a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

консультация для родителей. "Зона ближайшего развития ребенка "

Опубликовано: 2015-01-22 13:17:24

Документы для скачивания

Внимание родители! Что такое зона ближайшего развития ребенка и с чем ее едят? В настоящее время у психологов возникают вопросы к родителям… хотите ли вы, чтобы ваш ребенок был гармоничной личностью? Чтобы он с удовольствием учился, умел наладить контакт с окружающими, увлекался чем- нибудь полезным? А готовы ли вы принимать в его развитии участие? Ведь участие родителей играет очень важную роль. Большую роль играет то, как взрослые общаются с малышом, сто ему рассказывают, чему учат, зависит, каким этот малыш вырастет. Будет ли ему интересно чтение книг или просмотр телевизора, как сложатся взаимоотношения со взрослыми и со сверстниками и многое, многое другое. Эта статья посвящена той малой части эффективного общения с детьми, а именно – зона ближайшего развития ребенка и ее правильное использование. Многие родители и не только могут подумать, что эта проблема их не касается, но на самом, же деле эта проблема актуальна в современном обществе. Само понятие зона ближайшего развития было введено известным отечественным психологом Л. С. Выгодским. Чтобы более подробно разобраться, о чем идет речь, обратимся еще к одному термину – уровень актуального развития. Уровень актуального развития – это круг задач, которые ребенок в данном возрасте может решать самостоятельно. Но помимо того, что он уже научился делать, существует еще возможный уровень развития, которого малыш способен достичь, если ему помогут взрослые. Так вот, зона ближайшего развития ребенка – это разница между тем кругом дел, которые выполняет самостоятельно. Изобразим все что было сказано выше в виде простой схемы. Хорошая иллюстрация зоны ближайшего развития предложена в книге «Общаться с ребенком. Как? » отечественного психолога Ю. Б. Гиппенрейтер. И ее стоит прочитать всем родителям без исключения. Я сам Я сам Вместе с родителями Я сам Я сам Вместе с родителями Итак, представим в виде круга дела, которые ребенок умеет делать сам( это будет зона актуального развития) . А теперь обозначим кружком побольше то, что малыш выполнить вместе со взрослыми. Это зона ближайшего развития. Обратим внимание, что если ребенок сегодня делает какое- то дело только вместе с родителями, то вследствие он сможет большему научиться. На нашей схеме это показано кружком справа. На верхней схеме изображена большая зона ближайшего развития ребенка, т. е. родители занимались с ним, много делали вместе и в результате ребенок научился выполнять эти дела самостоятельно. Ниже находится схема, на которой родители уделяли малышу значительно меньше времени, зона ближайшего развития узкая, и в результате мы получаем ребенка, круг самостоятельных дел которого, значительно меньше, чем в предыдущем случае. Можно отметить, что для ребенка в каждом возрасте существует несколько видов задач. Это задачи, которые он уже умеет выполнять сам, задачи, которые он выполняет только с помощью взрослого и задачи, которые ему не под силу ни при каких видах помощи. Научить годовалого малыша читать не получится, как бы нам того не хотелось. Зато мы можем начать заниматься в собирании простой пирамидки, это для крохи уже доступно, но помощь и объяснения взрослого необходимы. Собирание пирамидки находится в зоне ближайшего развития ребенка данного возраста и чем активней в процессе будет участвовать родитель, тем родитель, тем быстрее и лучше будет результат. Все дело в том, что наши психические функции развиваются по мере взросления, и в каждом возрасте это вполне определенные функции, поэтому обхитрить природу и вложить в ребенка те, предпосылки к чему еще не появились нельзя. Зато другие функции уже развились и, благодаря им, ребенок может совершать определенные действия самостоятельно. Еще ряд функций только начинает свое становление, и именно эти функции входят в зону ближайшего развития. Сравним между собой двух детей. С одним родители занимались, помогали ему освоить какие- то умения, объясняли и показывали на практике как правильно выполнять то, или иное действие. С другим никаких занятий не проводилось, ребенок был предоставлен сам себе, или родители были слишком заняты. Я думаю, что понятно, кто из этих ребят будет более развитым для своего возраста. Посмотрим, как эти дети справлялись с простыми бытовыми навыками на примере одевания. Первого родители учили застегивать липучки на ботинках, натягивать колготки, рубашку, помогали сыну в этом нелегком деле, позволяя ему самому «повозиться» и разобраться что к чему, и в три года малыш уже может выполнять все перечисленные действия самостоятельно. В садике одевается легко, к воспитателю с просьбой помочь, почти не обращается. В другой семье такого внимания развитию навыков не уделяли, пологая, что, когда сынишка подрастет, проблемы исчезнут сами собой. Торопясь утром в сад, родители быстренько одевали свое чадо, даже если ребенок хотел поучаствовать в процессе, мама не давала ему долго копаться, ведь так можно и опоздать да и делает он все не правильно, в колготках путается, пуговицы застегивает с трудом. В результате самостоятельно одеваться мальчик, конечно, не умеет, кроме этого страдает его инициативность, пропал интерес к самому процессу, почему- то научиться он даже не хочет. Ребенок, молча, протягивает воспитателю ногу, когда тот приносит ботинки, послушно подает руку, чтобы на него натянули коту. Мы говорили, что дети обладают познавательной активностью. Им все интересно, и камень на улице пощупать и пальцы в розетку засунуть. Так почему же ему одеваться скучно могут поинтересоваться родители. На самом деле интерес и к этому делу у малышей велик, особенно во времена возрастных кризисов, когда ребенок пытается все сделать сам, и посуду мыть как мама и пыль вытирать. Но поставить себе четкую цель, и сказать «я научусь застегивать эти пуговицы» ребенок еще не в состоянии. Поэтому направлять его и помогать – вот задача родителей. А еще очень важно не мешать, пусть медленно и неуклюже, но лучше пусть все делает сам, а вы наблюдайте и подсказывайте по необходимости. Иначе отобьете всю охоту, как в предыдущем примере. Если с малышом не занимаются, то в результате мы получим то, что называется «педагогической запущенностью», т. е. человек физически и психически здоров, но его знания, умения и навыки далеки от возрастной нормы. Такой ребенок сильно отстает от сверстников, и чем позже такая запущенность была обнаружена, тем сложнее ее ликвидировать. Как воспитывать, сколько уделять внимания, какие книжки читать и какие программы по телевизору разрешать смотреть. От всего во многом зависит будущее ребенка. Открытие зоны ближайшего развития помогает нам понять, как развитие происходит, и чем мы можем помочь нашему ребенку. А дальше… выбор за вами…

Оставить комментарий: