a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Картотека дидактических игр для развития речи

Автор: Мусина Лариса Дамировна Опубликовано: 2022-10-23 21:30:48

Документы для скачивания

Картотека игр по развитию речи у детей дошкольного возраста Данная картотека собрана по материалам из открытых источников интернета. Картотека подойдет для использования на занятиях с группой, во время индивидуальных занятий, а так же для занятий с ребенком дома. Игра «Кто как голос подает? » Цель: познакомить детей, какие голоса подают дикие животные. - Скажите, как подают голос звери? - Что делает волк- …( воет) . - Что делает лиса- …( тявкает) . - Что делает медведь- …( ревет) . - Что делает белка- …( цокает) . Игра «Кто у кого? » Цель: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа. У медведицы- …( медвежонок, медвежата) . У лисицы- …( лисенок, лисята) . У белки- …( бельчонок, бельчата) . У волчицы- …( волчонок, волчата) . У ежихи- …( ежонок, ежата) . У зайчихи- …( зайчонок, зайчата) . Игра «Кто что любит? » Цель: закрепление формы винительного падежа существительных. Выберите животного и подберите ту картинку что любит: заяц- морковка, козел- капуста, медведь- малина, мед, рыба, и т. д. Дети ставят картинки к соответствующему животному. Дидактическая игра «Предлоги». Цель: Учить понимать значение предлогов: на, в, за, под, к, от, по, около, и т. д. ; дифференцировать предлоги: на – в, на – под; правильно употреблять их в речи; составлять предложения с предлогами по демонстрации действий, по сюжетным и предметным картинкам, по схеме предлога. Дидактическая игра «Кто, где живёт? » Цель: Формирование умений детей соотносить изображение животных с их местом обитания. Ход игры: Разложить карточки по местам обитания животных, домашних в деревню, а диких в лес. «РЫБАКИ» Цель: Соотносить глагол с действием, которое он обозначает. Детям читают стихотворение Я- Турана «Рыбаки»( перевод со словацкого Г. Кружкова) и предлагают изобразить события, о которых в нем рассказывается. Два утенка шли к реке, Заскакали поплавки. Каждый с удочкой в руке. Закричали рыбаки: — Рыбу — ты, — Ура, кит! — Рака — я! — Ура, кит! Радуются, крякая. Заплясали у ракит. Но ползут из- за куста Два воришки, два кота: — Рыбу — я, — Рака — ты. Удирать пора, коты! «ТЕРЕМОК» Цель: ориентироваться на окончание глагола в прошедшем времени при согласовании его с существительным. Материалы: деревянный теремок, игрушечные животные: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь. Поставим на ковре теремок. Возле теремка рассадим живот¬ных. Будем рассказывать сказку, побуждая детей принимать участие в рассказывании. — Стоит в поле теремок. Прибежала к теремку. . . кто? Пра¬вильно, мышка. ( Дети подсказывают, ориентируясь на значение глагола и его окончание. ) «Кто- кто в теремочке живет? » Нико¬го нет. Стала мышка в теремочке жить. Прискакала к теремку. . . лягушка. И т. д. В заключение подведем итог: — Послушайте, как мы говорим: лягушка прискакала, а зай¬ка прискакал; лисичка прибежала, а волк прибежал. «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК» Цель: ориентироваться на род имени существительного при опре¬делении предмета по его признакам. Материалы: заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек. Скажем детям примерно следующее: «К нам в детский сад пришел заяц. Зайка- побегайка, что у тебя в мешке? Можно по¬смотреть? Что это? ( Морковка. ) Какая морковка? ( Длинная, красная. ) Кладем морковь на стол. А это что? ( Огурец. ) Какой огурец? ( помидор, яблоко и др. ) Теперь заяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи, и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны дога¬даться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно. Она длин¬ная, красная. Что это? ( Морковь. ) Он зеленый, длинный. Что это? ( Огурец. ) Оно круглое, красное. Что это? ( Яблоко. ) Он круглый, красный. Что это? ( Помидор. ) » Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, повторим, выделяя голосом местоимение: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный. Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось? ( Яблоко. ) Яблоки — это фрукты. Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания». «БУДУТ НА ЗИМУ ДРОВА, ГУСИ» Цель: соотносить названия действий с собственными движениями. Дети встают парами, лицом друг к другу, взяв друг друга за правую руку. Декламируют стихотворение, имитируя движения пильщиков( двигают сомкнутыми руками от одного к другому) . Мы сейчас бревно распилим. Пилим- пилим, пилим- пилим, Раз- два! Раз- двй! Будут на зиму дрова. ( Е. Благинина. Будут на зиму дрова. ) Далее дети вместе со взрослым декламируют стихотворение, сопровождая декламацию игрой пальцами рук. — Где ладошки? Тут? — Тут. — На ладошке пруд? — Пруд. — Палец большой — Это гусь молодой. Указательный — поймал. Средний — гуся ощипал, Этот палец суп варил( сварил) . Самый меньший—печь топил( истопил) . Полетел гусь в рот, А оттуда в живот. . . Вот. ( Калмыкская народная песенка, пер. Н. Гребнева. ) На вопрос взрослого: «Где ладошки? Тут? »—дети протяги¬вают руки вперед ладонями вверх. Далее они произносят текст вместе с ведущим, загибая пальцы в порядке, указанном в сти¬хотворении( от большого к мизинцу) . На последние три строки дети изображают полет руками, затем притрагиваются кистями рук к животу, а на слове «Вот» роняют руки вниз и свободно встряхивают ими. «ПОРУЧЕНИЯ» Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклоне¬ния глаголов скакать, ехать. Материалы: грузовик, мышка, мишка. Вносим в комнату грузовик и мышку с мишкой. Обращаемся к детям: — Хотите, чтобы мышка и мишка покатались на грузовике? Если хотите, попросите их. Надо сказать: «Мишка, поезжай! » А еще можно попросить мышку и мишку поскакать: «Мышка, поскачи! » — Олег, кого ты хочешь попросить, мышку или мишку? О чем ты попросишь? Игра продолжается до тех пор, пока у детей не иссякнет к ней интерес. «ЧЕЙ ГОЛОС? » Цель: различать взрослых животных и детенышей по звукоподра¬жаниям, соотносить названия взрослого животного и его дете¬ныша. Материалы: игрушки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и ля¬гушонок, корова и теленок. В гости к детям приходят и приезжают звери. Звери хотят поиграть. Дети должны отгадывать, чей голос услышали. - Му- у- у — кто так мычит? ( Корова. ) А кто мычит тонень¬ко? ( Теленок. ) Ква- ква— чей это грубый голос? А кто квакает тоненько? Лягушка большая и квакает грубым голосом. А ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки? Аналогично обыгрываются остальные' игрушки. После игры дети могут поиграть с игрушками. Чтобы получить игрушку, ребенок должен правильно позвать ее( «Лягушонок, иди ко мне! », «Утенок, иди ко мне! ») . «ПОТЕРЯЛИСЬ» Цель: соотносить название животного с названием детеныша. Материалы: игрушечный домик, животные( игрушки) : утка и уте¬нок, курица и цыпленок, коза и козленок, корова и теленок, лошадь и жеребенок. Расставим по комнате взрослых животных. На ковре в домике находятся их детеныши. Предложим детям узнать, кто живет в домике. - Давайте посмотрим. Кря- кря- кря — кто это? Утка? Доста¬ем игрушку из домика. Утка большая или маленькая? Малень¬кая? Это, ребята, утенок. Маленький утенок. А утка — его мама. Помогите утенку найти его маму- утку. Вася, возьми утен¬ка. Поищи утку. - А это чей голос — пи- пи- пи? Кто это? ( Достаем цыплен¬ка. ) Кто мама у цыпленка? Как кудахчет курица? Как отзывает¬ся цыпленок? Поищи, Оля, курицу, маму цыпленка. Аналогичным образом обыгрываются остальные персонажи. Когда у всех малышей найдутся мамы, взрослых и детенышей сажают вместе. Пусть дети рассмотрят их, произнесут слова: утка— утенок, курица — цыпленок и др. Затем животные уезжа¬ют на машине в гости к другим детям. «ПОЕЗД» Цель: закреплять умение соотносить слово с действием, которое оно обозначает. Дети стоят друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Чух, чух, пых- чу, Ко- ле- са- ми Пых- чу, вор- чу( произносится 2 раза) . Верчу, вер- чу( произносится 2 раза) , Стоять на месте не хочу! Са- дись скорее, Ко- ле- са- ми Прокачу! Стучу, стучу. Чу! Чу! ( Е. Карганова. Поезд. ) На слова «Стоять на месте не хочу» «поезд» начинает мед¬ленно двигаться, постепенно прибавляя скорость. Затем дети вы¬полняют движения в соответствии с текстом стихотворения. На слова «Колесами стучу, стучу»—топают ногами, на слова «Коле¬сами верчу, верчу»—делаю/ г круговые движения руками перед собой. На слова «Чу! Чу! » «поезд» останавливается. «КАЧЕЛИ» Цель: Соотносить слова стихотворения с собственными движе¬ниями. Дети стоят. Взрослый читает стихотворение, а дети сопровож¬дают чтение ритмическими движениями. Все лето качели Качались и пели, И мы на качелях На небо летели. ( Дети качают руками впе¬ред- назад, слегка пружиня ноги в коленях. ) Настали осенние дни. Качели остались одни. ( Уменьшая ход качелей, дети пружинят в коленях и уменьшают взмах рука¬ми до постепенной оста¬новки. ) Лежат на качелях V Два желтых листка. И ветер качели Качает слегка. ( В. Данько. Качели. ) «КУРОЧКА РЯБУШЕЧКА» Цель: упражняться в произнесении звукоподражания. Из детей выбирают курочку- рябушечку, надевают ей на голо¬ву шапочку. По сигналу водящего начинается диалог: — Курочка- рябушечка, Куда идешь? — На речку. — Курочка- рябушечка, Зачем идешь? — За водой. — Курочка- рябушечка, Зачем тебе вода? — Цыплят поить. Они пить хотят. На всю улицу пищат — Пи- пи- пи! ( Русская народная песенка. ) После слов «На всю улицу пищат» дети- цыплята убегают от курочки и пищат( пи- пи- пи) . Дотронувшись до пойманного ре¬бенка, курочка произносит: «Иди к колодцу пить водицу». Пой¬манные дети выходят из игры. Игра повторяется с выбором но¬вой курочки- рябушечки. «КТО БОЛЬШЕ ДЕЙСТВИЙ НАЗОВЕТ» Цель: Активно использовать в речи глаголы, образовывать различ¬ные глагольные формы. Материалы: Картинки: предметы одежды, самолет, кукла, собака, солнце, дождь, снег. Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подо¬брать слова, которые обозначают действия, относящиеся к пред¬метам или явлениям, изображенным на картинках. Например: что можно сказать о самолете, что он делает? ( Летит, гудит, взлетает, поднимается, садится. . . ) ; что можно делать с одеждой? ( Стирать, гладить, надевать, зашивать, чистить. . . ) ; что можно сказать о дожде? ( Идет, моросит, льет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше. . . ) ; что можно сказать о снеге? ( Идет, падает, кружится, летает, ложится, блестит, тает, переливается, скрипит. . . ) ; что можно делать с куклой? ( Укладывать спать, кормить, ка¬тать в коляске, лечить, водить гулять, одевать, наряжать, ку¬пать. . . ) ; что делает собака? ( Лает, грызет кости, виляет хвостом, под¬прыгивает, скулит, ходит, бегает, охраняет. . . ) ; что можно сказать о солнце? ( Светит, греет, восходит, захо¬дит, печет, поднимается, опускается, сияет, улыбается, ласка¬ет. . . ) . 60 Такую игру можно проводить на разные темы: «Предметы домашнего обихода», «Явления природы», «Времена года», «Жи¬вотные и птицы» и др «ДОБАВЬ СЛОВО» Цель: находить нужное по смыслу слово( глагол) . Материалы: кукла Гена. Игра начинается с беседы о том, как дети помогают родите¬лям, что умеют делать. Далее скажем детям, что к ним в гости пришел Гена. Он тоже любит помогать родным: бабушке, дедуш¬ке, папе, маме, братику и сестричке. А что именно умеет делать Гена, дети должны будут сейчас угадать. Гена. Я умею постель( глагол подбирают дети) убирать. Я умею пол. . . ( подметать) . Я умею пыль. . . ( вытирать) . Я умею посуду. . . ( мыть, полоскать) . Я умею постель. . . ( застилать) . Я умею цветы. . . ( поливать) . Я помогаю стол. . . ( накрывать) . Я помогаю тарелки. . . ( расставлять) Я помогаю вилки. . . ( раскладывать) Я помогаю крошки. . . ( сметать) Я помогаю комнату. . . ( убирать) При повторном проведении игры дети от хоровых высказыва ний переходят к индивидуальным( глагол называет тот, к кому непосредственно обратится Гена) . «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО» Цель: Ориентируясь на окончания глаголов, подбирать слова в Материалы: Кукла Умейка. Взрослый рассказывает, что Умейка хотел почитать детям стихи, но по дороге растерял все последние слова. Предлагает помочь Умейке. Читает стихи, дети договаривают нужные слова. Голосок твой так хорош — Очень сладко ты( поешь) . ( С. Маршак. ) Зайка звонко барабанит, Он серьезным делом( занят) . ( И. Токмакова. ) Телефон опять звонит, От него в ушах( звенит) . ( А. Барто. ) Скачут побегайчики — Солнечные зайчики. . . Где же зайчики? Ушли. Вы нигде их не( нашли) ? ( А. Бродский. ) Я рубашку сшила мишке, Я сошью ему штанишки. Надо к ним карман( пришить) И платочек( положить) . ( 3. Александрова. ) В заключение дети могут сами почитать Умейке стихи «ЧЕЙ ГОЛОС? » Цель: Образовывать глаголы от звукоподражательных слов. Материалы: Игрушки: кошка, собачка, курочка, петушок, автомобиль. В гости к детям приезжают на автомобиле игрушки. Взрослый показывает их( по одной) , а дети называют. — Кукареку! Кто это? ( Петушок. ) Как кукарекает петушок? ( Кукареку. ) — Куд- куда, куд- куда! Кто это? ( Курочка. ) Как кудахчет ку¬рочка? — Гав, гав, гав! Кто это? ( Собачка. ) Как лает собачка? — Мяу, мяу! Кто это? ( Кошка. ) Как мяукает кошка? — Гав, гав, гав! Чей это голос? ( Собачки. ) Что она делает? ( Лает. ) — Мяу, мяу! Чей это голос? ( Кошки. ) Что кошка делает? ( Мяукает. ) — Куд- куда, куд- куда! Чей это голос? ( Курочки. ) Что делает курочка? — Кукареку! Кто это? ( Петушок. ) Что делает петушок? ( Ку¬карекает. ) «ЛЕСЕНКА» Цель: Использовать производные глаголы. Материалы: Игрушки: лесенка, петух, кошка, собака, куклы Боря, Таня и Нина. Взрослый читает, сопровождая чтение действиями с игрушка¬ми. Стоит на дворе лесенка. На лесенке пять ступенек. Давайте считать, ребята! На верхнюю ступеньку вскочил петух, Крыльями замахал, громко запел. Как он запел, ребята? ( Здесь и далее ответы детей. ) На вторую ступеньку прыгнула кошка. Сидит — язычком облизывается, мурлычет. Как она мурлычет? А пес на третью ступеньку прыгнул. Хвостом по ступеньке постукивает. На кошку рычит. Как он рычит, ребята? А на четвертую ступеньку взобрался Боря. Сидит — вниз поглядывает, ножками болтает. Как он ножками болтает? А Таня на нижнюю ступеньку села, песенку запела: «Мы сидим на лесенке и поем мы песенки». Как она поет, ребята? И вдруг зашумел ветер. Как он шумит? Часто- часто застучал дождь, Как он стучит, ребята? Петух спрыгнул, крыльями замахал, Под крыльцо спрятался. И пес туда же забрался. Кошка —та ловко: прыг- шмыг В открытое окошко. А Боря и Таня сидят, с лесенки слезать не хотят. Плачут. Как они плачут? Вышла на крыльцо Нина, Ребят с лесенки сняла и повела их. Затопали ножки по крыльцу. Как они затопали, ребята? Ушли дети в дом — осталась лесенка пустая. ( Е. Шабад. ) «ОРКЕСТР» Цель: Образовывать глаголы от названий музыкальных инстру¬ментов. Материалы: Игрушки: заяц, барабан, балалайка, гармонь, волчок, ду¬дочки, звоночки, бубны, погремушки. Взрослый читает стихотворение, сопровождая свою речь дей¬ствиями с игрушками. Зайку сделали из плюша. У него большие уши И особенный талант — Этот зайка — не зазнайка, Этот зайка — музыкант. — Зайка привез с собой много музыкальных инструментов, а как они называются, мы сейчас отгадаем. Ой, звенит она, звенит, Всех игрою веселит. А всего- то три струны Ей для музыки нужны. Кто такая? Отгадай- ка. Это наша. . . ( балалайка) . ( Тот, кто отгадал первым, по¬лучает игрушку. Этот ребенок бу¬дет играть у зайки в оркестре. ) — Послушайте еще загадки о музыкальных инструментах: В руки ты ее возьмешь. То растянешь, то сожмешь. Звонкая, нарядная, Русская, двухрядная. Заиграет, только тронь. Как зовут ее? ( Гармонь. ) Очень весело поет, Если дуете в нее. Все на ней играете И сразу отгадаете. Ду- ду, ду- ду. Да- да, да- да. Так поет она всегда. Не палочка, не трубочка, А что же это? ( Дудочка. ) — Заяц принес музыкальный волчок. ( Взрослый показывает волчок, вместе с зайцем подходит с ним к детям и запускает. ) Волчок музыкальный Поет и жужжит. Волчок музыкальный По кругу бежит. Он вертится, вертится, Вертится ловко! ^ . И вдруг ни с того Ни с сего — остановка. — Волчок остановился возле Сережи. Сережа, ты хочешь по¬играть с волчком? А вот здесь еще игрушки: звоночки, бубны, по¬гремушки. — Дети, звоночки что делают? ( Звенят. ) — Погремушки? ( Гремят. ) — Барабан? ( Барабанит. ) — Дудочки? ( Дудят. ) ( Дети, ответившие правильно, получают игрушки. ) Оркестр получится большой. Играйте, дети, хорошо. ( Э. Мошковская. Какие бывают подарки. ) «ПРОФЕССИИ» Цель: Соотносить существительное с глаголом. Материалы: Картинки( фотографии) с изображениями людей разных профессий( хлебороб, пекарь, аптекарь, портной, продавец, поч¬тальон, солдат) . Взрослый задает вопросы, дети отвечают. — Пашет, сеет, хлеб убирает, кто? ( Хлебороб. ) — А кто хлеб нам выпекает? ( Пекарь. ) — Кто лекарства отпускает? ( Аптекарь. ) Кто одежду шьет нам на стужу и зной? ( Портной. ) — Кто ее продает, наконец? ( Продавец. ) — К нам приходит с письмом Прямо в дом — кто же он? ( Почтальон. ) - Служит дорогой Отчизне Старший брат. Охраняет наши жизни, Он. . . ( Солдат. ) — Когда вы станете взрослыми, каждый из вас будет иметь какую- то профессию. Все они очень важны, будь это профессия хлебороба, пекаря, аптекаря, портного, продавца, почтальона или строителя. Но главное, кем бы ты ни стал, — хорошо и честно трудиться. «ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ. . . » Цель: Самостоятельно образовывать форму сослагательного на¬клонения глаголов. Взрослый читает детям сказку К. И. Чуковского «Федорино горе». По окончании задает вопросы: — Почему все вещи убежали от Федоры? — Что было бы, если бы вы все игрушки разбросали, по¬ломали? — А что было бы, если бы вы берегли игрушки, обращались с ними хорошо, не разбрасывали по углам, а убирали после игры по своим местам? — Что было бы, если бы вы разбрасывали свою обувь где попало? — Что было бы, если бы вы поставили посуду на подоконник и подул сильный ветер? — А если бы вы посуду после обеда вымыли и убрали в буфет? «ЛЕТЕЛИ КУКУШКИ» Цель: Использовать глаголы в связной речи. Из числа играющих выбирают кукушек( 2—3 ребенка) , кото¬рые становятся в центр круга. Остальные дети идут по кругу и приговаривают: Летели кукушки Через три избушки. Так суетились. Так торопились, Головками вертели, Крыльями махали- А куда летели. Так и не сказали! ( Н. Колпакова. ) Дети- кукушки должны выполнять движения согласно тексту. Зате« ведущий предлагает спросить у кукушек, куда они так торопились. Дети- кукушки должны сами придумать ответ. ( «Мы летели в другой лес»; «Мы ищем своих птенцов»; «Мы летели в теплые края» и т. п. ) Важно, чтобы ответ был придуман самими ребятами. Диалог может быть продолжен такими во¬просами: «А когда вы вернетесь? : »; «Почему вы улетаете так далеко? » И т. п. Таким образом создаются условия для импро¬визированного диалога. «ГУСИ» Цель: Использовать в речи однокоренные слова. Материалы: Игрушки или картинки: гусь, гусыня, гусята. Взрослый рассматривает с детьми игрушки( картинки) : «Это. . . гусь. Он крыластый, горластый, у него красивые ласты. Ноги, как ласты. А это — мама. . . гу. . . сыня. У гуся и гусыни — дети- гусятки. Гу. . . сята. Один гу. . . сенок, много — гусят. Тот, кто с гусятами близко знаком. Знает: гусята гуляют гуськом. Тот же, кто близко знаком с гусаком, К ним ни за что не пойдет босиком. ( В. Берестов. Гуси. ) Покажите, как гусята гуляют гуськом. Шеи вытянули, лапа¬ми- ластами шлепают, переваливаются. Идут гусята гуськом за мамой- гусыней и папой- гусаком». «ВОТ КОГДА Я ВЗРОСЛЫМ СТАНУ» Цель: Развивать чувство юмора, речь. Детям читают стихотворение В. Приходько «Вот когда я взрослым стану», выразительно, стараясь, чтобы они поняли юмор этого стихотворения. Вот когда я взрослым стану И купаться захочу, Влезу сам в большую ванну, Оба крана откручу. Сам потру живот и спинку И веснушки на носу. Заверну себя в простынку И в кроватку отнесу! Затем им предлагают пофантазировать — рассказать, что бу¬дут делать они, когда станут взрослыми. «ПЕТУШКИ» Цель: Соотносить по смыслу глагол с действием, которое он обо¬значает Взрослый читает стихотворение, а дети изображают петуш¬ков, о которых в нем говорится. Петушки распетушились. Но подраться не решились. Если очень петушиться. Можно перышек лишиться. Если перышек лишиться. Нечем будет петушиться. ( В. Берестов. Петушки. ) «СОВКА- СПЛЮШКА» Цель: Знакомиться с однокоренными словами( сплюшка, сплю, спишь) . Детям читают стихотворение В. Приходько «Совка- сплюшка» и предлагают изобразить совку- сплюшку. Вы видали совку- сплюшку. Умолкала и — сначала: Вечно сонную старушку, «Сплю- сплю- сплю! » Совку- сплюшку, Я уселся у осины, Сплюшку- совку— Долго слушал крик совиный: И болтушку и плутовку? «Сплю- сплю- сплю». . . Мне в лесу она кричала: Я обманщиц не люблю! «Сплю- сплю- сплю! » Если ты и вправду спишь, Почему же ты кричишь? «РАЗНОЦВЕТНЫЙ СУНДУЧОК» Цель: учим ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде. Материалы: сундучок, предметные картинки: яйцо, печенье, варенье, яблоко, полотенце и другие предметы, обозначенные существи¬тельными среднего и женского рода, по числу детей. Поставим на стол сундучок с картинками. Предложим де¬тям вынимать картинки по одной, будем задавать при этом во¬просы: «Какое яичко? Какая матрешка? » И т. п. Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку правильно определить род последнего. В том случае, если на картинках будут изображены 2—3 предмета, игра приобретет новый смысл: ребенок сможет поуп¬ражняться в образовании форм именительного падежа множест¬венного числа существительных. «КТО БОЛЬШЕ СКАЖЕТ О ПРОФЕССИИ» Цель: Соотносить действия людей с их профессией, образовывать соответствующие глаголы( строитель — строит, учитель — учит и т. д. ) . Взрослый уточняет понимание детьми слов «профессия», «дей¬ствие». — Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я рассказываю вам, как себя вести, играю с вами, ри¬сую, читаю, пою, гуляю, укладываю вас спать. . . А как вы дума¬ете, какая профессия у Ирины Владимировны, которая нам го¬товит обед? Правильно, она повар. А какие вы еще знаете про¬фессии? Каждый взрослый человек имеет свою профессию. Он работает и выполняет какие- то действия. Что же, например, де¬лает повар? — Повар варит, печет, жарит, чистит овощи и др. — А что делает врач? — Врач осматривает больных, выслушивает, лечит, дает ле¬карство, делает уколы, операции. — А что делает портной? — Портной кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет, шьет. ( строителя, учителя, сторо¬жа, пастуха, сапожника, а дети называют действия)

Оставить комментарий: