a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Внедрение инновационных форм работы с родителями воспитанников в условиях ФГОС ДОО»

Автор: Узденова Эльмира Рамазановна Опубликовано: 2022-09-23 21:20:36

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад «Сауле» а. Эркен- Юрт» План по самообразованию педагога « Внедрение инновационных форм работы с родителями воспитанников в условиях ФГОС ДОО » Выполнила: воспитатель Узденова Эльмира Рамазановна 2022- 2023гг. Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучение нетрадиционных методов работы с в родителями воспитанников, создание условий для внедрения инновационных форм работы в условиях ФГОС ДО. Задачи: Изучить  учебную, справочную, научн о- методическую литературу; овладеть полным объемом определенных психолого- педагогических знаний, практическими навыками и умени ями педагогической деятельности в вопросах субъект- субъективного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Разработать и реализовать перспективный план работы с родителями; Создать условия для объединения семьи и дошкольного учреждения в воспитании и обучении детей. Организовать практическое использование нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса. Сконцентрировать педагогические возможности детского сада и семьи, формировать индивидуальную воспитательную родительскую позицию, ответственность, инициативу. Осуществлять взаимодействие с родителями с целью обогащения РППС группы по теме самообразования, повышения компетенции родителей в вопросах взаимодействия с сотрудниками ДОУ. Этап работы над темой самообразования: 1 год. Актуальность В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, в частности, он писал: " В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей" . Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если образовательное учреждение поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отн ошения доверия и сотрудничества. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями" сотрудничество" и" взаимодействие" . Сотрудничество- это общение" на равных" , где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Главный момент в контексте" семья- дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. А ктуальность темы самообразования состоит в то м, что детский сад- первый вне семейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Нетрадиционные формы работы с родителями воспитанников предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Однако здесь изменены принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнёра по общению. О сновная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с родителями – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Формы работы с родителями традиционные не исключаем, интегрируем с нетрадиционными формами: Коллективные: Родительские собрания Семейная гостиная Круглый стол Устный журнал Индивидуальные: Беседы Советы Рекомендации Консультации Информационно – ознакомительные Эпизодические посещения родителями детского сада Открытые просмотры Дни открытых дверей Видеофильмы Фотовыставки Информационные проекты Информационно – просветительские Информационные стенды Папки – передвижки Тематические выставки Мини – газеты привлечение к обогащению развивающей предметно- развивающей среды группы. Информационно- аналитические, информационно- ознакомительные; информационно- просветительские, досуговые, позн ав а тельные. Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников: повышение педагогической компетенции по теме самообразования; разработка и внедрение системы, о бобщение и распространение опыта работы с семьей; сформировано у мение моделировать взаимодействие с семьей, через использование нетрадиционных форм и методов работы; повышение качества воспитательно- образовательного процесса. пополнение развивающей предметно- пространственной среды группы; повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество нетрадиционных и инновационных форм работы с семьями детей. Этапы реализации: Этап I «Организационный»( 1 месяц) : создание условий и подбор средств, ресурсов для эффективной реализации плана. подбор и изучение методической литературы по теме; планируется и подбирается тематика мероприятий с детьми и родителями на основе анкетирования; разрабатываются конспекты мероприятий, индивидуальных консультаций на актуальную тематику; подбираются видеоматериалы, презентации; изготавливаются наглядный и раздаточный материалы информационно- просветительской направленности( памятки, буклеты) . Этап II «Практический»( 7месяцев) Цель: реализация плана сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса. Этап III «Аналитический»( 1 месяц) Цель: подведение итогов социального партнерства ДОУ и семьи. Определение эффективности реализации плана посредством анализа; планирование и корректирование плана мероприятий на следующий год с учетом выявленных проблем и пожеланий участников. Работа с педагогами по теме самообразования № Раздел плана Форма работы 1 Информационно- аналитический этап. Изучение научно- методической литературы; детальное ознакомление с вопросом. Изучение современной литературы по теме самообразования. Изучение периодической печати «Воспитатель ДОУ», «Детский сад: теория и практика», «Дошкольная педагогика», «Обруч»  и др. Обзор информации в интернете по изучаемой теме. 2 Основной этап. Разработка и составление документации, методических рекомендаций, планирования. 1. Консультации для педагогов: " Нетрадиционные формы работы с родителями воспитанников в соответствии с ФГОС ДО" 2. Выступление на педсовете: Доклад" Субъект- субъективное взаимодействие участников образовательного процесса ДОО" 3. Сообщение для воспитателей: «Применение педагогических технологий в организации взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС ДО » 4. Оформление информационных стендов и папки методических рекомендаций по теме самообразования. 3 Заключительный этап. Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Выступление на педсовете отчет о проделанной работе. Р абота с родителями по теме самообразования: № Раздел плана Форма работы 1 Подготовительный этап. Проведение родительского собрания с включением в повестку дня опроса «Почтовый ящик» Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Оформление памяток о необходимости установления активного взаимодействия родителей и сотрудников ДОУ в вопросах воспитания и обучения детей. 2. Основной этап. Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей Наименование С какой целью используется эта форма Формы проведения Досуговые Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей Семинары- практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, к онсультаций в нетрадиционной форме, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей Наглядно- информационные: информационно- ознакомите- льные; информационно- просветительские Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей Информационные проспекты для родителей, организация дней( недель) открытых дверей, просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини- библиотек Тематика мероприятий с родителями в соответствии с анкетированием родителей и годовым планом ДОУ Сроки Форма проведения Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Тематика мероприятий с детьми и родителями в соответствии с анкетированием родителей и годовым планом ДОУ Сроки Форма проведения Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Информационно- аналитические формы   направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся опрос, тесты, анкетирование, «почтовый ящик», куда родители могут помещать волнующие их вопросы. Досуговые формы  – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволят создать эмоциональный комфо рт в гр уппе. Родители становятся более открытыми для общения. К досуговым формам относятся: праздники «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Праздник урожая», «Спортивный праздник с родителями», «Кто быстрее соберет ребенка в детский сад? ». Познавательные формы.   Повышение психолого- педагогической культуры родителей. Их суть – ознакомление родителей с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей. Наглядно- информационные формы  в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Например, открытые ОД для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, презентаций, выставки детских работ. Используя мультимедийные средства, педагоги могут показать несколько фрагментов занятий с детьми, организации режимных моментов в ДОУ и таким образом сочетать разные формы взаимодействия. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний «Педагогическая лаборатория». Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок – детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, чтобы педагог ближе узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки. «Читательская конференция».  За 2 недели родителям сообщается тема собрания, предлагается материал на данную тему. Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по заявленной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. Педагог просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, с какого возраста следует обращаться за помощью к логопеду. Предлагается несколько высказываний, и родители комментируют, обсуждают эти высказывания, делятся своим мнением по данному вопросу. «Аукцион».  Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, формирование фонематического восприятия. Педагог  дает понятие – фонематическое восприятие. Совместно с родителями он анализирует, почему так важно развивать его у ребенка, затем предлагает родителям поделиться советами, своим опытом, какие игры, приемы можно использовать для его формирования. Все происходит  в виде игры и за каждый совет даются фишки( т. е. советы продаются за фишки) . Советы, набравшие большее количество фишек помещают на стенд « Копилка родительского опыта». «Семинар – практикум».  На собрании могут выступать воспитатель,  родители, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как педагог, так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему «Роль игры в речевом развитии детей». Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителям предлагается посмотреть несколько игр, в которые дети играют в детском саду. Подумать, какие стороны речевого развития отрабатываются в данных играх. Вспомнить игры, в которые сами играли в детстве и которым они могут  обучить своих детей, их ценность с точки зрения развития речи. «Душевный разговор».  Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы( в общении со сверстниками, агрессивность и др. ) . Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенности их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка: слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка. Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью. «Мастер – класс».  Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Собрание имеет подготовительный этап: педагог предлагает нескольким родителям провести маленький урок – поделиться опытом по развитию у детей, например, связной речи. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку или игру, например, составление загадок «Узнай по описанию». В конце собрания подводится итог, и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые  размещаются на стенде « Копилка родительского опыта». «Ток – шоу».  Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают родители, воспитатели, специалисты. Все  позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы. «Вечера вопросов и ответов». Предварительно родителям дается задание продумать, сформулировать наиболее  волнующие их вопросы. В ходе обсуждения их со специалистами, другими родителями подобрать оптимальные пути их решения. На родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать  следующие  методы  активизации родителей «Мозговой штурм». Метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы. « Реверсионная мозговая атака, или Разнос». Этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка решения, направленного на преодоление недостатков. «Список прилагательных и определений».  Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики( прилагательные) , затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, « Какой бы вы хотели видеть речь вашего ребенка на пороге школы? ».  Родители перечисляют качества, т. е. прилагательные, а затем совместно формулируются  пути достижения цели.  «Коллективная запись». Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их, и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм». «Запись на листах».  При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как привлечь ребенка к выполнению домашнего задания», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику. «Эвристические вопросы». К ним относятся 7 ключевых вопросов: Кто? , Что? , Где? , Как? , Чем? , Когда? ( Почему? ) . Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вариант. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешанные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения. Решение проблемных задач семейного воспитания  побуждает родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта. Для обсуждения предлагаются подобные проблемные ситуации. Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так? Или: ваша трехлетняя дочь шалит в кафетерии, куда вы ненадолго зашли, - смеется, бегает между столами, размахивает руками. Вы, думая об остальных присутствующих, остановили ее, усадили за стол и сурово отчитали. Какую реакцию на действия родителей можно ожидать от ребенка, который не умеет пока понимать потребности других людей? Какой опыт может получить ребенок в данной ситуации? Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например, такое задание: проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать конта кт с пл ачущим ребенком, и др. Тренинговые игровые упражнения и задания. Родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирают более удачные, заменяют нежелательные конструктивными( вместо" Почему ты опять не убрал свои игрушки? " - " Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина" ) .  Или родители должны определить, почему неконструктивны такие слова, обращенные к ребенку: " Стыдно! " , " Меня не устраивают твои" хочу" , мало ли, что ты хочешь! " , " Что бы ты без меня дела л( а) ? " , " Как ты можешь поступать так со мной! " и др. Задания могут выполняться в такой форме: воспитатель начинает фразу: " Хорошо учиться в школе- это значит. . . " или" Для меня диалог с ребенком- это. . . " Мать или отец  должны закончить предложение. Анализ родителями поведения ребенка  помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности. Обращение к опыту родителей. Педагог предлагает: " Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью? " Или: " Был ли подобный случай в вашей практике? Расскажите о нем, пожалуйста" , или: " Вспомните, какую реакцию вызывает у вашего ребенка применение поощрений и наказаний" и т. п. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями. Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности( рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др. ) способствует приобретению опыта партнерских отношений. Предложенные методы  предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Когда родитель в игре моделирует собственное поведение, его взгляд на воспитательную проблему расширяется. Участие родителей в образовательной, в совместной досуговой деятельности безусловно очень важно. И мы педагоги, должны вовлекать родителей как можно активнее в этот процесс. Можно предложить выбрать родителям тему из близкой им области знаний и подготовить занятие вместе со своим ребенком, при этом объяснить, чтобы это был не рассказ, а конкурсы, эксперименты, игры, в которых активно поучаствовали бы другие дети. Роль педагога часто бывает привлекательна для родителей, и они охотно включаются в воспитательно- образовательный процесс. Общие праздники и игры, совместное планирование, обмен идеями, заучивание стихов, песен, работа над ролью, помощь в изготовлении костюмов, сюрпризов, подарков- т акой подход побуждает родителей, детей и педагогов к творческому сотрудничеству между собой. Устраняется отчужденность, появляется уверенность, решаются многие проблемы. Игры для проведения родительских собраний Игра «Связующая нить» или «Радостная песенка» Участники в кругу. По кругу передается клубок ниток. Ведущий обматывает край нити на палец и передает клубок следующему участнику, приветствуя его радостной песенкой: «Я очень рада, что Катя в нашей группе есть…». Следующий участник наматывает нить на палец и поет песню соседу справа. Игра «Аплодисменты» или Упражнение «Салют». Участники в кругу. Каждый участник по очереди выходит в круг, называет свое имя, если есть участник с таким именем, то тоже выходит в круг. Все остальные приветствуют их «салютом» аплодисментов. «Комплименты». Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько слов, похвалить за что- то, пожелать что- то хорошее. Упражнение проводится по кругу. «Волшебные очки». Ведущий объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки. . . Ой, какие вы все красивые, веселые, умные! » Подходя к каждому участнику, ведущий называет какое- либо его достоинство. «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил, эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может быть, вы заметите то, что раньше не замечали». Упражнение «Настроение». Участники по очереди выбирают пиктограмму с изображением своего настроения. Рассказывают о нем. Игра «Подарок по кругу» По кругу передается корзинка с мелкими сувенирами, каждый участник должен поприветствовать своего соседа справа, выразить свою радость от встречи с ним  и подарить подарок со своими пожеланиями. «Волшебный стул».  Один участник садится на стул, остальные говорят ему комплименты. Игра «Попадания». С детьми заранее была проведена беседа, и ответы детей были записаны на магнитофон: Что ты любишь делать? Твое любимое блюдо? Любимая сказка? и т. д. На собрании родителям были предложены те же вопросы: Любимое блюдо вашего ребенка, любимая игра. Родители письменно давали ответы, а затем сравнивали свои ответы с ответами детей. Таким образом, родители сами делали вывод о том, как хорошо они знают своего ребенка. Если во время собрания необходимо дать родителям больше практического материала, то это конечно  будет семинар. На семинарах с родителями обыгрывается  все, о чем говорим. Если это тема игр, то коротко познакомить с различными  видами игр и предложить  поиграть в эти игры: «Определи на вкус», «Чудесный мешочек», «Море волнуется», «Узнай, что изменилось? », «Смешные названия». Если тема собрания- развитие моторики.  Родители  играют  с пластилином,  с крупами,  с тестом. Провести обучение  родителей пальчиковой гимнастике предложить рисовалки, обводилки и прочее. Если тема связана с развитием  речи  . Предложить различные игры и упражнения на развитие речи: «Скажи наоборот», «Кузовок», «Продолжи фразу», «Я Илюша беру с собою грушу». Для пополнения родительских знаний о психологическом здоровье,  об эмоциональных состояниях использую психологические игры, упражнения на саморегуляцию, на снижение психо- эмоционального напряжения. «Создание рисунка по кругу». Участники рисуют на листе бумаги рисунок. По команде, рисование прекращается, а рисунок передается соседу справа, который продолжает рисовать дальше. Так продолжается, до тех пор,  пока рисунки не обойдут круг. «Я такой же, как ты» В руках у ведущего мяч. Тот, кому он достанется, бросает его любому и, обратившись по имени, объясняет, почему он такой же: Я такой же, как ты, потому что …». Тот, кому бросили мячик, выражает согласие или не согласие, и обращается к другому участнику. Для установления позитивных взаимоотношений в семье, использую психологические гостиные.  Сама атмосфера гостиной настраивает на спокойный и позитивный лад. Темы, которые предлагала родителям: «Воспитание уважения к старшим», «Семейные традиции», «Дружная семья – крепкая Россия», «Воспитание добра и милосердия». На таких мероприятиях, широко используем обмен опытом семейного воспитания. У многих семей есть что- то хорошее, чем можно поделиться. И они с радостью передают опыт. Психологические гостиные чаще всего проходят за чашкой чая. Использую на таких мероприятиях и  элементы тренинга. Например: Упражнение «Удовольствие » Участникам тренинга раздают листы бумаги и предлагают написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить участникам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил. В середине каждого мероприятия используем  разминки. Цель: снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе. Например: Участники в кругу. - Если вы рады встрече с  нами, улыбнитесь соседу. - Если вам у нас понравилось,  то похлопайте в ладоши. - Если вы часто сердитесь, закройте глаза. - Если  вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, покачайте головой; - Если вы полагаете, что  ваше настроение зависит от настроения окружающих, подмигните; - Если вы считаете, что у вас сейчас хорошее настроение- покружитесь. Пантомимическая  разминка. Игра «Найди пару»- Раздаём  вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого- то есть карточка, на которой написано также «слон». - Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого найти пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и «издавать характерные звуки вашего животного». Другими словами все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у вас получилось. Игра «Дотронься до …». - Я буду говорить,  до чего необходимо дотронуться, а вы будете выполнять. - Дотроньтесь до того у кого светлые волосы, у кого голубые глаза, у кого есть серьги. Дотроньтесь до того, у кого есть красный цвет на платье, у кого красивая прическа… Игра «Светофор». Все участники встают в колонну по одному, взявшись за туловище впереди стоящего, руки сцеплены в замок. По команде ведущего все одновременно делают шаг или маленький прыжок в соответствии с цветом: Желтый – вправо, Зеленый – вперед, Красный – назад. «Есть или нет? » Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет! » ● Есть ли в поле светлячки? ● Есть ли в море рыбки? ● Есть ли крылья у теленка? ● Есть ли клюв у поросенка? ● Есть ли гребень у горы? ● Есть ли двери у норы? ● Есть ли хвост у петуха? ● Есть ли ключ у скрипки? ● Есть ли рифма у стиха? ● Есть ли в нем ошибки? Разминка «Овощи» 1. Захотелось плакать вдруг, слёзы лить заставил. . . . ( лук) 2. Набирай скорее в миску краснощёкую. . . . ( редиску) 3. Отыскали наконец и зелёный. . . . ( огурец) 4. Под кустом копнешь немножко, выглянет на свет. . . . ( картошка) 5. Завалился на бочок лежебока. . . . ( кабачок) 6. Разве в огороде пусто, если там растёт. . . . ( капуста) 7. Удивляет горожан темнокожий. . . . ( баклажан) 8 За  ботву, как за верёвку, можно вытянуть. . . . ( морковку) 9. Кто, ребята, не знаком с белозубым. . . . ( чесноком) 10. Держится за землю крепко, вылезать не хочет. . . . ( репка. ) Разминки подбираются к темам мероприятий 3 Заключительный этап. Подведение итогов. Обобщение опыта работы по теме самообразования. Презентация на педсовете ДОУ. Список методической литературы по теме самообразования: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 10. 2013 № 1155; 2. Арнаутова Е. П. Планируем работу с семьей. / / Управление ДОУ 2002г. , № 4. – 66с. Евдокимова Н. В. , Додокина Н. В. , Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007 – 167с. 3. Свирская Л. Шпаргалки для родителей/ / Детский сад со всех сторон. 2002 – 147с. 4. Хабибуллина Р. Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями»/ / Дошкольная педагогика 2007г. , №7. – 70с. 5. Антипина, Г. А.  «Новые формы работы с родителями в современном ДОУ». Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С. 88 – 94. 6. Давыдова, О. И.   « Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями» О. И. Давыдова. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с. 7. Осипова, Л. Е.  «Работа детского сада с семьёй» Изд. центр «Скрипторий», 2011. – 72с. Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте: http: / / www. maam. ru, http: / / vospitateljam. ru, http: / / dohcolonoc. ru Родительское собрание в нетрадиционной форме «В семейном кругу». Цели:   поиск новых форм взаимодействия ДОУ с семьей;  повышение педагогической культуры родителей. План проведения: 1. Вступительное слово 2. Круглый стол 3. Конкурсы 4. Обмен родительским опытом о проведении праздников в семье 5. Подведение итогов собрания. Принятие решения. Ход собрания. 1. Подготовительный этап. • Оформить рекомендации для воспитателей «Праздник с родителями» • Провести анкетирование «Ваши впечатления от праздников» • Дать родителям задание: составить родословную, принести семейные фотографии. 2. Этап проведения круглого стола. Воспитатель: Как заметил известный французский писатель Антуан де С ент. - Экзюпери, «единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, в кругу друзей, учим ли мы этому своих детей. Сегодня на нашем собрании нам предстоит поделиться опытом, поговорить о семейных традициях. Как вы считаете, нужно ли организовывать праздники по поводу дня рождения ребенка? ( родители высказывают свое мнение) Мама воспитанника: Ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Пусть каждый припомнит свое детство, и он поймет, что праздник для ребенка – не то, что для нас это действительно событие в детской жизни, и ребенок считает дни от праздника до праздника, как считаем мы года от одного важного события в нашей жизни до другого. Воспитатель: «тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники», как писал К. Ушинский. А как по – вашему, уважаемые родители, праздники  помогают в воспитании ребенка?  ( высказывание родителей) . Мама воспитанника: Ум у ребенка развивают загадки, викторины, познавательные игры. В доме праздник – нужно заранее подготовить подарки, украсить комнату, все вымыть, вычистить – так труд входит в жизнь ребенка. А когда мы рисуем, поем, читаем стихи, танцуем, гримируемся, слушаем музыку – разве не воспитываем мы свих детей эстетически? Какой праздник пройдет без веселых подвижных игр, когда ловкость и сообразительность способствуют здоровому росту? Папа воспитанника: И еще: семья – это коллектив. Пусть маленький, разновозрастной, но коллектив. И в праздничных заботах ярко проявляется воспитательное богатство коллективной работы. Воспитатель: А как быть, если праздник, например ваш день рождения, вам предстоит отметить в кругу своих друзей, взрослых, а ребенок, видя подготовку к нему, просит: «Можно и я с вами буду праздновать? ». Что вы ответите? Можно ли посадить за один праздничный стол с взрослыми детей? В каких случаях нет? ( высказывания родителей) Как это не странно, но и детские праздники, бывает, взрослые устраивают для самих себя. У взрослых свои интересы, разговоры, и детям на таком празднике скучно, а иногда и обидно: никто не помнит о виновнике торжества. Его оставляют за общим столом, он становится свидетелем взрослых разговоров, нередко вмешается в них. Ребенок скажет или сделает что – ни будь смешное – всем это кажется забавным, взрослые ждут от него новых шуток. Ребенок привыкает быть центром внимания, что развивает в нем нескромность и развязность. О каком празднике рассказывает С. Михалков в стихотворении «Бедный Костя»: Если вдруг приходят гости В дом на праздничный пирог, Мама с папой просят Костю: «Спой, пожалуйста, сынок! » Начинает Костя мяться, Дуться, хныкать и сопеть. И не трудно догадаться: Мальчуган не хочет петь. «Пой! – настаивает мама, — Только стой на стуле прямо! » Папа шепчет: «Константин, Спой куплетик! Хоть один! » От досады и от злости Все кипит в груди у Кости. Он, кряхтя, на стул встает, С отвращением поет. А поен он, как не странно, Серенаду Дон – Жуана, Что запомнилась ему Неизвестно почему. Гости хлопают в ладоши: «Ах, певец какой хороший! » Кто – то просит: «Ты, малыш, Лучше спой «Шумел камыш… » За столом смеются гости, И никто не скажет: «Бросьте! Перестаньте приставать, Малышу пора в кровать». Воспитатель: А бывает мы любим демонстрировать способности своего ребенка. И если присутствует несколько детей, устраиваются своеобразные «конкурсы талантов». Но дети не любят, когда взрослые настойчиво требуют от них выступлений. Особенно стеснительно чувствуют себя робкие дети. Заставлять их выступать не следует, гораздо охотнее они будут петь, танцевать, что – то рассказывать. Когда это выпадает им сделать при игре или фанту. Помните, пожалуйста, об этом. В дни рождения, а иногда и в праздники, мы дарим детям подарки, они их любят и всегда ждут. А какие подарки вы предпочитаете дарить своим детям? ( обмен опытом) Нужно ли дарить их в праздники? Какие?  ( высказывания родителей) Подарки должны быть немного «на вырост», но не слишком, а в меру. Каждая игрушка должна развивать мышление ребенка, внимание, память. Не забудьте о мячиках и скалках, спортивном инвентаре, об альбомах для рисования и фломастерах, о книжках, об азбуке в картинках, детскими песенками. Желательно, чтобы до поступления в школу ребенок имел несколько любимых книг, дисков с музыкой или мультфильмами. Конечно, подарки детям – отнюдь не баловство, но, тем не менее, именно подарками легко избаловать детей. 3. Конкурсы. Работа со словом «Семья»- Я называю слово, а ваша задача подобрать 10 существительных, которые у вас ассоциируются с этим словом. Для разминки предлагается слово «СЕМЬЯ»( родители приводят  слова- ассоциации) Что такое семья? Слово понятное всем, как «хлеб» и «вода». Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья- это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье. Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных ценностей? ( Затем идет зачитывание определений и прикрепление этих листочков на доске) Конкурс «Моя родословная» Какие они – наши семьи, семьи ребят из нашей группы? Мы можем многое узнать о них, посмотрев на родословные, которые вы составили с детьми. Посмотрите, какие яркие, красочные образы получились. Среди рисунков выбираются наиболее полные и оригинально оформленные родословные. Конкурс «Юмористический» Сейчас нам предстоит услышать смешные истории из жизни родителей и их детей. Послушаем ваши рассказы. 4. Обмен родительским опытом о проведении праздников в семье. А теперь поговорим о праздновании дня рождения вашего ребенка. Вот такая ситуация: Встретились две дамы, разговорились. - У моего сына через 2 дня день рождения, — делилась радостно одна из них. - Думаю ребят пригласить, пирогов напеку, салатов наделаю, музыка будет. Пусть празднуют. - И все? – поинтересовалась собеседница. - А что ты мне еще посоветуешь? Что мне – клоуном перед ними быть? Представьте, что такой разговор состоялся между вами и вашей приятельницей. И она спрашивает у вас совета. Что бы вы посоветовали? Будет ли интересным праздник, если есть на столе пироги, торты, салаты, звучит музыка? Запомнится ли он детям? Как отмечать день рождения ребенка? Что интересного было в вашей семье? ( обмен опытом) 5. Подведение итогов собрания. Принятие решения. 1. Ребенок становится на год старше. Из года в год объясняйте детям: ты стал взрослее, сильнее, умнее, больше умеешь, больше можешь. Во многих семьях существует обычай в дни рождения отмечать на стене или двери рост ребенка. Пусть он видит, насколько подрос за год. Неплохо, если в день рождения вы сфотографируете ребенка одного или в кругу семьи. 2. Думать о празднике, составлять программу, приглашать гостей надо заранее, чтобы дети могли подготовиться. Придумать вместе с ребенком, как пригласить гостей, — это могут быть пригласительные билеты, самодельные открытки с рисунками детей. 3. Чтобы день рождения запомнился ребенку, нужно заранее придумать программу. Пусть в ней будут игры, аттракционы, конкурсы, концерты. От того, как мы, взрослые проводим праздники, невольно показывая пример, зависит, как будут отдыхать наши дети, когда вырастут, какие ценности будут беречь, чему радоваться, к чему стремиться. Наши праздники должны проходить весело и интересно, с выдумкой, приятными сюрпризами.            От нашей выдумки, фантазии зависит успех. Пусть в вашем доме никто не чувствует себя забытым и одиноким. Награждение родителей благодарственными письмами за принятия активного участие в жизни ребёнка. Спасибо за внимание! Обзор новой литературы по работе ДОУ с семьей   «Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект» Авторы: Зверева О. Л. , Кротова Т. В. В методическом пособии раскрываются новые подходы в общении с родителями на современном этапе. Авторами пособия подробно освещаются основные этапы оказания методической помощи: раскрывается содержание работы, определяются ее формы и методы; представлена краткая история взаимодействия ДОУ с семьей ребенка. В пособии представлены анкеты для родителей и педагогов, сценарии мероприятий, программа оказания методической помощи воспитателя. Издательство Сфера, 2005 год   «Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие» Авторы: Зверева О. Л. , Кротова Т. В. В пособии представлен обширный практический материал для работы с родителями в виде сценариев родительских собраний. Сюда входят как традиционные формы, так и нетрадиционные. Все сценарии неоднократно апробированы в практике работы ДОУ. Материал легко использовать творчески: приводить собственные примеры, дополнять, привлекать родителей к обсуждению проблем, приглашать различных специалистов. Издательство Айрис- Пресс, 2007 год «В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей» Автор: Арнаутова Е. П. Пособие включает десять бесед по актуальным проблемам руководства процессом взаимодействия педагогов ДОУ с родителями. Представлен разнообразный практический материал исследовательской работы автора – ведущего научного сотрудника Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца: сценарии встреч с родителями, тесты, опросники, ролевые игры, упражнения и т. п.   «Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча» Авторы: В. А. Березина, Л. И. Виноградова, О. И. Волжина В пособии представлены вариативные программы и технологии всеобуча родителей, описаны модели педагогического взаимодействия образовательного учреждения с родителями. В основу материалов легли  научные разработки Государственного научно- исследовательского института семьи и воспитания( Санкт- Петербург) . Издательство КАРО, 2005 год «Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг» Авторы: А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина В пособии раскрывается необходимость саморазвития воспитателей детского сада и родителей, чьи дети посещают ДОУ, как участников педагогического процесса. Пособие содержит материалы по диагностике, тематические планы, конспекты лекций, консультации, мониторинг – все, что может пригодится воспитателям и специалистам ДОУ при работе с семьей.     «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника» Автор: Е. С. Евдокимова Книга посвящена проблеме педагогической поддержке семьи в воспитании детей дошкольного возраста. В ней раскрываются сущность, значение педагогической помощи и поддержки современной семье в новой социокультурной ситуации; представлены результаты исследований и практического опыта взаимодействия с семьей педагогов детского сада. В пособии содержится большой практический материал, необходимый для успешного взаимодействия специалистов ДОУ с семьей.   «Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ» Авторы: Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина Цель пособия – помочь сотрудникам ДОУ установить равноправное творческое взаимодействие с семьями своих воспитанников, которое является залогом полноценного развития ребенка. В руководстве представлены содержание, формы и методы, обеспечивающие преемственность воспитания и обучения в условиях ДОУ и семьи.

Оставить комментарий: