a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"Создание игровой мотивации на занятиях"

Автор: Мелькаева Галина Ивановна Опубликовано: 2022-07-16 15:11:32

МБДОУ «Ц РР д\ сад «Сказка» обособленное подразделение « Детский сад «Теремок» комбинированного вида » Консультация для воспитателей «Создание игровой мотивации на занятиях» Подготовила воспитатель подготовительной группы: Мелькаева Г. И Ковылкино – 201 7 у. г Дошкольное детство – время первоначального становления личности. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоциональн о- практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Реализация этой задачи требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. Многочисленными исследованиями педагогов и психологов доказано, что процесс усвоения новых знаний является эффективным, если опирается на личный опыт ребенка и зону интереса. Нельзя обязать человека понять что- либо, его нужно заинтересовать. Поэтому задача педагога так построить НОД, чтобы максимально удержать внимание ребенка, его интерес, увлеченность учебной деятельностью. Для каждой НОД нужно продумать игровую мотивацию. Мотивация – это результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности. Общеизвестно, что деятельности без мотива не бывает. С этой целью используются стимулы, т. е. внешние побудители определенной деятельности, задачи которых вызвать и усилить у дошкольников собственные мотивы деятельности. Одним из важных стимулов на формирование мотивов является игра. Каждая НОД должно содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом то, что дети будут помнить. При этом важно учесть возраст детей, прием который подходит для среднего, но не подходит для раннего возраста или подготовительной группы. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному. Педагог должен быть эмоциональным, артистичным, использовать максимум наглядности, элемент сказки, сюрприза, дети должны перемещаться в групповом пространстве( использовать в своей работе динамические, релаксационные паузы, пальчиковые игры, речь с движением, игры- хороводы) . Задача педагога – развивать творческое воображение детей, имитируя движения животных, произнося звукоподражания, используя игры- драматизации, театральные игры( настольный, пальчиковый, театр перчаток, кукольный и т. д. ) . Мотивация определяет «программу» игровых действий. При этом нужно учитывать следующие условия: 1. Организация, при которой ребенок вовлекается в процессе самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера; 2. Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной; 3. Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряженной работы; 4. Содержание занятий должно быть трудным, но посильным; 5. Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребенка, тем он интересен для него; 6. Учет индивидуальных и возрастных, медицинских, психологических особенностей воспитанников; 7. Эмоциональность педагога, его умение поддерживать интерес к содержанию занятия, стимулировать познавательную активность детей. За время работы с детьми я пришла к выводу, что создание игрового интереса к НОД с самых его первых минут и поддержание интереса на всем его протяжении залог успешного результата деятельности всех его участников. Для создания интереса следует использовать игровые сказочные сюжеты в любой из образовательных областей, в зависимости от возраста детей. Появление гостей, особенно сказочных, интересен детям младшего и старшего возраста. Дети «отправляются» с ними в путешествие, в сказку. Сказочные персонажи вызывают чувство доверия к ним, стремление помочь в выполнении различных заданий, действий. Они сразу вызывают положительные эмоции, поэтому НОД проходят в атмосфере повышенного старания. Особая роль возлагается на метод замещения, когда различные знаки и символы, схемы и планы вызывают у детей ассоциации с действительными образами – это предоставляет ребенку большую свободу воображения, мышление и способствует эмоциональной раскрепощенности. Особенно важна роль игровой деятельности в образовательной области «Коммуникация». Дети всегда затрудняются при составлении рассказов по картине или предметным картинкам, в пересказе текста. Обычно занятие по составлению рассказа начинается с внесения картины и его рассматривания,  загадки о том, что изображено. В старшем возрасте когда нужно составить рассказ на картине воспитатель сообщает детям, что будем учиться составлять рассказ по картинке, но о каком животном они будут рассказывать узнают только тогда, когда каждый из них отгадает загадку и быстро нарисует отгадку. Загадка загадывается в ушко. Можно предложить игру «Оживи картинку»- дети должны озвучивать героев картинки, говорить за них, подражать их голосам. При составлении рассказа по сюжетной картинке «Весна» дети играют в игру «Послушай и запомни». Читается рассказ о данном времени года. Мотивация следующая – по окончании прослушивания необходимо вспомнить все слова на тему « Весна »- которые встречались в данном рассказе и каждый ребенок называет слово и кладет в корзину фишку. Образовательную деятельность по придумыванию рассказов можно провести разделив детей на две команды в форме соревнования. Детям нравятся игры КВН, викторины, они вызывают у них чувство здорового соперничества, а также способствуют повышению интереса. В игре «Волшебная цепочка» воспитатель составляет предложение, дети дополняют предложение, называя каждый по одному слову. Например: «Под кустом сидит заяц». Д ети говорят серый, пушистый, длинноухий. Игра «Скажи наоборот», «Слов а- родственники», «Доскажи словечко». Игровые  ситуации с элементами соревнования используются и в образовательной деятельности по ФЭМП. Игры «Поле чудес», КВН, викторины, игра «Путаница», « Какой цифры не стало? », «Найди игрушку», «Живые числа». . При ознакомлении с ориентировкой в пространстве – «Составление чертежей, карт, схем. Дети с интересом выполняют задания в котором нужна помощь персонажу из сказки или мультфильма. Например «Помоги Незнайке расставить цифры по порядку. Присутствие игровых персонажей побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей. Также можно использовать загадки – шифровки, загадки о геометрических фигурах, дидактические игры, лабир инты, разгадывание кроссвордов. Воспитатель побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающий вопрос, обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение. И при ознакомлению детей с окружающим миром так же используются сказочные персонажи, путешествие в сказку, в лес, сюжетные ролевые игры, дидактические и словесные игры. Дети с интересом играют в игру «Волшебная палочка»- она дает детям задания или задает вопросы. В старшей группе можно предложить разгадать кроссворд с загадками, организовать игры экспериментирования, опыты, прослушивание музыкального произведения при ознакомлении с временами года, прослушивание звуков живой и не живой природы – голоса  птиц, шум воды, ветра, водопада и т. д. Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно- действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут стимулировать привлечению внимания детей к постановленной задаче, облегчить работу мышления и воображения. Профессии   «Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит»( гуашь)   Ребята. Посмотрите на эту иллюстрацию, вы узнали кто это?  ( ответ – Доктор Айболит) . Кто написал эту сказку в стихах?  ( Ответы) . Как называется врач, который лечит зверей?  ( ветеринар) . Какие животные приходили к нему лечиться?  ( ответы) . - Ребята. Одна воспитательница, которая работает с малышами в нашем д/ с попросила меня обратиться к вам с просьбой нарисовать рисунки из этой сказки и собрать из них книжку для малышей, ведь читать они не умеют. Малыши будут рассматривать ваши рисунки, и узнают, какие животные приходили лечиться к доктору Айболиту. Поможем малышам? Вы помните, кто приходил к доктору? ( Далее вспомнить   изображение различных животных… Даже с детьми старшего возраста возможно применение игровых приемов. Например- Во время прогулки дети через самодельные фотоаппараты рассматривают пейзаж, дерево, можно рассмотреть подойдя к окну и изобразить воспринятое на рисунке. Таким образом в игровой форме происходит прививание ребенку знаний из разных образовательных областей, он обучается выполнять различные действия, развивает память, мышление, творческие способности. Самое главное – это привить ребенку интерес к познанию. Для этого НОД должны проходить  в увлекательной игровой форме.   Например: дети нарисовали осенний лес. Предлагаем, как будто бы пойти погулять по лесу, посидеть на полянке, послушать улетающих на юг птиц, погреться на солнышке, спрятаться за кустик. В игре используем дополнительные технические средства( магнитофонная запись Чайковский «Времена года») . Кроме того, детям необходимо читать интересные рассказы, сказки, стихи, в которых ярко раскрывается тот или иной образ. Мой город   «Дома на нашей улице»  - Ребята, как вы думаете кто пришел к нам в гости?  ( ответы) . Это африканец. Кто такой африканец? Где он живет?  ( ответы) . Он живет в племени Тумба – Юмба. В Африке до сих пор остались племена. Племена живут в хижинах, построенных из глины, веток. У них нет магазинов, нет ванны, газа. Они охотятся, как древние люди и ходят на рыбалку. Наш гость никогда не видел улиц большого города, многоэтажные дома. А мы сможем ему как- нибудь помочь?  ( ответы: нарисуем улицу с многоэтажными домами) . Объяснение… В руководстве изобразительной деятельностью возможно применение другой группы игровых приемов с ролевым поведением детей и взрослых. Детям предлагается роль художников, фотографов, гончаров, стро ителей, продавцов, покупателей. Например, дети- художники могут рисовать афиши по сказке или разным сказкам. Самые красивые и выразительные афиши потом можно использовать для оформления игр- драматизаций, кукольного театра. Выделение игрового приема с элементами ролевого поведения обусловлено особенностями развития игры.

Оставить комментарий: