a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Финансовая грамотность в мудрости народной Книжка-раскраска для детей старшего дошкольного возраста

Автор: Раменская Анна Сергеевна Опубликовано: 2023-01-13 19:18:21

Финансовая грамотность в мудрости народной Книжка- раскраска для детей старшего дошкольного возраста Финансовая грамотность в мудрости народной Книжка- раскраска для детей старшего дошкольного возраста Аннотация Книжка- раскраска предназначена для введения старших дошкольников в мир финансовой грамотности посредством изучения пословиц и поговорок русского народа. В процессе развивающих занятий педагоги- воспитатели могут использовать разнообразный спектр форм и методов ознакомления детей с основами финансовой грамотности в доступной и интересной форме, в соответствии с возрастными особенностями детской аудитории. Авторский коллектив: Прасолова Ю. А. , к. п. н. ; Прасолова К. А. , к. ф. н. – идея сюжетов, методические рекомендации. Художник- оформитель: Общие методические рекомендации Введение в основы финансовой грамотности на ступени предшкольного образования желательно организовывать, опираясь на игровые и развивающие занятия. Предлагаемая система занятий предполагает работу с сюжетами- раскрасками, сопровождающуюся беседой с детьми, стимулирующей творческое мышление; непосредственно занятия по раскрашиванию, способствующее развитию внимательности и мелкой моторики. Каждое занятие погружает ребенка в мир только одной пословицы, которую можно и нужно «расшифровать» с современных позиций, так, чтобы дети поняли актуальность народной мудрости: с древности люди ценили деньги, заработанные честным трудом и считали важным умением грамотно распоряжаться своими доходами и планировать расходы – именно это и есть основа личной финансовой грамотности. Характер курса: пропедевтическо- воспитательный. Цель: ознакомить старших дошкольников с основами финансовой грамотности на доступном уровне. Формы обучения: групповые/ / организация работы в группах. Методы обучения: объяснительно- иллюстративные, проблемно- поисковые, опора на личный жизненный опыт детей, элементы проектирования, работа с картинками- раскрасками. Структура обучающего курса: курс состоит из десяти занятий, разбитых на три блока. Блок 1. Доходы, труд – основа доходов Блок включает в себя три занятия по трем пословицам, отражающим базовые ценности народа по отношению к труду, как основе честного заработка. Блок 2. Расходы, бюджет семьи, бережливость и экономия Блок включает в себя пять занятий, которые раскрывают через пословицы базовые понятия финансовой грамотности. Блок 3. Внимательность и аккуратность в распоряжении деньгами, долги Завершающий блок, состоящий из двух занятий, который носит итоговый характер и должен помочь детям сформулировать правила грамотного распоряжения деньгами. Всего в курсе представлены десять пословиц, каждая из которых проиллюстрирована четырьмя сюжетами. В основном, сюжеты построены на противопоставлении правильного и неправильного финансового поведения взрослых и детей, в курсе упор делается на воспитывающую составляющую и подчеркивается вместе с тем ценность настоящей дружной семьи. Для проведения занятий рекомендуется разбить общую группу дошкольников на четыре подгруппы – по одной на каждый из четырех рисунков к пословице. Дети в группе в ходе занятия получают время раскрасить один рисунок и ответить на вопросы воспитателя. В конце занятия дети отвечают на общий вопрос для всей группы. № Занятие Понятия, вопросы к занятию Сюжет рисунков Блок 1. Доходы, труд – основа доходов 1 Рубль- трудовой, потому и дорогой( деньги зарабатываются трудом, но зарабатывать посильным трудом могут и дети. Когда сам зарабатываешь деньги, то тратишь их бережно, стараешься не расходовать зря) . Понятия: Рубль – денежная единица равная 100 копейкам. Версия происхождения от слова рубить – в древности рубили на части серебряный прут и расплачивались этими частями. Первый рубль в виде монеты появился в 1654 г. Трудовой – заработанный трудом, работой. Вопросы по группам Вопросы по рис. 1: Почему лицо у мальчика сердитое? ( потому что приходится просить деньги у мамы и, вероятно, не в первый раз) Вопросы по рис. 2: На что потратил мальчик деньги? Почему он не обращает внимания на то, что теряет конфеты? ( потратил на большое количество сладостей, не замечает потерь, потому что не заработал деньги, не знает им счет) . Вопросы по рис. 3: Что делают дети? Как часто вы помогаете взрослым? Почему дети радостные на рисунке? Вопросы по рис. 4: Зачем и почему деньги дети складывают в копилку? Правильно ли они поступают? Вопрос всей группе: какая ситуация вам больше нравится? Почему? Мальчик стоит с протянутой рукой и сердитым лицом – мама дает ему много денег. Мальчик бежит из магазина – он откусывает от Сникерса, из карманов выпадают шоколадки и конфеты. Девочка и мальчик гребут красивые листья в саду. Папа дает им деньги – они бережно складывают деньги в копилку. 2 Кто долго спит, тот денег не скопит( надо уметь распоряжаться своим временем и не лениться, тогда ты научишься зарабатывать и грамотно распоряжаться своими Понятия: Копить, скопить – собирать впрок, увеличивать количество чего- либо, беречь. Вопросы по группам Вопросы по рис. 1: Что мы видим на рисунке? Знакома ли вам такая Мальчик спит в кровати, нажав рукой на звенящий будильник и накрыв голову одеялом. На будильнике – 7 часов утра. Бодрые и радостные дети в огороде помогают родителям собирать деньгами) ситуация? Что нужно делать, чтобы вовремя вставать утром? Вопросы по рис. 2: Почему дети такие бодрые и радостные? Можно ли считать то, что они делают, работой? Помогают ли дети своей семье? Как еще дети могут помогать взрослым? Вопросы по рис. 3: Что делает бабушка? Получит ли она доход от продажи овощей? Легко или тяжело продавать овощи на рынке? Нужно ли это людям? Почему? Вопросы по рис. 4: За что бабушка дала детям деньги? Можно ли сказать, что дети заработали деньги? Почему мальчик- соня не находит денег в своем кармане? Вопрос всей группе: кто из детей в этой истории вам больше понравился? Почему? Кто из них может стать хорошим работником и предпринимателем? Почему? огурцы и морковку. Бабушка продает морковку и огурцы на рынке. Бабушка гладит детей по голове и дает им деньги. Заспанный мальчик, неряшливо одетый, выворачивает пустой карман и печально смотрит на него 3 Не легко деньги нажить, а легко прожить( люди трудятся в разных сферах, на разных работах и зарабатывают порой очень тяжелым трудом. Деньги, которые достаются без труда тратятся часто на ненужные и пустые забавы) Понятия: Нажить деньги – приобрести своим трудом, скопить Прожить деньги- потратить, растратить зря Карманные деньги – деньги, которые есть у каждого члена семьи для своих личных расходов. Вопросы по группам Вопросы по рис. 1: Кем работает папа? Работа врача- хирурга тяжелая или легкая? Какая ответственность лежит на врачах? Папа работает врачом – на рисунке он оперирует больного. Папа дает дочке купюры – у нее над головой облака- мечты: куклы, конфеты, телефон Мама – учитель в школе. На рисунке она проверяет огромную стопку тетрадей. Мама дает мальчику купюры – у него над головой облака–мечты: большая копилка, дарит маме цветы, велосипед. Вопросы по рис. 2: Папа дает дочке деньги – о чем она мечтает? Что бы вы сделали с деньгами, которые дают родители? Вопросы по рис. 3: Кем работает мама? Что она делает на рисунке? Трудно ли работать учителем? Почему? Вопросы по рис. 4: Мама дает мальчику деньги – как он мечтает их потратить? Вопрос всей группе: Как можно правильно распорядиться карманными деньгами? Блок 2. Расходы, бюджет семьи, бережливость и экономия 4 Копейка к копейке – проживёт семейка( даже небольшие суммы, скопленные в семье, помогают делать необходимые покупки и достойно жить во время финансовых трудностей) . Понятия: Копейка- «копейная монета» — русская разменная монета, 1/ 100 рубля. Введена в обращение в 1534 году Бюджет семьи – доходы и расходы семьи ЖКХ – жилищно- коммунальное хозяйство, оплата за услуги ЖКХ – плата семьи за свет, газ, тепло, воду, уборку улиц, вывоз мусора. Вопросы по группам Вопросы по рис. 1: Зачем вся семья собралась за столом? Что разложено на столе? Как вы думаете, что собираются делать члены семьи? Почему они вместе? Вопросы по рис. 2: Знаете ли вы, из чего состоит бюджет вашей семьи? Сколько денег надо тратить в месяц вашей семье? Зачем папа на рисунке держит ручку? Что он хочет записывать? Вопросы по рис. 3: Мама, папа и двое детей сидят за столом – на столе стопочки денег. У папы в руках ручка, мама держит лист с надписью «Бюджет семьи». Вся семья держит калькуляторы и считает. Стопочки денег разложены по надписям: «Еда», «ЖКХ», «одежда», «отдых» Мама, папа и дети в парке развлечений: дети держат шарики, мама и папа покупают им мороженое. Что считают члены семьи на калькуляторах? Почему дети тоже считают? Вопросы по рис. 4: Почему все члены семьи так довольны? Будут ли эти капризничать и просить купить ненужные им потом вещи? Почему вы так думаете? Вопрос всей группе: Должны ли дети участвовать в обсуждении бюджета семьи? Почему? 5 Без нужды живет, кто деньги бережет( отложенные и сбереженные впрок деньги помогут прожить в любое самое трудное время, реализовать многие мечты) Понятия: Нужда – необходимость в чем- либо, большой недостаток чего- либо необходимого Беречь, сберечь – сохранить, не потерять Банк – учреждение, которое оказывает различные финансовые услуги Подушки финансовой безопасности – денежные накопления на тот случай, когда деньги очень необходимы для неотложных важных дел Вопросы по группам Вопросы по рис. 1: Что делают все члены семьи? Зачем они это делают? Как вы думаете, что они сделают потом с этими деньгами? Вопросы по рис. 2: Зачем родители несут деньги из копилки в банк? Почему они не оставили деньги дома? Где бы вы хранили свои сбережения? Почему? Вопросы по рис. 3: Что делают члены семьи? Почему все довольны? Как вы думаете, куда потратит сбереженные деньги эта семья? Вопросы по рис. 4: Можно ли назвать эту семью дружной? Почему? Какие мечты смогла реализовать семья за счет Члены семьи – старички, дети кладут в копилку по денежке. Мама и папа берут деньги из копилки и идут в банк Вся семья сидит за столом и считает деньги. Папа моет машину около нового дома, мама сажает цветы, бабушка вяжет в шезлонге, дети играют в мяч сбереженных денег? Вопрос всей группе: хотите ли вы участвовать в сбережении денег своей семьи? 6 Хлебу мера, а деньгам – счет( хлеб издавна считался на Руси главным продуктом в доме: есть хлеб – семья проживет, но отношение к хлебу должно быть бережное и экономное, есть нужно в меру. Деньги, как и хлеб – надо учитывать, считать и беречь) Понятия: Мера- русская народная единица ёмкости для сыпучих тел, соответствовавшая приблизительно 1 пуду зерна; обычно приравнивалась к четверику( 26, 24 л) , 1 пуд – примерно 16 кг Счет – вычисление количества чего- либо, например: количества денег. Вопросы по группам: Вопросы по рис. 1: Что вы видите на рисунке из того, что вам не очень нравится? Знает ли эта семья меру в еде и счет деньгам? Из чего это видно? Какая дата на календаре? Вопросы по рис. 2: Почему у одной и той же семьи так по- разному накрыт стол? Почему люди и домашние животные грустят? Какая дата на календаре? Почему могла так измениться ситуация в семье? Вопросы по рис. 3: Что вы видите на картинке? Что можно сказать об отношении этой семьи к деньгам и продуктам? Что делает папа и зачем? Какая дата на календаре? Вопросы по рис. 4: Куда собирается семья? Что дало возможность членам семьи купить билеты в театр и отдыхать всем вместе? Можно ли назвать всех членов этой семьи дружными и ответственными, знающими меру и счет деньгам? Почему? Вопрос всей группе: сравните ситуации в двух семьях и подумайте, чем это можно объяснить. Семья сидит за богато накрытым столом. Со стола свисает гроздь сосисок – ее ест толстый кот. Девочка кормит тут же толстую собаку огромным бутербродом с колбасой. На стене календарь, там дата – 5 октября 2013 г. Семья сидит за почти пустым столом на столе только чайные чашки и баранки, собака и кот обиженно смотрят на людей. На календаре дата 25 октября 2013 г. Другая семья – мама делает бутерброды, на столе яблоки, тарелки с кашей. Папа кладет денежку в копилку на комоде. Собака и кот едят из своих мисок. На стене календарь, там дата – 5 октября 2013 г. Мама завязывает девочке бант, у мальчика в руках билеты с надписью «Театр», папа что- то строго говорит собаке – та его слушает. На календаре дата – 25 октября 2013 г. 7 Деньги счет любят( счет денег – необходимое занятие для того, чтобы уметь составлять план доходов и расходов, т. е. планировать бюджет) Понятия: Деньги, счет, бюджет – мы уже знаем, поэтому просим детей повторить и объяснить эти понятия. План, планировать – составление определенных последовательных действий для достижения определенной цели. Зарплата, заработная плата – вознаграждение за труд, за работу Премия – вознаграждение за очень хорошую работу сверх заработной платы Стипендия – вознаграждение студентам, которые успешно учатся Пенсия – регулярное денежное пособие для пожилых людей и для людей с ограниченными возможностями Вопросы по рис. 1: Что делают члены семьи? Зачем они это делают? Нужно ли знать всем членам семьи о доходах друг друга? Почему? Вопросы по рис. 2: Спланировали ли члены семьи распоряжение деньгами? По каким фактам на рисунке можно это определить? Надо ли составлять список нужных продуктов заранее? Почему? Вопросы по рис. 3: Знакомы ли вы с пластиковой картой? Для чего она нужна? Почему папа в магазине подает пластиковую карту, а не купюры? Почему такую карту называют иногда «пластиковые деньги»? Вопросы по рис. 4: Что позволило членам семьи отложить средства на развлечения? Почему сестра и брат имеют право брать деньги из этого конверта? Вопрос всей группе: Чем помог этой семье правильный учет и счет Семья за круглым столом под абажуром. Мама кладет конверт с надписью «зарплата», папа – конверт с надписью «премия», бабушка – конверт с надписью «пенсия», девушка – конверт с надписью «стипендия», мальчик – конверт с надписью «работа летом». Мама собирается с сумкой в магазин, берет деньги из конверта с надписью «на продукты» Папа стоит в магазине с пластиковой картой и покупает телевизор. Девушка и мальчик берут деньги из конверта с надписью «развлечения» денег? 8 Без копейки рубль щербатый( рубль состоит из 100 копеек – не будет хватать одной копеечки – не будет полноценного рубля, следует беречь каждую копеечку) . Понятия: Щербатый – имеющий щербину, т. е. недостаток чего- либо. Вопросы по группам: Вопросы по рис. 1: Что делает девочка? Можно ли назвать копеечки накоплениями девочки? О чем она мечтает? Вопросы по рис. 2: Что произошло с одной копеечкой? В чем не права девочка? Как надо было поступить? Почему? Вопросы по рис. 3: Почему копеечка дразнит девочку? Что удивило девочку при подсчете денег? Сколько копеек ей не хватает, чтобы получить полноценный рубль? Вопросы по рис. 4: Почему рубль оказался щербатым? Сможет ли девочка расплатиться им за товар, который стоит ровно один рубль? Почему? Вопрос всей группе: Можно ли небрежно относиться к небольшим деньгам? Поясните свой ответ. Девочка сидит за столом и считает из копилки, складывая копеечки столбиками. Над головой у нее облако – мечта о большом, новом, блестящем, улыбающемся рубле. Одна копеечка падает от нее под стол – девочка пренебрежительно машет на нее рукой. Девочка считает копеечки и удивленная разводит руками, а копеечка показывает под столом язык. Девочке улыбается потертый рубль, у которого не хватает одного зуба. Девочка с грустным лицом смотрит на Рубль. Блок 3. Внимательность и аккуратность в распоряжении деньгами, долги 9 Дурак деньги напоказ носит( глупый человек не только хвастает своими деньгами, привлекая воров и мошенников, но, часто, небрежно относится к их хранению) Понятия: Дурак – не умный, глупый человек Напоказ – не пряча, специально показывая что- либо всем Вопросы по группам: Вопросы по рис. 1: Сколько денег мама дала сыну? Как вы думаете, зачем она их дала? Можно ли назвать эти деньги «карманными»? Есть ли у вас карманные деньги? Мама дает мальчику купюру достоинством в 100 рублей. Мальчик сует деньги в задний карман брюк и они оттуда торчат веером. Мальчик стоит у прилавка с мороженным и выбирает эскимо. Сзади у него злодей вытаскивает деньги из кармана. Если есть, как вы ими распоряжаетесь? Вопросы по рис. 2: Куда мальчик положил деньги? Правильно ли он поступил? В чем его ошибка? Вопросы по рис. 3: Правильно ли ведет себя мальчик в магазине, где есть еще другие люди? В чем небрежность мальчика по отношению к собственным деньгам? Что происходит с его деньгами? Это случайность или нет? Почему? Вопрос по рис. 4: Почему мальчик не смог оплатить покупку? Почему он плачет – что его расстроило? Кто в этом виноват? Вопрос всей группе: Сформулируйте свои правила хранения карманных денег и того, как безопасно нужно рассчитываться в магазине. 4. Мальчик хочет достать деньги – их нет. Мальчик плачет. 10 В долг брать легко, да платить тяжело( часто люди берут в долг чужие деньги, не задумываясь о том, смогут они вернуть долг или нет, тем более, что возвращать приходится иногда сумму бОльшую, чем взял в долг) Понятия: Долг – денежные средства, которые один человек или банк дает кому- либо Кредитор – тот, кто дает в долг Заемщик – тот, кто берет в долг Процент по долгам – сумма денег, которую надо заплатить сверх взятого в долг Срочно – очень быстро, прямо сейчас Вопросы по группам: Вопросы по рис. 1: Посмотрите, на объявлении написано, что кто- то дает всем, кому надо, деньги в долг очень быстро. Почему людей заинтересовало это объявление? Вопросы по рис. 2: Кто дает деньги в долг? Что мы знаем об этих персонажах? Можно ли брать деньги в долг, не Двое людей стоят перед объявлением «Деньги в долг срочно». Получают деньги в офисе у лисы Алисы и кота Базилио. Идут счастливые с покупками в красивых пакетах. Лиса Алиса и кот Базилио в масках окружают их, расставив лапы в разные стороны. Двое стоят вывернув карманы с несчастными лицами. выяснив, у кого берешь? Почему? Вопросы по рис. 3: Для чего люди брали деньги в долг? Самые ли необходимые вещи они купили? Можно ли обойтись без подобных покупок – являются ли они жизненно необходимыми? Вопросы по рис. 4: Почему люди оказались без денег? Составьте ответ, используя понятия «долг», «проценты», «осторожность», планирование своих трат. Вопрос всей группе: О чем нужно подумать, когда хочешь взять деньги в долг? Как можно обойтись без долгов?

Тема 2. Кто долго спит, тот денег не скопит. Задание №3 СПЕЛЫЕ ФРУКТЫ 273218203936 Задание №4 Урок 3 Не легко деньги нажить, а легко прожить. Тема 4. Копейка к копейке – проживёт семейка Задание №1 5 октября 2013 г. октября 2013 г. 25 Тема 8. Без копейки рубль щербатый Задание №4 100 100 Тема 10. В долг брать легко, да платить тяжело Задание №4

Оставить комментарий: