a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Мастер-класс для педагогов «Логические блоки Дьенеша» для всестороннего развития дошкольников»

Автор: Малютина Татьяна Александровна Опубликовано: 2022-11-30 05:39:31

Документы для скачивания

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АЛЕКСЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ПЕТРОПАВЛОВСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ, СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК» Мастер- класс для педагогов «Логические блоки Дьенеша » для всестороннего развития дошкольников» Воспитатель: Малютина Татьяна Александровна с. А лексеевка, 2022 Мастер- класс для педагогов «Логические блоки Дьенеша » для всестороннего развития дошкольников» Цель: Повышение профессиональной компетенции воспитателей ДОО по использованию технологии «Логические блоки Дьенеша » в образовательной деятельности с дошкольниками. Задачи: - Раскрыть актуальность использования «Логических блоков Дьенеша » в условиях реализации ФГОС ДО. - Сформировать представления об основах технологии «Логические блоки Дьенеша » в развитии детей дошкольного возраста. - Совершенствовать практические навыки педагогов в использовании «Логических блоков Дьенеша ». Оборудование: ноутбук, проектор, блоки Дьенеша, карточки, альбомы серии «Блоки Дьенеша ». План – конспект мастер – класса Теоретическая часть. - Здравствуйте, уважаемые коллеги! Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, и главной задачей педагогов стало научить ребенка творчески мыслить, развить умственные способности, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности. Интеллектуальный труд очень нелегок, поэтому главной формой организации детской деятельности является игра. С детьми нужно и важно играть. Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых технологий, поэтому, необходимо, чтобы они приобрели способность самостоятельно и творчески мыслить. Но научить ребенка творчески мыслить можно лишь в ситуации, требующей осмысления. В наше время невозможно разрешить трудности привычным путем и мы должны пробудить в ребенке способность к активному поиску средств и способов решения задач. Основателем логических блоков Золтан Пал Дьенеш( венг.   Zoltán Pál Dienes;   1916 — 2014)  — венгерский математик, психолог и педагог, профессор  HYPERLINK" https: / / ru. wikipedia. org/ wiki/ % D0% A8% D0% B5% D1% 80% D0% B1% D1% 80% D1% 83% D0% BA% D1% 81% D0% BA% D0% B8% D0% B9_ % D1% 83% D0% BD% D0% B8% D0% B2% D0% B5% D1% 80% D1% 81% D0% B8% D1% 82% D0% B5% D1% 82" Шербрукского университета. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр. Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждает у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному развитию ребенка. Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями и получают знания элементарных математических представлений. Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур: а) ч етырех форм( круг, треугольник, квадрат, прямоугольник) ; б) трёх цветов( красный, синий, желтый) ; в) двух размеров( большой, маленький) ; г) двух видов толщины( толстый, тонкий) . Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Кроме логических блоков для ра боты необходимы карточки( на которых условно обозначены свойства блоков и карточки с отрицанием. ) – цвет обозначается пятном; – форма — контур фигур( круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный) ; – величина — силуэт домика( большой, маленький) ; – толщина — условное изображение человеческой фигуры( толстый и тонкий) . С помощью карточек с символами дети овладевают навыками использования математических знаков и изучают систему символов. Игры с логическими блоками Дьенеша учат ребёнка не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи. Помимо самих  блоков, есть учебно – методический комплекс игровых материалов к  логическим блокам Дьенеша. Главным механизмом развития познавательной деятельности дошкольников выступает восприятие, внимание, память, творческое воображение. Заниматься с логическими фигурами могут малыши с двухлетнего возраста. Вначале предоставляю детям возможность самостоятельно с ними познакомиться. В процессе манипуляций с блоками они приходят к выводу, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки, домики и т. д. Малышам предлагаются самые простые игры. Практическая часть. - Уважаемые коллеги! Я предлагаю проиграть несколько игр с использованием блоков. Группировка по признакам: Найди все фигуры( блоки) , по цвету( по форме, размеру) . Найди все фигуры, как эта по цвету и форме( по форме и размеру, по размеру и цвету) . «Найди по признаку» Варианты игры: «Красный, треугольный, большой блок какой по счету? » «Назови цвет, форму, размер( второго, пятого) блока». «Справа от красного, треугольного, большого блока находится…» «Слева от красного, треугольного, большого блока находится…» «Собери плоскостное изображение по заданному рисунку» «Этажи» Предлагаем выложить в ряд несколько фигур. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета( или размера, формы) . Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера( или цвета) . Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру. «Построй дорожку» Построй дорожки. Правила построения дорожек записаны в логических схемах. «Найди лишний блок». Выложить несколько блоков. Ребенку нужно догадаться, какой из них лишний и по какому принципу( по цвету, по форме, по размеру, по толщине) . «Расставь блоки по местам» Необходимо найти фигуру в каждой ячейке, опираясь на признаки. «Собери картинку по заданной схеме» В ходе выполнения практической части педагог делит участников мастер- класса на подгруппы, на пары, также организует коллективную и индивидуальную работу. Выполняя задания, педагоги под руководством педагога- психолога осуществляют взаимоконтроль, анализируют свои действия и действия напарника, объясняют установление причинно- следственных связей, аргументируют свой выбор. Рефлексия. Я надеюсь, что данный материал был полезен, думаю что данные методы и приемы пригодятся вам в работе, не смотря на то, что данная тема сложная для понимания детей, а значит, требует от нас творческого подхода в преподнесении материала. Кто сч итает, что данный материал был полезен положите красные блоки в красную коробочку, а в противном случае – синий блог в синюю коробочку. Желаю вам творческих успехов в работе! ЛИТЕРАТУРА 1. Лелявина Н. О. , Финкельштейн Б. Б. Давайте вместе поиграем – Спб. : ООО «Корвет» 2. Панова Е. Н. Дидактические игры – занятия в ДОУ – Воронеж, 2007. 3. Финкельштейн Б. Б. Страна блоков и палочек. Для детей 4- 7 лет – Спб. : ООО «Корвет»

Оставить комментарий: