вот улитка – добрый гномик – На себе таскает домик. Вот квартира для жука – Дырка старого пенька. Вот стоит высотный дом – Муравьи хлопочут в нем. Вот цветок ромашки – В нем живут букашки. Эта славная страна Вся кругом за селена.