a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Родительское собрание на тему:"Познавательное развитие в группе раннего возраста"

Автор: Данилова Татьяна Михайловна Опубликовано: 2023-02-06 10:12:36

Цели:

формирование партнерских отношений между детьми, родителями и педагогами группы; улучшение детско–родительских отношений.

Задачи:

привлечение родителей к сотрудничеству в вопросах воспитания и развития детей;

обеспечение информационно – просветительской поддержки родителей в развитии и воспитании детей;

создание условий для развития способностей ребенка в различных видах деятельности;

индивидуальная работа с семьями воспитанников.

 

Познавательное развитие:

- предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира,

- о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, их форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.,

- о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках,

 

1«Дошкольное детство» - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время — это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов.

      Среди основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка». Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье.     В Законе Российской Федерации «Об образовании» в ст. 18 «Дошкольное образование» говориться следующее: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей - в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений».

И каждый из нас должен помнить, что дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов дошкольного учреждения. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

  Важным условием взаимодействия с родителями является установление доверительного делового контакта, сотрудничества между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагога, что особенно необходимо при подготовке детей к школе. А именно это ставит педагогический коллектив перед необходимостью искать в лице семьи союзника, единомышленника в воспитании ребенка.

            Педагоги дошкольного учреждения должны быть инициаторами установления этого сотрудничества, так как они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее успешность зависит от согласованности в воспитании детей.

 

 

 

Основные приоритеты и направления работы:

  1. Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию и образованию детей.
  2. Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка.

3.Установление правильных взаимоотношений на основе доброжелательной критики и самокритики.

  1. Привлечение актива родителей, общественности к деятельности ДОУ, к работе с семьями.
  2. Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.

Содержание, организация и методика сотрудничества ДОУ и родителей включает:

  • единство в работе ДОУ и семьи по воспитанию детей;
  • взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей;
  • укрепление авторитета педагога в семье воспитанников и родителей в детском саду;
  • установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритика;
  • Использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи: ознакомление с родителями и другими членами семьи; консультации; групповые и общие родительские собрания и др.;
  • систематическую плановую связь с родителями в течение всего года с учетом задач и содержания образовательной работы с детьми.

 

Формы и методы работы с родителями:

  • Обучение родителей в совместной деятельности с детьми по сенсорному развитию (занятие с блоками Дьенеша)
  • Обучение родителей в совместной деятельности с детьми (дидактические игры)
  • Обучение родителей в совместной деятельности с детьми
    (театрализованная деятельность)

В настоящее время педагоги используют разнообразные формы взаимодействия с родителями, как традиционные, так и нетрадиционные.

Традиционные формы : Коллективные, Индивидуальные, наглядные.

К коллективным формам относятся родительские собрания,  конференция

  К индивидуальным формам взаимодействия с родителями относятся беседы и консультации. 

Наглядные формы :

Папки – передвижки, Ширмы, стенды . 

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечение родителей к ДОУ, установление неформальных контактов. К ним относятся информационно – аналитические, досуговые, познавательные, наглядно – информационные формы.

 Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого – педагогической культуры родителей. Их суть – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование практических навыков воспитания детей. Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы, групповым консультациям, которые можно провести творчески, опираясь на популярные телепередачи.Голос

День открытых дверей проводится с целью приобщения родителей к жизни ДОУ. Родители наблюдают за деятельностью детей. Воспитателей. Они узнают детский сад «изнутри», знакомятся с организацией предметно-пространственной развивающей среды, видами детской деятельности.

Наглядно – информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценивать деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Например, открытые мероприятия для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, выставки детских работ.

Современные родители достаточно образованы.  У них есть доступ к педагогической информации, которая «обрушивается» на них из различных источников, но она не предполагает наличие «обратной связи».

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе общения. Нецелесообразно в работе с родителями опираться на монолог. Важен диалог, установление «обратной связи», личная заинтересованность родителей. Однако знания навязывать нельзя.  

Необходимо отметить, что преимущества современных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны:

– положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.

– учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе.

– возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным.

– укрепление внутрисемейных связей, что тоже, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на протяжении всех времен;

– возможность реализации основной образовательной программы дошкольного образования в единстве ДОУ и семьи.

Бытует мнение, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывает практика, отношение семей дошкольников к мероприятиям зависит от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, от желания работников дошкольного учреждения заниматься педагогическим просвещением родителей.

На современном этапе в работе с родителями появляется понятие «включение родителей» в деятельность ДОУ, т.е активное участие в работе ДОУ.

           

            Под включением родителей в деятельность ДОУ понимает их участие в:

  • организации образовательного процесса;
  • создании творческих групп, которые активно делятся своим опытом;
  • организации современной предметно пространственной развивающей среды;
  • разработке планирования разных видов на всех уровнях: план ДОУ; план деятельности; самостоятельной деятельности детей; совместной со взрослыми деятельности детей.

Наиболее эффективным средством для понимания взрослым движущих сил развития ребенка в дошкольном возрасте является практическая образовательная деятельность.

Таким образом, вопрос начальной мотивации взрослого к занятиям с ребенком напрямую связан со вторым – поиском практических средств для ее осуществления. Чем большие успехи будет делать ребенок, тем активней будет действовать взрослый. 

Заключение

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.

Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, ни от воспитания в детском саду или школе.

 

Оставить комментарий: