КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Документы для скачивания
Мы играем- речь развиваем КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ( РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ) «ПОСПЕШИЛИ- НАСМЕШИЛИ». Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха. Подготовительная работа. Приготовить для показа на фланелеграфе дом, в окно которого выглядывает медведь; лягушку, мышку, курицу, гуся, корову. Продумать вопросы по тексту сказки. Краткое описание: Прискакала лягушка к медвежьему дому. Заквакала под окном: « Ква- ква- ква- к вам в гости пришла! » Прибежала мышка. Запищала: «Пи- пи- пи- пироги у вас вкусны, говорят! » Курочка пришла. Заквохтала: « Ко- ко- ко- корочки, говорят, рассыпчаты! » Гусь приковылял. Гогочет: « Гого- го- горошку бы поклевать! » Корова пришла. Мычит: « Му- му- му- мучного поилица попить бы! » Тут медведь из окна высунулся. Зарычал: «Р- р- р- р- р- р- р- р- р! » Все и разбежались. Да зря трусишки поспешили. Дослушали бы, что медведь сказать хотел. Вот что: «Р- р- р- р- р- рад гостям. Заходите, пожалуйста! » Методические указания. Следует сопровождать рассказывание сказки показом ее персонажей на фланелеграфе. Звукоподражания нужно произносить четко, выделяя гласные звуки. «БАБОЧКА, ЛЕТИ! » Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха. Подготовительная работа. Приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Краткое описание: Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. ( Дует на них. ) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит? » Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек. Методические указания. Игру повторяют несколько раз, каждый раз- с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова. «ЧЬЯ ПТИЧКА ДАЛЬШЕ УЛЕТИТ? » Цель. Добиваться от каждого ребенка умения делать длительный, непрерывный, направленный выдох. Воспитание длительного направленного ротового выдоха. Подготовительная работа. Педагог вырезает из тонкой бумаги птичек и ярко раскрашивает. Краткое описание: На двух столах ставят птичек( у самого края стола) на расстоянии не менее 30 см друг от друга. Вызывают четверых детей, каждый садится напротив птички. По сигналу «птички полетели» дети дуют на фигурки, остальные следят, чья птичка дальше улетит. Методические указания. Следить, чтобы дети не надували щеки, когда будут дуть на бумажных птичек. Продвигать фигурку можно лишь на одном выдохе. Сначала это показывает воспитатель, предупредив, что дуть на птичку несколько раз подряд нельзя. «КТО КАК КРИЧИТ? » Цель. Добиваться правильного воспроизведения детьми различных звукоподражаний. Развитие способности к звукоподражанию, а также речевого слуха. Подготовительная работа. Приготовить игрушки: петуха, курицу, кошку, собаку, утку, корову. Продумать вопросы к тексту стихотворения, чтобы в ответах дети активно использовали звукоподражания. Ку- ка- ре- ку! Кур стерегу. Кудах- тах- тах! Снеслась в кустах. Мур- муррр! Пугаю кур. Ам- ам! Кто там? Кря- кря- кря! Завтра дождь с утра! Му- му- у! Молока кому? Методические указания. Читать стихотворение надо выразительно, во время чтения показывать детям соответствующие игрушки. «ПЛЫВИ, ПЛЫВИ КОРАБЛИК…» Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п( п- п- п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха. Подготовительная работа. Взрослый готовит таз с водой и бумажные кораблики. Краткое описание: Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П- п- п. . . »- дует ребенок. ( При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту. ) Методические указания. Следить, чтобы при произнесении звука ф дети не надували щеки; чтобы дети произносили звук п на одном выдохе 2- 3 раза и не надували при этом щеки. «ПЕСНЯ- ПЕСЕНКА». Цель. Развивать речевой слух и речевую активность, побуждать детей произносить звуки и звукосочетания по подражанию. Уточнение звукопроизношения у детей. Развитие речевого слуха. Подготовительная работа. Подобрать следующие игрушки: большую куклу, петуха, кошку, утку, медведя, лягушку. Продумать вопросы по рассказу так, чтобы в ответах детей были звукоподражания, которые в нем даны. Запела девочка песенку. Пела- пела и допела. - Теперь ты, петушок, пой! - Ку- ка- ре- ку! - пропел петушок. - Ты спой, Мурка! - Мяу, мяу, - спела кошка. - Твоя очередь, уточка! - Кря- кря- кря, - затянула утка. - И ты, Мишка! - Ряв- ряв- р- я- яв! - зарычал медведь. - Ты, лягушка, спой! - Ква- ква- квак- к- к! - проквакала квакушка. - А ты, кукла, что споешь? - Ма- а- ма- а- ма! Ма- ма! Складная песенка! Методические указания. Педагогу следует сопровождать свой рассказ показом игрушекперсонажей; звукоподражания произносить четко, того же добиваться от детей при ответах на вопросы по рассказу. «ПТИЦЕФЕРМА». Цель. Развитие речевого дыхания. Учить детей на одном выдохе: произносить 3- 4 слога. Подготовительная работа. Подобрать звучащие игрушки: курицу, петуха, утку, гуся, цыпленка. Краткое описание: Взрослый показывает детям игрушки и воспроизводит 3- 4 раза подряд их звучание. Игрушки убирают. Педагог говорит: «Пошли мы с вами на птицеферму. Идем, а навстречу нам. . . ( показывает курицу) курица. Как она поздоровается с нами? » Дети: «ко- ко- ко». «Пошли мы дальше. Навстречу нам гусь. Как он поздоровается с нами? » Дети: « га- га- га». Далее педагог последовательно показывает оставшиеся игрушки, а дети произносят соответствующие звукоподражания. Методические указания. Сначала говорят все участники игры, потом можно спросить трехчетырех детей по одному. Следить, чтобы звукоподражания( ко- ко- ко, га- га- га, пи- пи- пи, ку- ка- реку, кря- кря- кря) дети произносили на одном выдохе. Одни дети могут произносить 2- 3 звукоподражания, другие – 3- 4. «ЧЕЙ ПАРОХОД ЛУЧШЕ ГУДИТ? » Цель. Добиваться умения направлять воздушную струю посередине языка. Развитие длительного целенаправленного ротового выдоха. Подготовительная работа. Педагог заготавливает стеклянные пузырьки( по количеству детей) высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1- 1, 5 см, делает на них наклейки с именами детей. Краткое описание: Каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него подую. ( Гудит. ) Загудел как пароход. А как у Миши загудит пароход? » Педагог по очереди обращается к каждому ребенку, а затем предлагает погудеть всем вместе. Методические указания. Чтобы погудеть в пузырек, надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка. Пузырек касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. Если гудок не получается, значит, ребенок не соблюдает одно из данных требований. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова. «ПОДБЕРИ ПО ЦВЕТУ». Цель. Учить детей слитно произносить фразу из двух- трех слов. Выработка плавного речевого выдоха. Подготовительная работа. Подобрать предметные картинки основных цветов, воспитатель делает из картона кубики тех же цветов без одной грани( можно мешочки, ведерки) Краткое описание: Детям раздают картинки, на которых нарисованы предметы разного цвета. Показывая кубик, педагог говорит: «У кого картинки такого же цвета, как кубик, подойдите сюда». Дети выходят, показывают свои картинки, называют их( «Красная машина», «Красный шар» и т. д. ) и складывают в этот кубик. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не сложат свои картинки в кубики. Методические указания. Следить, чтобы дети говорили слова слитно, на одном выдохе. «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК» Цель: ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам. Материалы: заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек. Скажем детям примерно следующее: «К нам в детский сад пришел заяц. Зайка- побегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это? ( Морковка. ) Какая морковка? ( Длинная, красная. ) Кладем морковь на стол. А это что? ( Огурец. ) Какой огурец? ( Аналогичным образом достаем помидор, яблоко и др. ) Теперь заяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи, и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно. Она длинная, красная. Что это? ( Морковь. ) Он зеленый, длинный. Что это? ( Огурец. ) Оно круглое, красное. Что это? ( Яблоко. ) Он круглый, красный. Что это? ( Помидор. ) » Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, повторим, выделяя голосом местоимение: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный. Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось? ( Яблоко. ) Яблоки — это фрукты. Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания». «РАЗНОЦВЕТНЫЙ СУНДУЧОК» Цель: учим ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде. Материалы: сундучок, предметные картинки: яйцо, печенье, варенье, яблоко, полотенце и другие предметы, обозначенные существительными среднего и женского рода, по числу детей. Поставим на стол сундучок с картинками. Предложим детям вынимать картинки по одной, будем задавать при этом вопросы: «Какое яичко? Какая матрешка? » И т. п. Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку правильно определить род последнего. В том случае, если на картинках будут изображены 2—3 предмета, игра приобретет новый смысл: ребенок сможет поупражняться в образовании форм именительного падежа множественного числа существительных. «ТЕРЕМОК» Цель: ориентироваться на окончание глагола в прошедшем времени при согласовании его с существительным. Материалы: деревянный теремок, игрушечные животные: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь. Поставим на ковре теремок. Возле теремка рассадим животных. Будем рассказывать сказку, побуждая детей принимать участие в рассказывании. — Стоит в поле теремок. Прибежала к теремку. . . кто? Правильно, мышка. ( Дети подсказывают, ориентируясь на значение глагола и его окончание. ) «Кто- кто в теремочке живет? » Никого нет. Стала мышка в теремочке жить. Прискакала к теремку. . . лягушка. И т. д. В заключение подведем итог: — Послушайте, как мы говорим: лягушка прискакала, а зайка прискакал; лисичка прибежала, а волк прибежал. «ЧЕГО НЕ СТАЛО? » Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных. Материалы: пары предметов: матрешки, пирамидки( большая и маленькая) , ленточки( разного цвета и разного размера—длинная и короткая) , лошадки, утята, Буратино, мешок. Перед детьми появляется Буратино с мешком. Он говорит, что принес ребятам игрушки. Дети рассматривают игрушки. Называют их. Выставляют на столе. Комментируем: — Что это? Матрешка. Давай посмотрим, что у матрешки внутри. Еще матрешка. Поставь их рядом. Вова, теперь ты достань игрушку. Что это? ( Пирамидка. ) Еще пирамидка есть? И т. д. — Запомните, какие предметы на столе. Здесь пирамидки, матрешки, утята. Буратино с вами поиграет. Он будет прятать игрушки, а вы должны будете говорить, каких игрушек не стало: матрешек, пирамидок, утят или чего- то другого. На столе остаются три пары предметов: матрешки, пирамидки, лошадки. Дети закрывают глаза. Прячем матрешек, а на их место кладем ленточки. ( «Кого не стало? ») Затем прячем ленточки, а на их место ставим пирамидки. ( «Чего не стало? ») И т. д. Наконец убираем все игрушки и спрашиваем: «Каких игрушек не стало? » «ГДЕ НАШИ РУЧКИ? » Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных. Дети сидят на стульчиках. Обратимся к ним, приглашая интонацией к шутке, игре: Где наши ручки? Нет наших ручек! ( Прячем руки за спину. Дети делают то же самое. ) Вот наши ручки! ( Показываем руки, играем пальцами. ) — Где наши ножки? Нет наших ножек! ( Дети прячут ноги под стул. ) Вот наши ножки! ( Топают ножками. ) — Где же наши ручки? Чего нет? ( Ручек. ) Вот наши ручки! Где же наши ножки? Чего нет? ( Ножек. ) Вот наши ножки! Игра повторяется 2—3 раза. «ЛОТО» Цель: упражняться в образовании форм множественного числа существительных( в именительном и родительном падежах) . Материалы: картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе( матрешка — матрешки, ведро — ведра, колесо — колеса, кольцо — кольца и др. ) . Раздаем детям картинки, оставляя у себя парные. Объясняем условия игры: — Это игра на внимание. Я буду показывать картинки. На каждой картинке нарисована какаянибудь игрушка. Тот, у кого окажется картинка с такими же игрушками, должен быстро сказать об этом. Например, у меня колесо. А у Веры колеса. Вера должна быстро сказать: «У меня колеса» или «У меня много колес». Игрушки надо обязательно называть. Тот, кто замешкается, отдает свою картинку взрослому. Если ребенок быстро и правильно назовет игрушку, отдаем свою картинку ему. В конце игры проигравшим( у кого на руках нет картинок) предлагаются шуточные задания: попрыгать на одной ножке, высоко подпрыгнуть, присесть три раза и т. п. Задания придумываем вместе с детьми. «ПОРУЧЕНИЯ» Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов скакать, ехать. Материалы: грузовик, мышка, мишка. Вносим в комнату грузовик и мышку с мишкой. Обращаемся к детям: — Хотите, чтобы мышка и мишка покатались на грузовике? Если хотите, попросите их. Надо сказать: «Мишка, поезжай! » А еще можно попросить мышку и мишку поскакать: «Мышка, поскачи! »( Просьбы сопровождаются действиями с игрушками. ) — Олег, кого ты хочешь попросить, мышку или мишку? О чем ты попросишь? Игра продолжается до тех пор, пока у детей не иссякнет к ней интерес. «МИШКА, ЛЯГ! » Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов лежать, петь. Материалы: плюшевый медвежонок( озвученная игрушка) . В гости к детям приходит медвежонок. Рассказываем, что он умеет выполнять поручения. Медвежонка можно попросить: «Мишка, ляг на бочок. . . ляг на спинку. . . ляг на животик». Еще он умеет петь, только надо попросить: «Мишка, спой! »( Рассказ сопровождается действиями с игрушкой. ) По желанию детей медвежонок выполняет разные задания. Если ребенок затрудняется сформулировать задание, задаем наводящие вопросы: «Ты хочешь, чтобы мишка лег? На животик или на спинку? Давай скажем вместе: мишка, ляг на животик». Можно давать медвежонку и другие задания: поезжай( с горки) , поскачи, попляши, напиши письмо и др. «ПРЯТКИ» Цель: правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением( в, на, около, под, перед) . Материалы: грузовик, мишка, мышка. В гостях у детей снова мишка и мышка. Гости стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Предлагаем детям закрыть глаза. Говорим: — Мышонок спрятался. Откройте глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверное, под машиной? » Нет. Где же он, ребята? ( В кабине. ) Вон он куда забрался! Закройте снова глаза, мышонок опять будет прятаться. ( Сажаем мышонка на кабину. ) Где же мышонок? Ребята, подскажите мишке! Аналогичным образом дети отыскивают вместе с мишкой мышонка, который прячется подмашиной, около машины, перед машиной. Игры и упражнения с грамматическим содержанием можно включать в сценарии коллективных занятий, а можно проводить по желанию детей с небольшими подгруппами в часы досуга. С детьми можно организовывать игры, с помощью которых они учились бы соотносить производящее и производное слова. Это делается на материале существительных, обозначающих животных и их детенышей. Формирование способов глагольного словообразования тесно связано с формообразованием. Оно осуществляется в подвижных играх, играх- драматизациях, специальных дидактических играх. «ПОТЕРЯЛИСЬ» Цель: соотносить название животного с названием детеныша. Материалы: игрушечный домик, животные( игрушки) : утка и утенок, курица и цыпленок, коза и козленок, корова и теленок, лошадь и жеребенок. Расставим по комнате взрослых животных. На ковре в домике находятся их детеныши. Предложим детям узнать, кто живет в домике. - Давайте посмотрим. Кря- кря- кря — кто это? Утка? Достаем игрушку из домика. Утка большая или маленькая? Маленькая? Это, ребята, утенок. Маленький утенок. А утка — его мама. Помогите утенку найти его маму- утку. Вася, возьми утенка. Поищи утку. - А это чей голос — пи- пи- пи? Кто это? ( Достаем цыпленка. ) Кто мама у цыпленка? Как кудахчет курица? Как отзывается цыпленок? Поищи, Оля, курицу, маму цыпленка. Аналогичным образом обыгрываются остальные персонажи. Когда у всех малышей найдутся мамы, взрослых и детенышей сажают вместе. Пусть дети рассмотрят их, произнесут слова: утка— утенок, курица — цыпленок и др. Затем животные уезжают на машине в гости к другим детям. «ЧЕЙ ГОЛОС? » Цель: различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша. Материалы: игрушки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок. В гости к детям приходят и приезжают звери. Звери хотят поиграть. Дети должны отгадывать, чей голос услышали. - Му- у- у — кто так мычит? ( Корова. ) А кто мычит тоненько? ( Теленок. ) Ква- ква— чей это грубый голос? А кто квакает тоненько? Лягушка большая и квакает грубым голосом. А ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки? Аналогично обыгрываются остальные' игрушки. После игры дети могут поиграть с игрушками. Чтобы получить игрушку, ребенок должен правильно позвать ее( «Лягушонок, иди ко мне! », «Утенок, иди ко мне! ») . «ДОМИКИ» Цель: употреблять названия детенышей животных. Материалы: поднос с игрушками: бельчатами, зайчатами, утятами, мышатами и др. — по количеству детей, строительный материал. Вносим в комнату поднос с игрушками. Говорим, что дети должны построить для малышей домики. Каждый сначала должен решить, для кого он будет строить домик, и правильно попросить у взрослого: «Дайте мне, пожалуйста, утенка( бельчонка) ». В случае необходимости нужно подсказать слово целиком или только его начало и попросить малыша повторить название. На ковре раскладываем строительный материал. Дети строят для своих животных домики, играют. «ПОРУЧЕНИЯ» Цель: называть детенышей животных. Материалы: игрушки: бельчонок и котенок. Подражаем мяуканью кошки. Спрашиваем у детей: «Кто это мяукает? Где? » Выходим вместе с ними в соседнюю комнату. - Ребята, к нам пришли гости! Смотрите, они совсем маленькие. Это не просто белочка и киска. Это котенок и бельчонок. Животные хотят с вами поиграть. Им можно давать поручения. Если попросить правильно, бельчонок попрыгает. Бельчонок, поскачи! Вот как скачет! А котенка можно попросить: котенок, спой! Вот как поет котенок! Кого вы хотите попросить? О чем?