a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

функциональная грамотность младшего школьника

Автор: Ананьева Людмила Леонидовна Опубликовано: 2023-03-18 09:56:48

МБОУ «Лицей «Политэк» г. Волгодонска Выступление на МО учителей начальных классов МБОУ «Лицей «Политэк» г. Волгодонска по теме: « Понятие функциональной грамотности школьников: языковая грамотность младшего школьника: содержание и особенности организации процесса обучения » Учитель начальных классов: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Ананьева Л. Л. _ _ _ _ _ _ _ _ 2022- 2023 учебный год Языковая грамотность младшего школьника – приоритетная задача в содержани и работы учителя. Трансформация в современном мире находит свое отражение в обучении и воспитании. Требуется пересмотр  целей, результатов образования, методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Современному человеку необходимы навыки, которые помогут ему организовывать собственную жизнь, сделать ее эффективной, интересной, комфортной. Иными словами, необходимо обладать навыками XXI века, среди которых можно выделить функциональную грамотность. Функциональная грамотность – способность человека использовать все знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах. Именно в этот период происходит интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию. Базовым навыком функциональной грамотности является языковая грамотность. В современном обществе умение владеть грамотно устной и письменной речью( общаться) становится обязательным условием успешности. Языковая грамотность младшего школьника  – это совокупность умений, навыков, способов деятельности,   обеспечивающих: 1) стремление к  развитию чувства языка, совершенствованию собственной  языковой культуры; 2) целесообразный отбор  языковых  средств для построения содержательных, связных и нормативно  грамотных конструктов, как устных, так и письменных; 3) готовность к осознанию терминологических и понятийных характеристик системы  языка. Сформированность  языковой функциональной грамотности проявляется в умениях: • пользоваться фактами  языка  для реализации целей соблюдении норм современного  русского языка ( орфоэпических, морфологических, словообразовательных, лексических, синтаксических и стилистических) ; • соблюдении этикетных норм, правил речевого поведения, характерных для конкретных социальных условий, регулирующих употребление тех или иных речевых единиц; • с помощью  языковых  средств решать конфликты; • способах работы с лингвистической информацией, оценивании ее полноты, достоверности; • осознании ценностей современного мира, представленных в  языке; • желании повышать уровень  языковой культуры. Результатами являются: Стремление к  развитию чувства языка. Совершенствование собственной  языковой культуры. Осознание богатства, красоты и выразительности  русского языка. Развитие  мотивации повышать уровень собственной  языковой культуры; Развитие  чувства сопричастности к сохранению чистоты  русского языка. Содержание работы по различным разделам программы • Первоначальные сведения о системе языка( фонетика, лексика, словообразование, морфология, синтаксис) . • Владение элементарными навыками грамотного письма. • Устная и письменная речь в стадии формирования. • Соблюдение норм ударения, произношения и формообразования( ограниченный перечень слов) . Фонетика и графика • Различать звуки и буквы. • Знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации. • Характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/ безударные; согласные, твердые/ мягкие, парные/ непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/ глухие, парные/ непарные звонкие и глухие. • Выделять в слове ударный слог и определять количество слогов. Лексика • Выявлять слова, значение которых требует уточнения. • Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью школьного толкового словаря. • Употреблять слова в соответствии с их лексическим значением. • Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте. Состав слова( морфемика) • Различать изменяемые и неизменяемые слова. • Различать родственные( однокоренные) слова и формы слова. • Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс. Морфология • Определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж. Устанавливать склонение имён существительных в форме единственного числа. • Определять грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж. • Определять грамматические признаки глаголов – вид, время, лицо( в настоящем и будущем времени) , число, род( в прошедшем времени) , изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам( спрягать) . • Распознавать личные местоимения. • Находить предлоги вместе с именами существительными и личными местоимениями, к которым они относятся. • Распознавать союзы и, а, но. • Находить частицу не при глаголах. Синтаксис • Различать слово, словосочетание, предложение. • Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. • Классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. • Определять восклицательную/ невосклицательную интонацию предложения. • Находить главные и второстепенные( без деления на виды) члены предложения. • Выделять предложения с однородными членами. Правописание • Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки( в объёме изученного) в собственном тексте и в тексте, предложенном для контроля. • Безошибочно списывать текст объёмом 80 – 90 слов. • Писать под диктовку тексты объёмом 75 – 80 слов с учётом изученных правил правописания. Устная и письменная речь • Строить текст по заданному плану. • Создавать небольшие тексты для конкретной ситуации письменного общения( письма, поздравительные открытки, записки и др. ) . • Письменно излагать содержание прослушанного или прочитанного текста объёмом 70 – 90 слов. Нормы русского литературного языка Соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи( в объёме изученного) и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников ЗАПОМИНАТЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЁМ ОБРАЩАТЬСЯ ЗА СПРАВКОЙ НА ПОРТАЛ ГРАМОТА. РУ Словари XXI век Особенности организации процесса обучения по формированию языковой грамотности младшего школьника. Для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций необходимо использовать такие приемы, чтобы обучение на уроке должно носить деятельностный характер. От того, будут ли сформированы навыки правописания у младшего школьника, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его способность усваивать родной язык в письменной форме. В программе начальной школы по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, написание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач учителя при изучении данной темы является обучение написанию этих слов без ошибок. Задача сложная, так как охватывает довольно большой объем нового материала: учащиеся должны усвоить значения слов, Оттенки их значений и эмоционально- экспрессивную окраску; сферы употребления слов; их многозначность. Школьники знакомятся с синонимами, антонимами; упражняются в использовании новых слов в собственных высказываниях, диалогической и монологической речи.          Одной из важнейших задач развития речи учащихся является упорядочивание словарной работы, обогащение словаря школьников. В связи  с этим предлагается вариант словарной работы, которая обеспечивает максимальные возможности усвоения словарных слов учащимися начальной школы. Все словарные слова классифицированы и объединены в группы по признакам:  - лексико- тематическому;    - графическому( сходность написания) ;  - орфографическому.        Недостаточно, чтобы дети познакомились с графическим обликом слова, важно, чтобы знания закрепились, выработался алгоритм данной работы, после чего обучающиеся могли бы использовать их и в других случаях.        В результате упражнений с группой словарных слов не только уточняются знания детей, но и формируются навыки самостоятельной работы, совершенствуются умения интеллектуальной деятельности – обучающиеся непрерывно занимаются   - анализом     - синтезом  - составляют словосочетания и предложения с использованием наибольшего количества слов данной группы;   - разгадывают загадки;  - учатся абстрагировать;  - обобщать;  - самостоятельно выделять общие признаки слов одной группы.       Основным замыслом использования такой работы является то, что все стороны слова( его лексическое значение, грамматические  и орфографические признаки, морфемный состав, произношение, написание) рассматриваются в единстве. Особую важность приобретает использование разнообразных методов, приёмов, способов, которые являются наиболее эффективными для прочного усвоения грамотного написания словарных слов. Порядок изучения групп словарных слов определяет сам учитель.        Приведём несколько примеров фрагментов уроков, на которых дети проводили словарную работу. Фрагмент 1 урока русского языка   Словарная работа:    Отгадайте загадки Я сильней десяти коней. Где в полях пройду весной — Летом хлеб встает стеной. ( Трактор) За лесом усатое море лежит, Волна за волною по морю бежит. Пройдет по волнам великан- пароход И каждую каплю за собой заберет. ( Комбайн) Не живой я, но слагаю, Землю рыть я помогаю. Вместо тысячи лопат Я один работать рад( Экскаватор)  -  Чем похожи эти слова? ( Транспортные средства; имена существительные; ед. ч, муж. р. и т. д. ) Если у детей возникли затруднения, то возможны дополнительные вопросы: Какой частью речи являются отгадки? Укажите род имен существительных во всех отгадках.  -   Как еще могут изменяться имена существительные? К отгадкам добавьте суффиксы так, чтобы вновь получившиеся слова называли профессии людей. Разберите слова по составу. Выделите орфограммы. Что мы называем суффиксом? Корнем? Какие еще профессии вы знаете? Как образованы эти слова? ( Используйте словообразовательный словарь. ) Какие суффиксы вам помогли образовать названия профессий? Запись в тетради:   комбайн  —  комбайнер;   трактор —  тракторист; экскаватор  — экскаваторщик.   Фрагмент 2 урока русского языка Словарно- орфографическая работа Замените цифры буквами, и вы узнаете, с какими словарными словами мы сегодня познакомимся: 26  16  22  7  18             26  16  19  19  6 ш    о   ф   ё     р             ш    о    с     с  е Слова  шофёр  и шоссе пришли в русский язык из французского. Слово шоссе во французском языке означает «дорога, мощёная известняком». Слово  шофёр  означает «источник». До появления автомобилей этим словом на железных дорогах называли механика — водителя паровоза, его кочегара. Теперь водитель автомобиля стал обслуживать машину с мотором, но его все равно называли и называют шофёром.           Что можете сказать о написании слов шофёр и  шоссе?   Выделите орфограммы. Фрагмент 2 урока русского языка Замените цифры буквами, и вы узнаете,  с какими словарными словами мы сегодня  познакомимся: Прочитайте предложение: Шофёр ведёт   машину по шоссе.   Охарактеризуйте предложение. Распространите его, вставляя перед каждым существительным подходящее по смыслу  прилагательное.  Для  чего в речи употребляются имена прилагательные? Как изменяются имена прилагательные? Выполните синтаксический разбор получившегося предложения.      Какие еще слова мы можем включить в данную группу? ( Можно предложить набор слов для классификации) . Фрагмент з урока русского языка Словарная работа  Отгадайте загадки и узнаете, с какими  словарными словами мы сегодня познакомимся: Неказиста, шишковата, А придет на стол она, Скажут весело ребята:   Ну, рассыпчата, вкусна».  ( Картошка) Лежит меж грядок, Зелен и сладок.  ( Огурец) Как надела сто рубах,   Захрустела на губах.  ( Капуста)         Определите, какой частью речи являются слова. Выделите орфограммы.   Подберите к каждому слову однокоренное имя прилагательное, запишите рядом. Какое правило использовали при написании имён прилагательных? ( Корни родственных слов пишутся  одинаково) . Посчитайте количество букв и звуков в слове  картофель.   Почему букв больше, чем звуков? Составьте предложение с подлежащим  капуста.  ( Записать одно из составленных предложений. ) Выполните синтаксический разбор предложения. Постепенно каждый ученик в процессе обучения создаёт словарь с разными группами слов.             Работа над словом способствует развитию целого ряда мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия – учит делать выводы и обобщения, быть грамотными и образованными. Работа учителя и учащихся на этапе первичного восприятия слов с непроверяемыми написаниями складывается из нескольких строго обязательных и последовательных действий:  1. орфоэпическое чтение вслух слов;  2. краткий орфографический разбор;  3. запоминание с опорой на главный тип памяти;  4. запись под диктовку;  5. орфографический самоконтроль. Контрольный этап посвящается проверке усвоения правописания слов из изучаемой группы. С этой целью изученные слова диктуются либо всему классу, либо одному( лучше слабому ученику, который пишет их на доске, а остальные потом сравнивают написания слов на доске и у себя в тетради. У пражнения, направленные на  развитие у младших школьников функциональной грамотности по русскому языку с элементами ТРИЗ- технологий Ниже приведены примеры  упражнений, направленных на  развитие языковой грамотности, с использованием  ТРИЗ- технологии. Задание 1. Спишите, исправляя ошибки. ( ТРИЗ- технология   «Творческая ошибка») Выделите  орфограммы. Подчеркните по линейке все глаголы одной чертой. Маладую сбаку звали дружок. Висёлая сбачька этот дружок. Чюткие ушки рошками, пушыстый хвост маленким калечьком. Зупки беленкие и чястые. Дружок любил по вичерам седать по две прекрастные сахарные косточьки. Ана выбижыт на мяхкую трову и грызёт их. Хараша жызнь у друшка! Задание 2. Допиши предложения словами с противоположным значением( ТРИЗ – технология  «Инверсия») . Напиши проверочные слова. Подчеркни парные согласные. Собака- друг человека, а волк ……. Железо тяжёлое, а пух. Река широкая, а ручей. Чеснок горький, а яблоко. Кисель густой, а суп. . Камень тяжёлый, а известняк. . Дом высокий, а сарай. Мальчик смелый, а девочка Дождь частый, а гром. Задание 3. Обведите номер слова,   которое является однокоренным к слову чай и соответствует схеме: корень- суффикс- окончание. Сочини сказку с этим словом, используя  пиктограмму ( ТРИЗ – технология  :   пиктограмма  - запись сказки простыми рисунками) . 1) чайка; 2) чайничек; 3) накачай; 4) чайная. Задание 4" Пропавшие слова" ( ТРИЗ- технология Типовые приемы ффантазирования) . Задание: " Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Попробуй догадаться, какие" . 1. Тишина царит в дремучем_ _ _ _ _ . Черные_ _ _ _ _ _ _ _ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот- вот пойдет_ _ _ _ _ _ _ _ . 2. Зима. Все дорожки покрыты пушистым_ _ _ _ _ _ _ . Гладким_ _ _ _ _ _ _ оделась река. Ребята построили высокую_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ . Быстро мчатся_ _ _ _ _ _ _ санки. Резкий_ _ _ _ _ _ _ бьет детям в_ _ _ _ _ _ . Мороз щиплет_ _ _ _ _ _ . _ _ _ _ _ _ _ _ не боятся мороза. Весельем горят их_ _ _ _ _ _ _ _ . 3. Стоит жаркая погода: небо_ _ _ _ _ _ _ , солнце светит_ _ _ _ _ _ _ . Коля и Оля идут гулять в поле_ _ _ _ _ _ . Они слушают там пение маленьких_ _ _ _ _ _ _ _ . Они собирают_ _ _ _ _ _ _ _ . Вдруг небо становится темным, оно покрывается большими_ _ _ _ _ _ _ _ . Маленькие дети торопятся вернуться_ _ _ _ . Но прежде чем они успели прийти, разразилась_ _ _ _ _ _ . Дети испугались_ _ _ _ _ _ _ _ грома. Они постучались в один_ _ _ _ _ _ , чтобы укрыться от сильного_ _ _ _ _ _ _ , так как у них нет с собой_ _ _ _ _ _ _ _ и их одежда совсем_ _ _ _ _ _ _ . Задание 5. . " Найди ошибку" ( ТРИЗ- технология «Системный анализ». ) " Послушай предложения и скажи, все ли в них верно" . Зимой в саду расцвели яблони. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине. Мальчик стеклом разбил мяч. После грибов будут дожди. Весной луга затопили реку. Снег засыпало пышным лесом. Вывод: Формирование функциональной, в том числе языковой грамотности учащихся в начальной школе – ключевая задача учителя. Она будет решена эффективно, если: - больше внимания будет уделять с я деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. - - будут применяться технологии   проблемного обучения, коммуникативно- диалогического обучения, технология ТРИЗ,   котор ые применим ы при работе по любой из действующих программ обучения. - применяются групповые и парные формы работы, обучение осуществляется в коммуникативно- значимых для учеников ситуациях; - применяемые приемы, методы и формы обучения нацелены на формирование, прежде всего, регулятивных универсальны х учебных действий, обеспечивая умение решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других УУД: коммуникативных, познавательных, личностных.

Оставить комментарий: