Консультация: " Методы семейного воспитания"
Метод воспитания – самая волнующая для родителей.
1. Поощрение. В исследовании Ю.А. Гордина поощрение рассматривается как метод усиления, коррекции действий определенных ситуаций. По мнению С.В. Петериной, в воспитании дошкольника поощрение не только подкрепляет активность ребенка, успех его деятельности, но вступает как самостоятельный метод воспитания.
Дети постоянно нуждаются в ободрении, подтверждении, что они хорошие и достойны любви. Смысл психологического воздействия поощрения ребенка заключается в переживании удовлетворения, радости, вызванных признанием его усилий, стараний, достигнутых результатах. Поощрение вселяет веру детей в свои силы, вызывает у низ бодрость, прилив энергии, желание поступить хорошо, выражает уверенность в выполнении полученного дела, поднимает настроение, развивает чувство собственного достоинства.
По данным Н. И. Красногорского, слово «хорошо» сильно повышает возбудимость коры головного мозга и активность умственной деятельности, слово «плохо» тормозит и останавливает ход мыслей. Жизненный опыт детей ещё не значительно, они многого не знают и е умеют, поэтому склонны искать поддержку у взрослых. Очень важно не оставлять без внимания положительные поступки детей, их отношение к окружающим. Поощрение приобретает более сильное оценочное отношение, когда дополнительно подкрепляется соответствующим эмоциональным отношением взрослых: их мимикой, жестами, действиями, интонацией. Такие отношения побуждают к положительным поступкам в дальнейшем.
Как ваш ребенок реагирует на поощрение?
Все ответы можно выделить в следующие формы поощрения.
Одобрение – это ещё не похвала, а просто подтверждение того, что сделано хорошо и правильно. Ребенок у которого только еще формируется поведение, очень нуждается в одобрении. Этот вид поощрения чаще применяют к детям младшего дошкольного возраста, так как они ещё плохо разбираются в том, что хорошо, а что плохо. Одобрение может проявляться в виде улыбки, кивка головой, мимики.
Похвала – выражение взрослым удовлетворения определенными действиями, поступками ребенка. Похвала должна быть своевременной. Нельзя ей злоупотреблять. Опасность похвал в том, что дети привыкают к постоянному вниманию взрослых. Захваливание порождает нескромность. Но, похвала вызывает положительные эмоции. У ребенка рождается стремление сделать ещё раз то же, чтобы пережить чувство радости. Сдвиг в поведении в хорошую сторону могут быть отмечены похвалой даже в том случае, если в целом оно еще далеко от желаемого.
Доверие. Доверять детям значит проявлять к ним уважение. Доверие нужно соразмерить с возможностями возраста и индивидуальности, но всегда делать так, чтобы дети не чувствовали недоверия. Говорить ребенку «ты неисправим», «тебе нельзя доверять» - значит расслабить его волю и замедлить развитие чувства собственного достоинства. Дети старшего дошкольного возраста любят, когда взрослые относятся к ним «на равных», получают ответственное дело. К этому нужно подойти с младшего возраста. Например, ответить на звонок, принести газету из почтового ящика, покормить котенка. Следует поощрять усилия, проявляющие ребенком, то, что он правильно воспринял задачу, проявил самостоятельность.
Предупредительное поощрение. Если вы ведете, что ребенок сейчас нарушит правила поведение, сделает что-то не так, то стоит заранее сказать: «Я знаю, ты сейчас обойдешь эту лужу и не промочить ноги» или: «Ты можешь одеться сам, ты же уже большой».
Дружеское общение - – сказки, совместная прогулка, беседа без навязчивости и поручительства на равных правах.
Положительная оценка– признание успеха ребенка, раскрытие смысла парильного поступка, побуждение к старательности.
Сообщение следует применять с учетом особенностей ребенка. Дети младшего дошкольного возраста нуждаются в более частом поощрении всех их усилий. В дальнейшем, в старшем возрасте нужно отмечать не только усилия, но и результат, достигнутый благодаря этим усилиям. Дети, не уверенные в свои силах, требуют одобрения в самом истоки их усилий, дальнейшего доброжелательного подкрепления усилий. Дети, уверенные в своих силах нуждаются в одобрении результата. Одобрение в самом начале может снизить активный характер усилий.
2. Наказание. А.С Макаренко утверждал, что в хорошей семье наказания никогда не бывает, и это самый правильный путь семейного воспитания. Согласны ли вы с этим утверждением и почему?
В воспитании детей дошкольного возраста можно обойтись без наказаний при условии учета возрастных особенностей, вдумчивого отношение к их индивидуальным особенностям. В случае проявления детских капризов и непослушания специалисты рекомендуют использовать сдержанность, невозмутимость, подчеркивают недопустимость проявления жалости к ребенку.
Метод физических наказаний недопустим с точки зрения не только педагогики, но и психофизиологии. Ударить ребенка, означает нарушить его правила. Важно соблюдать неприкосновенность личности ребенка, определять только его поступки, действия, говорить не «ты плохой», а « ты сделал плохо». Нельзя лишать ребенка заслуженной похвалы, не отнимать подаренного. Ребенок понимает слова взрослого буквально. нельзя угрожать ему расправой, кричать к примеру «убью, если еще раз увижу». Вы скоро забудете об угрозе, а ребенок будет ждать расправы.
Психотерапевт В.Л. Леви рекомендует: если без наказания нельзя обойтись, то надо помнить следующие:
- Наказание всегда должно исходить из мотива поступка. Нередко бывает, что результат поступка оказался тяжелым, хотя мотив, которым руководствовался ребенок, был положительным. Например, ребенок заступился за младшего и ударил обидчика.
- Основание для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиняться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость.
- Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым, не должно превышать его вины.
- Наказание не должно быть слишком частым, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к воздействию родителей.
- Необходимо учитывать срок давности поступка. Запоздалые наказания не способствуют изменению ребенка в лучшую сторону.
- Нельзя ругать ребенка, когда он болен, ест, после и перед сном, во время игры, занятий.
- Нельзя наказывать, когда у ребенка что-либо не получается.
- Наказание не должно вредить здоровью ребенка.
- За 1 поступок полагается одно наказание.
- Нельзя кричать на ребенка, бить и угрожать.
- Можно сделать внушительное замечание, только так, что бы оно не превратилось в надоедливое повторение «тише», «прекрати».
- Можно серьезно и строго говорить с ребенком о недопустимости такого поведения.
- Лишать ребенка обещанного ранее удовольствия, такие как просмотр мультика, можно если ребенок знает что его наказали.
- Иногда следует отказаться от запрета и дать ребенку сделать, то на чем он настаивает. Пусть он на собственном опять убедится в неразумности своих решений. Например, надеть в жаркую погоду новый шерстяной костюм.
3. Юмор. Чувство юмора обычно появляется в умении отыскать смешное в различных ситуация. Даже маленькие дети способны отличить шутку, если она понятна им, и сами способны ответить шуткой.
Художественная литература – приведение аналогий с литературными героями. Например шутливо говорить, когда ребенок что-то забывает: «Вот какой рассеяны с улицы Бассейной». Главное, чтобы ребенок знал это произведение.
5. Пример взрослого. Дети охотно подражают тому, что видят вокруг, усваивают культурные привычки отца и матери, манеры поведения. Недопустима двойная мораль, когда ребенку говорят: «Взрослым можно, а тебе нет».
Итак, имеется большое разнообразие методов воспитания в семье. Важно уметь найти нужный метод, адекватный особенностям ребенка, его возрасту, полу, конкретной ситуации. Любите своих детей и будьте для них положительным примером.
- Конспект занятия для детей средней группы «Пешеходный переход»
- Конспект занятия «Ракета для звездочки" младшая группа
- Консультация для родителей «Психологическое здоровье в семье»
- Мастер - класс для педагогов «Использование деталей ЛЕГО – конструктора в различных видах деятельности»
- Консультация: " Методы семейного воспитания"