a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Мастер-класс для родителей и детей средней группы «Логопедические игры с мамой»

Автор: Лакеева Нина Александровна Опубликовано: 2022-11-25 13:14:07

Документы для скачивания

Мастер- класс для родителей и детей средней группы «Логопедические игры с мамой» Цель:  сформировать у родителей практические навыки профилактики речевых нарушений посредством развития мелкой и артикуляционной моторики. Задачи: Обогатить родителей знаниями о взаимосвязи развития мелкой и артикуляционной моторики и речи. Учить родителей практическим приемам профилактики и преодоления речевых нарушений посредством развития артикуляционной и мелкой моторики. Учить родителей и детей приемам массажа и самомассажа. Вызвать интерес у родителей и детей к коррекционно- логопедической работе. Укреплять детско- родительские отношения, обогащать семейный опыт положительными эмоциями и новыми впечатлениями совместной деятельности. Оборудование:   столы, стулья, проектор, ноутбук, зеркала, массажные мячики, кубики, ватные шарики, буклеты для родителей «Логопедические игры на каждый день». ХОД МЕРОПРИЯТИЯ Логопед:   Здравствуйте уважаемые родители я рада приветствовать Вас на нашем мастер- класс по теме «Логопедические игры с мамой». Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции. А именно: мимика, языка, губ, мягкого неба, маленького язычка. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков. Цель артикуляционной гимнастики  — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики 1.         Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно2 раза в день утром и вечером, по 3- 5 минут, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Не следует предлагать детям более 5 упражнений за раз. 2.         Каждое упражнение выполняется по 5- 7 раз. 3.         Статические упражнения выполняются по 10- 15 секунд( удержание артикуляционной позы в одном положении) . 4.         Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 5.         Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом( примерно 9×12 см) , но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. Артикуляционные упражнения выполняются в медленном темпе, увеличивая под счет. Упражнения прекращают выполнять при гиперемии( покраснении) , посинении( цианозе) , треморе( мелкие подергивания) . Логопед: А теперь я предлагаю вам самостоятельно выполнить артикуляционные упражнения. Поставьте перед собой зеркало. Сейчас вы сможете познакомиться с органами артикуляции так, как это делают наши дети. Логопед читает стихотворение, родители рассматривают свои органы артикуляции и выполняют действия по тексту. Игра «Сказочка- указочка » Крупенчук О. И. Воробьева Т. А. Не устала ты пока. Покажи, моя рука: Это — правая щека, Это — левая щека. Ты сильна, а не слаба, Здравствуй, верхняя губа, Здравствуй, нижняя губа, Ты не меньше мне люба! Есть у губ одна черта — В них улыбка заперта: Вправо — правый угол рта, Влево — левый угол рта. Подбородок тянем вниз, Чтобы с челюстью отвис. Там — к прогулкам не привык Робко прячется язык. Нёбо вместо потолка Есть во рту у языка. А когда открылся рот, Язычок пошёл вперёд. Интересная картинка: Есть и кончик, есть и спинка, Боковые есть края — Всё про ротик знаю я! Логопед:  Каждому из вас выданы описания артикуляционных упражнений, которые вы будете выполнять с ребенком дома. Сейчас мы попробуем их выполнить. Артикуляционные Упражнения в Буклете и кубиках Логопед: Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом. Чем чаще и качественнее выполняется гимнастика, тем эффективнее пройдет постановка звука. Артикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков родного языка. Часто родители жалуются, что дети не желают выполнять артикуляционную гимнастику, сидя перед зеркалом. Я хочу познакомить вас с различными игровыми способами укрепления артикуляционной моторики, которые можно использовать дома. Логопед рассказывает о порядке выполнения артикуляционного упражнения с нетрадиционными приспособлениями, демонстрирует правильное выполнение. Родители перед зеркалами повторяют упражнения самостоятельно. «Сладкая гимнастика» ВНИМАНИЕ! Упражнения проводятся обязательно в присутствии взрослого! УПРАЖНЕНИЯ С ЧУПА- ЧУПСОМ 1. Сожмите чупа- чупс губами и попробуйте его удержать 5- 10 секунд. 2. Тянемся кончиком языка к конфете ( чупа- чупс на расстоянии вытянутого языка перед губами) . Работает только кончик языка, выполняя движения вверх- вниз. Язык в ротовую полость не убирать, головой не двигать.  ( 7- 10 движений) . 3. Чупа- чупс поместить в уголок рта, язык тянется к конфете. Голову не поворачивать, а держать прямо. Затем, то же движение в противоположную сторону.  ( 7- 10 раз в каждую сторону) . 4. Чупа- чупс поместить над верхней губой, а язык выполняет движения вперед- назад по конфете.  ( 7- 10 движений) . 5. Убрать конфету, после неё над верхней губой остался  сладкий след. Слизывать этот  сладкий след широким языком: облизать верхнюю губу одним широким движением языка и убрать его в рот.  ( 7- 10 движений) 6. Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа- чупс и попробуйте удержать леденец только языком. 7. Поднимите широкий язык к небу, прижать чупа- чупсом   «грибок»  к небу. 8. Чупа- чупс поместить в рот. Языком перемещать конфету поочередно за правую, а затем за левую щеку. Руками при этом конфету не держать, и не помогать.  ( 10 движений) . УПРАЖНЕНИЯ С СОЛОМКОЙ Усы Ходят важные мужчины с пышными усами. Мы себе чудо- усы наколдуем сами! ( Удерживать соломинку у верхней губы. Можно с помощью кончика языка) Экскаватор Идет стройка полным ходом Экскаватор трудится. Выйдет дом у нас красивый, Хорошо получится. ( Открыть рот и постараться удержать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя) Дудочка Как играть на дудочке Знают даже уточки. Губки мы вперед потянем- тоже уточками станем! Парус Затяну покрепче парус, в путешествие отправлюсь. В парус задувает ветер, Я счастливей всех на свете! УПРАЖНЕНИЯ С СУШКАМИ. 1. Сожми сушку губами и удерживай её. 2. Сожми сушку зубами и удерживай её. 3. Подвесь сушку на высунутый язык и удерживай под счет ( до 5 – 10) . Помните, что главное – это система! Занимайтесь ежедневно. Чем больше ребенок будет упражняться, тем скорее будет правильно и красиво говорить! Логопед:  Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения( «Видишь, язык уже научился быть широким») , подбодрите( «Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху») . В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку. Вы можете использовать специальную тематическую литературу, которая будет отличным подспорьем в работе, сделает ваши занятия интереснее, веселее. Развиваем речевое дыхание Очень важно научить малыша правильному дыханию, так как дыхание является энергетической основой нашей речи. Некоторые согласные требуют энергичного сильного выдоха. Во- первых, когда рассказываете малышу сказки, стихи, например, упоминаете ветер, поучите ребенка дуть: дуйте ему в лицо. Со временем он начнет подражать вам. Потом вы можете еще и поиграть, предлагая ребенку дуть: дайте малышу маленький кусочек распушенной ватки, объясните, что это снежинка, она летает, когда дует ветер,   дуть нужно ртом, округленными губами, плавно, а вдыхать через нос. Сделайте из бумаги бабочку или самолетик, прикрепите на ниточку, покажите ребенку, как они будут летать, если на нее подуть.   Показ тренажеров  нужно добиваться того, чтобы выдох был как можно более долгим. Дыхательные упражнения Детям следует предлагать те упражнения, которые он будет воспринимать как игру «Хомячок». Пошмыгать носом( рот закрыт) . «Собачке жарко». Часто подышать с высунутым языком. При выполнении этих упражнений надо чувствовать движения стенки живота. «Шарик». Вдох носом, живот при этом выпячивается вперед( надуть животик) , выдох ртом( живот вбираем в себя) . Плечи при вдохе не поднимать! «Воздушный футбол». Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик загоняя его между двумя кубиками. Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку( сдуть с ладошки) . «Поющая бутылочка» Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку. При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук( «гудит пароход») . Это очень нравится детям. Обратите внимание! •        Следите за тем, чтобы не надувались щёки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами. •        Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. «Свеча». Купите небольшие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т. д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее. « Парашютик ». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос. Усложнение упражнения. На кончик носа прикрепить кусочек ватки( 1. 5 см х 1, 5 см) и сдуть его, при правильной воздушной струе он летит вверх. создание дыхательного тренажера «Слоник», «Лягушка» Пальчиковая гимнастика Как вы думаете, массаж какой части тела стимулирует развитие речи? ( Массаж рук. ) А вы дома используете какие- нибудь элементы массажа? Покажите. Вспомните «Сороку- ворону», это наш первый детский массаж. А почему массаж рук так важен речевом развитии? ( Ответы родителей. ) Правильно, зоны, отвечающие за движение пальцев рук и речь расположены очень близко. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками, вернее — крест- накрест: с правой рукой — левое полушарие, а с левой — правое. Массаж кистей рук выполняется также мамой ребенку. Солнышко лучами Гладит нас, ласкает. Солнце, как и мама, Лишь одно бывает. Пять пальцев на руке своей Назвать по имени сумей. Первый палец – боковой, Называется Большой. Пальчик второй – Указчик старательный, Не зря называют его Указательный. Третий твой пальчик Как раз посредине, Поэтому Средний Дано ему имя. Палец четвертый зовут Безымянный, Неповоротливый он и упрямый. Совсем как в семье, Братец младший – любимчик. По счету он пятый, Зовется Мизинчик. Логопед:  Дорогие мамочки массаж рук можно проводить также и с предметами. Логопед показывает коробку с предметами для массажа( тренажеры для рук, массажные каталочки, мячики, перышки, орехи) и показывает на одном из детей некоторые приемы. А вот какие ёжики к нам прибежали. Логопед раздает детям массажные мячики. Самомассаж выполняют дети. Гладь мои ладошки, ёж! Ты колючий, ну и что ж! Я хочу тебя погладить! Я хочу с тобой поладить! Логопед:  Молодцы, вы отлично справились со всеми заданиями. Мы так много сегодня с вами играли. Что вам больше всего понравилось? ( Ответы детей. ) А для чего мы делали гимнастику, массаж и играли с пальчиками? ( Чтобы научиться красиво говорить. ) Дети, а что показалась вам сложным? ( Ответы детей. )   Предлагаю написать отзыв, что вы узнали нового и полезного, а также то, о чем вы хотели бы узнать в следующей нашей встрече. Звучит красивая музыка, дети приклеивают солнышки или тучки, логопед раздает родителям буклеты, дети и родители уходят. Используемая литература: 1. « Тра- ля- ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2- 4 лет» Издательство: Карапуз, 2003. 2. Костыгина В. « Бу- Бу- Бу ». Артикуляционная гимнастика( 2- 4 года) Издательство: Карапуз, 2007. 3. Пожиленко Е. А. «Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей…» Издательство: Каро, 2006.

Оставить комментарий: