a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация "Сюжетно-ролевая игра, как средство творческого воображения детей дошкольного возраста"

Автор: Кадырова Юлия Наильевна Опубликовано: 2015-01-22 13:47:57

Документы для скачивания

Сюжетно- ролевая игра, как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста Сюжетно- ролевая игра- это основной вид игры ребенка дошкольного возраста, она строится на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Сюжетно- ролевая игра, как всякая творческая деятельность, доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом. По своему характеру сюжетно- ролевая игра- деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка- это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основой сюжетно- ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Главными структурными компонентами творческой сюжетно- ролевой игры являются сюжет, который представляет собой отражение ребенком окружающей его действительности; содержание- это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности и роль- средство реализации сюжета. В сюжетно- ролевой игре как форме творческой деятельности роль выступает как специфическая форма проявления творческой способности воображения. Поэтому перед педагогом стоит задача — стимулировать творческую активность детей в игре. Этому способствует развертывание игры с включением в нее различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных персонажей. Включение в общий сюжет таких ролей активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные повороты событий, которые объединяют и делают осмысленным совместное существование и взаимодействие таких различных персонажей. При этом воспитатель учитывает игровые интересы детей, которые в обычных совместных играх часто не могут реализоваться. Педагог в совместной с детьми игре должен показать, как можно развернуть сюжет с такими, казалось бы, несоединимыми ролями. Он всячески поощряет детей, которые вводят в предварительный план игры новые ситуации, события и действующих лиц, так как это является показателем свободного владения игровыми способами деятельности и творческой активности ребенка. Успешность сюжетно- ролевой игры, несомненно, зависит от организационной деятельности педагога. Во- первых, педагогу необходимы услов ия для развития игрового сюжета. С оздание предметно- игровой среды происходит с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника. Атрибуты для сюжетно- ролевых игр должны быть красочными и эстетичными, так как именно с ними б удет взаимодействовать ребёнок. Правильная организация предметно- игровой среды предполагает выполнение воспитателем программной задачи развития детского творчества в игровой деятельности. Во- вторых, сюжетно – ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая к случаю. И наконец, в- третьих, организуя сюжетно- ролевую игру с детьми, педагог должен активно использовать методы и приёмы обучения детей игровым действиям. Для развития творческой активности детей в игре необходимо наличие как объективных, так и субъективных условий. Объективные условия следующие: а) источники различной информации, обогащающие переживания детей, занятия, развлечения, праздники в детском саду, многочисленные жизненные ситуации, окружающие ребенка; б) условия материальной среды, позволяющие детям развернуть свою деятельность и придать ей тот или иной характер; в) характер и тактика руководства педагога, его косвенные действия, его соучастие, проявляющееся в выражении своего отношения к детской деятельности, в поощрительных замечаниях, создающих благоприятную атмосферу. К субъективным условиям относятся: а) интересы детей, их избирательность, устойчивость; б) побуждения детей, вызывающие их самостоятельную деятельность на основе стремления выразить свои впечатления, применить имеющийся опыт или усовершенствовать его, включиться во взаимоотношения с детьми. Творчество вплетено в игровую деятельность; причем для ребенка важнее сам процесс игры, а не результат. Одним из важнейших условий создания атмосферы, побуждающей к творчеству, является «эмоциональное поглаживание», к которому относятся обращение к ребенку только по имени, сохранение педагогом ровной, доброжелательной интонации, ласкового тона, обязательно успокаивающие или ободряющие прикосновения к ребенку, максим ально положительные подкрепления его действий( похвала, одобрение) . На протяжении дошкольного детства сюжетно- ролевая игра проходит несколько этапов: игры в отдельные действия взрослых, простые ролевые игры, сюжетно- ролевые игры, творческие сюжетные игры. От игр предыдущего этапа творческие сюжетные игры отличаются тем, что ребёнок начинает сам придумывать сюжеты игр и видоизменять их по ходу действий, а не воспроизводит заранее известный сюжет, взятый из жизни, книжки или фильма. Творческие сюжетные игры развивают у ребёнка воображение и способность проигрывать в уме разные варианты развития событий, способность понимать других людей и мотивы их поведения, умение гибко менять своё поведение при изменении ситуации. Творчество в игре дошкольника выражается в способности к замыслу, его реализации, комбинированию своих знаний и представлений, в искренней передаче своих мыслей и чувств, в способности к созданию образа, про думыванию и воплощению его роли. Таким образом, сюжетно- ролевая игра представляет собой тип деятельности ребенка, воплощающий в себе творческое отношение к окружающей действительности через несовпадение игрового и реального действия, что рождает новый, воображаемый смысл. Условия воображаемой ситуации привлекают ребенка, расковывает его мышление, открывают простор свободной творческой деятельности. \ s

Оставить комментарий: