a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Статьи

Автор: Тряпичникова Александра Алексеевна Опубликовано: 2023-01-11 15:55:39

МКДОУ ДСКВ №3 Детский сад комбинированного вида «Солнышко» Тьютор: Тряпичникова А. А. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО- ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ Коррекционная работа с аутичным ребенком направленна главным образом на развитие эмоционального контакта и взаимодействие ребенка со взрослым и со средой, на аффективное развитие, формирование внутренних адаптивных механизмов поведения, что повышает социальную адаптацию аутичного ребенка и является самым главным в работе дефектологов, психологов и других специалистов детских учреждений, а также родителей детей- аутистов. Организация учебного процесса, построение коррекционной работы отличается своей спецификой, имеют свои особые задачи и строятся на особых подходах, принятых в отечественной психологии и коррекционной педагогике. Одной из основных задач является формирование стереотипа учебного занятия: ребенок должен привыкнуть к тому, что его учат. Важна гибкость педагога( психолога) , который может по ходу перестраивать занятие с учетом пристрастий и настроения ребенка. Можно заранее составить план занятия, но действовать придется в зависимости от ситуации и желания ребенка. Чуткость к ребенку помогает увидеть формы взаимодействия с педагогом( психологом) . Дети- аутисты очень плохо принимают все новое. Начинать занятие следует с известного для ребенка, а потом вводить новую игрушку, новую игру, новые картинки и книжки. Важно соблюдать постепенность, дозирование подачи нового материала и обязательно учитывать интересы и желания ребенка. На начальных этапах главной задачей обучения является общая организация поведения – формирование установки на выполнение задания, усидчивости, концентрации внимания. При этом важно подкреплять желаемое поведение ребенка похвалой, а также использовать его интересы для удержания внимания. Специалистам, работающим с аутичными детьми, следует подбирать доступные для ребенка задания, создавая ситуацию успеха. Сложность надо увеличивать постепенно, после того как у ребенка появилась установка на выполнение задания, причем взрослый на первых порах может действовать за ребенка, иногда даже управляя его руками. Важно быть последовательным в своих требованиях к ребенку. Необходимо предъявлять ему разумные требования, ограничивая его поведение лишь в тех случаях, когда необходимо. Просьбы следует формулировать четко и кратко. Не стоит повторять просьбу несколько раз подряд: если ребенок не реагирует на нее, следует ее выполнить вместе – либо управляя руками ребенка, либо поручая ему отдельные операции. При обучении навыкам бытового поведения необходимы четкая схема действий, зрительная организация материалов, отсутствие отвлекающих предметов, повторение стереотипной бытовой ситуации изо дня в день. В качестве подкрепления желаемого поведения ребенка можно использовать разнообразные развлечения, лакомства, любимые ребенком формы контакта, похвалу. Не стоит пытаться научить ребенка всему сразу, лучше всего сосредоточиться на одном, наиболее доступном навыке. Любое обучающее занятие с аутичным ребенком должно ориентироваться на возможности его непроизвольного внимания. Если с самого начала натаивать на выполнении ребенком инструкций педагога( психолога) , требующих произвольного сосредоточения, сформируется стойкий негативизм ребенка по отношению к занятиям и к самому педагогу( психологу) . Основой обучения служат эмоциональный контакт с ребенком, внимание к его индивидуальным особенностям и возможностям, понимание его интересов и страхов. Установление контакта – основная задача в работе с аутичными детьми. Она же представляется начальным, первым этапом работы. Методика установления контакта, разработанная отечественными специалистами, подробно освещается во многих литературных источниках( О. В. Никольская и соавторы) . Специалисты считают, что необходимо выяснить, в каких случаях ребенок не хочет общаться, а в каких – не может. Необходимо завоевать доверие ребенка, заставить его забыть отрицательны опыт контактов. Ребенка надо долгое время «приучать» и никогда не форсировать установление контакта. Нельзя сразу обращаться словом, жестом и по имени. Общение должно проходить в очень спокойной обстановке. Исключается громкий голос, резкие движения. Взрослый не должен быть активен, пристально смотреть на ребенка, звать его, предлагать ему что- то посмотреть. Нужно отпустить глаза, дать ребенку рассмотреть себя, а в это время спокойно заниматься чем- то, что может привлечь его внимание: тихо играть с музыкальной игрушкой, подбрасывать воздушный шарик, раскрашивать картинку. При этом нужно следить, какое впечатление производят эти действия на ребенка: не усиливают ли тревожность, не увеличивают ли стереотипные действия? Возможно, следует прекратить свои действия, перейти к другим. Обычно исходят из пристрастий ребенка. Надо делать то, что делает ребенок, и присоединяться к его действиям, подключаться к его занятиям – двигаться с ним, бегать, прыгать. Если ребенок стереотипно раскачивается, надо раскачиваться вместе с ним, обыгрывая: «Покачались, как деревья»; «Поплыли на лодочке». Наблюдая за ребенком, можно выяснить, что привлекает его внимание, к чему он тянется. И здесь следует быть осторожными: необходимо уметь чувствовать, насколько хорошо ему в общении, и очень постепенно вводить его к тому, что с людьми лучше, чем одному. И в то же время постоянно помнить о пресыщаемости контактов. ( быстрая утрата интереса с отказом от целенаправленной деятельности, требующей длительного волевого напряжения. ) Если ребенок стремиться уйти, надо дать ему эту возможность. Инициатива должна исходить от него. Только позже можно обращаться по имени, затем постепенно следует вводить произнесение ласковых слов и имени ребенка, давать тактильные контакты через одежду, через тюль. Так на основе возникшего внимания к человеку начинает формироваться значение смысла окружающего – как у маленьких детей. Дет ям с аутизмом легче дается опосредованный визуальный контакт: им легче общаться через рисунок, возможно с письменно обозначающим словом. Дети любят сенсорные игры с водой, светом, песком, мыльными пузырями. При установлении контакта можно с осторожностью вводить сенсорные стимулы и только позже использовать контакт глаз. Даже с ребенком, с которым занимаются давно и который имеет достаточный уровень интеллектуального и речевого развития, необходимо начинать занятие с установления зрительного контакта. «Посмотри на меня», - часто говорится при обращении к ребенку. Зрительный контакт особенно важен при логопедической работе. У аутичных детей речь не формируется уже потому, что они не смотрят на лицо говорящего человека. Формирование пространственно- времен но՛ го стереотипа занятия – второй этап работы. Аутичный ребенок нетерпим к непредсказуемости. В ситуации неопределенности, а также всего нового он становится тревожен, импульсивен. Ему легче жить, когда все определено, предсказуемо. Сначала делается одно, потом – другое. За одним столом делается то, что требует педагог( производительности) , за другим – то, что разрешается педагогом( психологом) , например расслабиться и поиграть с любимыми игрушками или посмотреть любимые книжки. В то же время порядок не должен быть слишком жестким. Для развития пластичности нервной системы необходима гибкость построения занятия, режима. Развитие смыслового стереотипа занятия – 3- й этап работы. Любым играм придется сюжетный эмоциональный смысл. Возводим постройку из кубиков – рассказываем о том, что это «папа едет за тобой в садик». В результате у ребенка появляются бо՛льшая направленность на людей, интерес к окружающему миру, эмоционально окрашенным становится контакт с близкими людьми. ЗАДАЧИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Задачи интеллектуального развития расставляются в зависимости от образовательного маршрута ребенка, который определяется выявленными интеллектуальными и речевыми возможностями ребенка. У детей появляется ранний интерес к сенсорным эталонам. Они видят всюду геометрические формы, любят их, без труда систематизируют. Некоторые дети без труда выделяют и называют цвета, несмотря на крайне низкие речевые возможности. Отмечается также ранний интерес к знакам – цифрам, буквам. В работе с таким ребенком легче вызвать звуки с опорой на буквы, чем на слух. У аутичных детей визуальное мышление, хорошо развитая зрительная память, поэтому необходимо зрительно организованное пространство образовательного процесса. Обучение нужно подкреплять картинкой, карточкой. Правильное произношение легче вызвать при показе буквы, прочитывании слоговых карточек. Многие понятия дети усваивают по карточкам с написанными на них словами. А некоторые мутичные( неговорящие) дети общаются с опорой на карточки. Одним из центральных направлений в работе является развитие речи – формирование либо ее восстановление. Логопедическая работа обозначается скорее как «речевая терапия» и отличается от традиционной ввиду специфичности речевых расстройств, а также эмоционально- поведенческих особенности детей- аутистов. В работе с аутичными детьми не всегда применимы традиционные логопедические приемы, а преждевременно начатая логопедическая работа по постановке звуков отрицательно сказывается на психическом развитии ребенка. Центральное место в формировании речевых и коммуникативных навыков занимает игротерапия. У детей с аутизмом наблюдаются существенные трудности произвольной организации психических процессов: восприятия, памяти, внимания. Дети не усваивают материал, который эмоционально не значим для них. Поэтому очень важно создавать положительные установки на процесс восприятия материала, используя специальные игровые ситуации, аффективно значимые для ребенка. Для вырабатывания произвольности внимания, осознанности восприятия, запоминания и воспроизведения информации служит следующее: - задания подбираются в соответствии с интересами и пристрастиями ребенка; - в ходе занятий используется эмоционально- смысловой комментарий; - комментарий по возможности должен иметь сюжетный смысл; - последовательность видов деятельности в ходе каждого занятия должна иметь строгую определенность. В современных условиях дефицита квалифицированной помощи аутичным детям не так важно, какой специалист будет оказывать комплексную психолого- педагогическую помощь аутичному ребенку – это может быть и педагог, и психолог, и логопед. Важно, чтобы помощь оказывал тот специалист, который хочет ее оказывать. КОРРЕКЦИЯ ИМПУЛЬСИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ Специалисты, работающие с аутистами, отмечают, что у некоторых детей имеются нарушения поведения, которые проявляются в крайней импульсивности, суетливости, торопливости. Если ребенок идет со взрослым, то он не может идти как обычный ребенок – рядом, держась за руку. Ребенок- аутист, как правило, куда- то бежит, несется, опережая взрослого. Сам он при этом не понимает, зачем и куда он так бежит. Выполняя задания педагога( психолога) , он также зачастую старается выполнить все «бегом». На подгрупповом занятии такой ребенок выхватывает картинки, игрушки, «захлебывается», рассказывая заученное стихотворение, опережает других детей в выполнении задания. Он расталкивает всех, чтобы первым занять стул, выхватить у другого ребенка игрушку, музыкальный инструмент. Таких детей надо систематически тормозить, напоминая о том, чтобы они не спешили, не торопились, ждали своей очереди и «вообще знали свое место». Одни дети спешат от того, что так они справляются с тревогой. Другие, освоившиеся в группе, таким образом начинают стремиться к первенству. Один мальчик( 4- я группа) , почувствовав свою успешность, начинал самовыражаться, заявляя: «Я, только я всегда должен быть первым». Беседы о товариществе, основанные на переубеждении в необходимости правильного поведения, с таким ребенком не были продуктивными. Такого «зазнайку» приходилось постоянно «спускать на землю» авторитетным методом воспитания. Источник: С. И. Ихсанова. Система диагностико- коррекционной работы с аутичными дошкольниками. Санкт- Петербург. Детство- пресс. 2021г

Оставить комментарий: