a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Воспитание нравственных качеств у младшего дошкольника через семью

Автор: Епифанова Любовь Петровна Опубликовано: 2022-04-08 12:06:23

Консультация для родителей 885825201930000 «Воспитание нравственных качеств у младшего дошкольника через семью» «Воспитание нравственных качеств у младшего дошкольника через семью» Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно- волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. Формирование нравственно- волевой сферы- важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того как, будет воспитан дошкольник в нравственно- волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в шко ле, но и формирование жизненной позиции. Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опе ке последних, что может стать пр ичиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма. Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Взрослых членов семьи волнуют проблемы подготовки ребенка к школе, но интересуют их прежде всего вопросы социальной подготовки- обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения. Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца. Ес ли р ебенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того! какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру, положительным влиянием. Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира, его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства. Человек, лишенный этого чувства, позволит и себя, и другого унизить, допустить несправедливость. Чувство собственного достоинства помогает ребенку правильно оценить свои поступки и поступки других с точки зрения их гуманности: сам остро чувствуя унижение или несправедливость, он может представить, как больно это будет другому. Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т. е. самооценка, формируются у ребенка в процессе общения со взрослыми, которые оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для малыша является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил- хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей. Так постепенно ребенок учится ориентироваться в своем пов едении на то, как отразится его поступок на окружающих. Большое внимание на развитие у малыша нравственных чувств оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желает им победы. Так формируется его представление о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному. Дети, у которых к началу обучения в школе не развита способность активно действовать для достижения цели, самостоятельно выполнять повседневные требования и решать новые задачи, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения заданий учителя. Это отрицательно сказывается на учебной работе и поведении первоклассника, становится причиной его неуспеваемости, недисциплинированности. Известно стремление младших дошкольников к самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой малыш проявляет свое отношение к окружающим. Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затрудняя других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает, что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда младшего дошкольника формируется только под воздействием взрослых. Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного резу льтата и способствует выработке настойчивости. Таким образом, овладение младшими дошкольниками навыками самообслуживания- эффективное средство воспитания таких нравственно- волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость. Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка- дошкольника к труду. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском сад у, а необходимость их выполнения для него более очевидна( особенно в хозяйственно- бытовом и ручном труде) . Особое влияние на малыша оказывает труд взрослых в семье. Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость. В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало распространены в детском саду: стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. д. Благоприятные семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и их нравственно- волевое развитие. Анализируя ответы родителей, можно сделать вывод о том, что на первом месте среди выполняемых в семье старшим дошкольником видов труда стоит самообслуживание, на втором- уборка игрушек и помещения, остальные виды труда занимают незначительное место. Используя труд в качестве средства нравственного воспитания, родителям необходимо анализировать мотивы, побуждающие ребенка выполнять данный вид труда. Создать наиболее действенный для ребенка мотив- значит вызвать у него волевые усилия, направить их на те цели, достижение которых взрослый считает полезным для нравственного развития дошкольника.

Консультация для родителей 00 «Роль сказки в формировании нравственных качеств дошкольников» «Роль сказки в формировании нравственных качеств дошкольников» В се мы помним из детства, как мама перед сном читала сказку… Сказки бывают разные – короткие и длинные, волшебные, немного страшные, завораживающие, но их объединяет одно – все сказки учат нас совершать правильные поступки, верить в добро и бороться со злом. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а так же с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать в художественных образах: - Как дружба помогает победить зло ( " Зимовье" ) . - Как добрые и миролюбивые побеждают ( " Волк и семеро козлят" ) - Что зло наказуемо ( " Кот, петух и лиса" , " Заюшкина избушка" ) Народная сказка - благотворный источник для детского творчества.  Сказка обогащает чувства и мысль ребенка, будит его воображение. Ребенок очень рано знакомиться со сказками, и к пяти годам, когда можно углубленно работать с ним по этой теме, знает их в достаточном количестве.  Воспитатель должен открыть детям новое в уже знакомых им сказках. Когда запас сказок, которые дети знают и умеют рассказывать, станет достаточно богатым, можно провести беседу, направленную на то, чтобы ребенок осознал характерные особенности этого жанра. Осознание детьми закономерностей этого жанра. Осознание детьми закономерностей этого жанра позволит перейти к сочинению сказок.   Мы  может рассказать, что есть люди, которые хорошо сказывают сказки- сказатели, но и те, кто сами их сочиняют-  сказочники. Однако умение придумывать сказки формируется не сразу. Нужно учить ребенка приемами сочинения: обдумыванию сюжета, образов, завершению сказки. Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой. Для девочек это красная девица( умница, рукодельница, а для мальчиков — добрый молодец ( смелый, сильный, честный, добрый) . Идеал, для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя его со своими делами и поступками. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Сказка не дает прямых наставлений детям( «Слушайся родителей»,  «Уважай старших»,  «Не уходи из дома без разрешения», но в нее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например,  сказка «Репка» учит дошкольников быть дружными, трудолюбивыми.  Сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации;  сказки «Теремок»,  «Зимовье друзей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси — лебеди»,  «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,  «Снегурочка». Страх и трусость высмеиваются в сказках «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль»,  «Лисичка- сестричка и серый волк» и другие сказки. Любовь к труду, в народных сказках, всегда вознаграждается( « Хаврошечка »,  «Царевна- лягушка», мудрость восхваляется( «Мужик и медведь»,  «Лиса и козел», забота о близком поощряется( «Бобовое зернышко») . Во всех сказках есть персонаж, который помогает положительному герою сохранить свои моральные ценности. Чаще всего это мудрый старец. Старец всегда появляется в тот момент, когда герой находится в безнадежном и отчаянном положении, и помогает ему. Старец помогает общаться с животными, особенно с птицами. Он предупреждает о предостерегающих опасностях и снабжает средствами, необходимыми для того, чтобы встретить их во всеоружии. Часто в сказках, старец задает вопросы типа «Кто? Почему? Откуда? Куда? ». Старец не только помогает положительному персонажу сохранить свои моральные ценности, но и сам олицетворяет такие моральные качества, как добрая воля и готовность помочь. Он также испытывает нравственные качества других ( «Мороз Иванович») . Образ мудрого старца в некоторых сказках принимает особые формы, например животных. В сказках мы снова и снова сталкиваемся с животным и- помощниками. Они действуют как люди, разговаривают человеческим языком и обнаруживают проницательность и знание, недоступные человеку( «Иван- ц аревич и серый волк») . Существует такая категория сказок, в сюжетах которых раскрывается вся цепочка формирования нравственных качеств ребенка  : запрет- нарушение- кара. Они постепенно из внешних, формальных преобразуются во внутренние качества ( самоконтроль, самонаказание, саморегулирование) . Это страшные сказки, или «страшилки». Они включаются в фольклорный репертуар детей 5- 6 лет ( не раньше) . Взрослые иногда отрицательно относятся к «страшилкам», но они так, же традиционны, как и волшебные сказки или сказки о животных.    В страшных сказках  силы зла беспрепятственно проникают в дом, когда родителей нет( они умерли, уехали или уснули, т. е. когда нарушается целостность домашнего мира. Этим они очень похожи на другие сказки, в которых никогда нет полной семьи; внучка живет с бабушкой и дедушкой, отец — с тремя сыновьями, девочка с отцом и мачехой. Поэтому с ними и случаются всякие неприятности. Чувство защищенности дают только полная семья, только присутствие матери. В страшилках нет добрых помощников, и пощады не бывает, если дети не одумаются, т.  е. ответственность за нарушение запрета или за невыполнение поручения ложиться на самого ребенка. Стимулом для рассказывания сказок может стать игровая ситуация: дети — сказатели, получают необходимые атрибуты — шаль, очки, бороду и др. Главное вызвать у дошкольников стойкий интерес к сказке. Когда запас сказок, которые дети знают и умеют рассказывать, станет достаточно богатым, можно провести беседу, направленную на то, чтобы ребенок осознал характерные особенности этого жанра. Осознание детьми закономерностей этого жанра позволит перейти к сочинению сказок. Педагог может рассказать, что есть люди, которые хорошо рассказывают сказки — сказатели, но и те, кто сами их сочиняют — сказочники. Нужно учить ребенка приемам сочинения: обдумыванию сюжета, образов, завершению сказки. Характерные особенности сказок ( оптимизм, образность и т.  д. )  позволяют использовать их при решении различных педагогических задач. Из всего этого следует нравственное воспитание можно осуществлять через все виды народных сказок, ибо нравственность, изначально заложена в их сюжетах. Таким образом мы видим,  что:  сказка — источник знаний и размышлений детей на разнообразные темы; материал для бесед,  пересказов, игр- драматизаций.  Сказка источник обогащения всех сторон речи( связная речь, грамматическое оформление, словарное богатство, образность, выразительность) .  Сказка требует переключению внимания на восприятие. Любя сказку, дети стремятся к сотворчеству с автором или народом

Консультация для родителей дошкольников «Как развивать творческие способности детей дошкольного возраста» Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других. Творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Детское художественное творчество — деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр. ДТ в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка. Изобразительное детское творчество является самым массовым среди детей младшего возраста. Оно создает основу полноценного и содержательного общения ребёнка со взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий. Первые элементы литературного детского творчества появляются у ребёнка в возрасте 3 лет, когда он начинает хорошо говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. В этот период, литературное детское творчество является частью игры: ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображенную историю, напевает и пританцовывает. Постепенно литературное творчество у детей приобретает выраженное направление( поэзия, проза) , приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания. Более массовый характер литературное детское творчество приобретает в период обучения в школе, когда дети пишут сочинения, эссе, очерки и рассказы. Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Техническое детское творчество — это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов на уроках труда и на внеклассных занятиях( кружки, курсы, центры дет ского и юношеского творчества) . В каком же возрасте необходимо начинать развитие творческих способностей ребенка? Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Если говорить о конкретных способностях, которые лежат в основе различных видов творческой деятельности ребенка, то самой ранней по развитию является музыкальная способность. Многие ученые сходятся к мнению, что она начинает развиваться еще в утробе матери. Когда мама слушает музыку, она испытывает определенные эмоции, которые передаются ребенку, именно это позволяет в дальнейшем реагировать эмоционально на ту или иную музыку. Именно эмоциональная окрашенность музыки заставляет ребенка еще не осознанно двигаться в такт мелодии, или засыпать под мелодичную, спокойную музыку. Благодаря этому в дальнейшем у ребенка развивается чувства музыкального ритма, такта и музыкальный слух. Позднее развивается изобразительное творчество( 1, 5 года) . Это связано со способностью ребенка держать карандаш, кисточку, уметь передавать увиденные образы. А в 4- 5 лет ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы. Самым поздним в своем формировании являются техническое детское творчество. Это связано с тем, что дети накапливают определенный опыт, позволяющий им экспериментировать, преображать и создавать что- то новое. Хотя основа к данному виду творчества лежит в тот период, когда ребенок берет в руки кубики и конструктор. Пытается создать из них что- то свое. Как развивать творческие способности ребенка. Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности, позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от стандартного мышления. Это те способности, которые лежат в основе творческого мышления. Учитывая их, психологи определи или выделили основные направления в развитии творческих способностей детей: 1. Развитие воображения. Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Развивается во время игры когда ребенок представляет предметы которыми играет( берет кубик и говорит, что это- стол, а может- это чашка) . 2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. Креативность( от англ. create- создавать, творить) — способность принимать и создавать принципиально новые идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность решать задачи, используя предметы и обстоятельства необычным образом. Или умение видеть в одном предмете другой. Можно развивать, не используя специального оборудования. Посмотри на облака, на что они похожи. Найти необычную веточку и тоже придумать, на что она может быть похожа. Нарисовать круг, пусть ребенок что- то дорисует, чтобы получился предмет, или просто назовет, на что это может быть похоже. Условия успешного развития творческих способностей. Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Выделяют шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей. 1.  Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами. 2.  Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Как создавать развивающую среду. Когда мы хотим обучить ребенка читать, мы покупаем кубики с буквами, вешаем буквы на предметы, чтобы он их хорошо запомнил. Также чтобы ребенок рисовал, ему нужно место и условия, где он сможет это делать свободно, не испортив вещи. Дать ему возможность работать с различными материалами – пластилин, массы для лепки, краски, карандаши и т. п. 3.  Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается" до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда- либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения( если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него) . У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из- под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам. 4.   Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким- либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу. 5.  Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь- не превращать свободу во вседозволенность, а помощь- в подсказку. К сожалению, подсказка- распространенный среди родителей способ" помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что- либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься. 6.  Давно известно, что для творчества необходимы комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям, не свойственным реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Оставить комментарий: