Консультация для родителей будущих первоклассников на общешкольном родительском собрании
Документы для скачивания
К школе готов? ( О готовности к школьному обучению будущего первоклассника) Через несколько месяцев ваш ребенок переступит школьный порог. Это, несомненно, важное событие волнует и тревожит родителей. Иногда исходя из собственных воспоминаний, иногда от других взрослых, опыта воспитания старших детей, в сознании прочно засела мысль: первый класс- это что- то безумно сложное, трудное, проблемы подстерегают на каждом шагу. В общем, начнется школа- прощай, спокойная жизнь мамы и ребенка! Действительно, существует вероятность возникновения проблем. Ведь кардинально меняется важный компонент жизни ребенка: его ведущая деятельность. Кроме того, несколько меняется режим дня, появляются новые обязанности, необходимость думать о том, все ли готово к завтрашнему дню, помнить сразу много наставлений мамы и учителя… Можно ли избежать трудностей( педагоги называют этот процесс адаптацией) ? Психологи, педагоги, опытные родители однозначно отвечают: да, можно и даже нужно готовить ребенка к школе. Задачу готовности к школе ставит перед собой подготовительная к школе группа. Но общеизвестно, что основные потребности, желания, стойкие навыки появляются у ребенка в семье. Никакая школа или детский сад не привьют привычку к порядку или желание читать. Поэтому перед семьей стоит немаловажная задача: подготовить ребенка к школе. Различают несколько аспектов в готовности ребенка к школе: Физическую готовность Психологическую готовность Мотивационную готовность Предметную готовность. Как учитель, я раскрою значение понятий: предметная и мотивационная готовность. Предметная готовность включает в себя конкретные знания, умения и навыки ребенка, позволяющие освоить содержание учебных предметов: обучение грамоте( чтение и письмо) , математику, окружающий мир( природоведение) . В подготовке к обучению грамоте важно владение следующими навыками: Знать печатные буквы родного алфавита, уметь находить их в надписях, несложном тексте детской книги типа занимательного букваря. Если это вашему ребенку трудно, поупражняйте его, и тут хорош любой метод, который принесет результат: картинная азбука, раскраска, игра, моделирование из счетных палочек, лепка, компьютерный рисунок и т. д. При этом неплохо, если ребенок, кроме того, что узнает букву, сумеет ее написать. Желательно начальное владение чтением: умение сливать согласную и гласную букву в прямой слог( ВА, ЗЫ) . НО! Не советую родителям самостоятельно учить ребенка читать, если после нескольких занятий ребенок не понял принципа, по которому буквы сливаются в слог. Значит, мозг ребенка еще не созрел для этого вида деятельности или вы недостаточно доступно объясняете. Лучше, если это сделает учитель. Уметь выделять в слове отдельные звуки: первый звук, последний звук, находить место звука в слове: в начале, в середине, в конце. Неплохо поупражняться с ребенком в умении подбирать слово на заданный звук в игре( собираем слова) . Синтез слова из слогов: ребенок должен суметь угадать слово, которое вы произнесли по слогам через паузу: ли( пауза) мон. Что это? ( лимон) Данное умение станет актуальным, когда ребенок, читая по слогам, должен будет понять целое слово. Уметь составить короткий рассказ по картинке( 3- 5 предложений) , а также о событии, которое произошло с ним. ( Расскажи о том, как ты ходил в цирк) . Знать наизусть стихотворения, сказки, уметь их рассказывать. Ориентироваться на листе бумаги, уметь держать карандаш, штриховать и закрашивать контуры предметов. Совсем не нужно учить ребенка писать письменные буквы, часто сами родители делаю это неправильно! Лучший образец- это пропись. А развивать движения пальцев рук необходимо каждому ребенку. Давайте небольшие листы бумаги для рисования, уберите фломастеры и гелевые речки, пусть у ребенка будут качественные цветные карандаши. Вырезайте небольшие по величине фигурки, лепите, девочкам можно предложить вышивание крупными стежками, плетение из бисера. Даже если у вашего ребенка уверенные движения пальцев, эти занятия укрепят его кисть, то есть прибавят выносливости. Ведь письменные упражнения приходится в течение дня выполнять на всех уроках, плюс домашнее задание! Математика- предмет, которым учащиеся овладевают в течение 11 лет обучения в школе. Какие же умения необходимы для изучения математики? Называть цифры, считать предметы в пределах 10- ти, владеть прямым и обратным счетом, счетом от любого числа в прямом и обратном порядке в пределах 10( например, посчитать от 3 до 8, от 9 до 5) . Называть «соседей» числа: предыдущее и последующее в числовом ряду( у числа 6 соседи: 5 и 7) Владеть количественным( сколько? ) и порядковым( какой по счету? ) счетом. Это умение- залог быстрог о устного счета. Сравнивать и уравнивать группы предметов( Чего больше? Чего меньше? Как сделать поровну? ) Прекрасно, но необязательно, если ребенок делает это в уме, оперируя числами. ( 9 больше, чем 7) . Неплохо, если ребенок умеет прибавлять и отнимать 1, 2, 3 от числа на конкретном материале или в уме. Высокая степень готовности к школе- когда ребенок решает простые задачи на сложение и вычитание при помощи рисунка или предметов, а также составляет задачи сам. Если родителям хочется самостоятельно учить ребенка считать, то используйте прием ы присчитывания и отсчитывания, которые является более подходящим для ребенка- дошкольника. Суть покажем на примере задачи: на стоянке было четыре машины, приехало еще две. Сколько стало машин? Рассуждать надо так: Было четыре машины, приехала пятая и шестая( загибая два пальчика) Сколько приехало? ( две) Сколько стало? ( Шесть, ведь приехала пятая и шестая) . Или: В коробке восемь карандашей, взяли три, сколько осталось? Объясняем: Взяли восьмой, седьмой, шестой карандаши, значит, в коробке осталось всего пять карандашей. При использовании этого приема счет ведется, как видите, в уме, при этом используются представления ребенка( машины и карандаши как будто бы перед ребенком, он их представляет себе) . Уметь выделять в группе предметов общее и различное, классифицировать предметы по различным признакам, находить «лишний» предмет в группе( Это относится к операциям мышления) . В отношении знаний об окружающем мире важно понимать, что эти знания постепенно и постоянно пополняются, углубляются, принимают все более научный характер. Даже двухлетний ребенок знает, что после дня наступают вечер и ночь, но только в курсе физики ребенок изучает полный механизм этого явления. Поэтому нет четких требований к знаниям об окружающем мире, есть только минимальный набор знаний. Это: Умение называть свои фамилию, имя, адрес, телефон, дату рождения; имена и отчества членов своей семьи( родителей, бабушек и дедушек) , их профессию и место работы. Называть дни недели, месяцы и времена года, времена суток. Ориентироваться во времени: владеть понятиями: раньше, позже, до, после, старше, младше, сначала, потом. Знать видовые названия различных животных, птиц, деревьев, предметов транспорта, мебели, посуда, одежды и т. д. Мотивационная готовность Мотивационная готовность- это желание ребенка идти в школу, чтобы получить новые знания, готовность принять на себя роль ученика. Она формируется постепенно, в период подготовки к школе, и на ее формирование, в основном, оказывает влияние окружение ребенка. Это семья, сверстники, старшие братья и сестры. Как правило, говорится о грядущих сложностях, возможных наказаниях( вот не будешь слушаться, тебя выгонят, поставят двойку. . . ) Если и говорят о школе что- то положительное, то обращают внимание на атрибуты: какой красивый портфель, как тебе идет школьная форма. … Или сразу обещают: вот получишь много пятерок, я куплю компьютер и т. п. Сами того не ожидая, родители, вместо того, чтобы сделать ожидание школы привлекательным, формируют у ребенка совершенно неправильные мотивы обучения: ради внешних атрибутов, ради подарка, или чтобы не огорчать родителей… Лучше покажите ребенку на собственном примере, как интересно и полезно учиться: на историях из собственной жизни, воспоминаниях. Сформируйте у ребенка прочные убеждения, что на его пути встретятся настоящие друзья( расскажите об этом ему свою историю) , умные и справедливые учителя( опять- таки свой рассказ об этом) . Покажите на примере, как школьные знания помогли вам освоить профессию, достичь успеха. Даже рассказ о том, как вы научились пришивать пуговицы в первом классе или ремонтировать табуретки, может отложиться в памяти ребенка как положительный пример о пользе учебы. Расскажите о том, какая интересная будет школьная жизнь. Не избегайте темы возможных трудностей, объясните: кто все умеет, тот в школе не учится. Учиться- значит, если чего- то не умеешь, и тебе помогают взрослые и ты сам стараешься. Это путь от неумения к умению. Заверьте ребенка, что вы обязательно ему поможете и подскажете, будете рядом. В связи с этим, обязательно постарайтесь научить ребенка правильно формулировать свои затруднения, просьбы. Бывает так: ребенок не приступает в школе к выполнению задания. На вопрос учителя: Почему? он отвечает: я не знаю. То есть, р ебенок сам не может объяснить, что конкретно ему непонятно: то он забыл первую букву слова, то ли не знает, где писать и т. п. Учить этому лучше в обычных житейских ситуациях: в игре, рисовании, катании на санках малыш может попросить у вас помощи, а вы помогите ему правильно сформулировать просьбу. В формировании умения преодолевать трудности, будьте последовательны: не бросайте на глазах у ребенка начатое дело, не позволяйте ему бросать недостроенную башню из кубиков, недорисованный рисунок, недоклеенную аппликацию. Никогда не отвлекайте ребенка, который занят увлекательным делом. На собственном примере показывайте, какие трудности встречаются у вас на работе и в домашних делах и как вы их преодолеваете. Чаще рассказывайте ребенку о своей работе, что это и трудно, и интересно, и важно. Тогда у малыша сфоримруется уважение и привычка к труду, он поймет, что учиться и трудиться- необходимо, что по- другому просто нельзя, что у всех бывают трудности, и их всегда можно преодолеть. Уважаемые родители! Желаю вам терпения, мудрости и сил в важном деле- подготовки ребенка к школьной жизни!
- Для вас, родители!
- Тема: «Детская застенчивость»
- Конспект по пожарной безопасности "Кошкин дом" для детей от 3 до 4 лет 2020г.
- Консультация для родителей будущих первоклассников на общешкольном родительском собрании
- Консультация для родителей детей с ОВЗ "Обучение ребенка с ОВЗ в общеобразовательной школе"