a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект НОД "Игрушки наших прабабушек" Степаниченко Г.Г.

Опубликовано: 2015-01-26 11:36:23

Конспект ООД на тему: «Игрушки наших прабабушек» для детей старшей группы Подготовила и провела: Степаниченко Г. Г. в оспитатель Образовательная область: Познавательное развитие Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие. Цели: приобщение к истокам духовной культуры русского народа: формировать представления о народной игрушке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением куклы Пеленашки. Программные задачи: Познакомить детей с простой куклой закруткой. Показать последовательность изготовления простой тряпичной куклы Пеленашки. Учить самостоятельно изготавливать тряпичную куклу. Развивать творческие способности, воображение, фантазию при изготовлении куклы. Закреплять умение скатывать ткань рулончиком завязывать тесьму в узелок, развивать чувство формы, цвета, творческое воображение, художественный вкус. Воспитывать усидчивость и аккуратность Материалы для занятия: презентация, лоскут ткани для туловища светлого цвета- розового, белого цвета, лоскутки ткани квадратной формы, размером 8x8см 2 штуки, тесьма, готовые куклы, изготовленные педагогом куклы и выставка современных кукол. Мотивационно- ориентировочный этап Организационный момент Воспитатель предлагает детям посетить выставку современных кукол. Воспитатель: Вот куклы в которые вы играете каждый день, и дома, и в детском саду. Эти куклы красивые. Они вам нравятся. Куклы бывают разные и во все эти куклы играют. Дети сами говорят из каких материалов сделаны куклы. ( пластиковые, фарфоровые, резиновые, текстильные) В куклы играли все поколения детей. Ваши прабабушки тоже любили играть куклами. Только куклы наших прабабушек были совсем другими. Хотите, я вам расскажу о них? Рассказ воспитателя с показом презентации «Игрушки наших прабабушек». ( Воспитатель подводит детей к сундучку) - А сундучок то какой волшебный. Что бы его открыть нужно сказать волшебные слова. Послушаете какие – «Фу- ты, ну- ты, лапти гнуты, сундучок- сундучок открывай свой бочёк. » Давайте вместе скажем эти слова, только ласково. В старину люди ласково разговаривали с вещами. Хорошо? ( Воспитатель открывает сундучок и достаёт тряпичные куклы) Поисковый этап В старину играли тряпичными куклами, которые делали своими руками. Посмотрите из чего они сделаны? ( Дать детям потрогать и хорошо рассмотреть кукол) . Эти куклы сделаны из простых лоскутков ткани и ниток. Сейчас я вам расскажу об этих куклах. Это куклы обрядовые, куклы обереги. Оберег – от слова «оберегать». Вот одна из таких кукол – Куватка. Её делали накануне рождения ребёнка и вывешивали над колыбелькой или укладывали в колыбельку. Куватки и защищали новорожденных и служили их первыми игрушками. А вот куклы Неразлучники, у них как у Куватки тоже прямые ручки. Интересна история этой куклы. На первый взгляд это мужская и женская куклы, которые кажутся просто парочкой, взявшейся за руки. Но, если приглядеться, то видно, что рука у них одна и сделана из цельной тряпочки или палочки, а, следовательно, их нельзя разъединить. Такая рука считалась символом единения и того, что отныне по жизни идти они будут буквально рука об руку, все дела и беды деля пополам. Сама же куколка была симв олом крепкого семейного союза. Удивительна эта кукла еще и тем, что делается она без использования иголки. ( Воспитатель достаёт другую куклу Утешницу) А это Утешница. Она была самым сильным и верным средством от детских слёз. Когда ребёнок начинал плакать так, что его трудно было успокоить, доставали куклу Утешницу. Ребёнок забывал про слёзы и капризы. Кукла была хороша: наряжена, с серёжками и украшениями из конфет. Родители угощали ребёнка конфетками. Незаметно Утешницу прятали на прежнее место и опять украшали конфетками до следующего раза. А вот ещё одна куколка Крупеничка или как ещё её называли Зерновушка. Раньше в деревнях в конце лета, когда на полях собирали урожай, лучшую, отборную часть зерна прятали в специальный мешочек, наряжали его куколкой и бережно хранили до посева следующего года. Особенно ценной была капризная гречиха, поэтому кукла была оберегом, залогом будущего плодородия и ставилась в Красном углу избы. А весной торжественно изымали зерна из мешочка и сеяли в поле с пожеланиями богатого урожая. Можно также наполнять Крупеничку пшеницей, горохом, пшеном – на ваше усмотрение.  Сейчас куклу Крупеничку дарят с пожеланиями добра, богатства, достатка в доме, и вряд ли зерна из нее пригодятся для посева или приготовления пищи, поэтому для подарка можно наполнить мешочек разными крупами, будет своего рода символ изобилия.   А вот самая простая обрядовая кукла, такими игрались дети раньше. Практический этап Посмотрите, какая интересная куколка свёрнутая в маленький кулёчек. Раньше новорожденных детей плотно- плотно пеленали в пелёнку. Считалось, что спелёнатый ребёночек оберегался в ней. А чего боялись люди? Они боялись злых духов, которые могли обидеть ребёнка. Поэтому первая кукла ребёнка была, его образ, кукла Пеленашка. Её клали в люльку к ребёнку. Воспитатель: Ребята интересные это куклы? А хотели бы сами сделать таких? Сегодня я научу вас делать куклу Пеленашку. Нужно размять пальчики перед нашей работой. Пальчиковая гимнастика «Куклы» На большом диване в ряд Куклы разные сидят. ( Хлопки в ладоши) Два медведя, Буратино И веселый Чипполино. И котенок, и слоненок. Раз, два, три, четыре, пять- Помогаем мы сегодня Все игрушки сосчитать. ( Поочередное загибание пальчиков) ( Педагог подробно показывает и рассказывает как надо делать такую куклу. Дети повторяют этапы изготовления куклы с опорой на схему. Мастерят вместе с воспитателем куклу. ) Покажите друг другу какие у вас получились красивые куколки. Кому бы вы хотели подарить такую куколку? Рефлексивно- оценочный этап- О каких куклах вы сегодня узнали? - В какую игру вы сегодня играли? - Какую куклу мастерили сами? Куклы выставляются для показа родителям и уносятся детьми домой.

Оставить комментарий: