a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

отчет по самообразованию

Автор: юкляева светлана витальевна Опубликовано: 2022-11-01 20:26:17

Документы для скачивания

М униципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» « Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования» Выполнила Юкляева С. В. в оспитатель 1 категории 2019- 2020 у. г «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов». Джордано Бруно С введением Федерального государственного образовательного стандарта( ФГОС) образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека. Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика» Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности. Новые образовательные программы для ДОУ нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. То есть, на практике мы получили более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка. Диктующая педагогика наконец- то полностью изжита и её заменит более современная педагогика развития, педагогика творчества и свободы. Мелкая( тонкая) моторика рук — – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движен ий кистями и пальцами рук. Навыки мелкой моторики необходимы не только в быту, они оказывают большое влияние на процесс обучения ребенка. Именно поэтому при диагностике готовности к школе большое внимание обращают на то, как развита мелкая моторика дошкольников. В быту нам ежеминутно приходится совершать действия мелкой моторики: застегивать пуговицы, завязывать шнурки, держать столовые приборы. Навыки мелкой моторики важны при обучении письму и рисованию: от степени развития этих навыков будет, в частности, зависеть почерк человека. Кроме того, развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи, так как зоны коры головного мозга, отвечающие за эти функции, расположены очень близко друг от друга. Именно в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание: к тому моменту, когда ребенок пойдет в школу, его моторные навыки должны быть развиты на достаточном уровне, иначе обучение в школе будет представлять для него сложности. Актуальность Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей; в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Что такое мелкая моторика? И почему она важна именно для детей Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной системы, что в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ЛОВКОСТЬ РУК». Учёные – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой рук и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Последнее время родители забыли, что такое колыбельная или сказка, прочитанная на ночь и тем более игра с пальчиками, ладошками. Родители видят в этих играх развлекательные, а не развивающие и оздоровительные воздействия. У большинства современных детей мелкие движения пальцев рук перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребёнка, вызывал в дальнейшем трудности в овладении письмом в школе; быстро устаёт рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, специальных игр и упражнений. Для достижения желаемого результата работа должна быть регулярной и разнообразной. Значение развития мелкой моторики Развитие мелкой моторики у детей- это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является ни чем иным, как скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма. Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Р ебенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстаёт- отстаёт и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Ранний дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки У малыша третьего года жизни мелкая моторика развивается быстрыми темпами, она связана с формированием познавательных навыков. Ребенок предпринимает определенные действия, чтобы получить новую информацию: он бросает, трогает, ломает игрушки и тем самым их изучает. Когда ребенок лепит, вырезает, рисует, застегивает пуговицы под руководством взрослого, он также учится, получает новые знания.     В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелкомоторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления. Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. Развивая мелкую моторику детей раннего возраста, мы развиваем: Точные движения пальцев, кистей; координация деятельности костной, мышечной и нервной систем активизирует зоны мозга, ответственные за двигательную проекцию; Близость этих отделов к речевой зоне улучшает формирование, развитие речи у детей раннего возраста; Чем больше нагрузка на пальчики, чем чаще ребёнок совершает мелкие, точные движения, тем раньше он научится говорить; Мелкая моторика связана с двигательной, зрительной памятью, координацией. Регулярные упражнения улучшают мышление, повышают внимание, развивают наблюдательность; точные движения пригодятся детям любого возраста в учёбе, повседневной жизни. Цель деятельности: Совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук у детей раннего возраста. Развитие координации движений мелкой моторики рук через использование нестандартного оборудования. З адачи: Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей посредством использования разнообразных форм, методов и приемов. Повышать педагогическую компетентность родителей, используя разные формы взаимодействия с семьёй. Организовать систематичную работу по развитию мелкой моторики у детей. Формы работы и методы С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Накопление опыта и знаний- это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не испорчено стереотипами, оно более независимо. Формы работы: совместная деятельность воспитателя с детьми; индивидуальная работа с детьми; свободная самостоятельная деятельность самих детей. Методы и приемы работы: Пальчиковая гимнастика, физкультминутки Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками Лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала( семена, крупы, ракушки и т. д. ) И гры и упражнения с нетрадиционными материалами( камешки, шарики, орехи, крупы, бигуди, решётки для раковин, губки для посуды, шестигр анные карандаши, пуговицы, бусы т. д. Игры с мелкими предметами Пазлы, мозаика. Оснащение предметно развивающего пространства по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста В группе подобраны тренажеры, игрушки и другие предметы для развития мелкой моторики Игрушки- шнуровки. Кубики; Р азличные деревянные пирамидки; конструкто р- развивают мелкую моторику, способствуют конструированию, что развивает ловкость пальчиков и умение ориентироваться в пространстве; пазлы – вкладыши- собирая красочные картинки, малыш развивает не только мелкую моторику, но и внимательность, сообразительность, логическое мышление, координирование работы глаз и кистей рук; кубы – сортёры- ребёнок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Благодаря таким занятиям малыш развивает мелкую моторику пальцев рук, а также знакомится с различными геометрическими фигурами и различными цветами; мозаик а- способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка; Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные. К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование природного материала( шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни, применение различных бытовых предметов( губки для мытья посуды, решетки, щетки, и многое другое) , много другого нестандартного оборудования. Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности: для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер, для сенс орного развития детей. Игры с  нестандартным оборудованием, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности,   развивают внимание, память, мышление. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма. Нетрадиционное  использовани е п редметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям. С истематичность проведения игр и упражнений является важным условием достижения результата. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам; Последовательность- ( от простого к сложному) . Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении- на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что- то пропускать и “перепрыгивать” через какие- то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием; Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным; Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму. Виды упражнений с нетрадиционными материалами для развития мелкой моторики «Игры с крупами» ––– самая распространённая игра – рисование на манке. Ещё один вид игры с крупами – это «Сухой бассейн». Для создания «Сухого бассейна» небольшую глубокую миску нужно заполнить промытым и просушенным горохом, гречкой или фасолью. Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, ручки ребёнка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движение – координированными. Главное – руки должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряжённость и усталость. Особенно полезна гречка, так как эта крупа имеет острые грани, которые необходимы для активизации нервных окончаний пальчиков. Игры с резиночками для волос Игры с использованием цветных резинок способствуют развитию   творческой активности, мышления,   внимания,   памяти, речи,   мелких мышц рук.  У детей развивается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде действия.   Упражнение с теннисным шариком Развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику, глазомер. Оказывается очень интересно вылавливать шарики из ведёрка ложкой, а не просто рукой. Шарики можно катать между ладонями, шарик может кататься отдельно по каждому пальчику, может прыгать по пальчикам шариком. Упражнение с губкой для мытья посуды. Развивается тактильная чувствительность, чувство ритма. Губка хорошо мнётся, пальчики ритмично сжимаются и разжимаются. Можно брать губку разными пальчиками( указательным и большим, большим и средним и т. д. ) М ожно просто гладить руки мягкой губкой с тыльной стороны и по ладоням, каждый пальчик отдельно. Все движения выполнять по очереди правой и левой рукой. Лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала( семена, крупы и т. д. )   Развивает мелкую моторику рук. Обогащает сенсорный опыт, развивает наблюдательность, внимание, мышление, память. Пуговичная терапия. В процессе игры развивается мелкая моторика рук, зрительно – моторная координация, математическое мышление, внимание, точность движений, творческая и эмоциональная сфера( ребёнок украшает шаблоны пуговицами) . Любой педагог знает: чтобы завоевать доверие ребенка, надо обладать чем- то сокровенным и недоступным для него в обычной жизни. И таким предметом в нашей группе стала обыкновенная пуговица. Большое разнообразие пуговиц позволяет нам использовать их для коррекционных и развивающих игр по ознакомлению и закреплению таких понятий, как цвет, величина. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения; развивает усидчивость и произвольность психических процессов, развивает аудиальный, визуальный и кинестетический каналы восприятия, так как упражнения выполняются в режиме: услышал, увидел, сделай. Пуговичная терапия проста в применении, манипуляции с пуговицами не образуют пыль, не вызывают аллергии, не пачкаются, ими нельзя порезаться или уколоться. Пуговицы легко моются, обрабатываются как все пластмассовые игрушки в детском учреждении. «Игры с прищепками» игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребёнка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Игры с карандашами Карандашо м ребёнок Массирует кисти рук, п альцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны.   Грани карандаша хорошо активизируют нервные окончания ладоней и пальцев рук, разогревают руки, подготавливая их к последующей работе, более тонкой. Карандаш можно катать ладонью по полу или столу – это тоже не так- то просто. Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие малыша, способствуют овладению тонкими движениями пальцев, улучшают трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особенный интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок: Пальчиковы е упражнения и игры Важной работой по развитию ручной умелости являются пальчиковые игры, они эмоциональны, понятны, доступны и очень увлекают детей. Эти игры способствуют развитию речи, творческой деятельности и укреплению здоровья. «Пальчиковые игры» –– это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в направлениях «вправо», «влево», «вв ерх», «вниз». Я подобрала папку пальчиковых игр, стараясь подбирать упражнения, исходя из возможностей детей раннего возраста, так как возможности их в начале года были довольно скромны( пальчики скованны, речь почти отсутствовала) . Проводила пальчиковые игры не только в образовательной деятельности, но и в режимных моментах, на прогулке. Игры с пальчиками и ладошками, которые сопровождаются стихами, положительно влияют на развитие речи, развития ритма у ребенка. Для детей такие игры остаются хорошей забавой. В процессе игры дети легко за учивают движения и стихи. Особое внимание следует обратить на то, чтобы дети упражнялись в разных действиях( сжатие, расслабление, растяжение мышц рук) , а так же тренировались в выполнениях изолированных движений каждым пальцем обеих рук Упражнения условно делятся на три группы: 1 группа. Упражнения для кистей рук: развивают подражательную способность; учат напрягать и расслаблять мышцы; развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время; учат переключаться с одного положения на другое. 2 группа. Статические упражнения: - у держание пальцами определённой позы: развивают подражательную способность; учат напрягать и расслаблять мышцы; учат переключаться с одного движения на другое. 3 группа. Динамические упражнения( развитие подвижности пальцев, переключение с одной позиции на другую) : учат сгибать и разгибать пальцы; развивают точную координацию движений. Таким образом: использование пальчиковых игр и упражнений оказывает тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъём и разрядку нервно – психического напряжения. Так же эти упражнения способствуют содружеству действий рук и глаз.   Целевыми ориентирами в работе по развитию мелкой моторики рук могут служить следующие показатели: у ребёнка наблюдается положительная динамика в развитии крупной и мелкой моторики, он стремится осваивать различные виды движения в процессе игр и упражнений; ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними – ребенок эмоционально вовлечен в действия с играми и пособиями на развитие мелкой моторики, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; ребенок владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; в играх на развитие мелкой моторики может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях при проведении игр и упражнений на развитие мелкой моторики; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Я представила вашему вниманию совсем малую часть игр, которые использую в своей работе. Провожу работу по совершенствованию сенсорного восприятия и развитию руки на прогулке. Это, конечно же, игры с песком и снегом. Это разнообразно, интересно и поучительно. В дальнейшем планирую продолжать подбирать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста и, расширять и обновлять развивающую предметно- пространствен н ую среду нестандартным игровым оборудованием. Сделать подборки пальчиковых игр с усложнением, игр с разнообразными предметами, также с усложнением. Кроме того, можно будет использовать некоторые виды продуктивной деятельности( рисование, лепка, аппликация) , которые очень интересны детям сами по себе, а если это проводить с нетрадиционными материалами, нетрадиционным способом, то я думаю, дети будут заниматься этим с большим удовольствием. Обязательно нужно знакомить родителей с этапами нашей деятельности, чтобы была поддержка и в домашних условиях. Заключение: Таким образом, целенаправленная и систематическая работа и использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. Все игры и упражнения, которые проводятся с детьми в интересной, непринуждённой игровой форме помогают развивать не только мелкую моторику рук детей, их речь, внимание, мышление, а также формирует дружеские взаимоотношения, доставляют им радость и удовольствие. Список использованной литературы 1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007. 2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006. 3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. 4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. 5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов- на- Дону: Феникс, 2007. 6. Тимофеева Е. Ю. , Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона- Век, 2007. 7. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики- развиваем речь – Санкт – Петербург, 2013. 8. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006. 9. Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014. 10. Зажигина О. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПБ, П риложение Игры и упражнения с нетрадиционными материалами Упражнение с пельменницей. Цель:  стимулировать активные точки, укреплять мышцы пальцев, развивать тактильную чувствительность, закреплять проговаривание стихов одновременно с движениями рук. Оборудование:   пельменница.   Описание:  взять пельменницу и предложить ребёнку ходить указательным и средним пальцами, как ножками, по клеткам пельменницы. Стараемся делать шаги на каждый ударный слог. Ходить можно поочерёдно, то одной, то другой рукой, а можн о- и двумя одновременно, говоря: «В зоопарке мы бродили, К каждой клетке подходили И смотрели всех подряд: Медвежат, волчат, бобрят. » Позже задание можно усложнить, ходить указательным и безымянным пальцами Упражнение с теннисным шариком Цель:  стимулировать активные точки, укреплять мышцы рук, развивать мелкую моторику, способствовать развитию речи, закреплять проговаривание стихов одновременно с движениями рук. Оборудование:   теннисный шарик Описание: Ходит ёжик без дорожек К атают шарик в руках, делая движения Не бежит ни от кого. « в перёд- назад», С головы до ножек «вправо- влево» между ладоней. Весь в иголках ёжик, Как ж е взять его? Сжимают шарик между ладоней. Упражнение  с помощью шаров - «ежиков». Цель:  стимулировать активные точки, укреплять мышцы рук, развивать мелкую моторику, способствовать развитию речи, закреплять проговаривание стихов одновременно с движениями ру к Описание:   Дети крепко сжимают мячик в правой руке. Крепко сжимают мячик в левой руке. Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки. Крепко сжимают мячик в правой руке. Крепко сжимают мячик в левой руке. Катают мячик в руках, делая движения вперед- назад, вправо- влево между ладонями. Это ручка — правая. Это ручка — левая. Я на мячик нажимаю и зарядку делаю. Будет сильной правая. Будет сильной левая. Будут ручки у меня ловкие, умелые. О. Крупенчук Упражнение с губкой для мытья посуды. Цель:  стимулировать активные точки, развивать тактильную чувствительность рук, развивать мелкую моторику, укреплять мышцы рук, закреплять проговаривание стихов одновременно с движениями рук. Оборудование:  губка для мытья посуды.   Описание:  предложить ребёнку сжимать губку поочерёдно левой и правой рукой, проговаривая стихотворение: «Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут- будут из печи Булочки и калачи. »   Игра «Кто как бегает? » Цель:  развивать мелкую моторику рук, ловкость и движение пальцев, развивать сенсомоторную координацию, пространственное ориентирование, познавательный интерес. Оборудование:  резиновые игрушки, цветные нити, карандаши.   Описание:  предложить ребёнку «накрутить» ленточку с игрушкой на карандаш, так чтобы оно при движении по столу не перевернулось, а ровно пробежало до веточки( т. е. до карандаша) . Вначале педагог показывает, как надо крутить карандаш, чтобы свернуть нить. Игра «Чудесный мешочек». Цель:  развивать тактильное восприятие детей, мелкую моторику пальцев рук, осязание, учить детей определять на ощупь форму, выделять её среди остальных фигур, упражнять в различении и сравнении величины( больше, меньше, одинаковые) , активизировать мыслительную деятельность, внимание. Оборудование:  пуговицы, камешки, различные семена( горох, фасоль и т. д. ) , бусинки, ткань, нити для завязывания мешочков.   Описание:   предложить ребёнку несколько мешочков, чтобы ребёнок ощупал содержимое, определил форму и размер обследуемых предметов Игра с пуговицами «Найди камушек». Цель:  развивать мелкую моторику рук, тактильное восприятие, осязание, внимание, мышление, способствовать развитию речи. Оборудование:  пуговицы- маленькие, большие, с ножкой, с отверстиями, плоские, выпуклые, различной шероховатости; ткань; небольшой камушек.   Описание:  предложить детям разыскать в мешочке на ощупь камушек среди большого количества разнообразных пуговиц. Игра «Золушка». Цель:  развивать тактильное восприятие, мелкую моторику пальцев рук, осязание, способствовать развитию речи, развивать пространственное ориентирование, умение классифицировать, сравнивать. Оборудование:  4 пластиковые баночки с крышками, 1 контейнер, пуговицы, орешки кедровые, семечки( тыквенные, подсолнуха) .   Описание:  дети высыпают содержимое баночек в контейнер. Перемешивают содержимое и разбирают по баночкам. Дети разделяют содержимое контейнера по баночкам. Игра «Герои сказок». Цель:  развивать мелкую моторику рук, тактильное восприятие, осязание, пространственное ориентирование, развивать речь, увлечь детей игрой, вызвать положительные эмоции, закрепить знание русских народных сказок. Оборудование:  контейнер с песком, картон с прикреплёнными картинками героев русских народных сказок, обклеенный скотчем. Описание:  Воспитатель сообщает детям, что к ним в гости пришли герои сказок. Чтобы узнать кто эти герои и с какой сказки придётся их поискать. Воспитатель предлагает отыскать в контейнере с песком спрятанные на дне картинки героев. Дети находят картинки героев, называют сказку и его героев. Игра: «Мамины бусы». Цель:   развивать тактильное восприятие детей, мелкую моторику пальчиков рук, осязание, пространственное ориентирование, мышление, упражнять детей в различении и сравнении величины предметов( большие, маленькие, одинаковые) . Оборудование:  на полотне, прикреплены несколько нитей, служащие основой для бусин и пуговиц.   Описание:  дети читают стихотворение передвигают по ленточке бусины. Дома я одна скучала, Бусы мамины достала. Бусы я перебираю, Свои пальцы развиваю. Пересыпание Пересыпайте с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу. Используйте разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки. Упражнения с бумагой мять – развитие силы рук( после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния) , 2) рвать( развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски мы складываем в коробочку и делаем «дождик», высыпая наши полоски из коробки. Важные советы: Предлагая малышу бумагу для этого упражнения, Вы всегда должны ему показать, откуда можно взять бумагу. И должны сами всегда брать бумагу для данной игры только из этой коробки. Иначе малыш поймет, что можно рвать все, что находится вокруг и порвет книжки или еще что- то нужное. Для этого упражнения – всегда свое место. Не давайте рвать старые книги и журналы. Любой игрой мы воспитываем отношение к жизни. А это пример недопустимого обращения с книгой. Кроме того, типографская краска вовсе не полезна для маленьких детей. Вдавливание мелких предметов в тесто, пластилин( бусины, семена, ракушки, мелкие камушки) . Так мы можем сделать картины – мозаики на пластилине. А еще можно помочь герою игры – например, сделать «синюю речку»( размазать пластилин по полосе картона) и построить мост через речку( вдавить в пластилин камушки) . А потом по этому мостику пройдут игрушки и поблагодарят малыша за помощь. Катание карандаша между ладошками С начала попробуйте покатать карандаш по столу ладонью. Затем покажите малышу, как катать карандаш между выпрямленными ладошками в руках( карандаш находится в вертикальном положении) . На конец карандаша можно приклеить картинку, которая будет «плясать» — вертеться.

Оставить комментарий: