a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для педагогов «Межполушарное взаимодействие - основа интеллекта».

Автор: Шейхмамбетова Сафие Энверовна Опубликовано: 2022-07-16 08:43:47

Документы для скачивания

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 4 «ЛАСТОЧКА» ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ Консультация для педагогов «Межполушарное взаимодействие  - основа интеллекта». Выполнила: Шейхмамбетова С. Э. Консультация для педагогов «Межполушарное взаимодействие  - основа интеллекта». Головной мозг-  это  самый загадочный орган человека. Развитие головного мозга  начинается с момента зачатия, продолжается после рождения и заканчивается в возрасте 9–12 лет. Дошкольный и младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для развития мозговых структур, а, следовательно, и интеллекта, межполушарных связей и психических процессов.   Мы знаем, что мозг человека состоит из двух полушарий – левого и правого.  Они соединены между собой мозолистым телом, через которое и  проходит обмен информацией между двумя полушариями.   В протекании психических функций принимают участие оба полушария мозга, где каждое выполняет свою роль.  Левое  полушарие производит последовательную обработку информации. В нем происходит пошаговый анализ. Вся информация подвергается анализу в строгом порядке, оно работает с числами и цифрами. Правое  полушарие обрабатывает информацию, которая идет от органов чувств. Оно воспринимает музыку, цвета и отвечает за ориентацию в мире. Правое полушарие способно проводить синтез уже имеющейся информации. Оно по этой причине позволяет решать головоломки и действовать не по шаблону.   Левое полушарие мыслит логически, а правое – творчески.   Также известно, что в правое полушарие попадает информация от левой половины тела( то, что мы ощупываем левой рукой, слышим левым ухом и т. д. ) и из левого поля зрения. Соответственно, левое полушарие имеет дело с информацией, поступившей через правую половину тела и правое поле зрения. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой  системой нервных волокон( мозолистое тело) . Мозолистое тело( межполушарные связи)  находится между полушариями головного мозга в теменно- затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей.   Если нарушается проводимость через мозолистое тело,  то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи.   Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного восприятия с работой пишущей руки.  Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами. Понятно, что работа обоих полушарий крайне важна для человека. С рождения у ребёнка оба полушария развиты одинаково, и он пользуется ими в полной мере, но в процессе развития, обучения, одно из полушарий развивается активнее другого. Признаками   несформированности   межполушарного взаимодействия: зеркальное написание букв и цифр; псевдолеворукость; логопедические отклонения; неловкость движений; агрессия; плохая память; отсутствие познавательной мотивации; инфантильность. Причины Почему у некоторых детей межполушарное взаимодействие не сформировано? Причин может быть много, вот несколько из них: - болезни матери, стресс( примерно с 12 недель беременности) ; - родовые травмы; - болезни ребёнка в первый год; - длительный стресс; - общий наркоз;  - малоподвижный образ жизни;    Нарушение слаженности в работе полушарий мозга у  детей  - является одной из причин трудностей обучения  детей  с задержкой психического  развития  дошкольного возраста, так как при наличии не сформирован ности   межполушарного взаимодействия  не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое из них постигает внешний мир по – своему. Использование в работе с детьми с задержкой психического  развития  специально подобранных заданий, упражнений, игр позволяет расширить границы  межполушарного взаимодействия. В результате выполнения определённых упражнений и движений одновременно двумя руками, активизируется работа обеих полушарий,   развиваются межполушарные связи, что и обеспечивает ребёнку лёгкое восприятие, долгосрочную память, яркое воображение, железную логику и вообще успешное обучение.   Для обеспечения гармонизации мыслительной деятельности ребенка необходима дифференцированная система подбора корректирующих методик в соответствии с типом асимметрии полушарий. Для  развития межполушарных связей, а также для  развития  правого и левого полушарий можно использовать комплексы кинезиологических упражнений. Упражнения для   развития межполушарного взаимодействия Предлагаемые упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5- 10 до 20–35 мин. в день. Заниматься необходимо ежедневно. Длительность занятий по одному комплексу упражнений – 45–60 дней. Желательно делать перерыв ( две недели)  между комплексами. КОМПЛЕКС№ 1 Колечко. Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом ( от указательного пальца к мизинцу)  и в обратном ( от мизинца к указательному пальцу)  порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. Кулак- ребро- ладонь. Три положения руки на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола; выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8- 10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении ребенок помогает себе командами( «кулак- ребро- ладонь», произнося их вслух или про себя. Зеркальное рисование. Положить на стол чистый лист бумаги. Попросить ребенка взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Попросить его рисовать одновременно обеими руками зеркально- симметричные рисунки, буквы ( по предложенному образцу) . Ухо- нос. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук  «с точностью до наоборот». КОМПЛЕКС№ 2 Инструкция:   «Постучи по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки». Инструкция: «Опираясь на стол ладонями, полусогни руки в локтях. Встряхивай по очереди кистями». Инструкция: «Соедини концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажми на пальцы левой, затем наоборот. Отработай эти движения для каждой пары пальцев отдельно». Инструкция: «Постучи каждым пальцем правой руки по столу под счет „1, 1–2, 1- 2- 3 и т. д. “. Инструкция: «Зафиксируй предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцами возьми карандаш со стола, приподними и опусти его. Сделай то же левой рукой». Инструкция: «Раскатывай на доске небольшой комочек пластилина по очереди пальцами правой руки, затем левой». Инструкция: «Вращай карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой( между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону) ».

Оставить комментарий: