a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Помощь в решении проблем

Автор: Гончарова Евгения Владимировна Опубликовано: 2023-03-05 13:47:49

Документы для скачивания

Рекомендации для родителей «Помощь в решении проблем». Какое же поведение детей можно считать нормой, а какие признаки должны насторожить родителей? Во многом проблемы психологического характера зависят от возраста ребенка и ос обенностей его развития. В приложении родители найдут информацию о том, чем может быть вызвано «проблемное» поведение ребенка и как можно помочь детям. Четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей Первая – борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание. Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все- таки получено. Лучше такое, чем никакого. Вторая причина – борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки. Знаменитое требование «я сам» 2- 3 летнего малыша сохраняется в течение всего детства. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Но им ставится особенно трудно, когда родители общаются с ними, в основном, в форме указаний, замечаний, опасений. Родители считают, что приучать детей к порядку. Это необходимо, но весь вопрос в том, как это делать. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. Смысл такого поведения для ребенка – отстоять право самому решать свои дела, и вообще, показать, что он личность. Третья причина – желание отомстить. Дети часто бывают обижены на родителей. Причины могут быть очень разные: родители более внимательны к младшему; мать разошлась с отцом; родители постоянно ссорятся… И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности – все те же протесты, непослушание. Смысл «плохого» поведения в этом случае можно выразить так: «Вы сделали мне плохо – пусть и вам будет тоже плохо! ». Четвертая причина – потеря веры в собственный успех. Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой- то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у ребенка могут не сложиться отношения в группе, а следствием будет апатия на занятиях. Подобное «смещение неблагополучия» происходит из- за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он вообще теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это – в душе, а внешним поведением он показывает: «Мне все равно», «И пусть плохой», «И буду плохой! ». Если ребенок не слушается Всем когда- нибудь приходится наказывать своих детей, даже тем, кто считает, что наказывать детей нельзя. Поначалу может показаться, будто бы мы прибегаем к наказаниям, чтобы заставить детей повиноваться, исправиться. Но если разобраться, мы чаще всего проявляем таким образом наше нетерпение и гнев. Хотелось бы напомнить, что родители должны воспитывать не только детей, но и самих себя. Какими же надо быть взрослыми, чтобы не провоцировать своего ребенка на еще большее непослушание!  Быть терпеливым. Это самая большая добродетель, какая может быть у родителей.  Уметь объяснять ребенку, почему его поведение неправильно, но при этом избегать занудства, быть предельно краткими.  Уметь отвлечь, предложить ребенку что- нибудь более привлекательное, чем то, что ему хочется сейчас.  Не торопиться с наказаниями.  Уметь выражать благодарность ребенку за те хорошие поступки, которые он совершает.  Чаще поощряйте малыша. Поощрения более эффективны, чем наказания, даже если при этом вам понадобится больше времени. Таким образом вы можете изменить поведение своих детей совершенно безболезненно по сравнению с тем вредом, который принесет наказание. Приятного общения со своим малышом! Защита от детских манипуляций Дети до 1 года не умеют манипулировать и притворятся, на их плач надо реагировать, их нужно утешать и успокаивать. Как правило, попытки манипуляции начинаются с момента начала «этого ужасного кризиса трех лет». В этот период следует держать «ухо востро». Манипуляция – это воздействие одного человека на другого в целях достижения своих целей или получения преимуществ. Манипулятор использует наши стереотипы, принципы и комплексы. Дети чаще всего прибегают к манипуляции, если не верят в действенность своей просьбы. Если ребенок раз за разом терпит поражение, он предпочитает сменить тактику на более успешную. Со временем ребенок приобретает привычку к манипуляции как самому действенному способу взаимодействия с окружающими. Очень важно, чтобы родители выработали единые принципы поведения с ребенком. Когда ребенок убеждается в том, что родители – единое целое и он не может добиться привилегий и поблажек ни от папы, ни от мамы, он не станет пытаться ими манипулировать. Если мама что- то запрещает, а папа разрешает, то у ребенка непременно возникает желание вступить в игру с родителями, попробовать изменить, передвинуть границы дозволенного и недозволенного. По очень разным причинам родители начинают уступать ребенку, а потом уже не способны справиться с его напором( все дети – отличные психологи и очень быстро понимают, как добиться желаемого от взрослых) . Родители «маленького тирана» постепенно вживаются в роль свиты и пытаются передать ребенку часть полномочий, часть собственной ответственности за его воспитание. Только взрослые могут сделать так, чтобы семейная ситуация изменилась и они почувствовали себя авторитетными и компетентными, а ребенок – любимым, защищенным и спокойным. Помните, что главные в семье вы – родители. Ребенок – маленький человек, неспособный нести за себя ответственность, а воспитание и забота о ребенке( до тех пор пока он не стал взрослым) – это ответственность родителей. Стратегия поведения взрослых  Посмотреть на себя. Проанализировать отношения с ребенком и семейные отношения.  Нельзя лишать ребенка своей любви, поддержки и защиты.  Дать ребенку больше свободы в проявлении самостоятельности.  Учить ребенка управлять своими чувствами( в том числе гневом и страхом) .  Не скрывать свои эмоции, чувства. Проговаривать их.  Быть терпеливыми, твердыми и справедливыми.  Вводить для ребенка правила и обязанности уже с раннего возраста.  Периодически давать себе отдых( не быть заложником стереотипа «мы живем только ради детей») . Пусть в вашей семье царят мир и согласие! Как отучить ребенка ругаться нецензурными словами.  Дети получают образование не только во время занятий в детском саду. Они постоянно впитывают наш опыт, привычки, копируют слова и действия. И чем более значим для ребенка взрослый, тем более вероятно копирование его поведения как образца. Образцы для каждого возраста свои. У грудничков – это мама и папа, у дошкольников – родитель противоположного пола, у младших школьников – первый учитель, а подростки подражают друг другу и своим кумирам. И вовсе не возрастные кризисы виноваты в появлении матерных фраз в речи. В период кризиса они выходят на поверхность. А накапливается опыт раньше – в период, который называется сенситивным. Такие периоды молчаливого созерцания предшествуют каждому возрастному бунту в жизни человека. К возрасту первого социального бунта – 6–7 лет – редкий дошкольник остается незнаком с парой- тройкой ядреных ругательств. Отучение от грязных слов зависит от уровня сформированной внутренней культуры. Экспрессивные поступки подростков, их демонстративность, неприкрытая агрессивность – тоже вариант нормы. Искоренить привычку « матюкаться », если она уже есть, можно постепенно по мере взросления, но никак не запретом. Ребенок растет и развивается. На индивидуальном пути ему встречаются разные люди и ситуации, каждая его чему- то учит, независимо от родительских ожиданий. Конечно, редко удается постоянно выстраивать вокруг растущего малыша такую реальность, в которой мат – совершенно неприемлемая часть языка. Ребенок и нецензурная лексика время от времени сталкиваются. Практические советы «Я – сам, и я – как вы! » В 2–4 года, когда дети идут в садик, у родителей возникают первые трудности с объяснением правил культурного поведения. И вот тут ребенок покажет все семейные речевые модели, с которыми сталкивался прежде. Именно теперь впервые возникает проблема, как отучить ребенка материться. Просто говорить ему «нельзя! », наказывать, ругать или даже шлепать – неэффективно. Запрет рождает лишь повышенный интерес, а наказание мотивирует к действию. Бунт против всех правил предполагает другую тактику. 1. Самоконтроль.  Он всегда на первом месте. Родители, продолжаите следить за собственной речью. Любые требования к речи ребенка должны быть применимы и к высказываниям взрослых! ! ! 2. Воспитательные фразы из предыдущего возрастного этапа «Фу, как некрасиво! » – не работают. Акцент с «ты – поступаешь плохо» лучше перенести на «он – поступает плохо». Например: «Ой, как мальчик ругается! Бедная его мамочка, ей так стыдно…» Секрет в том, что детям в этом возрасте легче анализировать чужое поведение и учиться этому анализу на внешних примерах. В 4–5 лет проблема сквернословия редко возникает сама по себе. Обычно ее корни тянутся в кризис «Я – сам». К этому возрасту волевые процессы и контроль поведения уже достаточно сформированы. Нецензурная брань как речевой навык. Когда ругательства «гармонично» включены в речь ребенка, применяются и глаголы, и прилагательные, и существительные, мы имеем дело с речевым навыком. Искоренить его не так легко, требуется полная перестройка окружающей обстановки. Неплохо бы отправить ребенка на летний отдых в лагерь или к культурным родственникам, где не принято посылать на три буквы. Несколько недель в другой среде заставят малыша перестроиться и понять, что жить можно иначе, да еще и более комфортно. Нецензурная брань как слова- связки. Когда в потоке озвученных детских мыслей маты проскакивают лишь для уточнения смысла или и вовсе к этому смыслу не привязаны, это слова- паразиты, значение которых не совсем понятно ребенку. Стоит поговорить с ним о том, что такие слова не подходят приличным детям. Мать и дочь могут обсудить кодекс принцесс, а папа и сын – побеседовать о правилах для джентльменов- супергероев. Можно опираться и на известные образцы речи положительных героев мультфильмов и сказок, известных ребенку. Подражая своему герою, кроха перестанет ругаться. Нецензурная брань как манипуляции. Манипулирование нецензурной лексикой возникает либо для привлечения внимания, либо чтобы этого внимания избежать. В обоих случаях взрослым нужно тщательно пересмотреть воспитательную модель. Всего ли хватает ребенку? Выполняются ли его истинные потребности? Достаточно ли правильного внимания он получает, не слишком ли суровы ограничения? Не попустительствуют ли бабушки? Не становятся ли гаджеты способом занять малыша? Не подменил ли Ютуб и ТикТок детские каналы и чтение полезных сказок на ночь? В борьбе с манипуляциями основной метод – игнорирование. «Нецензурное» поведение, не замеченное взрослыми, заставит ребенка искать другой способ привлечь их внимание.

Оставить комментарий: