a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"Играем вместе"

Автор: Гончарова Евгения Владимировна Опубликовано: 2023-03-05 13:50:04

Документы для скачивания

Консультация «Играем вместе с детьми». Педагог- психолог: Евгения Владимировна Гончарова. Игры с родителями – неотъемлемая часть развития детей. Польза от этого огромная. Совместные игры способствуют улучшению взаимоотношений и взаимопонимания в семье, сплачивают семью, сближают родителей и детей. Игры помогают развивать у ребенка ориентацию в пространстве и моторику, память и внимание, воображение и речь, логику и абстрактное мышление, а также повышают любознательность, познавательную и двигательную активность, самостоятельность. Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть. Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты. Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ Главная трудность, которая подстерегает маленького ребенка при поступлении в дошкольное учреждение, – это взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Процесс налаживания взаимоотношений связан с общением, а это речевая деятельность. Качество развития речи детей напрямую зависит от качества общения, о чем свидетельствуют результаты исследований Д. Б. Эльконина, А. С. Выготского, А. М. Аркина, А. М. Гвоздева, А. Г. Арушановой, С. М. Мироновой, Н. Д. Ватутина, А. М. Гвоздева и др. Потребность в общении, освоение предметных действий требуют собственного активного совершенствования речи ребенка. На основе речи развиваются обобщение, символическая функция мышления, т. е. способность к замещению реальных предметов и действий предметами- заместителями и языковыми знаками. Взрослый для ребенка – неисчерпаемый источник положительных эмоций, интересных впечатлений, игр, в которых более важную роль играет слово. Стремясь к контакту со взрослым, обладанию предметами и игрушками, ребенок откликается на побуждение использовать слово для достижения этих целей, инициативно высказывается сам. В адаптационный период с целью возникновения любых доступных ребенку речевых проявлений и вокализаций с детьми необходимо проводить игры по рассматриванию игрушек, предметов, выполнять игровые действия с предметами, которые обозначаются словом. В первые дни пребывания в дошкольном учреждении у ребенка происходит резкое понижение речевой активности( стрессовое состояние) , и только терпимость и желание взрослого помогут ребенку овладеть речью и наладить общение с окружающими. Играя с ребенком, мы повышаем не только его речевую, но и психическую активность. Задачи: 1. Побуждать детей к игровым действиям через словесное общение, осознанно воспринимать речь взрослого, то есть уметь вслушиваться в речь окружающих, правильно выполнять словесные инструкции. 2. Активно пользоваться звукоподражаниями. 3. Пользоваться в общении ситуативной речью, как по побуждению взрослого, так и по собственной инициативе. «Похлопаем! Потопаем! » Ребенок стоит перед взрослым. Не спеша, хлопая( топая) на каждый слог в ладоши, вместе со взрослым повторяет: Хло- пай! Хло- пай! Поскорее! Хло- пай! Хло- пай! Веселее! Да- да- да! Да- да- да! То- пай! То- пай! Поскорее! То- пай! То- пай! Веселее! Топ- топ- топ! Топ- топ- топ! Игра повторяется 2–3 раза КОЛЫБЕЛЬНАЯ «ЧЬЯ- ТО КИСКА СЕРАЯ» Русская народная мелодия, исполняется умеренно. Чья- то киска серая По дворику бегала, По дворику бегала, Ночевать просилася: Пусти, детка, ночевать, Я тебя буду качать, Я тебя буду качать, Прибаюкивать. Игра «На мяч» Мячи разного цвета диаметром 8–10 см, по 2 мяча разного цвета – 8 шт. ( красный, синий, желтый, зеленый) . Коробка для мячей Взрослый стоит лицом к ребенку. Знакомит ребенка с мячом( круглый, катится, мячи бывают разного цвета) . Взрослый показывает ребенку коробку с мячами: Раз, два, три, четыре, пять, Трудно мячики считать. Не лежат они на месте, Разбегаются все вместе. Вы сумеете поймать, Наши мячики догнать! Взрослый подбрасывает коробку с мячами вверх, мячи разлетаются в разные стороны. Взрослый предлагает ребенку «догнать» мяч, принести и положить его в коробку. Продолжительность игры до 2 минут Подвижная игра «Мышата» Игрушка – мышка Взрослый показывает малышам мышку, дает её погладить: Серенькая мышка у меня жила, Серенькая мышка маленькой была. Глазки как бусинки. Хвостик как шнурок. Мышка с ним играет и песенки поёт: Пи- пи- пи- пи! Взрослый с ребенком на четвереньках ползают по площади комнаты и пищат, как мышки. Предметная игра «Ты, колечко, покружись! » На палочке надеты кольца. Родитель держит палочку руками за оба конца. Привлекая внимание малыша, вращайте палочку, потряхивайте её. Перемещайте кольца медленно на палочке. На последние слова кольца с палочки катятся по полу. Ты, колечко, покружись, покружись. Нашей детке покажись, покажись. Покружись и так, и сяк, не поймать тебя никак, Повернись да покружись, так вот так – так вот так! ( Колечки выскальзывают с палочки и разлетаются по группе. ) Фронтальная игра «Ладушки- хлопушки» Взрослый декламирует стишок, выполняя действия: – Ладушки – ладушки, звонкие хлопушки, Хлопали в ладошки, хлопаем немножко. Да! ( Громко хлопаем в ладоши. ) – Кашу варили, ложечкой мешали. ( Взрослый помогает ребенку водить пальчиком правой руки по ладошке левой. ) – Куколку кормили. Да! – Кошечке давали. Да! ( Протягиваем левую ладонь вперед. ) – Кулачки сложили, кулачками били, Тук, тук, тук, тук, тук, тук, тук, тук, тук, тук. Да! ( Сжимаете пальцы в кулаки и решительно постукиваете ими друг о друга. ) – Ладошки плясали, деток забавляли, Ля- ля- ля, ля- ля- ля, ля- ля- ля, ля- ля- ля. Да! ( Делаем фонарики. ) – Ладушки устали, ладушки поспали, Баю- бай, баюшки, баю- бай, ладушки. Да! ( Складываем ладони рук и подкладываем их под щеку. ) ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции. 1. Игра «Пиктограммы». ( лучше играть группой, например всей семьей) . Детям предлагается набор карточек, на которых изображены различные эмоции. ( Лучше взять простые изображения эмоций( смайлы) - радость, удивление, страх, грусть, обида, робость) . На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого участники по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Эта игра поможет определить, насколько ребенок умеет правильно выражать свои эмоции и" видеть" эмоции других людей. Радость удивление Страх Грусть Обида Робость Брезгливость Самодовольство ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Общие рекомендации к игре. • Ни в коем случае не пресекать шутливых ответов, так как зачастую именно они являются наиболее ярким проявлением нестандартности мышления. • Взрослому важно установить «золотую середину» между количеством и качеством ответов: с одной стороны, стимулировать как можно большее число разнообразных ответов, с другой – прежде всего поощрять оригинальные, творческие решения. • Обязательными условиями эффективности проведения игр являются обсуждение с детьми всех предложенных решений и развернутое обоснование, почему какое- то решение им понравилось, а какое- то – нет. Игра 1. Составление предложений Цель. Развивать способность быстро устанавливать разнообразные, иногда неожиданные связи между знакомыми предметами; создавать новые образы из отдельных элементов. Игровое задание. Составить как можно больше предложений, обязательно использовав названные взрослым три слова, не связанные друг с другом по смыслу( например, озеро, карандаш, медведь) . Падеж слов можно менять, в предложениях могут использоваться и другие слова. Ответы могут быть: – стандартными( «Медведь утопил в озере карандаш») ; – сложными с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя словами, и с введением новых объектов( «Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере») ; – творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи( «Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь») . ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ занятие 1 1. Упражнение на развитие слуховой памяти. Детям зачитываются слова с установкой на запоминание: одеяло, мед, круг, белка, глаз, слеза, замок, муха, журнал, ранец. Заучивание и повторение слов 5- 6 раз. 2. Игра «Какой фигуры не стало? »( на развитие зрительной памяти и внимания) . Выставляются карточки с изображением геометрических фигур одного цвета. Дети запоминают порядок их расставления. Затем одна фигура убирается, а дети определяют, какой фигуры не стало. 3. Дыхательное упражнение. Глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вперед. Задержать дыхание. Во время задержки дыхания сконцентрировать внимание на середине ладоней( ощущение «горячей монетки» в центре ладони) . Медленный выдох. Выдыхая, рисовать перед собой обеими руками одновременно геометрические фигуры( квадраты, треугольники, круги) . 4. Упражнение на развитие координации движений и графических навыков. Нарисовать в тетради одновременно обеими руками фигуры: круги, квадраты, треугольники. 5. Рисование графического узора под диктовку. Задание направлено на развитие слухового и зрительного анализаторов, мелких мышц руки, пространственной, количественной ориентации; развитие мыслительных процессов; формирование умения действовать по правилу, организованности и самостоятельности. На первом занятии это задание объясняется подробно. Взрослый: С сегодняшнего дня мы начинаем рисовать в тетради узоры под диктовку. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня – я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону провести прямую линию. Проводи только те линии, которые я тебе буду диктовать. Когда проведешь линию, жди, пока я не скажу, как проводить следующую. Каждую новую линию начинай там, где кончилась предыдущая, не отрывая ручки от тетради. Теперь поставь карандаш на точку. Приготовились, внимание! Одна клеточка вверх, две клеточки вправо, одна клеточка вниз, две клеточки вправо. Дальше продолжите узор самостоятельно. 6. Пальчиковая гимнастика «Разминка». Направлена на развитие внимания, мышления, памяти, речи, способствует овладению навыками письма. Упражнения выполняются сначала одной рукой, затем другой, а в завершении – двумя руками вместе. Ты, утенок не пищи! Лучше маму поищи. Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук. 7. Упражнения для профилактики нарушений зрения. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Необходимо отрабатывать движения глазами по четырем основным направлениям( вверх, вниз, направо, налево) .

Оставить комментарий: