a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

выступление к РМО «Методика ведения занятий»

Автор: долгодушева татьяна александровна Опубликовано: 2022-09-29 11:46:02

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Мальчевский Д ом детства и юношества « Методика ведения занятий » Сообщение п одготовила: Долгодушева Т. А- методист Май, 2022 г Слайд 2 Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его воспитанников. Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы. Это придаёт занятию, необходимое ускорение для развития личности. Всё зависит от того, какую позицию займет педагог. Однако обучающиеся на таком занятии развиваются более успешно. Э то возможность для педагога самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей. Педагогу важно раскрыть и реализовать свой творческий потенциал независимо от того, какому виду искусства он обучает. Слайд 3 Занятие – это инструмент воспитания и развития личности.  В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение. Учебное занятие – это: - модель деятельности педагога и детского коллектива; - ограниченная временными рамками форма организации учебного процесса, предполагающая не только передачу знаний, умений и навыков детям по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала,  но и,  прежде всего, развитие; - время, в течение которого обучающ иеся под руководством педагога занимаются учебной, воспитательной,  досуговой деятельностью. В учебном занятии представлены все элементы образовательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество учебного занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Однако главное требование к учебному занятию – это достижение цели, поставленной педагогом и принятой обучающимися. Слайд 4 В зависимости от целей занятия можно выделить следующие виды учебных занятий: - обучающие; -  общеразвивающие; - воспитательные. Достаточно часто занятие с детским коллективом трудно отнести к какому- либо одному виду, поскольку в ходе одного занятия большинство педагогов решают как обучающие, так и воспитательные задачи в комплексе. Слайд 5 При разработке занятия педагог дополнительного образования внимательно изучает: - учебно- тематический план реализуемой образовательной программы; - согласовывает определенный раздел и тему раздела с содержанием программы; - определяет взаимосвязь содержания занятий с предыдущими и последующими; - определяются тип и структура занятия; - его тема, цель, задачи. К занятию готовится учебно- методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала. Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все государственные санитарно- гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровье сберегающих технологий. Слайд 6 Основные требования к современному учебному занятию. Постановка и комплексное решение на занятии обучающих( образовательных) , развивающих, воспитательных задач. Создание мотивации предстоящей деятельности. Организация структуры занятий. Применение активных форм организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования. Содержание занятия. Владение педагогом содержанием программ дополнительного обр азования. Развитие у детей способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию. Индивидуальный подход к воспитаннику. Учёт психолого- педагогических особенностей детей и д. Приёмы, методы, средства, формы, способы деятельности на занятии. Экология занятия. Состояние здоровья детей, настроение их на занятии. Степень нагрузки. Условия обучения в помещении, организация учеб ного пространства и т. д. Любовь к детям, знание их пс ихологии. Вдохновение, фантазия, артистизм, индивидуальный почерк педагога. Проблемное изложение материала, умение ставить вопросы, отношение к неверным ответам и т. д. Слайд 7 Основные принципы обучения на занятиях: научность знаний( ложных знаний не может быть, могут быть только неполные знания) ; природосообразность( обучение организуется в соответствии с психолого- физиологическими особенностями обучающихся) ; доступность( от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых знаний, умений, навыков) ; сознательность и активность; наглядность( привлечение различных органов чувств детей к восприятию) ; индивидуальный подход в условиях коллективной работы в детском объединении; заинтересованность и мобильность( образовательный процесс организуется в соответствии с меняющимися интересами детей) ; обеспечение отбираемой информации. Слайд 8 Методы организации занятия. Словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация и т. д. Наглядные методы обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии, таблицы, схемы, чертежи, технологические карты, графики, демонстрационные материалы. Игровые методы обучения: игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, глазомера, воображения, игра- конкурс, игра- путешествие, ролевая игра, деловая игра. Практические методы обучения: проведение опытов, экспериментов, запись наблюдений, зарисовка, рисунки, запись звуков, голосов, фото- , видеосъёмка, проектирование деятельности конкретных дел и т. д. Традиционные формы занятий: беседа; лекция; экскурсия; практическое занятие; семинар; комбинированное занятие; дискуссия; конференция; туристический поход; учебная игра; утренник, праздник и т. д. Рассматривая структуру занятия, следует говорить не об отдельных, обособленных его частях, а лишь о структурных этапах, группируемых по характеру деятельности педагога и обучающихся. Слайд 9 Этими этапами являются: Организационный момент; П одготовительный момент; Вводная часть; Основная часть; А нализ детских работ; Организационное завершение; Каждый из них выполняет определенную только ему присущую роль, но все они тесно связаны. Кратко рассм отрим каждый структурный этап занятия. Занятие всегда начинается с организационного момента. Сбор обучающихся. Приветствие педагогом всех детей( по возможности, каждого из них, поинтересоваться их делами в школе и дома) . Следующий этап это подготовительный момент. Подготовка детей к занятию( переодевание и т. д. ) Подготовка рабочих мест обучающихся. Повторение пройденного материала, краткий обзор предыдущего занятия. Проверка домашнего задания( если такое было) . Сообщается тема занятия. Определение целей и задач занятия. Эффективность трудовой деятельности любого человека, как показывает практика, зависит во многом от его вдумчивости, осмысленности действий и до бросовестности. Следовательно э тот элемент занятия пс ихологически готовит детей к восприятию и усвоению нового учебного материала. Повторение проходит в форме бесе ды, в ходе которой у ребят восстанавливаются в памяти необходимые занятия. Затем на практике проверяется качество трудовых приемов и действий, освоенных на предыдущих занятиях. Педагог заранее в ходе подготовки к данному занятию намечает контрольные вопросы и задания. Они должны быть преимущественно обобщающего типа. Еще один этап в водная часть В этой части занятие на правлено на подготовку детей к освоению новых навыков и умений, к выполнению определенных знаний, способствующих углублению и расширению профессиональных знаний, складывается из вводного инструктажа, инструктажа по безопасному ведению работ, рассказ об организации рабочего места, распределения и разбора заданий детьми. Вводный инструктаж начинается с ознакомления ребят с целями и задачами данного занятия. Поэтому в предварительно разрабатываемом плане занятия его задачи следует формулировать конкретно. На вводном занятии педагог обязательно останавливается на правилах безопасного ведения работ, которые следует соблюдать на данном занятии. Педагогу следует подробно рассказывать об организации рабочего места при выполнении заданных работ, обратив внимание обучающегося на его особенности. Р азъясняет и распределяет задания среди детей. Практика показывает, что на вво дную часть отводится примерно до 12% времени всего занятия. О сновная часть занятия включает в себя практическую, где дети выполняют задания, подобранные педагогом заранее. В ходе их выполнения дети осваивают заданные приемы и действия. В процессе выполнения работ ребята учатся применять свои знания в конкретных практических ситуациях. Деятельность детей проходит при непосредственном руководст ве педагога. К онтроль осуществляется педагогом, как в процессе трудовой деятельности детей, так и при приеме задания. В основу контроля должно быть положено выполнение тех или иных сочетаний приемов и действий в качество выполнения всего задания. В процессе текущего занятия педагог направляет и корректирует трудовою деятельность обучающихся. Индивидуальные инструктажи проводятся при обходе рабочих мест детей. Анализ детских работ подводятся итоги занятия, на основе ан ализа выявляются степень обученн ости ребят, слабые стороны обучения, указываются причины появления недостатков и способы их устранения. Организационное завершение На этом этапе занятия проводится уборка рабочего места. Педагог кратко рассказывает об успеха х и недостатках каждого ребёнка, анализирует их прич ины. Важное место в ходе занятия имеет физкультминутка или этап релаксации, в случае, если деятельность коллектива предполагает физическую работу( хореографический, спортивный коллектив) . Педагог сам определяет место и время физкультурной паузы, обосновывая свой выбор спецификой деятельности коллектива в целом и учебной деятельности детей на данном занятии в частности. Проведение релаксационных пауз повышает активность детей, увеличивает их физические ресурсы, помогает преодолеть усталость и способствует созданию здоровьесберегающей среды на занятии. Слайд 10 ЗАНЯТИЕ – основной элемент образовательного процесса. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение. Грамотно выстроенный план занятия, описание основных моментов каждого этапа, используемых методов обучения и контроля, придаст даже опытному педагогу ещё большую уверенность в своих силах, и будет способствовать достаточно высокой результативности образовательного процесса в целом. Слайд 11 Спасибо за внимание!

Оставить комментарий: