a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Авторы: Сорокина О.А., Ешмекова И. А, Наумова А.В. Методическая разработка «Использование нестандартного комплекса «Здоровей-КА» в физкультурно - оздоровительной работе. 2021-2022 г.

Автор: Сорокина Ольга Анатольевна Опубликовано: 2023-03-10 11:15:24

Документы для скачивания

Авторы: Сорокина О.А.,  Ешмекова И. А, Наумова А.В.

 Пояснительная записка.

  Актуальность представленного материала вытекает из проблемы снижения двигательной активности детей и анализа состояния физического воспитания детей в детском саду. Гиподинамия в детском возрасте приводит к снижению тонуса, уменьшению защитных сил организма, задерживает умственное развитие детей. Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.  

  Самое щадящее, комфортное обучение детей - это обучение в игре. Поэтому мы решили создать многофункциональный авторский развивающий комплекс «Здоровей-КА»  для  повышения  интереса у детей к физическим упражнениям.

 Ценность материала заключается в том, что повышается интерес детей к различным видам двигательной деятельности, увеличивается их двигательная активность, поднимается эмоциональный настрой на физкультурных занятиях. Оно позволяет внести в каждое занятие элемент необычности, занимательности, вызывает у детей интерес и желание играть.

  Новизна заключается в необычной форме и красочности нестандартного оборудования, которые привлекают внимание детей и повышают их интерес к выполнению основных движений и упражнений и способствуют высокому эмоциональному тонусу во время занятий.

  Изготовленное нестандартное оборудование малогабаритное и достаточно универсальное, легко обрабатывается. Оно легко трансформируется при минимальных затратах времени и его можно использовать как в условиях помещений, так и на улице. Нестандартное оборудование - это дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним и скучным.

  Занятия с нестандартным оборудованием позволяет решать задачи формирования двигательных навыков в основных видах движений, обогащать двигательный опыт детей, делают более разнообразными движения детей, развивают творчество и фантазию. Такие занятия могут носить как развлекательный характер, так и тренировочный характер; их можно организовывать в форме игровых, сюжетных, тематических, учебно-тренировочных занятий.

  Практическая значимость материала заключается в том, что в нём даются рекомендации по использованию нестандартного оборудования для физического воспитания в детском саду, даётся описание нестандартного оборудования, приводятся примеры игр и упражнений с ними, конспекты занятий и сценарии досугов.

  Работа адресована инструкторам по физической культуре, воспитателям, учителям физкультуры она может быть использована родителями в семейном воспитании детей.

   Развивающий комплекс состоит из модулей («Мостик», «Радуга», «Дорожка», «Поляна», «Тоннель», «Речка», «Кольцеброс»), которые позволяют создать вариативные, усложненные условия для выполнения разных видов физических упражнений.

   Комплекс соответствует следующим требованиям: многофункциональность (комплекс служит для игр, движений, занятий); способность легко трансформироваться, прочность, безопасность; возможность хранить в доступном удобном месте так, чтобы его легко можно было внести в комнату или убрать.

   Цель авторского развивающего комплекса «Здоровей-КА»  -  формирование навыков здорового и безопасного образа жизни у детей через повышение   интереса к физическим занятиям, упражнениям посредством многофункционального авторского развивающего комплекса.

  Развивающий комплекс «Здоровей-КА» призван содействовать решению следующих задач:

-создавать условия для проявления максимума самостоятельности, инициативы, волевых усилий;

-развивать умение применять предметы спортивно - игрового нестандартного оборудования в самостоятельной деятельности, расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, и их оздоровительном значении;

-закреплять знания об ориентировке в пространстве;

-обобщать представление о здоровом и безопасном образе жизни.

   Вариативность развивающего комплекса «Здоровей-КА»  дает возможность эффективно применять его в организованных играх, во время утренней гимнастики, после дневного сна, в самостоятельной деятельности.

  Уникальность  авторского комплекса «Здоровей-КА» состоит в том, что оно привлекает детей своей красочностью, многофункциональностью. Дети без труда могут поставить модули в удобное для них место и организовать свою деятельность там, где им удобно. Преодолевая полосу препятствий, состоящую из разных модулей, дети совершают множество движений.

  Модули комплекса предоставляют ребятам возможность самостоятельно менять игровую среду по интересам и увлечениям. Мы заметили, что выполнение упражнений с помощью развивающего комплекса «Здоровей-КА»,  улучшило качество их выполнения. При этом, в результате, дошкольники проявляют ловкость, выносливость, быстроту реакции, смелость, решительность и находчивость.

  Удовлетворение от преодоления возникающих трудностей объективного (физическое напряжение, предметные препятствия и т.п.) и субъективного (нерешительность, боязнь и т.п.) характера стимулируют решение детьми всё более разнообразных и трудных двигательных задач и  ведут к мобилизации волевых усилий.

    Так как детский сад посещают дети с ОНР,  мы решили расширить возможности применения нами  многофункционального развивающего комплекса  «Здоровей-КА» и для речевого развития детей (развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя речи, закрепление и активизацию словаря, закрепление слов-обобщений).

  Целесообразный подбор и рациональное использование такого оборудования и пособий способствует формированию разнообразных двигательных умений и навыков, развитию физических качеств и творческих способностей, воспитанию нравственно-волевых качеств, повышению интереса к разным спортивным играм и физическим упражнениям. Наряду с этим решаются задачи, направленные на укрепление здоровья детей и их полноценное психофизическое развитие.

  С целью обмена опытом реализованы различные формы работы с педагогами: представили мастер-класс по теме: «Многофункциональный авторский развивающий комплекс «Здоровей-КА» в физкультурно – оздоровительной работе в детском дошкольном учреждении»  на городском семинаре «Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях». Стали победителями в региональном конкурсе пособий для детей с нарушением психоречевого развития.

   Нестандартное оборудование используется во всех видах детской деятельности - как в организованной, так и в самостоятельной. Оно позволяет повысить двигательную активность ребёнка, облегчить адаптацию, развить основные движения, поддержать положительные эмоции, разнообразить игровую деятельность, повысить уровень воспитательно-образовательного процесса, развивать каждого ребёнка с учётом его интересов и желаний.

«Многофункциональный авторский развивающий комплекс «Здоровей-КА»  соответствует предъявляемым требованиям:

- безопасно;

-максимально эффективно;

- удобно к применению;

- компактно;

- универсально;

- технологично;

- эстетично;

- трансформируемо от игровой ситуации.

Применяется в физкультурно-оздоровительной работе:

 - гимнастика после дневного сна;

 - утренняя гимнастика;

-  подвижные игры;

- игры - путешествия;

- квест- игре;

 - индивидуальная и дифференцированная работа - разработка комплексов упражнений для групп с низким уровнем развития физических качеств;

- элементы логоритмики;

- физкультминутки;

-  двигательные разминки;

- подвижные игры под музыку;

- ходьба и бег под музыку;

- организация активного отдыха: дни и недели здоровья, физкультурные досуги, спортивные праздники, развлечения.

    Материалы для изготовления нестандартного оборудования:

поролон, картон, ткань, нитки, природный материал, пуговицы, ленты, крышечки от пластиковых бутылок, губки, липучки и т.д.

  Оборудование комплекса «Здоровей-КА» состоит из модулей:

1.Модуль «Поляна» изготовлен из большого листа поролона, на который сшит чехол зелёного цвета. На мате пришиты липучки, которые позволяют трансформировать  мат, нашиты пуговицы, на которые дети  пристегивают цветные  ленты, цветы, листья, ягоды.  На мате можно полежать, посидеть выполнить  определенное задание взрослого.

   Виды движений: ползанье, перешагивание, бег змейкой, застёгивание пуговиц, завязывание лент, ходьба на четвереньках и т.д.

Направлен на укрепление мышц ног, развитие мелкой моторики, ориентир в пространстве.

2.Модуль «Солнышко» изготовлен из ткани желтого цвета и атласных цветных  лент, на которые крепятся деревянные палочки. Используется, как для ОРУ, игр-соревнований, ходьбы, прыжков, как сюрпризный и игровой момент в сюжетном занятии.

Виды движений: перешагивание, бег змейкой, закручивание лент, подлезание, ходьба на двух ногах, прыжки и т.д.

Направлен на укрепление мышц мелкой моторики, а так же укрепление мышц ног, рук, спины, координация движений.

3.Модуль «Мостик» изготовлен из березовых толстых веток, которые отшлифованы, и зачищены, направлен для профилактики плоскостопия у детей, массаж стоп.

Виды движений: Перешагивание, прыжки, ходьба на носках и пятках,  и т.д.

4.Модуль «Тоннель и дорожка здоровья».  Изготовлен из поролона и пластика. Крепится друг с помощью липучки, что позволяет быстро трансформировать модуль, на который наклеены массажные коврики-следы, цветные ориентиры.

Виды движений:      подлезание, ползание, для профилактики плоскостопия у детей.      

Развивает  устойчивость во время движения, координация движений.

5.Модуль «Речка» изготовлен из поролона на который сшит синий чехол.  На чехле нашиты липучки, что позволяет менять тему заданий и игровых упражнений «Поймай рыбку», Пройди не задень» и т.д.

Виды движений: перешагивание, прыжки на одной и двух ногах, бег змейкой, перепрыгивание, ходьба на четвереньках и т.д.

Развивает устойчивость во время движения, координация движений.

6.Модуль «Радуга».  Представляет собой разноцветные дорожки, которые символизируют радугу. На цветных дорожках нашиты, наклеены массажные коврики, крупные пуговицы, ленты, цветы. что позволяет менять тему заданий и игровых упражнений «Пройди по зелёной дорожке», «Прыгни на синюю дорожку» и т.д.

Виды движений: Перешагивание, прыжки на одной и двух ногах, бег змейкой, перепрыгивание и т.д.

Направлен на профилактику плоскостопия у детей. Массаж стоп.

7.Модуль «Кольцеброс». Изготовлен из картона и  цветной бумаги.

Виды движений: прыжки на одной и двух ногах, бег змейкой, вокруг кольцеброса и т.д.

Используется в играх. «Попади в цель, «Кто быстрее».  Развивает глазомер детей, ловкость, упражнение в счёте колец, развивает волевые качества

 Основные принципы использования нестандартного комплекса «Здоровей-КА».

  Оборудование может быть использовано на физкультурных занятиях и  в самостоятельной двигательной деятельности детей. Начиная упражнения с оборудованием от самых простых, следует постепенно переходить к более сложным, разнообразить движения.

 Важно чередовать упражнения так, чтобы нагрузка в движениях, идущих друг за другом, не приходилась на одни и те же группы мышц. Полезно использовать дыхательные упражнения на расслабление мышц. В процессе выполнения упражнений необходимо внимательно следить за состоянием самочувствия детей, не допускать перегрузок.

 Полученные результаты на уровне ребенка:

Обогащение двигательного опыта;

Стремление к достижению более высоких спортивных результатов;

Развитие сноровки, внимания, ловкости,  умения быть в коллективе;

Повышение самооценки;

Управление своим поведением и деятельностью, способность предвидеть результаты и контролировать их выполнение;

    Бережное обращение с пособиями, применение  их творчески.

Навыки самостоятельной двигательной активности  при использовании нестандартного оборудования

 Полученные результаты на уровне педагога:

Пополнение предметно – развивающей среды группы, путём создания нового нестандартного оборудования, помогающего полноценному физическому развитию детей;

Раскрытие творческого потенциала педагога;

Повышение профессиональной педагогической компетентности (стимулирование к самообразованию);

 Обобщение и распространение опыта  работы по использованию нестандартного оборудования для двигательной среды.

Мотивация  педагогического  коллектива  на использование нестандартного оборудования в работе с детьми;

Вывод. Целесообразный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования в процессе оптимизации режима двигательной активности детей в условиях ДОУ будет способствовать развитию двигательной сферы детей, укреплению здоровья детей, а также их всестороннему развитию. Результатом использования в своей работе физкультурного оборудования будут физически здоровые, счастливые дети. Конечной целью этих методических рекомендаций является, конечно же, сохранение и укрепления здоровья наших воспитанников. Ведь для чего мы, педагоги, организуем нашу работу? Для того чтобы наше следующее поколение выросло, прежде всего, здоровыми, физически развитыми людьми. Ведь здоровье – самая важная, самая главная ценность человека. В перспективе намечается расширять и пополнять предметно-пространственную среду различными пособиями, оборудованием, в том числе нестандартным, для того, чтобы повышать интерес у детей к занятиям физической культурой и спортом.

 Развивающий комплекс «Здоровей-КА» может быть использован педагогами дошкольных учреждений и руководителями физического воспитания.

 

Оставить комментарий: