a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Классный час "Доброе слово – что ясный день"

Опубликовано: 2015-01-18 18:06:29

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

«ШКОЛА ЛИЦЕЙ» I-III СТУПЕНЕЙ № 2

БЕЛОГОРСКОГО РАЙОНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 

 

Классный час

"Доброе слово – что ясный день"

 

 

            Автор-составитель:

                                                                         Классный руководитель 8-Б класса

                                                                                     Панькова Марина Петровна

 

 

 

 

 

            г.Белогорск, 2014 год

 

Цель классного часа: привлечь внимание к культуре общения как составной части нравственного облика человека.

Задачи:

  • познакомить с понятием «этикет в общении»;
  • познакомить с губительным воздействием бранных слов на моральное и физическое здоровье личности;
  • привлечь внимание к необходимости работать над своим нравственным имиджем.

Оформление классной доски:

  • «Сквернословие – это склонность к совершению дурных поступков» Аристотель.
  • «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом» Владимир Даль.
  • «Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых – врачует» Притчи 12:18.
  • «Говорить нецензурными словами – это умываться грязью» Русская пословица.
  • … И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесём, И внукам дадим, и от плена спасём навеки. Анна Ахматова.

На доске или слайде:

Этот мир многогранен и тесен, Человеку не просто в нём жить Так, чтоб обществу был он полезен, Мог дружить и, конечно, любить. И какой бы он не был натуры, В  шутку, юморе меру чтоб знал, Категории «долг», «честь», «культура» Без условий всегда понимал. А поможет уму разобраться И поверить в себя самого Наша Этика – вдумайтесь, братцы, Мы ж теперь изучаем её!

Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай, не спеши. Оно бывает то сурово, То рождено теплом души, Оно то жаворонком вьётся, То медью траурной поёт. Покуда слово сам не взвесишь – Не выпускай его в полёт. Им можно радости прибавить, И людям радость отравить, Им можно лет зимой расплавить И камень в крошку раздолбить. Оно одарит иль ограбит, Пусть ненароком, пусть шутя. Подумай, как бы им не ранить Того, кто слушает тебя.

В. Солоухин.

Ход классного часа

Учитель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости. Нашу встречу мне хотелось бы начать со строк, автором которых является Вадим Шефнер.

Словом можно убить, Словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести, Словом можно продать и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить.

Вдумайтесь в эти строки!

Слово... Звук, живущий доли секунды и пропадающий в пространстве. Где он? Пойди, поищи эти звуковые волны. Слово... Почти нематериальное явление. Кажется, и говорить-то не о чём. Но люди давным-давно заметили, что «злое слово убить может», а доброе слово «и кошке приятно».

Итак, сегодня мы поговорим о слове. Тема нашего классного часа: «Доброе слово, что ясный день». Эпиграфом к теме нашего классного часа я выбрала древнерусский афоризм «Ничто так не ободряет человека, как доброе слово».

На экране появляются цели классного часа.

Сегодня мы познакомимся с понятием « этикет в общении», узнаем о губительном влиянии сквернословия на здоровье человека.

Но прежде чем начать классный час, я хотела бы спросить у вас: как вы понимаете значение фразы «Доброе слово, что ясный день»? Что значит для вас «доброе слово»?

Учитель: Все люди на свете испытывают потребность в общении. О современной культуре общения можно говорить лишь в том случае, если в речевой «репертуар» включены манеры общения, подчеркивающие интеллигентность и воспитанность. К ним можно отнести: доброжелательность, отзывчивость, тактичность, вежливость и т. д.

Первый выступающий расскажет нам о значении повседневной вежливости для каждого человека в любых ситуациях.

Уч-ся: Здороваясь, вежливый человек не должен цедить сквозь зубы: «здрасьте». Здороваясь, мы приветствуем другого человека и на самом деле желаем ему здоровья. Не стоит хмуро сдвигать брови и произносить приветствие куда-то в сторону или бурчать себе под нос. Тот, кому адресовано приветствие, должен видеть твое расположение. Произнося приветствие, не забудь улыбнуться. Тебе тоже ответят улыбкой. Некоторые молодые люди говорят друг другу при встрече вместо «здравствуй» «здорово» или «привет». Конечно, такая форма приветствия допустима, но среди множества вариантов это не самое удачное и красивое приветствие, да и подобрать можно что-нибудь другое. Приветствуя кого-нибудь, не стоит излишне жестикулировать. Девушкам не следует забывать, что пожимать при встрече руку должны только мужчины. Для девушки будет достаточно легкого кивка головой. Прощаясь, не стоит бросать в спину уходящему знакомому или приятелю: «пока». Вежливый человек должен обязательно сказать «до свидания». При этом нужно смотреть в лицо человеку, с которым прощаешься. Ребята должны помнить, что здороваться и прощаться с взрослыми они должны первыми. При этом необходимо следить за мимикой. Если ты будешь гримасничать, вряд ли в следующий раз с тобой захотят общаться. Вежливый человек не должен забывать о том, что приветствие или благодарность, сказанные пренебрежительным или насмешливым тоном, могут оскорбить человека.

Учитель: Человек, который не научился быть благодарным, не может рассчитывать на помощь окружающих. Вряд ли кто-то захочет помогать невеже и вообще общаться с ним. Самое главное правило вежливости гласит: «Уважай окружающих, считайся с ними». Однако и здесь важно соблюдать чувство меры. Вспомните рассказ Чехова «Смерть чиновника». Главный герой, случайно чихнув в театре на начальника, потом излишне ему надоедал своими извинениями и все же решил, что его не простили. Какой вывод мы можем сделать из данного отрывка? Можем ли мы сказать, что чиновник является вежливым человеком? Следует ли таким образом приносить свои извинения?

Учащиеся высказывают свои мнения.

Учитель: О том, что вежливым человек должен быть не только на работе, помнят, а может, и знают, не все. Послушайте о правилах поведения в семье.

Уч-ся: Умение вести себя в узком семейном кругу – показатель благовоспитанности человека. Не подлежит сомнению тот факт, что член семьи, соблюдающий дома правила хорошего тона, почти застрахован от всякого рода оплошностей в окружении посторонних, поскольку он привык следить за собой и своим поведением. Некоторые считают, что дома можно позволить себе то, что никогда не позволишь в обществе; что на работе необходимо соблюдать все правила этикета, а дома проявлять по отношению к близким уважение, любезность, учтивость – необязательно.

Такая позиция, занятая по неразумению или в силу недостаточного воспитания, в итоге превращает семейную жизнь в ад и рано или поздно приводит к крушению семьи. Из-за неумения вести себя дома и в обществе происходит ничуть не меньше разводов, чем на почве неверности или пьянства. Очень важно уяснить себе, что соблюдение этикета среди домашних не менее важно и обязательно, чем среди знакомых и посторонних. Нередко служебные и производственные неудачи выливаются в грубое обращение с близкими, которое со временем переходит в привычку срывать на них накопившееся зло.

Уч-ся: Грубое слово, брошенное в пылу гнева, больно ранит ваших родных. И здесь необходимо отметить глубокое заблуждение тех, кто надеется на бесконечное понимание и прощение с их стороны. До поры до времени родные попытаются относиться к грубости любимого человека с пониманием, постараются как-то оправдать его. Но с течением времени несоблюдение элементарного этикета в обращении с домашними становится нетерпимым, в семье наступает разлад. В общем, в отношениях с близкими необходимо соблюдать те же правила, что и в отношениях с чужими людьми, иначе ты станешь похожим на известного персонажа И.Ильфа и Е.Петрова Эллочку по прозвищу Людоедка.

Учитель: Да, слова-паразиты, слова-пустышки – это проблема, за которой скрываются наши нерешительность, неосмотрительность и даже глупость. Стать « людоедом» не сложнее, чем раньше, – надо просто перестать работать над собою. На этот счёт даже есть стихотворение А. Шабаева «Язык родной, дружи со мной». Послушайте отрывок:

Вы, это самое, того, Когда вы говорите, То, значит, это, как его, Ну, в общем, не тяните. Вот, это значит, так сказать, Что мне хотелось вам сказать...

Мы всегда должны помнить, что речь человека – его визитная карточка. Умение хорошо, т. е. образно, умно и тактично говорить в какой-то степени является мерилом социального положения собеседника и основой уважения и почтительности к нему. Деликатность, тактичность в обращении со словами, как известно, является одним из важнейших правил этикета. Таким образом, отличительными чертами собеседников должны быть, по-нашему глубокому убеждению, доброжелательность, тактичность, высокое чувство человеческого достоинства. Не следует забывать, что доброе слово, сказанное вовремя, продлевает жизнь. Все это очень метко подметил поэт В. Боков:

Друзья мои, внушайте людям веру. И чаще говорите «Добрый день!» И следуйте хорошему примеру. Продляйте добрым словом жизнь людей!

Людям приятно, когда о них говорят хорошо или то, что они хотели бы о себе услышать. Говорите больше любезностей, приятных слов, делайте комплименты.

Уч-ся: Делать комплименты – это особое искусство, потому что не все могут естественно и тонко говорить красивые и приятные слова в адрес других. И еще: комплименты – это искусство потому, что каждый воспринимает их по-своему. «Люди, при всех своих недостатках, остаются достойнейшими в мире существами» (И. Гете). Хороших слов заслуживает каждый, и не только за красивую одежду Можно хвалить за сообразительность, за умение вовремя оказать поддержку, за способности. Не считай, что комплименты говорят только мужчины женщинам – это ошибочное мнение. Конечно, женщинам приятно услышать добрые слова в свой адрес, но мужчинам тоже нужно уделять внимание. Как это делается? Если в женщине особенно важна внешняя красота, то в мужчине, прежде всего, ценится внутренняя красота, ум. Именно эти качества можно отмечать, если хочешь оказать внимание, завоевать дружбу или просто сделать симпатичному тебе человеку приятное. Еще одна из распространенных форм проявления внимания и расположения - подарить цветы. Старайся говорить приятные вещи не только когда требует обстановка, но и тогда, когда внутри тебя вспыхивает восхищение: это будут самые удачные комплименты, самая искренняя похвала. Твой жизненный опыт подсказывает, что говорить приятные слова очень тяжело, язык почему-то не ворочается – и упускается нужный момент. Умение говорить красиво и к месту приходит со временем или не приходит никогда. Если тебе поручают сказать поздравительные или приветственные слова, не отказывайся и не паникуй. Всему когда-нибудь приходит время научиться, и чем раньше, тем лучше.

Учитель: Давно известно, что смех продлевает жизнь, но также известно, что шутка в разговоре позволительна только в таком случае, если она отличается тонким смыслом, легка и никого из присутствующих не оскорбляет! Как говорил Н.В. Гоголь, «...помни, что «насмешки» боится даже тот, кто уже ничего не боится на свете».

Уч-ся: Шуткой называется остроумное и деликатное изречение о каких-либо маловажных предметах. Шутка должна действовать на окружающих увеселяющее при непременном условии, что она будет употребляема с умеренностью.

Позволять себе шутки можно только с людьми вежливыми и добродушными, умеющими отличить шутку от оскорбления, так как есть много таких лиц, которые всегда готовы принять шутку за насмешку, за доказательство неуважения к их личности и очень легко могут рассердиться.

Шутка, переходящая в грубость, нетерпима в порядочном обществе, и это вполне справедливо. Приличие и миролюбие общества дозволяют шутку только деликатную, сказанную, кстати, и то лишь между равными. Необходимо, чтобы шутка не походила ни на сарказм, ни на грубость: в первом случае она легко может быть оскорбительна, во втором – должна быть изгоняема из каждой приличной компании. Очень неприлично позволять себе шутки с лицами старше нас – это нарушено должного к ним почтения и уважения. Точно так же лица, поставленные выше, не должны позволять себе шуток со своими подчиненными.

Уч-ся: Каждый из нас когда-нибудь оказывался в неловком положении не только по своей нерадивости, но из-за неуместного смеха окружающих. В жизни столько курьезов, что иногда трудно сдержать смех или улыбку. Они вырываются сами собой и ранят того, над кем мы смеемся. Это печально, потому что смех должен приносить только здоровье и радость, а не печаль и слезы. Постарайся подумать, прежде чем посмеешься над прохожим, который неосторожно сел на окрашенную скамейку или по рассеянности надел туфли, а может быть, носки от разных пар.

Если смеются все – это не значит, что нужно поддерживать их, когда нет вода. Компания, конечно, большая сила, но не нужно терять своей головы. Не стоит ради благосклонности друзей поддерживать издевательский смех ли глупую шутку. Помни, что ты или твой лучший друг запросто могли бы оказаться на месте того, над кем смеются.

Если ты не умеешь сдерживать смех, то сглаживай остроту ситуаций извинением или поддержкой в адрес того, кого обидел смехом. Это не значит, что все должны быть Царевнами-Несмеянами, ходить «как в воду опущенные». Просто неплохо было бы помнить, что все хорошо в меру.

Учитель: Каждый из нас так устроен, что тянется к тем, кто способен выслушать нас.

Другими словами, люди обожают, когда их слушают. Именно поэтому многие психотерапевты и психологи достигают такого успеха и популярности у пациентов. В то же время вести разговор – это целая наука, со своими правилами и границами. Вести разговор о разговоре будет с нами следующий выступающий.

Уч-ся: Не бойся начинать разговор первым – обычно такая инициатива не бывает наказуема, правда при условии, что тебе есть что сказать и момент для разговора подходящий. С собеседником нужно вести себя вежливо, доброжелательно и внимательно.

Тему беседы следует выбирать интересную для всех участвующих в разговоре. Постоянно говорить о себе самом неприлично. Так поступают обычно самовлюбленные люди, полагающие, что в мире нет ничего более интересного, чем они сами, и никто не может более живо и красочно рассказывать различные истории.

Чем интереснее и разнообразнее жизнь человека, чем живее он воспринимает все, что его окружает, тем более интересным собеседником он является. С ним легко найти общую тему для разговора. Приятно поговорить, интересно послушать.

Во время разговора проявляется истинный интерес к человеку, с которым общаешься, а если этого не делать, то для чего же тогда общение?

Уч-ся: Когда мы разговариваем, мы руками, позами, мимикой частенько помогаем сделать нашу речь более выразительной. Все эти движения должны быть определенными и не слишком навязчивыми. Если постоянно размахивать руками, гримасничать – это, скорее, сделает разговор утомительным, чем эффективным.

Дергать за рукав собеседника, теребить пуговицу на его одежде, привлекать внимание, широко размахивать руками и вовсе не рекомендуется. От таких жестов стоит избавляться.

Нужно не только уметь других заставить слушать себя, но и самому уметь слушать. Важно не только в нужный момент подставить свои уши, но и всем своим видом выразить внимание к говорящему: смотреть на него, а не по сторонам, кивать головой, время от времени подбадривать его, задавать вопросы. Слушающий не только должен воспринимать информацию, но и понимать эмоции, чувства и переживания собеседника. Правила ведения беседы четко сформулированы в одном из мудрых высказываний: «Кто от беседы с вами уходит довольным собою и своим умом, тот и вами вполне доволен» (Ж. Лабрюйер).

Учитель: О значимости слова свидетельствуют русские половицы, поговорки.

Уч-ся: Вот некоторые пословицы, поговорки и афоризмы, которые учат нас тому, как надо общаться.

  1. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
  2. Слово пуще стрелы разит.
  3. Доброе молчание лучше худого ворчанья.
  4. Слово не обух, а от него люди гибнут.
  5. Лишнее говорить – себе вредить.
  6. От одного слова – да на век ссора.
  7. За худые слова слетит и голова.
  8. Доброе слово лучше мягкого пирога.
  9. Ветер головы разрушает, а слово – народы поднимает.

Учитель: Какие еще пословицы и поговорки о слове вы знаете?

Уч-ся называют пословицы.

Учитель: Названные вами пословицы свидетельствуют о том, что великую силу слова люди знали ещё с древних времён. И за оскорбление словом наказание порой было серьёзнее, чем за удар, потому, что синяки заживут и забудутся, а слово ранит саму душу, и не так-то легко её залечить.

Наш сегодняшний классный час был посвящён слову, доброму слову. Однако за последние годы наше общество захлестнула наряду с наркоманией и пьянством волна других слов, матерных. Нецензурные слова употребляются повсюду: в семье, на улице, в транспорте, даже в государственных учреждениях. В медицине даже появился термине «капролалия». Это тяжёлое психическое заболевание. Название это происходит от греч. «копрос – кал», «лалия – речь». Так в медицине называют влечение к сквернословию без повода, просто так, для связки слов в предложении.

Уч-ся: Что такое сквернословие? В.И. Даль в своём «Словаре живого великорусского языка» так определил значение слова скверна: «мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; всё богопротивное.» Вот куда мы добровольно погружаемся, легкомысленно относясь к словам. Сквернословие на Руси во все времена считалось грехом. Брань рассматривалась как проявление бесовского начала, а сквернословящих людей называли богохульникам. Те, которые оскверняли себя бранными словами, не имели права заходить в церковь, с ними не садились за общий стол. Считали, что такие люди притягивают беды и несчастья, потому что Бог наказывает их. В старину считали, что когда человек говорит плохие слова, от него отлетает ангел.

Учитель: Современная наука пришла к выводу, что слово мощная энергетическая сила, способная воздействовать на живые и неживые объекты и преобразовывать пространство вокруг себя. Учёные, используя новейшее оборудование, пытались доказать вредное воздействие мата. Проводились, например, опыты на растениях: на одни растения направляли добрые, ласковые слова, молитвы, классическую музыку. На другие – матерщину. В результате «несчастные» обруганные растения хуже развивались, больше болели и давали меньший урожай. Подобные опыты учёные проводили с водой. Вода, заряженная молитвой, становилась целебной, святой. Вода, на которую лилась матерная брань, становилась ядовитой.

Слова оказывают мощное воздействие на энергетическое поле человека. Добрые слова и мысли усиливают его. Нецензурные слова и выражения ослабляют энергетическое поле человека, способствуют возникновению ряда заболеваний, в том числе и рака.

Все вы в будущем заведёте семьи, у вас появятся дети. Говоря о губительном воздействии бранных слов на воспитание и судьбу детей, наш современник, Старец Паисий Святогорец (1924-1994) писал, что «...и даже если родители не проклинали своих детей, а просто пришли из-за них в возмущение и в своём возмущении проступками своих детей использовали бранные слова, то у последних нет потом ни одного светлого дня: вся их жизнь – одно сплошное мучение». Запомните это напутствие и пусть ваши дети никогда не услышат бранных слов из ваших уст!

А сейчас представьте себе, что президент России поручил нам составить памятку для молодёжи «Как избавиться от сквернословия». Какие бы пункты вы включили в эту памятку. Обсудите в группах и запишите. Психологи утверждают, что достаточно в такой памятке 4 пунктов.

Учащиеся делятся на группы по несколько человек для составления памятки «Наше условие – долой сквернословие!»

Варианты, предложенные группами:

  1. Перестать ругаться самому, выработать у себя брезгливость и отвращение к бранным словам.
  2. Избегать общения с людьми, употребляющими бранные слова.
  3. Читать русскую классическую литературу.
  4. Произносить больше добрых слов.
  5. Искоренять слова – паразиты.
  6. Похвала, интерес к личности другого человека могут служить защитой от сквернословия.

Учитель: Подытоживая разговор о скверных словах, повторим в качестве кредо:

«Я – исключение. Мои мысли, моя речь – это моё зеркало, и оно будет чистым. Настоящий контроль – это контроль изнутри. Не скупитесь на добрые, ласковые слова. И люди вокруг вас тоже будут добрые и внимательные»

Рефлексия деятельности.

Учитель просит учащихся высказаться о том, понравился ли им классный час и что поучительного и нового для себя они узнали.

Литература:

  1. Волович А. Основы этикета и искусство общения. // Воспитание школьников. №5, 2004.
  2. Харченко В.К. О грубости и сквернословии. // Поведение: от реального к идеальному. -Белгород: Изд-во Белгородского университета, 1999. С.129-145.
  3. Харченко В.К. Молодёжи о сквернословии. // Приложение к журналу СПО. №3, 2009.
  4. Чехов А.П. Смерть чиновника. Избранные произведения. -Москва, «Художественная литература», 1976.
  5. Шишова Т. Об Эллочке-Людоедке и её словаре. // Воспитание школьников. №5, 2004.
Коментарии
мээрим написано 2016-10-10 20:32:46
разработки классных часов дайте
Ответить

Оставить комментарий: