a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект «Чтение в радость», статья «Развитие выразительной речи обучающихся с нарушениями слуха как ступень к социализации», 2021 год.

Автор: Комарова Марина Ивановна Опубликовано: 2023-03-10 17:53:00

Документы для скачивания

Е. В. ЗУБКОВА, М. И. КОМАРОВА, Л. Н. СОЦКАЯ РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА, КАК СТУПЕНЬ К СОЦИАЛИЗАЦИИ. Аннотация. В статье рассматривается процесс работы учителей- дефектологов над выразительным чтением обучающихся с нарушениями слуха. Отражены особенности формирования навыков выразительного чтения неслышащих школьников. Потеря слуха не может служить препятствием к всестороннему развитию человека. Ребенок с на рушенным слухом обладает всеми потенциальными возможностями стать социально полноценной личностью. Необходимым условием для этого является обучение ребёнка с нарушенным слухом устной речи. Через всю историю сурдопедагогики красной нитью проходит стремление сформировать даже у полностью лишённых слуха детей словесную речь не только в более доступном им письменном или пальцевом виде, но непременно и в виде устного слова. [ 1, с. 5] Сформировать у неслышащего устную речь – значит обеспечить усвоение им необходимого словаря, грамматического строя языка, навыков восприя тия устной речи и произношения. Фонетическую систему языка составляют фонемы, словесное ударение и интонация. С их помощью в устной речи выража ются тончайшие оттенки мыслей, ч увств, волевых стремлений. У обучающихся с нарушенным слухом речь монотонна, лишена логического ударения. Отсутствие только одного из средств её выразительности, а именно интонации, вызывает не понимание обращённой речи у окружающи х люд ей. Без интонации не происходит развити е словесно- логического мышления, т. е. неслышащи е дет и не использ уют интонацию, как средство формирования речевого мышления. Ос обенности речи неслышащих детей зависят от возраста, с которого началось обучение, характера дефекта, методов и эффективности педагогического воздействия. Конечной целью воспитан ия и обучения детей с нарушенным слухом является социаль ная адаптация, способность к самостоятельному общению. Для достижения цели процесс обучения направлен на решение задач: формировать внятную, естественную, выразительную, понятную для окружающих речь. Огромное влияние на внятность речи оказывает ее ритмико- интонационная сторона. В нашем о бразовательном учреждении «Минусинская школа- интернат» р абота над развитием ритмико- интонационной ст руктуры речи, выразительностью осуществляется во всех форма х учебно- воспитательной работы и является неотъемлемой частью общей системы работы учителей- дефектологов( сурдопедагогов) на индивидуальных коррекционных занятиях по формированию произносительной стороны устной речи и развитию речевого слуха. В свое й практике мы используем т радиционны е метод ы обучения детей с нарушениями слуха: аналитическо- синтетическ ий, ко нцентрический и полисенсорный. Работа строится п оступенчато, от лёгкого к трудному, т. е. от звуков к слогам, словам, словосочетаниям, предложениям, текстам диалогического и монологического характера. На индивидуальных занятиях, осуществляя связь с учителем музыкально- ритмических занятий, включаем элементы фонетической ритмики. Сочетание движений с работой артикуляционного аппарата и голоса помогают скорейшей постановке звуков и их закреплению, нормализации речевого дыхания, развитию голоса разной силы и высоты. Деление предложений на синтагмы является более доступным глухим обучающимся. Школьники учатся воспринимать и воспроизводить паузацию, а также самостоятельно определять место пауз не только по знакам препинания, но и по смыслу. Правильная паузация помогает обучающимся оформлять свои речевые высказывания и лучше понимать речь слышащих. В с остав выразительности речи входя т словесное и логическое ударени я. Работая над словесным ударением, мы, прежде всего, учим детей технике выделения ударного слога( один из слогов произносится более громко и с большей протяжностью гласного звука) и правильной постановке ударения в словах. С помощью слове сного ударения обучающиеся учат ся различать слова по значению, например: замОк, зАмок, Ирис, ирИс, Атлас, атлАс и др. Обучающие ся овладевают умением выделить голосовыми средствами один из слогов слова, назвать, какой по счёту слог ударный – первый, второй или третий, понимают подвижность ударения. Работа над логическим ударением предполагает умение выделять главные, значимые по смыслу слова в словосочетании, предложении. Обучение логическому ударению имеет цель придать речи детей с нарушениями слуха элементарную выразительность и облегчить им владение осознанным чтением, по тому что, на учившись находить в предложении глав ное слово, они ле гче улавливают смысл читаемого. Н а первоначальном этапе работа осуществляется практически, когда обучающиеся, следуя указаниям учителя( по подчёркнутому слову) , уча тся произносить фразы, мини- диалоги, заучиваемые стихи с правильным логическим ударением. При этом дети пользуются готовым образцом. У мение выделять ударное( главное) слово во фразе дост игается тем же способом, который используется над словесным ударением. В обоих случаях огромная роль принадлежит остаточному слуху школьников, с помощью которого они легко усваивают усиление громкости произношения слов, несущи х на себе логическое ударение. Обучающимся даются установки, типа: «Послушай, какие слова я выделю голосом», «Послушай ещё раз и подчеркни главные слова», « Повтори » и др. Важное значение в обучении устной речи придаётся восприятию и воспроизведению глухими детьми ритмико- интонационной структуры речи. Интонация является одной из основных характеристик звучащей речи, средством оформления слов и их сочетаний в предложении, выражения коммуникативного смысла высказыванияи эмоционально- экспрессивных оттенков, разграничения частей высказывания соответственно их смысловой значимости, создания определённого впечатления о говорящем и о всей ситуации общения. Нередко неправильное интонирование приводит к нарушению коммуникации собеседников, даже обладающих нормальным слухом и речью. [ 2, с. 38] Работа я над интонацией, мы включаем упражнения направленные на формирование у обучающихся о сновных интонационных структур речи: изменение громкости и темпа, логически и эмоционально оправданное распределение пауз, мелодического контура фраз. А также развиваем умения передавать смысл и эмоциональное содержание высказывания сочетанием речевых и неречевых средств, способствующих коммуникации: соответствующим выражением лица, позой, естественными жестами, принятыми в речевом этикете. Выполняя практические задания, обучающиеся на материале одной фразы, учатся по- разному комбинировать элементы интонации: изменять логическое ударение, темп речи, менять интонационную конструкцию. При проведении занятий на развитие и закрепление интонационной структуры речи, выразительности, для осознания речевой ситуац ии мы широко используем диалоги. Более глубокому пониманию коммуникативной ситуации содействует обыгрывание диалогов, а также инсценирование. Использование диалогов способствует осознанию детьми лингвистического смысла логического ударения, пауз, изменения мелодики речи, её темпа, динамики звучания голоса. [ 2, с. 132] Выразительное чтение означает умение раскрыть характерные особенности образов, картин, изображённых в тексте, умение показать отношение автора к событиям и поступкам героев, умение передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению. Передача собственного чувства, своего отношения к изображённому – основа выразительного чтения. [ 3, с. 22] На индивидуальных занятиях по формированию произносительной стороны устной речи и развития речевого слуха упражнения в выразительном чтении стихотворений мы, учителя- дефектологи( сурдопедагоги) , проводим на текстах, читаемых в классе, осуществляя преемственность в работе с учителями чтения и литературы, а также на специально подобранных. На подготовительном этапе работы к выразительному чтению используем: упражнения в произношении трудных слов, чтение учителя как образец. Вместе с обучающ и м и ся выделяем слова, которые должны звучать громче, обозначаем знаками паузы, выделяем части или картины, определяем настроение, с каким надо читать каждую часть, выделяем главную мысль. Т аким образом, используя условные обозначения: / – короткая пауза, / / – длинная пауза, подчёркивание слова – логическое или смысловое ударение, надстрочные знаки для соблюдения правил орфоэпии и указывая характ ер чтения определённой строки: читай спокойно, читай торжественно, громко, с удивлением, радостно, грустно, составляем партитуру чтения. После составления партитуры проводится тренировка в выразительном чтении. Таким образом, в результате правильно организованной работы, речь обучающихся с нарушенным слухом имеет интонационную окрашенность, выразительность, является доступной для понимания слышащими. Понимая необходимост ь использовать сформированные навыки выразительного чтения, обучающиеся нашей школы е жегодно выступают в конкурсах чтецов различного уровня: и занимают призовые места. В 2020- 20 21 годах наши школьники принимали участие в городском фестивале «Пушкиниана 2021», в V межрегиональном Конкурсе чтецов «Души прекрасные порыв…», посвящённом 125- летию С. Есенина «Я сердцем никог да не лгу», в межрегиональном Конкурсе «Моя любимая мама», в I краевом инклюзивном он- лайн Консурсе- фестивале «Мы разные – мы равные», в краевом фестивале молодых инвалидов « ПараАртиада 14- 35». Библиографический список: Ф. Ф. Рау, Н. Ф. Слезина. Методика обучения про изношению в школе глухих. М. : « Просвещение », 1981. – 191с. Е. П. Кузьмичёва, Е. З. Яхнина; под ред. Н. М. Назаровой. Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи. М. : Издате льский центр «Академия», 2011. – 336с. 5060956134103747135613410 М. Н. Никитина. Уроки чтения в школе для слабослышащих. М. : «Просвещение», 1991. – 143с. 505460631761542811706317615365950542354504800602114550473075423862537280852114550

Оставить комментарий:

Предыдущие материалы
Следующие материалы