a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Словесные игры

Автор: АБДУЛЛАЕВА МАЙСАТ ЗАПИРОВНА Опубликовано: 2015-01-23 17:43:24

Документы для скачивания

Картотека «Словесные игры с дошкольниками» Источник: Бондаренко А. К. «Словесные игры в детском саду». Пособие для воспитателя дет. с ада. Изд. 2- е, испр. и доп. М. , «Просвещение», 1977. Словесная игра «Мыши» Цель игры. Развивать речевую и двигательную активность детей, вырабатывать реакцию на словесный сигнал. Ход иг ры. Воспитатель становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: «Сейчас мы поиграем игру «Мыши». Выберем мышек( выбирают 3—4 детей) , а будут бегать по кругу, убегать из круга и снова вбе гать в него. А мы с вами будем мышеловкой». Дети с воспитателем ходят по кругу и произносят такие слова: Ах, как мыши надоели! Все погрызли, все поели. Всюду лезут — вот напасть! Доберемся мы до вас. Берегитесь вы, плутовки! Как поставим мышеловки, Переловим всех сейчас! Дети и воспитатель держатся за руки, высоко подни мают их, пропуская мышек. Когда воспитатель произносит слово «хлоп», дети опускают руки, не выпуская мышек из круга. Кто остался внутри, считается пойманным и становится в общий круг. Словесная игра « Воробушки и автомобиль » Цель игры. Упражнять детей в правильном звукопроизношении, вырабатывать реакцию на словесный сигнал. Ход игры. Дети сидят на стульях в стороне от пло щадки, где будут летать воробушки. Воспитатель держит в руках руль и говорит: «Дети, это — руль. Я буду авто мобилем. Автомобиль гудит: «У- у- у». Как сигналит автомобиль? » — «У- у- у»- повторяют дети. «Сейчас мы поиг раем так, — продолжает воспитатель. — Я — автомобиль, а вы все — воробушки. Послушайте, я прочитаю о воробушках стихотворение: Воробей с березы На дорогу— пр ыг! Больше нет мороза, Чик- чирик! Когда я скажу слово «прыг», вы встаете со с попрыгаете тихонько на носочках по дороге( показывает на то место, где дети будут прыгать) . Вместе со мной вы будете говорить: «Прыг, прыг, прыг». Когда я скажу: «чик- чирик! », вы полетите, кто куда хочет, будете махать крылышками и чирикать: «Чик- чирик! » А как услышите сигнал автомобиля, летите в свои гнездышки». После объяснения игры воспитатель вместе с детьми выполняет все движения, но не стремится выполнять движения первым. Пусть дети сами услышат слова «прыг», «чик- чирик» и начнут выполнять соответствующие движения. Игра повторяется 2—3 раза. Затем, когда дети за помнят четверостишие, они могут играть самостоятельно. Словесная игра « Кто в домике живет? » Цель игры. Закрепить знания детей о животных, умение правильно произносить звуки. Ход игры. Воспитатель делит детей на несколько групп( сначала на 3, потом на 4—5) , Дети изображают знакомых им птиц или животных. Каждая группа строит себе из стульев домик. Воспитатель говорит детям, что они будут находиться в своих домиках и кричать так, как кричит то животное, которое они изображают. Затем с каждой группой воспитатель повторяет те звуки, которые дети должны произносить. После этого он по очереди обходит домики, стучит в каж дый и говорит: «Тук- тук- тук, кто в этом домике живет? » Дети отвечают: « Му- му- му », « Ме- е », «Мяу- мяу», « Бе- е, бе- е », « И- го- го », «Га- га- га», « Ко- ко- ко ». Воспитатель отгадывает, кто же в домике живет. Если дети произносят звуки недостаточно хорошо, т. е. недостаточно четко и громко, воспитатель просит их по вторить. Если на вопрос: «Кто в этом домике живет? » — дети отвечают: «Мы» или «Кошечки, собачки», — воспи татель говорит: «А как кошечки мяукают? » и т. п. Игра повторяется несколько раз, количество живот ных постепенно увеличивается. Не следует менять роли детей на одном занятии: это их путает, они забывают, кого им надо изображать. Когда малыши усвоят правила игры, стучать в домики и отгадывать, кто там живет, может один из них. Словесная игра « Гуси » Цель игры. Развивать у детей диалогическую речь, умение действовать по словесному сигналу, сочетать слова с действиями. Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Гуси»: «Вы, дети, будете гусями, а я вашей хозяйкой. Вы пасетесь вот здесь на травке( указывает место, где дети могут ходить, «Щипать травку») , а в этом углу будет мой дом». Воспитатель объясняет детям ход игры. Слова воспитателя: Действия детей: Тет- тет- тет, Гуси белые, гуси серые, Дети вытягивают шеи, расставляют пальцы, Ступайте домой! Машут руками. Гуси шеи длинные вытянули, Все вместе произносят: «Га- га- га! Не хотим Лапы красные растопырили, домой. Нам и здесь хорошо! » Крыльями машут, Носы раскрывают. Гуси продолжают щипать травку, гулять по лугу. Когда дети выучат текст, хозяйкой может быть кто- либо из детей. Словесная игра « Гуси- гуси » Цель игры. Развивать у детей диалогическую речь, добиваться, чтобы речь их была выразительной. Ход игры. При помощи считалки выбирают хозяйку гусей и волка. Гуси находятся в одном конце комнаты, хозяйка – в другом, волк – в стороне. Слова хозяйки гусей: Ответы гусей: Гуси! Гуси! Га- га- га! Есть хотите? Да- да- да! Ну, летите! Нам нельзя! Почему? Серый волк под горой, Не пускает нас домой! Ну, летите как хотите, Только крылья сберегите! Гуси бегут к хозяйке, а волк старается их поймать и увести к себе. Когда волк поймает несколько гусей, хозяйка ищет их, а затем выручает, предлагая убежать от волка. Волк их ловит, но всех поймать не может, кто- то убегает. Словесная игра « Так бывает или нет? » Цель игры. Развивать логическое мышление, уме ние замечать непоследовательность в суждениях. Ход игры. Обращаясь к детям, воспитатель объяс няет правила игры: «Сейчас я буду вам о чем- то расска зывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот пусть, после того как я за кончу, скажет, почему так не может быть. Примерные рассказы воспитателя: «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на про гулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели. Грустно стало детям. «Давайте сделаем для птиц скворечники! » — предложил Вова. Когда повесили скворечники, птицы поселились в них, и стало опять весело детям». «У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощение для своих друзей: яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье. Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись? » «Все дети обрадовались наступлению зимы. «Вот теперь мы покатаемся на санках, на лыжах, на коньках», — сказала Света. «А я люблю купаться в реке, — сказала Люда, — мы с мамой будем ездить на речку и загорать». Примечание. Вначале в рассказ следует включать только одну небылицу, при повторном проведении игры количество небылиц увеличивают, но их не должно быть больше трех. Словесная игра « Зеркало » Цель игры. Развивать речевую и двигательную ак тивность детей. Ход игры. Дети становятся в круг. Выбранный при помощи считалки ребенок становится в центр круга. Все остальные произносят: Ровным кругом, Друг за другом, Эй, ребята, не зевать! Что нам Вовочка( Анечка, Валечка и т. д. ) покажет, Будем дружно выполнять. Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети повторяют их. Словесная игра « Коршун » Цель игры. Упражнять детей в диалогической ре чи, учить быстро реагировать на словесный сигнал. Ход игры. Воспитатель рассказывает детям о кор шунах, о том, что они иногда нападают на наседок с цыплятами и уносят цыплят. «Сегодня мы поиграем в игру, где цыплята должны убегать от коршуна. Вот послушайте, какой разговор был у наседки с коршуном», — говорит воспитатель. — Коршун, коршун, что ты делаешь? — спрашивает наседка. — Ямочку копаю, — отвечает коршун. — Что в ней ищешь? — Камешек. — Зачем тебе камешек? — Чтобы носик точить. — Зачем тебе носик точить? — Чтобы твоих детушек клевать. «Сейчас мы считалочкой выберем коршуна, наседку, а все остальные будут цыплятами, — продолжает воспи татель. — Как только вы услышите слова «детушек кле вать», бегите в курятник, вот сюда( показывает на место, обведенное мелом или окруженное стульями) . Наседка будет защищать своих цыплят, прогонять коршуна: «Кыш, кыш, злой коршун». Старайтесь не попадаться в лапы коршуну». Роль наседки в первый раз берет на себя воспитатель. При повторном проведении игры и коршуна, и наседку выбирают из числа играющих. Словесная игра « Карусель » Цель игры. Учить детей говорить в быстром и мед ленном темпе, согласовывать движения со словами сти хотворения, реагировать на словесный сигнал. Ход игры. Воспитатель знакомит детей с правила ми игры, предварительно разложив веревку в виде коль ца: «Сегодня мы поиграем в игру «Карусель». Давайте, дети, станем возле веревки в круг, возьмем ее в правую руку и пойдем друг за другом, это будет карусель. Все вместе будем произносить такие слова: Еле, еле, еле, еле Завертелись карусели, А потом кругом, кругом — Все бегом, бегом, бегом. Сначала пойдем медленно, а после слова «бегом» побежим по кругу. После того как я скажу слово «пово рот», мы повернемся, возьмем веревку в левую руку и пойдем в другую сторону, произнося такие слова: Тише, тише, не спешите, Карусель остановите, Раз и два, раз и два — Вот и кончилась игра. Карусель начинает кружиться медленно, наконец останавливается. Когда карусель остановится, вы сходите с нее( кладете веревку на пол) , бегаете по площадке, а по сигналу( удар в бубен, звонок) снова садитесь на ка русель». При повторении игры воспитатель может уже не ста новиться в круг, а только наблюдать за игрой и напоми нать детям текст. Словесная игра « Что сажают в огороде? » Цель игры. Учить детей классифицировать предме ты по определенным признакам( по месту их произрас тания, по их применению) , развивать быстроту мышления, слуховое внимание. Ход игры. Воспитатель спрашивает: «Дети, вы зна ете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы вниматель но слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает». — Морковь. - Да! — Огурцы. - Да! — Свекла. - Да! — Сливы. — Нет! Если кто- то поспешит и ответит неправильно, воспи татель может сказать: «Поспешишь, людей насмешишь. Будь внимателен! » Так же можно провести игры: «На кроем стол для гостей»( воспитатель называет столовую посуду) , «Посадим сад», «Мебель», «Одежда» и др. Словесная игра « Какое время года » Цель игры. Учить детей соотносить описание при роды в стихах или прозе с определенным временем года, развивать слуховое внимание, быстроту мышления. Ход игры. У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку. Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает? » — и, открывая карточку, читает текст. Дети отгадывают. Загадки Дел у меня немало — Я соткано из зноя, Я белым одеялом Н есу тепло с собою. Всю землю укрываю, Я реки согреваю, В лед реки убираю, «Купайтесь! » — приглашаю. Белю поля, дома И любите за это Зовут меня. . . Вы все меня. Я. . . ( Зима) ( Лето) Я раскрываю почки, Несу я урожаи, В зеленые листочки Поля вновь засеваю, Деревья одеваю, Птиц к югу отправляю, Посевы поливаю, Деревья раздеваю. Движения полна. Но не касаюсь сосен Зовут меня. . . И елочек. Я- ( Весна) ( Осень) Словесная игра « Что подарили Наташе? » Цель игры. Побуждать детей рассматривать пред меты, вспоминать качества тех предметов, которые ребе нок в данный момент не видит. Ход игры. Воспитатель рассказывает: «Прислала бабушка Наташе подарок. Смотрит Наташа: лежит в корзиночке что- то круглое, гладенькое, зеленое, а с одно го бока красное, откусишь его — вкусное сочное. Растет на дереве. «Забыла, как это называется», —п одумала Наташа. Дети, кто поможет ей вспомнить, как называет ся то, что ей бабушка прислала? » Другой вариант. Воспитатель вспоминает: «Однажды в детский сад пришел гость. Одет он был в красивую шубу, шапку, валенки. У него была длинная белая боро да, белые усы, брови. Глаза добрые. В руках он держал мешок. Как вы думаете, кто был нашим гостем? Что у гостя в мешке? Какой был праздник в детском саду? » Такие разговоры- загадки воспитатель может вести о разных предметах и явлениях. Словесная игра « Добавь слово » Цель игры. Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, разви вать ориентировку в пространстве. Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Давайте вспомним, где у нас правая рука. Поднимите ее. Все пред меты, которые вы видите в той стороне, где правая рука, находятся справа. Кто знает, где находятся предметы, ко торые вы видите в той стороне, где левая рука? Знаете ли вы, что обозначают слова «впереди меня» и «позади ме ня»? ( Уточняет и эти понятия. ) А сейчас мы поиграем. ( Дети садятся за стол. ) Я буду начинать предложение, называть разные предметы нашей комнаты, а вы будете добавлять слова: «справа», «слева», «позади», «впере ди» — отвечать, где этот предмет находится. Воспита тель начинает: — Стол стоит. . . ( называет имя ребенка) . — Позади — Полочка с цветами висит. . . — Справа. — Дверь от нас. . . — Слева. Если ребенок ошибся, воспитатель предлагает встать, поднять руку и указать этой рукой на предмет. — Какая рука у тебя ближе к окну? — Правая. — Значит, где находится от тебя окно? — Справа. Можно эту игру провести и так. Воспитатель произно сит слова: «слева», «справа», «впереди», «позади», а дети говорят, какие предметы находятся в названном направ лении. Для проведения этой игры детей не следует сажать в кружок, их лучше посадить с одной стороны стола, так, чтобы предметы по отношению к ним были расположены одинаково. В более старших группах детей можно сажать в кружок. Это усложняет решение игровой задачи, но де ти успешно справляются с заданием, так как уже хо рошо ориентируются в пространстве. Словесная игра « А что потом? » Цель игры. Закрепить знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня. Ход игры. Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры: «Помните, мы с вами говорили на занятии, что мы делаем в детском саду в течение всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, всё ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том, что мы делаем в детском саду с самого утра. Кто ошибется, сядет на по следний стул, а все остальные передвинутся». Можно вве сти такой игровой момент. Воспитатель поет песенку: «Камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет от вечать». Воспитатель начинает: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом? » Передает каме шек кому- либо из играющих. «Делали гимнастику», — от вечает ребенок. «А потом? »( Воспитатель передает каме шек другому ребенку. ) И т. д. Игра продолжается, пока дети не назовут последнее— ух од домой. Примечание. Использовать камешек в подобных играх целесообразно, так как отвечает не тот, кому хочется, а тот, кому достанется камешек. Это заставляет всех детей быть внимательными и готовыми отвечать. Игра проводится в конце года. Словесная игра « Когда это бывает? » Цель игры. Уточнить и углубить знания детей о временах года. Ход игры. Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев и т. д. Ответы детей показывают, в какой мере они соотносят те или иные явления и труд человека с временем года. «А сейчас я буду называть время года, а вы будете отвечать, что бывает в это время и что делают люди. Например, я скажу: «Весна» — и положу камешек Вове, Вова быстро вспомнит и скажет, что бы вает весной. Например: «Весной тает снег». Потом он передаст камешек рядом сидящему и тот вспомнит еще что- нибудь о весне». Когда все дети усвоят правила, можно начинать игру. Если кто- то не может ответить, воспита тель помогает ему вопросами. Словесная игра « Что бывает широкое( длинное, высокое, низкое, узкое) ? » Цель игры. Уточнить представления детей о вели чине предметов, учить классифицировать предметы по определенному признаку( величина, цвет, форма) , разви вать быстроту мышления. Ход игры. Дети садятся в кружок. Воспитатель го ворит: «Дети, предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, корот кие, низкие, высокие, узкие, широкие. Мы с вами на за нятиях и на прогулках видели много разных по величине предметов. Сейчас я буду называть одно слово, а вы бу дете перечислять, какие предметы можно назвать этим одним словом». В руках у воспитателя камешек. Он дает его тому ребенку, который должен отвечать. — Длинный, — говорит воспитатель и дает камешек рядом сидящему. — Дорога, — отвечает тот и передает камешек соседу. — Платье, веревка, день, шуба, — вспоминают дети. — Широкий, — предлагает воспитатель следующее слово. Дети называют: дорога, улица, речка, лента и др. Эта игра проводится с детьми в конце года, когда они получили знания о величине предметов. Так же проводится игра и с целью совершенствования умения детей классифицировать предметы по цвету, фор ме. Воспитатель говорит: — Красный. Дети по очереди отвечают: флажок, шар, ягода, звез дочка и др. Или: — Круглый. Дети отвечают: мяч, солнце, яблоко, колесо и др. Тех детей, которые назвали больше слов, следует по хвалить. Словесная игра « Отгадай- ка » Цель игры. Учить детей описывать предмет, не гля дя на него, выделять в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет. Ход игры. Воспитатель напоминает детям, как они на занятии рассказывали о знакомых предметах, загады вали и отгадывали о них загадки, и предлагает: «Давай те поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Выберите себе каждый какой- либо предмет и говорите за него. Только надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали, и говорите только о тех предметах, ко торые находятся в комнате». После небольшой паузы( дети должны выбрать пред мет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему( вместо камешка можно использовать ленточку, игрушку и т. д. ) . Ребенок встает и дает описание предмета, а затем пере дает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребе нок описывает свой предмет и передает камешек следую щему играющему, чтобы тот отгадал. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не приду мает свою загадку. Если игра проходит во время занятия и, значит, в ней принимают участие все дети группы, дли тельность ее будет 20—25 минут. В процессе игры воспитатель следит за тем, чтобы де ти при описании предметов называли их существенные признаки, которые помогли бы узнать предмет. Он может задать вопрос загадывающему: «Где этот предмет нахо дится? » или: «Для чего нужен этот предмет? » Но спешить с наводящими вопросами не следует. Надо дать возмож ность ребенку самому припомнить предмет, его основные признаки и рассказать о них. Дети дают такие описания предметов: «Деревянный, полированный, впереди стекло, может интересно расска зывать»( телевизор) , «Железная, из прутиков, стоит на подоконнике, оттуда слышно пение птички( клетка) , «Блестящий, с носиком, в нем кипяченая вода»( чайник) . Словесная игра « Магазин » Цель игры. Учить детей описывать предмет, нахо дить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию. Ход игры. Дети садятся полукругом перед столом и полочкой с различными игрушками. Воспитатель, обра щаясь к ним, говорит: «У нас открылся новый магазин. П осмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы их сможете купить. Но чтобы купить игрушку, нужно выпол нить одно условие: не называть ее, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию прода вец узнает ее и продаст вам». Короткой считалкой выбирают продавца. Первым покупает игрушку воспитатель, показывая, как надо вы полнять правила игры. Воспитатель: «Товарищ продавец, я хочу купить игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть все дети». Продавец подает покупателю мяч. «Спасибо, какой красивый мяч! » — говорит воспитатель и с мячом садится на стул. Продавец называет имя любого из играющих. Тот подходит и описывает игрушку, которую он выбрал для покупки: «А мне продайте, пожалуйста, такую игрушку: она «пушистая, оранжевая, у нее длинный красивый хвост, узенькая мордочка и хитренькие глазки». Продавец по дает игрушку лису. Покупатель благодарит и садится на место. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не ку пят себе игрушки. Роль продавца могут выполнять несколько ребят по очередно. Д ети, «купившие» игрушки, играют затем с ними в комнате или на прогулке. Игру в «магазин» лучше проводить после сна перед самостоятельными играми. Воспитатель приносит в «магазин» и такие игрушки, с которыми дети давно не играли, чтобы пробудить инте рес к ним, напомнить, какие они интересные, красивые. П о такому же принципу проводится игра «Магазин цветов», где дети описывают комнатные рас тения, их листья, стебель, цветок. Словесная игра « Радио » Цель игры. Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей. Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня мы будем играть в новую игру, называется она «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, ко торый говорит по радио? Правильно, его называют дик тором. Сегодня по радио диктор будет разыскивать де тей нашей группы. Он будет описывать кого- нибудь из нас, а мы по его рассказу узнаем, кто же из нас потерял ся. Сначала я буду диктором, слушайте. Внимание! Внимание! Потерялась девочка. На ней красный свитер, клетчатый фартук, в косичках белые ленты. Она хоро шо поет песни, дружит с Верой. Кто знает эту девочку? Так воспитатель начинает игру, показывая детям при мер описания. Дети называют девочку из своей группы. «А теперь диктором будет кто- нибудь из вас», — говорит воспитатель. Нового диктора выбирают при помощи считалки. Воспитатель следит, чтобы дети называли наиболее характерные черты своих товарищей, как они одеты, чем любят заниматься, как относятся к друзьям. Если диктор дал такое описание, что дети не смогли узнать товарища, все хором отвечают: «Нет такой девоч ки( мальчика) у нас! ». И тогда диктор платит фант, ко торый в конце игры выкупается. Словесная игра « Где был Петя? » Цель игры. Активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, активизировать речь детей. Ход игры. Вариант 1. Воспитатель говорит детям, что они будут играть в такую игру, которая заставит их вспомнить все, что они видели в своем детском саду: какие есть комнаты, кто в них находится, что стоит в каждой комнате, чем в ней занимаются. Воспитатель рассказывает: «Давайте представим, будто в наш детский сад пришел новый мальчик Петя. Вместе со своей воспитательницей он пошел осматри вать детский сад. А вот куда он заходил и что там уви дел, расскажет Петя. От имени Пети будете рассказы вать вы все по очереди. Не называйте комнату словом. Мы должны ее узнать сами по вашему описанию». Если дети уже знакомы с играми «Отгадай- ка», «Ма газин», «Радио», они должны самостоятельно, без помо щи воспитателя дать описание отдельных комнат и труда взрослых детского сада. Приводим примерные описания, данные детьми: «Пе тя зашел в комнату, где на полках лежало много чистого белья. Мария Петровна гладила его, гудела стиральная машина». ( Прачечная) . «Петя заглянул в комнату, где дети пели, танцевали, кто- то играл на пианино. Комната была большая, светлая». ( Зал. ) Воспитатель предупреждает детей, что надо описы вать только то, что Петя мог увидеть в здании детского сада. Если ребенок рассказал о том, чего нет в детском саду, он считается проигравшим. Словесная игра « Где был Петя? » Цель игры. Активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, активизировать речь детей. Ход игры. Вариант 2. Можно усложнить эту игру. Воспитатель при ее повторении предлагает вспомнить, что мог уви деть Петя, выйдя на участок детского сада. Дети описы вают участок, постройки, деревья, кустарники, выделяют признаки, отличающие участок одной группы от участка другой. Воспитателю необходимо активизировать словарь де тей, предлагая назвать одно и то же различными слова ми. Так, например, ребенок описал овощехранилище: «Петя спустился по лестнице и увидел на полочках банки с разными фруктами, соками, компотами: в мешках была морковь, а в большом ящике картошка. Там было про хладно». Дети отвечают: «Петя попал в подвал». Воспи татель предлагает подумать и сказать другими словами. Ответы детей могут быть такими: «На продуктовый склад», «В кладовую», «В овощехранилище». Воспитатель подтверждает правильность ответов де тей: «Да, помещение, куда заглянул Петя, можно на звать по- разному». Словесная игра « Где был Петя? » Цель игры. Активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, активизировать речь детей. Ход игры. Вариант 3. Можно предложить более сложный ва риант. Воспитатель говорит детям: «Мы с вами хорошо знаем наш город( или район) , мы ходили с вами на экскурсию, видели, какие учреждения, здания, улицы есть в городе. А вот Петя только недавно приехал в наш город. Расскажите, где он уже побывал и что увидел. А мы отгадаем». Дети рассказывают о библиотеке, шко ле, кинотеатре, главной улице и т. д. Воспитатель помогает детям выделить наиболее су щественные отличительные черты описываемого объекта, уточняет знания детей. Например, Ира дала такое опи сание: «Петя зашел в дом. Там было много полок с кни гами, люди стояли и рассматривали их». По этому опи санию трудно догадаться, где же был Петя: в книжном магазине или в библиотеке? Воспитатель уточняет рас сказ ребенка: «Книги там продавали или выдавали? » — «Выдавали». — «К уда же попал Петя? » Дети отвечают: «В библиотеку». — «Что же было главным в описании Иры? » — спрашивает педагог. «То, что книги там выда вали». — «Кто выдавал книги? » — «Библиотекарь». — «А кто продает книги? » —« Продавец». — «Где работает продавец? » — «В магазине». Так воспитатель уточняет и углубляет знания детей об окружающем. Можно использовать и другие варианты. Словесная игра « Где был Петя? » Цель игры. Активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, активизировать речь детей. Ход игры. Вариант 4. Воспитатель рассказывает о том, что Петя уехал с родителями отдыхать. Дети должны рассказать, куда бы мог поехать Петя и что бы он мог там увидеть. Например, было дано такое описание: «Петя приехал к бабушке. Пошел с ней гулять и увидел длинный- длин ный сарай, в нем было много свиней. Там их кормили, они ели и хрюкали». Дети отвечают: «Петя побывал в колхозе». Воспитатель, активизируя мышление детей, их сло варь, предлагает подумать, можно ли ответить по- друго му. Дети дают такие ответы: «Петя побывал на свино ферме, в деревне». Все ответы правильные», — подводит итог воспита тель. Словесная игра « Где был Петя? » Цель игры. Активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, активизировать речь детей. Ход игры. Вариант 5. В следующий раз воспитатель предлагает детям подумать и сказать, что бы мог увидеть Петя, если бы он был путешественником. Дети рассказывают об Африке, Арктике, и т. д. , используя имеющиеся у них зна ния, полученные в детском саду и дома. Воспитатель уточняет и углубляет знания детей, стремится обогатить их словарь. Словесная игра « Где был Петя? » Цель игры. Активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, активизировать речь детей. Ход игры. Вариант 6. Воспитатель говорят детям о том, что Пе тя очень любит читать книги, и предлагает: «Пусть он расскажет о каком- либо герое книги, а мы узнаем, какую книгу прочитал Петя». Предупреждает, что рассказывать можно только про тех героев, о которых читали всем в детском саду, иначе не все смогут отгадать. Приводим несколько рассказов детей: «Маленькая девочка очень любила свою бабушку, она ходила к ней в гости в лес, носила ей пирожки и молоко, по дороге собира ла цветы». «Жили старики у самого синего моря. Старик ловил рыбу, а ста руха его все время ругала, она была злая, привередливая». «Дедушка был очень добрый. Наступила весна, растаял лед, речка разлилась, и зайцы не знали, куда им спрятаться. Он подплыл к ним на лодке и спас их». Дети могут и сами придумывать игры про Петю. «Пусть Петя узнает, как называется эта песня», — пред лагает Таня. Кто- либо из ребят или все вместе напевают слова песни, а водящий должен вспомнить ее название и автора. Воспитатель поощряет творческую самостоя тельность. В конце игры он может предложить детям за рисовать то, о чем они рассказывали в игре «Где был Петя? ». Словесная игра « Кто больше заметит небылиц? » Цель игры. Учить детей замечать небылицы, нело гичные ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного. Ход игры. Дети садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки. Воспитатель объясняет пра вила игры: «Дети, сейчас я прочитаю вам стихотворение Корнея Чуковского «Путаница» 1. В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто за метит небылицу, положив фишку, заметит еще одну не былицу — положит вторую фишку рядом и т. д. Кто за метит больше небылиц, тот и выиграет. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу». Сначала читается небольшая часть этого стихотворе ния. Читается стихотворение медленно, выразительно, акцентируются места с небылицами. П осле чтения воспитатель спрашивает детей, почему стихотворение называется «Путаница». Затем того, кто отложил меньше фишек, просит назвать замеченные им небылицы. Дети, у которых больше фишек, называют те небылицы, которые не заметил первый отвечающий. По вторять сказанное нельзя. Если ребенок положил больше фишек, чем небылиц в стихотворении, воспитатель гово рит ему, что он не выполнил правила игры, и предлагает быть более внимательным в другой раз. З атем читается следующая часть стихотворения. На до следить за тем, чтобы дети не утомлялись, так как игра требует большого умственного напряжения. Заме тив по поведению детей, что они устали, воспитатель должен прекратить игру. В конце игры следует похвалить тех детей, которые заметили больше небылиц и правиль но их объяснили. Словесная игра « Да — нет » Цель игры. Учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения. Ход игры. Вариант 1. Воспитатель сообщает детям п равила игры и объясняет название. «Почему эта игра так называется? Потому что мы с вами можем отвечать на вопросы водящего только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какой предмет в нашей комнате мы ему загадаем. Он придет и бу дет у нас спрашивать, где находится предмет, какой он, для чего нужен. Мы ему будем отвечать только двумя словами. Сначала водящим буду я. Когда я выйду из комнаты, Вова скажет вам, какой предмет он предлагает загадать. Потом вы позовете меня. Воспитатель выходит, потом заходит в комнату и спрашивает: «Этот предмет на полу? » — «Нет». «На сте не? »— «Нет». «На потолке? » — «Да». «Стеклянный? Похож на грушу? » — «Да». «Лампочка? » — «Да». Взяв на себя роль первого водящего, воспитатель учит детей логично ставить вопросы. Он разъясняет: «Дети, вы заметили, как я спрашивала? Сначала я узна ла, где находится предмет, а потом я узнала, какой он. Постарайтесь и вы так же отгадать». Эта игра учит детей мыслить логично: если предмет не на полу, значит, он может быть на стене или на по толке. Дети не сразу делают правильные выводы. Бывает так: узнав, что этот предмет не на полу, ребенок продол жает спрашивать: «Стол? », «Стул? » Воспитатель в таких случаях помогает ребенку прийти к правильному умоза ключению: «Ира, мы тебе ответили, что предмет не на по лу. А где находится стул, стол? » — «На полу». «Нужно было их называть? » — «Нет». «Ты узнала, что предмет на стене. Посмотри, какие предметы на стене, и отгадай, что мы загадали», — предлагает воспитатель. «Он квад ратный? »— «Да». «В рамочке? » — «Да». «На нем нари сованы цветы? » — «Да». «Картина? » — «Да». Вариант 2. Молено предложить более сложный ва риант. Воспитатель загадывает предмет, который нахо дится за пределами комнаты: «Предметов, дети, очень много, и отгадать будет трудно, если вы не узнаете, на земле это или на небе, в доме или на улице, животное это или растение». Если дети несколько раз играли в эту игру, они быст ро начинают подбирать вопросы и отгадывать задуман ный предмет. Например, дети загадали солнце. Миша- отгадчик задает такие вопросы: «В доме? На улице? В огороде? В лесу? На земле? На небе? » Узнав, что пред мет на небе, 011 задает следующие вопросы: «Воздух? Тучи? Снег? Воробьи? Ракета? Самолет? Солнце? » По его вопросам можно проследить ход логического мышления: узнав, что предмет находится на небе, он на зывает уже только те объекты, которые могут там быть. Словесная игра « Отвечай быстро » Цель игры. Закреплять умение детей классифици ровать предметы( по цвету, форме, качеству) , приучать их быстро думать и отвечать. Ход игры. Воспитатель, держа в руках мяч, ста новится вместе с детьми в круг и объясняет правила иг ры: «Сейчас я назову какой- либо цвет и брошу кому- нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, потом он сам называет любой цвет и перебрасывает мяч следующему. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, свой цвет и т. д. «Зеленый» — говорит воспитатель( делает маленькую паузу, давая детям возможность вспомнить предметы зе леного цвета) и бросает мяч Вале. «Лист», — отвечает Валя и, сказав «голубой», бросает мяч Вите. «Небо», — отвечает Витя и говорит «желтый», бросая мяч следую щему. Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так как предметов одинакового цвета много. Основным признаком для классификации может быть не цвет, а качество предмета. Начинающий говорит, на пример: «Деревянный», — и бросает мяч. «Стол», — отве чает ребенок, поймавший мяч, и предлагает свое слово: «Каменный». «Дом», — отвечает следующий играющий и говорит: «Стальной». — «Ложка». И т. д. В следующий раз за основной признак берется форма. Воспитатель говорит слово «круглый» и бросает мяч лю бому играющему. «Солнце», — отвечает тот и называет другую форму, например «квадратный», бросая мяч сле дующему игроку. Тот называет предмет квадратной фор мы( окно, книга, платок) и предлагает какую- либо фор му. Одну и ту же форму можно повторять несколько раз, поскольку многие предметы имеют одинаковую форму. При повторении игру можно усложнить, предложив называть не один, а два или несколько предметов. Словесная игра « Кто больше назовет действий? » Цель игры. Учить детей соотносить действия людей с их профессией, активизировать словарь, воспитывать умение быстро думать. Ход игры. Воспитатель перед игрой проводит корот кую беседу, уточняя понимание детьми слов «профессия», «действия»: «Дети, я работаю в детском саду воспитате лем. Это моя профессия. Толина мама лечит больных. Ее профессия называется «врач». Как вы думаете, ка кая профессия у Антонины Васильевны, которая нам готовит обед? ( Дети отвечают: «Повар». ) Назовите, какие вы знаете профессии. ( Дети называют: «Шофер, учитель, сапожник, летчик и др. ». ) Каждый человек, имея про фессию, работает, выполняет какие- то действия. Что же делает повар? ( Дети отвечают: «Варит, печет, жарит, пе ремалывает мясо, чистит овощи и др. ». ) Вот сейчас мы и поиграем с вами в игру «Кто больше назовет действий? » Я назову профессию, а вы вспомните все действия чело века этой профессии». Воспитатель говорит слово «врач». Дети отвечают: «Осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекар ство, делает уколы, операции». «Портной» — наметывает, кроит, порет, утюжит, примеряет, шьет и т. д. Воспитатель называет знакомые детям профессии: дворник, няня, прачка, шофер и др. Дети вспоминают, что делают люди этих профессий. Кто больше назовет действий, считается выигравшим. Словесная игра « Что кому нужно? » Цель игры. Упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые лю дям определенной профессии. Ход игры. Воспитатель напоминает детям игру «Кто больше назовет действий? » Он говорит: «В этой игре вы называли, какие действия выполняет человек той или иной профессии. А сегодня мы вспомним, что же нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть человека по профессии, а вы скажете, что нужно ему для работы». «Сапожник! » — говорит воспитатель. «Гвоз ди, молоток, кожа, сапоги, ботинки, машинка, лапа», — отвечают дети. Воспитатель называет профессии, знакомые детям данной группы: врач, медсестра, воспитатель, няня, двор ник, шофер, летчик, повар и др. Если интерес к игре у детей не пропадает, можно предложить обратный вариант. Воспитатель называет предметы для труда людей определенной профессии, а дети называют профессию. «Читает, рассказывает, учит рисовать, лепить, танцу ет и поет, играет», — говорит воспитатель и бросает мяч кому- либо из играющих. «Воспитательница», — отвечает тот и бросает мяч ей. В этой игре, как и в других играх, где правилами предусматривается умение быстро отвечать, необходимо помнить об индивидуальных особенностях детей. Есть медлительные дети. Их надо приучать думать быстрее, но делать это следует осторожно. Такого ребенка лучше вызвать отвечать первым, так как в начале игры боль шой выбор слов. Воспитатель подбадривает ребенка сло вами: «Витя быстро нашел нужное слово. Молодец! » Подчеркивается именно быстрота ответа. Словесная игра « Вершки- корешки » Цель игры. Упражнять детей в классификации ово щей( по принципу: что у них съедобно — корень или пло ды на стебле) . Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть «вершками», а что — «корешками». «Съедобный корень овоща будем называть «корешками», а съедобный плод на стебле — «вершками». Воспитатель называет какой- нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательны, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь! » Дети отвечают: «Корешки». «По мидор! » — «Вершки». «Лук! » — «Вершки и корешки». Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается. Воспитатель может предложить иной вариант; он го ворит: «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки. Эту игру хорошо проводить после бе седы об овощах, об огороде. Словесная игра « Назови три предмета » Цель игры. Упражнять детей в классификации предметов. Ход игры. «Дети, — говорит воспитатель, — мы уже играли в разные игры, где требовалось быстро подобрать нужное слово. Сейчас мы поиграем в похожую игру, но только будем подбирать не одно слово, а сразу три. Я на зову одно слово, например «мебель», а тот, кому я брошу мяч, назовет три слова, которые можно назвать одним словом «мебель». Какие предметы можно назвать одним словом «мебель»? » Дети: «Стол, стул, кровать, диван». «Правильно, — говорит воспитатель, — но в игре нужно назвать только три слова». «Цветы! » — произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, василек». В этой игре дети учатся относить три видовых поня тия к одному родовому. В другом варианте игры дети, наоборот, по нескольким видовым понятиям учатся на ходить родовые. Например, воспитатель называет: «Малина, клубника, смородина». Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Ягоды». Более сложным вариантом игры будет такой, когда воспитатель во время одной игры меняет задание: то называет видовые понятия, и дети находят родовые, то называет родовые понятия, а дети указывают видовые. Такой вариант предлагается в том случае, если дети час то играли в различные игры на классификацию пред метов. Эту игру рекомендуется проводить с небольшими группами играющих. Словесная игра « Охотник » Цель игры. Упражнять детей в умении классифици ровать и называть животных, рыб, птиц и т. д. Ход игры. Где- нибудь на свободном месте в одном конце двора или площадки стоит группа играющих. Это дом. На расстоянии нескольких шагов от дома — чем дальше, тем лучше — положена какая- нибудь метка и проведена черта. Это лес, где водятся разные звери. В этот лес и отправляется охотник — один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту, буду охотиться за. . . » Здесь он делает шаг впе ред и говорит: «. . . зайцем»; делает второй шаг: «. . . медве дем»; делает третий шаг: «. . . волком»; четвертый шаг: «. . . лисицей»; пятый: «. . . барсуком. . . ». При каждом шаге охотник называет какого- нибудь зверя. Нельзя два раза называть одного и того же зверя. Нельзя называть и птиц, но если играть в птичью охоту, то нужно назы вать только птиц. Победителем считается тот, кто дошел до леса, при каждом шаге называя нового зверя. Тот, кто не смог этого сделать, возвращается домой, а на охоту отправ ляется следующий. Неудачливому охотнику можно раз решить еще раз пойти на охоту. Возможно, на этот раз охота будет удачной. Примечание. По принципу этой игры можно провести игру «Рыболов». Игра проводится так же. Рыболов го ворит: «Пойду на рыбалку и поймаю. . . щуку, карася, оку ня» и т. д. Словесная игра « Птицы( звери, рыбы) » Цель игры. Закреплять умение детей классифици ровать и называть животных, птиц, рыб. Ход игры. Все дети садятся на стулья, поставлен ные в ряд или вокруг стола, или становятся в кружок. Один из играющих берет в руки какой- нибудь пред мет и передает его своему соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица? » Сосед принимает предмет и бы стро отвечает: «Орел». Затем он передает вещь своему соседу и сам говорит: «Вот птица. Что за птица? » «Воро бей», — отвечает тот и быстро передает предмет следу ющему. Предмет можно передавать по кругу несколько раз, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан. Отвечать надо не мешкая. Если ребенок медлит, это зна чит, что он плохо знает птиц. Тогда все другие участники игры начинают помогать ему, называя птиц. Одну и ту же птицу нельзя называть дважды, каждый раз нужно называть новую. Если кто- нибудь повторит название два раза, у него берут фант, а по окончании игры заставляют выкупать его. Так же играют, называя рыб, зверей, насекомых. Словесная игра « А если бы. . . » Цель игры. Воспитывать сообразительность, наход чивость, умение использовать знания в соответствии с об стоятельствами. Ход игры. Воспитатель начинает игру таким вступ лением: «Решили как- то ребята из детского сада отпра виться в путешествие по родной стране. Все хотели путе шествовать, но ничего у них не вышло, оказалось, что все они хотели путешествовать по- разному. Как вы думаете, что предлагали дети того детского сада? Куда и на чем они хотели поехать? Каждый может предложить только один маршрут и один подходящий вид транспорта, по вторяться нельзя». Дети сидят в кругу. Воспитатель передает одному из играющих какой- нибудь предмет( камешек, желудь, ку бик) . Получивший его говорит, куда бы он отправился и иа чем, и передает предмет рядом сидящему игроку. Так предмет переходит из рук в руки, пока не будут названы все средства передвижения. Дети вспоминают все: лодки, плоты, упряжки оленей, ракеты и др. Словесная игра « Кто больше назовет предметов? » Цель игры. Учить детей классифицировать предме ты по месту их производства. Ход игры. После предварительной беседы о том, что окружающие нас предметы изготовлены людьми на фаб риках, заводах или выращены в совхозах и колхозах, воспитатель предлагает игру «Кто больше назовет пред метов? » «Что сделано на заводе( на фабрике) ? » — спрашивает воспитатель и бросает мяч кому- либо из играющих. «Ма шины», — отвечает тот и бросает мяч следующему. Дети следят за правильностью ответов, за тем, чтобы не повторялось сказанное. «Что выращено в колхозе( в совхозе) ? » — спрашивает воспитатель. Дети называют: лен, картофель, рожь, пше ница. В такой игре уточняются знания детей. Например, де ти узнают, что зерно выращивают колхозники, а хлеб выпекают рабочие пекарни, хлебозавода. Постоянное напоминание детям о том, что в создание почти каждого предмета вложен труд человека, воспиты вает у них бережное отношение ко всем вещам. Словесная игра « Испорченный телефон « Цель игры. Развивать у детей слуховое внимание. Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ве дущий тихо( на ухо) говорит какое- либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т. д. Слово должно дойти до последнего игрока. Ведущий спрашива ет у последнего: «Какое ты услышал слово? » Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди( начиная с последнего) , какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду. Игра проводится в свободное от занятий время. Она успокаивает детей после подвижных игр. Словесная игра « Природа и человек » Цель игры. Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа. Ход игры. Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знания о том, что окру жающие нас предметы или сделаны руками людей, или существуют в природе, и человек ими пользуется; напри мер, лес, уголь, нефть, газ существуют в природе, а дома, заводы, транспорт создает человек. «Что сделано человеком? » — спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой- либо предмет( или бросает мяч) . После нескольких ответов детей он задает новый вопрос: «Что создано природой? » В ходе игры воспитатель проводит с детьми неболь шую беседу о том, что человек использует природу для того, чтобы лучше жилось людям и в то же время люди бережно относятся к природе: охраняют леса от пожаров, очищают пруды, озера и реки, охраняют животных и птиц. Словесная игра « Летает — не летает » Цель игры. Развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку. Ход игры. Дети садятся полукругом, руки кладут на колени. Воспитатель объясняет правила игры: «Я бу ду называть предметы и спрашивать «летает? », например: «Голубь летает? Самолет летает? » и т. д. Если я назову предмет, который в самом деле летает, вы поднимете ру ки. Если я назову нелетающий предмет, руки поднимать не следует. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит фант». Похлопывая по коленям, воспитатель и дети говорят: «Поехали- поехали», затем воспитатель начинает игру: «Галка летает? » — и поднимает руки. Дети отвечают: «Летает», — и тоже поднимают руки. «Дом летает? » — спрашивает воспитатель и поднимает руки. Дети молчат. У многих ребят в начале игры руки непроизвольно, в силу подражания, поднимаются каждый раз. Но в том и заключается смысл игры, чтобы своевременно удержаться и не поднять руки, когда назван нелетающий предмет. Кто не удержался, платит фант, который в конце игры выкупается. Словесная игра « Краски « Цель игры. Развивать у детей слуховое внимание, быстроту мышления. Ход игры. Для этой игры надо выбрать хозяина красок и отгадчика Сеньку Попова. Все остальные будут красками. Сенька Попов отходит в сторону, а хозяин и краски тихонько сговариваются, кто будет какой краской. Назва ние краскам дает хозяин, или они сами себе выбирают название. Нельзя, чтобы были две одинаковые краски. Хозяин должен хорошо запомнить, кто из играющих ка кая краска. Когда цвета распределены, краски и хозяин присаживаются на корточки и делают вид, что засыпают. Тут приходит Сенька Попов. Подходит, стучит несколько раз в дверь и говорит: — Тук, тук! Хозяин просыпается, встает и спрашивает: — Кто там? — Сенька Попов! — За чем пришел? —За краской! — За какой? —За синей! Если такого цвета среди красок нет, хозяин говорит: — Такой у нас нет! А все краски хлопают в ладоши и приговаривают: Пойди по синенькой дорожке, Найдешь синие сапожки, Поноси, поноси, И нам принеси! Сенька уходит в сторону, потом снова возвращается и ведет с хозяином прежний разговор. Если краска, которую просит Сенька, есть, он уво дит ее в дом, а потом снова возвращается к хозяину за другой краской. Когда Сенька уведет от хозяина все краски, игра кончается. Словесная игра « Семья » Цель игры. Развивать слуховое внимание детей, быстроту реакции на слово. Ход игры. Воспитатель придумывает рассказ. Каж дый играющий получает в этом рассказе роль. Если рас сказывается, например, о поездке семьи, то роли могут быть такими: мать, отец, мальчик, дедушка, бабушка, по езд, чемодан, билет и т. д. Как только роль в рассказе названа, ребенок встает, кивает головой и садится. Если он забудет встать вовре мя, то должен стать за стулом и внимательно слушать, когда его роль будет названа еще раз. Услышав, ребенок должен кивнуть, потом он может сесть. Вначале нужно рассказывать медленно, в определен ных местах делать небольшие паузы. Игру можно услож нить, если рассказывать быстрее и одну и ту же роль на зывать чаще. В этом случае ребенок должен быть особен но внимательным. Примечание. По типу этой игры можно проводить и другие игры, например: детям даются названия различ ных цветов, фруктов. В свой рассказ воспитатель вклю чает их названия, а дети, выполняющие роли цветов, фруктов, встают, как только их роль будет названа, мо гут покружиться и т. д. Словесная игра « И я » Цель игры. Развивать у детей сообразительность, воспитывать выдержку, чувство юмора. Ход игры. Воспитатель объясняет детям правила игры: «Я буду рассказывать вам какую- нибудь историю. Когда я остановлюсь во время рассказа, вы скажете слова «и я», если эти слова подходят по смыслу. Если же они н е подходят по смыслу, произносить их не надо. Кто про изнесет, тот заплатит фант». Воспитатель начинает: «Иду я однажды к реке. . . » Дети: «И я». — Рву цветы, ягоды. . . — И я. — По дороге попадается мне наседка с цыплятами. ( Дети молчат. ) — Они клюют зернышки. . . ( Дети молчат. ) — Гуляют на зеленой полянке. — И я. — Вдруг налетел коршун. ( Дети молчат, ) — Цыплята и наседка испугались. . . ( Дети молчат. ) — И убежали. — И я. Если кто- нибудь не вовремя произнесет слова «и я», это вызовет смех у детей, а ребенок, поспешивший с отве том, заплатит фант. Когда ребята поймут правила игры, они сами будут придумывать короткие рассказы и выполнять роль веду щего. Словесная игра « Где мы были, мы не скажем » Цель игры. Развивать у детей находчивость, сооб разительность, умение перевоплощаться. Ход игры. Дети делятся на две группы. Группы рас ходятся в разные стороны и договариваются, какую дея тельность они будут изображать. Одна группа показыва ет движения, а вторая по движениям должна догадаться, что дети делают. Они изображают хорошо знакомую им деятельность, которую часто наблюдали, например: стир ку белья, чистку ботинок, чтение книги и т. д. Более интересно, если дети будут выполнять не оди наковые движения, а разные: например, одни «стирают», другие «вешают белье», третьи «гладят». При помощи жеребьевки определяют, какая группа будет загадывать. Эта группа детей подходит ко второй и говорит: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», — и показывают действия. Вторая группа отгадывает. Когда дети отгадают, те, кто загадывал, убе гают, а те, кто отгадывал, их догоняют. Игра повторяется: те, кто отгадывал, теперь загады вают. Эта игра хорошо проходит на прогулке, вне занятий. Игра проводится с детьми разного возраста; чем старше дети, тем действия, которые они придумывают, становят ся более сложными. Словесная игра « Фанты » Цель игры. Упражнять детей в правильном подборе слов, в умении логично ставить вопросы, быстро и пра вильно отвечать, избегая употребления запретных слов. Ход игры. Все участники садятся на стулья, постав ленные в кружок или в ряд у стены. По жребию или по считалке одного из играющих вы бирают ведущим. Ведущий обходит всех играющих, останавливается перед одним из них и говорит: Бабушка прислала сто рублей: Что хотите, то купите, Черного и белого не берите, «Да» и «нет» не говорите! После этого он начинает вести разговор с играющим, задавая ему вопросы. Отвечать нужно быстро, не задер живая ответа, иначе играть будет неинтересно. На вопро сы можно отвечать все, что угодно, только не называть слов «черное», «белое», «да», «нет». Кто ошибется, дает ведущему фант. Ведущий старается, чтобы ребенок, кото рому задают вопросы, произнес хотя бы одно из запре щенных слов. Идет примерно такой разговор: — Какая на тебе рубашка? — Синяя. — Какая же она синяя? Она белая! Отвечающий хочет сказать «нет», но «нет» нельзя го ворить. — Она зеленая! — Какая зеленая? Она черная! — Голубая. — Вот так голубая! Она же белая! И тут игрок оговаривается. «Нет, не белая! » — воз ражает он. За это ему дается двойное наказание, так как он сказал и «нет», и «белая». Провинившийся дает два фанта. Так ведущий обходит всех играющих. Одни не оши баются долго, а другие сразу же ошибаются и платят фант. После игры начинается выкуп фантов. Это уже но вая, но тоже очень веселая игра. Словесная игра « Наоборот » Цель игры. Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления. Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому- нибудь из детей мяч; ребенок должен поймать мяч, ска зать слово, противоположное по смыслу, и снова отбро сить мяч воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперед». Ребенок отвечает: «Назад»( направо — налево, вверх — вниз, далеко — близко, высоко — низко, над—под, внут ри— сн аружи, дальше — ближе) . Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий — близкий, верхний — нижний, правый —л евый, завязать — развязать, намочить — высушить и др. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложе нию воспитателя хором произносят нужное слово. Словесная игра « Узнай по голосу » Цель игры. Развивать слуховое внимание детей. Ход игры. На площадке воспитатель чертит большой круг. Все дети бегают по площадке. После слов воспитателя «Раз, два, три, в круг беги! » все играющие собираются в круг, а один ребенок, выбранный заранее, подбегает к воспитателю и становится спиной к кругу, ему завязывают глаза. Дети, которые стоят в кругу, говорят: Ты загадку отгадай: Кто позвал тебя, узнай. В это время воспитатель дает знак кому- нибудь из детей, и тот называет водящего по имени. Водящий дол жен отгадать, кто его позвал. Если водящий угадал, он меняется местом с тем, кто его назвал, а если не угадал, то воспитатель предлагает ему узнать по голосу другого ребенка. Словесная игра « Дополни предложение « Цель игры. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления. Ход игры. Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми сло вами, чтобы получилось законченное предложение. На пример: «Мама купила. . . » Дети: «. . . книжки, тетради, портфель» и т. д. Словесная игра « Скажи слово с нужным звуком » Цель игры. Развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления. Ход игры. Воспитатель говорит: «Придумайте слово со звуком а». Маленькая пауза. Бросает мяч любому из играющих. Ребенок отвечает: «Шапка», — и бросает мяч следующему играющему. И т. д. Затем называется другой звук, а дети вспоминают слова с этим звуком. Тот, кто не может назвать слово быстро или назвал слово, в котором нет нужного звука, платит фант. Эти игры проводятся как часть занятия по развитию звуковой культуры речи. Словесная игра « Придумай предложение « Цель игры. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления. Ход игры. Дети и воспитатель садятся в круг. Во спитатель объясняет правила игры: «Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое- либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. На пример, я скажу слово «близко» и передам Мише каме шек. Он возьмет камешек и быстро ответит: «Я живу близко от детского сада». Затем он назовет свое слово и передаст камешек рядом сидящему ». Слово в предложе нии должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Так по очереди( по кругу) камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им. Эта игра проводится после того, как дети познакоми лись со словом и предложением. Словесная игра « Скажи по- другому » Цель игры. Учить детей подбирать синоним — сло во, близкое по значению. Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет. «Большой», — предлагает воспитатель. Дети называ ют слова; «Огромный, крупный, громадный, гигантский». «Красивый» — «Пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный». «Мокрый» — «Сырой, влажный». И т. д. Готовясь к проведению игры, воспитатель заранее подбирает слова, имеющие ряд синонимов. Эти слова лучше записать, чтобы долго не припоминать, так как игра проходит в быстром темпе. Воспитатель может по аналогии с этой игрой разрабо тать другие игры, например: он называет какое- нибудь существительное, а дети подбирают к нему подходящие эпитеты. Так, к слову «море» дети подбирают эпитеты «спокойное, бурное, тихое, лазурное, грозное, штормовое, красивое, южное». Ребенка, который вспомнит больше слов, нужно похвалить. Все эти игры можно проводить на занятии по родно му языку( как часть занятия) . Словесная игра « Подбери слово » Цель игры. Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова. Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, пред лагает им вопросы, например: «Вспомните, что можно шить». Ответы детей. «Платье, пальто, сарафан, рубашку, сапоги, шубу и т. д. ». «Штопать? »— «Н оски, чулки, ва режки, шарф». «Завязывать? » — «Шнурки, веревочку, шарф, завязки». «Надвигать? »— «Ш апку, платок, шля пу, панаму, бескозырку, фуражку, буденовку». «На деть? »— «П альто, платье, чулки, шубу, плащ, юбку, са рафан, колготки». Воспитатель называет заранее намеченные им слова. Дети дают ответы, подбирая слова, подходящие по смыслу. Словесная игра « Не ошибись » Цель игры. Развивать быстроту мышления, закре пить знания детей о том, что они делают в разное время суток. Ход игры. Воспитатель проводит с детьми беседу, закрепляя их знания о разных частях суток. Дети вспоминают, что они делают утром, днем, вечером, ночью. Затем воспитатель предлагает игру: «Дети, давайте теперь с вами поиграем вот так. Я буду называть одно слово, часть суток, а вы вспомните, что вы в это время делаете. Например, я скажу слово «утро». Что вы назо вете? » Дети вспоминают: «Просыпаемся, здороваемся умываемся, чистим зубы, причесываемся» и др. «Пра вильно, — говорит воспитатель. — Но во время игры бу дет отвечать только тот, кому я положу кубик, и назвать можно только одно действие( «иду в детский сад» или «делаю гимнастику» или «занимаюсь») ; назвавший пере дает кубик другому играющему. Если кто- то не вспомнит и ничего не скажет, он должен стукнуть кубиком о стол и передать его дальше. Тогда он считается проигравшим. Будьте внимательны, не ошибитесь! » Воспитатель называет разные части суток, дети отве чают. Эта же игра может проводиться по- другому. Воспита тель называет различные действия детей, а они должны ответить лишь одним словом: день, утро, ночь, вечер. На пример, воспитатель говорит: «Завтракаю», — и кладет кубик играющему. Тот быстро отвечает: «Утром». Воспи татель: «Смотрю телевизор». Дети могут назвать два слова: «Днем», «Вечером». Словесная игра « Кто знает, пусть дальше считает » Цель игры. Закрепить у детей знание порядкового счета в пределах 10, развивать быстроту мышления, слу ховое внимание. Ход игры. Дети становятся в круг. В руках у воспи тателя мяч. Он говорит: «Дети, сейчас мы поиграем в игру «Кто знает, пусть дальше считает». Я буду называть число, а вы будете считать дальше до десяти. Например, я скажу «пять» и брошу мяч Лене. Как Лена будет счи тать? » Лена: «Шесть, семь, восемь, девять, десять». «Правильно», — говорит воспитатель и, бросая мяч дру гому играющему, называет любое другое число. Усложненным вариантом может быть такой. Воспита тель предупреждает: «Дети, будьте внимательны! Я могу бросить мяч следующему раньше, чем вы досчитаете до десяти, и сказать ему: «Считай дальше». Вы должны запомнить, на каком числе остановился ваш товарищ, и продолжить счет. Например, я говорю: «Четыре», — и кидаю мяч Вове. Он считает до восьми, я забираю у него мяч и бросаю Вите со словами: «Считай дальше». Витя продолжает: «Девять, десять». Еще одним вариантом этой же игры может быть игра «До и после». Воспитатель, бросая мяч ребенку, говорит: «До пяти». Ребенок должен назвать числа, которые идут до пяти, т. е. один, два, три, четыре. Если воспитатель скажет: «После пяти», — дети должны назвать числа; шесть, семь, восемь, девять, десять. Игра должна проходить в быстром темпе. Словесная игра « Было — будет » Цель игры. Уточнить представления детей о про шлом, настоящем и будущем времени. Ход игры. Воспитатель предлагает послушать ко ротенькое стихотворение и сказать, было или будет то, о чем в нем говорится. Таких стихотворений можно найти много. Стихи А. Барто «Игрушки» хорошо служат этой цели. Например: Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу: — Ой, доска кончается, Сейчас я упаду! Дети говорят: «Качается»— это сейчас, а «упаду» — это еще будет». Или Уронили Мишку на пол, Оторвали Мишке лапу. Все равно его не брошу — Потому что он хороший. Дети говорят: «Уронили» — это было, «не брошу», — это будет». З атем воспитатель объясняет правила игры: «Дети, я буду произносить слова, а вы отвечайте мне только од ним словом из трех: «есть», «было» или «будет» — тем, которое подходит по смыслу». Воспитатель произносит глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени, дети отвечают. Эту игру можно усложнить, и тогда воспитатель бу дет произносить «есть», «было» или «будет», а дети придумывать к ним другие, подходящие по смыслу слова, чтобы получилось предложение. — «Будет», — говорит воспитатель; — что можно при думать к этому слову? — Я буду учиться. — Я буду пионерка. — Мы поедем к бабушке, — отвечают дети. — Правильно. Это всё будет с вами в будущем. Те перь давайте поиграем. Когда я произнесу слово, вы все готовитесь отвечать, но ответит лишь тот, кому я брошу мяч. — «Петь», — начинает воспитатель и после небольшой паузы бросает мяч идиому из играющих. — Я сижу. — Я читаю. — Мы рисуем. — Мы занимаемся. — Мама стирает. И т. д. Такая игра, закрепляя знания детей о временных формах глаголов, будет способствовать развитию быстроты мышления, сообразительности. Словесная игра « Закончи предложение » Цель игры. Учить детей понимать причинные свя зи между явлениями, упражнять детей в правильном подборе слов. Дети уже играли в игру «Дополни предложение». В данной игре ставятся более сложные задачи. Ход игры. Воспитатель начинает предложение: «Я надела теплую шубу, чтобы. . . » — и предлагает детям закончить его. Дети говорят: «чтобы было тепло. . . что бы пойти гулять. . . чтобы не замерзнуть». Воспитатель должен заранее подготовить ряд пред ложений, например: «Мы зажгли свет, потому что. . . », «Дети надели панамки, потому что. . . », «Полили рассаду, чтобы. . . » И т. д. В следующий раз можно предложить детям самим придумывать незаконченные предложения. Словесная игра « Кто больше знает? » Цель игры. Развивать память детей, их знания о предметах, находчивость, сообразительность. Ход игры. Дети вместе с воспитателем садятся на стулья в кружок. Воспитатель говорит: «У меня в руке стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использо вать? » Ответы детей: «Пить чай, поливать цветы, изме рять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши» и т. д. «Правильно, — подтверждает воспитатель и, если нужно, дополняет ответы детей. — Теперь давайте поиг раем. Я буду называть различные предметы, а вы вспом ните и назовите, что с ними можно делать. Постарайтесь сказать как можно больше». Воспитатель заранее подбирает слова, которые он предложит детям во время игры. Словесная игра « Найди рифму » Цель игры. Учить детей подбирать рифмующиеся слова. Ход игры. Воспитатель предлагает детям послу шать небольшое стихотворение и заметить, какие слова звучат в нем похоже: Там котик усатый По садику бродит, А козлик рогатый За котиком ходит. Слова «усатый», «рогатый», «ходит», «бродит» выде ляются интонацией. Дети называют слова: «усатый» и «рогатый», «бро дит» и «ходит». «Правильно, дети, эти слова звучат по хоже, они рифмуются, — говорит воспитатель. — А те перь давайте поиграем в игру, которая называется «Най ди рифму». Я буду произносить какое- либо слово, а вы должны будете подобрать к нему рифму, т. е. рифмующе еся слово». Воспитатель заранее подбирает слова, кото рые легко рифмуются. Если ребенок называет слово, которое не рифмуется, воспитатель предлагает послушать, как звучат оба слова, и просит подобрать другое. Дети любят подбирать рифмующиеся слова. После такой игры у них появляется желание сочинять стихи. Словесная игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» Цель игры. Учить детей называть действие словом правильно употреблять глаголы( время, лицо) , развивать творческое воображение, сообразительность. Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, гово рит: «Сегодня мы поиграем в такую игру. Тот из вас, кого мы выберем водящим, выйдет из комнаты, а мы до говоримся, что будем делать. Когда водящий вернется, он спросит: «Где вы были? Что вы делали? » Мы ему ответим: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, по кажем! » Выбирают водящего, он выходит. Воспитатель изображает, что будто бы он пилит дро ва. «Что я делаю? » — спрашивает он у детей. — «Дрова пилите». — «Давайте все будем пилить дрова». Приглашают водящего. «Где вы были? Что вы дела ли? »— спрашивает он. Дети отвечают хором: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Дети и вос питатель изображают пилку дров, водящий отгадывает: «Вы пилите дрова». Для продолжения игры выбирают другого водящего. Когда новый водящий выходит из комнаты, воспита тель предлагает детям самим придумать действие, кото рое они будут показывать: умываться, танцевать, рисо вать, рубить дрова, играть на пианино и др. Воспитатель следит за правильностью употребления глаголов. В случае, если, отгадывая, ребенок неправиль но употребляет форму глагола, говорит, например: «Вы танцеваете, рисоваете », воспитатель добивается, чтобы ребенок усвоил, как нужно сказать правильно. «Дети, что вы делаете? — спрашивает воспитатель. — Правильно сказал Вова? » Дети: «Мы рисуем». «Вова, скажи что делают дети», — предлагает воспитатель. Вова: «Они рисуют». Словесная игра « Что это за птица? » Цель игры. Учить детей описывать птиц по харак терным признакам и по описанию узнавать их. Ход игры. Эта игра требует большой предваритель ной подготовки. Дети наблюдают за птицами, обращают внимание на их особые приметы( например, на величину и длину клюва, ног, цвет перьев, на то, где эта птица жи вет, что она ест, как кричит или поет) , по которым можно узнать, что это за птица. Игра начинается с назначения водящего, который за гадывает, что за птица прилетела. Свои загадки он про износит нараспев, а все остальные хором повторяют определенные слова( см. ниже) . Вот, например, как в такой игре водящий описывает журавля; Есть у меня птица Вот такая, вот такая! — показывает руками, какой величины у него птица. Все играющие говорят: Летит, летит птица, К нам летит! Водящий: Крылья у птицы Вот такие, вот такие! — и показывает, широко раскинув руки, какие большие крылья у птицы. Все играющие: Летит, л е тит птица, К нам летит! Водящий: Клюв у этой птицы Вот такой, вот такой! Но водящий еще не уверен, что играющие узнали пти цу. Он говорит, где живет птица, чем питается и т. д. , и заканчивает вопросом: Что это за птица к нам прилетела? Ну- ка догадайся, что это за птица? На вопрос отвечают не все дети хором, а кто- нибудь один — на кого укажет водящий. Если ребенок ответит правильно, дети говорят: Вот какая птица к нам прилетела! Вот какая птица к нам прилетела! Тот, кто отгадал, становится водящим и дает описание ой птицы, которую он загадал. Если ответ ребенка был неправильным, водящий гово ри т ему: Не такая птица к нам прилетела! Не такая птица к нам прилетела! Потом он обращается к другому играющему и повто ряет свой вопрос: Что за птица к нам прилетела? Ну- ка догадайся, что это за птица? Названный водящим может отгадывать только один раз. Новый водящий описывает какую- нибудь другую пти цу, у которой есть особые приметы, например орла, по пугая, дятла, ворону, петуха, гуся. Возможен и другой вариант этой игры. Дети дают описание различных зверей: тигра, зайца, лисицы, слона, оленя и многих других. Надо только изменить слова: Есть у меня зверь Вот такой, вот такой! Все приговаривают слова: Бежит, бежит, зверь, К нам бежит! И т. д.

Оставить комментарий: