a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа по наставничеству на 2022-2023 уч. год

Автор: Сабитова Венера Талгатовна Опубликовано: 2022-10-23 21:41:12

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №29 «Ёлочка» ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ на педагогическом совете № 1 протокол от 31. 08. 2022г. № 1 Заведу ющий МАДОУ г.   Нижневартовска ДС №   29 «Ёлочка» Т. М.   Корнеенко Приказ от 31. 08. 2022г. № 3 79 ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА наставника Сабитовой Венеры Талгатовны с наставляемым Мехдиевой Наргиз Этибаровной 202 2 г. Характеристика Мехдиевой Наргиз Этибаровны Наргиз Этибаровна начинающий педагог в образовательном учреждении МАДОУ Д/ С №29 «Ёлочка», который начал свою педагогическую деятельность с 12 июля 2022 года. В 2021 году окончила Нижневартовский социально- гуманитарный колледж, по специальности: дошкольное образование. Не имеет квалификационную категорию по должности « воспитатель ». Д оброжелательна, внимательна с коллегами, родителями и детьми. Имеет опыт работы помощником воспитателя с 2016г. В будущем планирует поступить в высшее учебное заведение. Паспорт программы Полное наименование Программы Программа наставничества Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детский сад №29 «Ёлочка» Решение об утверждении Программы Приказ от 31. 08. 2022 г. Нормативно- правовая база* Во исполнение пункта 33 Основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 31. 12. 2019 №3273- р, распоряжения Министерства Просвещения России от 25. 12. 2019 №Р- 145 «Об утверждении методологии( целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик об мена опытом между обучающимися»; приказа Департамента образования и науки Ханты- Мансийского автономного округа- Югры от 24. 03. 2022 №10- П- 411 «О внедрении и реализации системы( целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Ханты- Мансийского автономного округа- Югры», в целях реализации развития системы наставничества для обеспечения повышения качества общего образования в образовательных организациях, подведомственных департаменту образования администрации города Нижневартовска; приказа департамента №237 от 30. 03. 2022г. «О реализации системы( целевой модели) наставничества в сфере общего образования», Цель программы Оказание практической помощи молодым специалистам в приобретении развитии профессиональной компетентности и профессионального роста, самореализации и закрепления в профессии молодых специалистов. Задачи программы 1. Прививать молодым специалистам интерес к педагогической деятельности и закрепить их в профессии педагога. 2. Способствовать сокращению периода адаптации молодого специалиста в ДОУ. 3. Организовать теоретическую, психологическую, методическую поддержку начинающим педагогам. 4. Формировать умения теоретически обоснованно выбирать средства, методы и организационные формы образовательной работы. 5. Развивать профессионально значимые качества молодых педагогов, необходимые для эффективного и конструктивного взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса. Сроки реализации 3 года Структура программы Паспорт программы. Целевой раздел. - пояснительная записка; - цели и задачи программы. Содержательный раздел. - этапы работы; - перспективный план организации наставничества с молодым педагогом. Организационный раздел. - механизм реализации программы Ожидаемые результаты 1. Снижение «текучести» педагогических кадров, закрепление молодых/ начинающих педагогов в образовательной организации. 2. Сокращение времени на адаптацию начинающего педа гога в профессиональной среде. 3. У молодых специалистов развиты способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них обязанности в занимаемой должности. 4. Построение открытой среды наставничества педагогических работников, партнерского взаимодействия среди всех субъектов наставнической деятельности. Целевой раздел Пояснительная записка В современных условиях модернизации  системы образования особое значение приобретает тот факт, что молодой педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.        Молодые специалисты, поступающие в дошкольные учреждения, часто испытывают потребность в общении, более глубоком знании психологии дошкольников, методик дошкольного воспитания, освоению ими новых педагогических технологий.         Если вовремя не помочь и не поддержать молодого педагога в такой ситуации, а просто «отпустить в свободное плавание», то после первых недель душевного подъёма и эйфории неминуемо начнутся конфликты. У молодого педагога могут по являться сомнения в собственной  профессиональной  и в личностной несостоятельности.   Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. А также педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей[ ФГОС п. 3. 2. 5] .         В соответствии с ФГОС ДО[ от 17. 10. 2013 № 1155]  на уровне дошкольной образовательной организации должна быть создана система методической работы, предусматривающая определение наставников для молодых специалистов.        В нашем педагогическом коллективе используется системный подход по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов, что позволяет молодому педагогу быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию педагогического процесса, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории. К каждому молодому специалисту прикреплен наставник из числа опытных педагогов. Актуальность Статистические данные свидетельствуют о том, что большое количество молодых специалистов, окончивших колледжи и получивших специальность «воспитатель ДОУ», не стремятся посвятить свою трудовую деятельность этой профессии. Причин ухода начинающих педагогов из сферы дошкольного образования несколько: слабая мотивация труда и дальнейшего профессионального роста; неумение применять на практике теоретические знания, полученные в ходе обучения; недостаточный или отсутствующий опыт работы с детьми. В этих условиях очень важны грамотная поддержка и сопровождение молодых специалистов, сотрудниками ДОУ не только администрацией, но и коллегами в первую очередь опытными воспитателями. Поэтому основная задача руководителя и педагогического коллектива помочь в адаптации к непростым условиям труда, и вопрос наставничества сейчас как никогда актуален. Проблема:       Недостаточно высокий уровень профессиональный компетентности молодых воспитателей или вновь принятых педагогов чаще в практической деятельности, а так же и теоретической в части нормативно- правовых документов, современных требований дошкольного образования.        Программа направлена на становление молодого педагога и с профессиональной позиции, и с позиции развития личности.        Цель программы:  оказание методической помощи молодым специалистам, создание условий для работы и профессионального роста молодого специалиста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.     Задачи: Обеспечить наиболее лёгкой адаптации молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя. Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями. Совместно планировать работу с молодым педагогом. Содержание программы        Наставничество в нашем педагогическом коллективе выстроено в три этапа: 1- й этап  – адаптационный.  Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.   2- й этап  – основной( проектировочный) . Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.   3- й этап  – контрольно-  оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого специалиста, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.    Среди основных проблем, возникающих в процессе педагогической деятельности молодых специалистов МАДОУ, была выявлена несформированность умений: устанавливать и удерживать контакт в системе «педагог – ребёнок», «педагог –  родитель», «педагог – коллектив»; справляться большим количеством дел одновременно; управлять конфликтными ситуациями;  вовремя заметить и оказать помощь и поддержку ребёнку.   Исходя из этого, работа с молодыми педагогами строится с учетом основных аспектов.   1.   Молодой специалист – ребенок и его родитель:  формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей.   2.   Молодой специалист – коллега:  оказание поддержки со стороны коллег.         Для конструктивного взаимодействия наставника и начинающего педагога необходимо сочетание не только поучений и демонстрации, но и применение наиболее эффективных форм, развивающих деловую коммуникацию, личное лидерство. В МАДОУ запланирована организация  деловых  и ролевых игр, работа в малых группах, анализ проблемных ситуаций. Разработаны индивидуальные планы профессионального становления для каждого педагога:   педагогическое самообразование и самовоспитание; участие в работе методического объединения; участие в жизни детского сада.        Процесс повышения профессионализма молодых специалистов строится с учётом следующих факторов:  - уровень базового образования; - индивидуальных особенностей: креативный потенциал, стиль, предпочитаемые способы усвоения информации и т. п. - уровень профессиональных потребностей педагога.         Однако есть ограниченные помехи и риски. Следует помнить, что организация деятельности по методическому сопровождению педагогов предполагает наличие таких рисков, как дополнительная нагрузка на сотрудников, эмоциональное выгорание педагогов – стажистов, увольнение молодых специалистов по разным субъективным причинам.        Анализ возможностей предотвращения возникновения данных рисков указал на актуальность разработки мероприятий( тематического плана) психологического сопровождения педагогического коллектива, что также является неотъемлемым условием эффективного внедрения ФГОС ДО. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Наставничество- одна из функций работника, предполагающая помощь новому сотруднику в период адаптации на новом рабочем месте. Включает в себя планирование, организацию и контроль введения нового работника в должность. Заключается в практической передаче профессиональных и иных навыков и знаний от более опытного работника- менее опытному. Наставничество в государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении( далее- ДОУ) является разновидностью индивидуальной работы с молодыми специалистами, не имеющими трудового стажа( до 3- х лет) педагогической деятельности, или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы. Основными принципами движения наставничества являются открытость, компетентность, соблюдение норм профессиональной этики. Известно, что профессионализм складывается на протяжении всего зрелого периода жизни. Темп и скорость, с которыми развивается мастерство педагогов, в разные периоды различны. Особенно быстро оно развивается в первые годы- это период становления молодого специалиста. Практически каждому молодому педагогу или вновь поступившему педагогу в становлении педагогической деятельности требуется помощь, кому- то она понадобится несколько месяцев, кому- то т годы. В дошкольной образовательной организации можно выделить две категории педагогов, которым наставник может оказать помощь во вхождении в профессию: Молодые специалисты- выпускники ВУЗов и колледжей. Начинающие педагоги- специалисты с педагогическим образованием, без опыта работы( по профилю) . Молодым специалистом считается начинающий педагог, как правило, овладевший основами педагогики и психологии по программе вуза( училища) , проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления. Программа способствует становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса: вхождение в профессиональное образовательное пространство, профессиональное самоопределение, творческая самореализация, проектирование профессиональной карьеры, вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность. самоорганизация и развитие профессиональной карьеры. Можно выделить два ведущих направления в становлении педагога( воспитателя) : Направления Содержание направления профессионализация Появление новых качеств профессионала и именно здесь молодому педагогу необходимо наставничество. социализация Появление новых качеств личности    Наставником может являться опытный педагогический работник( воспитатель) , обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания. Наставник должен обладать высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении. Критерии отбора наставников — это совокупность требований, предъявляемых к работнику и необходимых для выполнения функций наставника. КРИТЕРИИ ОТБОРА НАСТАВНИКОВ Квалификация сотрудника Должность: воспитатель первой или высшей квалификационной категории. Приветствуется наличие предыдущего опыта наставничества Показатели результативности стабильно высокие результаты образовательной деятельности отсутствие жалоб от родителей и воспитанников Профессиональные знания и навыки доскональное знание методики дошкольного образования, психологических особенностей детей дошкольного возраста; умение эффективно налаживать взаимоотношения с коллегами и воспитанниками; знание компьютерной программы Профессионально важные качества личности умение обучать других умение слушать умение говорить( грамотная речь) аккуратность, дисциплинированность ответственность ориентация на результат командный стиль работы Личные мотивы к наставничеству потребность в приобретении опыта управления людьми желание помогать людям( помощь раскрыться новичкам) потребность в приобретении нового статуса, как подтверждение своей профессиональной квалификации 3.  ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ I. Подготовительный этап реализации программы включает в себя: Изучение локальных актов образовательной организации о наставничестве. Закрепление молодых специалистов за воспитателями стажёрами. Подбор методической литературы для изучения молодыми специалистами. Составление плана работы с учетом индивидуальных затруднений и предложений всех исполнителей Кандидатуры наставников рассматриваются и утверждаются на заседаниях педагогического совета ДОУ и утверждаются приказом заведующего с указанием срока наставничества( не менее одного года) . II этап Реализационный включает в себя: Изучение теоретического основания и содержания программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы; Т. С. Комаровой; М. А. Васильевой; Совместное изучение новейших педагогических технологий и применение их в работе с детьми. Совместное проектирование образовательного процесса, составление календарного и перспективного планов работы. Ознакомление молодых специалистов с организацией предметно- развивающей среды в группах. Изучение опыта работы коллег своего учреждения и других ДОУ. Показ совместной деятельности с детьми и режимных моментов наставниками для молодых специалистов в разных возрастных группах. Посещение режимных моментов и показ совместной деятельности молодыми педагогами, с дальнейшими предложениями по выбору наиболее эффективных методов работы с детьми. Консультации для молодых специалистов по работе с родителями. Самообразование молодых специалистов. • Обсуждение образовательной деятельности, использования приемов и методов в различных ситуациях. Начальный этап вхождения начинающего педагога в педагогическую среду, его адаптация в коллективе будут успешны, если четко продумана и спланирована методическая поддержка на основе изучения затруднений и творческого потенциала специалиста, его профессиональных знаний. Должна быть создана такая система сопровождения молодых специалистов, которая поможет им не только адаптироваться, но и развить умение на практике применить знания, полученные в учебном заведении, сформировать педагогические навыки взаимодействия с детьми и их родителями. Основной задачей работы с начинающими педагогами( молодыми специалистами) — повышение качества и эффективности образовательного процесса в ДОУ и стимулирование роста уровня профессионально- педагогической компетентности начинающих педагогов. Тематический план   воспитателя- наставника по педагогическому просвещению  молодого педагога Месяц Содержание работы Формы и методы работы Сентябрь Знакомство с нормативно- правовой базой учреждения. Изучение документов: Закона об образовании; - Конвенция о правах ребенка; - Устав ДОУ; Типовое положение о ДОУ. Помощь в   планировании образовательного  процесса в детском саду.   Изучение всех видов планирования( перспективного, ежедневного) , подбор педагогической литературы Мониторинг детского развития. Изучение видов мониторинга, форм его проведения, подбор диагностического материала. Приглашение молодых педагогов на проведение родительских собраний Помощь в проведении родительских собраний в нетрадиционной форме Формы взаимодействия с семьёй: родительские    собрания Обсуждение возможных тем родительского собрания на начало учебного года, просмотр и участие молодого специалиста в подготовке. Октябрь Собеседование с молодыми педагогами. Анкетирование. Выбор темы самообразования Консультации. Подбор литературы. Выявление проблем в теоретической и практической деятельности Просмотр НОД наставника у наставляемого Роль сюжетно – ролевой игры в развитии дошкольников. Организация и методика проведения сюжетно- ролевых, режиссёрских, дидактических игр. Консультация, просмотр проведения  сюжетной  игры наставником, методические рекомендации. Изучение нормативных документов, ФГОС Изучение норм и регламентов, освоение практических навыков внедрения стандартов качества. Консультация «Корректировка Основной образовательной программы дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования» Ноябрь Составление  конспектов  НОД Методич еские рекомендации по составлени ю плана конспектов( цель, задачи, технологии, оборудование, предварительная работа, ход) . Методика проведения  праздников в детском  саду. Участие в подготовке к осеннему празднику, выставке – ярмарке «Дары осени», просмотр мероприятия, обсуждение. Формы работы по физическому развитию детей и укреплению здоровья Методические рекомендации по организации физкультурных- оздоровительных мероприятий( прогулка, зарядка, гимнастика, закаливающие мероприятия) , подбор литературы. Открытый просмотр и анализ непосредственно- образовательной деятельности в младших группах. Соблюдение методики проведения образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Анализ работы. Просмотр молодым специалистом организованной деятельности, обсуждение задач, технологий и результативности. Конфликтные ситуации между детьми и способы их устранения.  Анализ работы. Обсуждение конкретных примеров, советы наставника. Декабрь   Открытый просмотр «Организация игровой деятельности, проведение сюжетно- ролевой игры для молодых педагогов». Просмотр и анализ образовательной деятельности Формы взаимодействия с семьей:    консультации, досуги, дни открытых  дверей Консультация, подбор литературы для изучения, совместное планирование работы с родителями. Инструкции, используемые в работе воспитателя. Познакомить с различными инструкциями  в детском саду, помочь осознать серьезность их исполнения. Организация и методика проведения   новогоднего праздника  в детском  саду. Консультация  и помощь при оформлении костюмов, пособий. Участие в подготовке к новогоднему празднику, просмотр мероприятия, обсуждение. Январь Освоение и совершенствование навыков молодого специалиста Помощь  и контроль в  заполнении текущей документации Взаимодействие воспитателей со специалистами ДОО( музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре) в процессе образовательной деятельности Методические рекомендации, совместное    обсуждение. Проведение образовательной деятельности в рамках тематического контроля по теме педагогического совета Просмотр и анализ образовательной деятельности Повышение профессионального мастерства Участие в работе педсовета, советы по подготовке материалов к педсовету. Февраль     Участие в проводимых конкурсах и других мероприятиях, организуемых в ДОУ Методические рекомендации и советы по участию в проводимых конкурсах и других мероприятиях. Организация мастер – класса для педагогов по вопросу реализации программы «Социокультурные истоки» Просмотр и анализ образовательной деятельности Привлечение родителей к мероприятиям в детском  саду. Организовать праздник ко Дню Защитника Отечества, совместно обсудить план, помощь в проведении.  Март Использование  различных технологий в образовательной деятельности детей. Консультация, советы по   целесообразности их использования. Показ открытых просмотров в рамках годового плана Обучение и помощь в проведение образовательной деятельности Апрель     Информирование родителей о   жизни детей   в  детском саду. Консультация о правилах оформления родительских уголков, наличие материала, формах их оформления. Представление результатов работы молодых педагогов за год «Я – педагог» Обобщение работы за учебный год Оформление и  ведение  документации в  группе. Проверить  ведение  документации  молодым специалистом, обсудить, дать советы. Виды прогулок. Организация прогулки. Методические рекомендации, совместное    обсуждение. Май День открытых  дверей Помощь в организации  мероприятия, последующее обсуждение  положительных моментов, неудач. Открытый просмотр проведения молодым специалистом прогулки с детьми старшей группы Анализ работы. Подготовка к  летней-   оздоровительной  компании. Консультация, документация, закаливание, оформление родительского уголка. Подведение итогов, анализ работы. Анализ проделанной работы, пожелания на будущее. . Список литературы Приказ Министерства образования и науки РФ от 17. 10. 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования», Федеральный Закон от 29. 12. 2012 «Об образовании в РФ», «Инновационные процессы в современном дошкольном образовании» Л. П. Пяткова, О. А. Стальбовская, С. В. Ушакова, 2013 «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников» А. Максаков, 2006 г. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада» В. В. Гербова, А. И. Максаков, 1986 «Ступени общения от года до семи лет» Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова, 1992  «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста» Т. А. Тарасова, 2005 г.  «Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ» Под ред. З. И. Бересневой, 2004 г  «Организация деятельности детей на прогулке» Т. Г. Кобзева, 2013г. «Детский сад: будни и праздники» сост. Т. Н. Доронова,  Н. А. Рыжова, 2006 г. «Развитие ребенка в конструктивной деятельности» Н. В. Шайдурова, 2008 г.  «Три сигнала светофора» Т. Ф. Саулина, 2009 г. «Как обеспечить безопасность дошкольников», К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина и др. , 2006 г.  «Освоение образовательной области «Труд» Е. А. Баландина, И. Г. Истомина, Е. В. Загорская. 2014  «Организация сюжетной игры в детском саду» Н. Михайленко, Н. Короткова, 2009 г. .

№ Заседание( что конкретно посетить, освоить) Цель/ планируемый результат Сроки выполнения Отметка о выполнении/ подпись стажера 1. Знакомство с нормативно- правовой базой учреждения. Изучение целей и задач годового плана В течении месяца( сентябрь) выполнено 2. Помощь в   планировании образовательного  процесса в детском саду.   Способствовать успешному вхождению молодого педагога в работу В течении месяца( сентябрь) выполнено 3. Мониторинг детского развития. Изучение видов мониторинга, форм его проведения, подбор диагностического материала. сентябрь выполнено 4. Приглашение молодых педагогов на проведение родительских собраний Создание условий для работы и профессионального роста. Разработка конспекта родительского собрания 29 сентября Не выполнено 5. Формы взаимодействия с семьёй: родительские    собрания Создание условий для работы и профессионального роста. Планирование работы с родителями. Консультация и помощь в составлении плана работы с родителями, подбор материала 29 сентября выполнено

Оставить комментарий: