a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей детей с ОВЗ "Обучение ребенка с ОВЗ в общеобразовательной школе"

Автор: Ананьева Людмила Леонидовна Опубликовано: 2023-03-19 09:03:50

Консультация для родителей будущих первоклассников « Особенности адаптации к школьному обучению дошкольников в ОВЗ » П ереступая школьный порог, первоклассник попадает в совершенно новый для него мир – мир школьной жизни. Во- первых, это новая обстановка. Классная комната значительно отличается от обстановки группы детского сада, и многие значимые для ребенка зоны находятся вне класса – раздевалка, столовая, умывальник и туалет, место для подвижных игр. Кроме того, развивающая предметно- пространственная среда класса не содержит игрушек и рисунков, а насыщена таблицами, книгами, плакатами, что отличает ее и от привычной детской комнаты или уголка для игр. Во- вторых, это новый режим дня и новые требования в организации своей деятельности: уже не игры и не занятия по выбору, строгое расписание уроков, пусть и коротких, не более 35 минут, без учета предпочтений ребенка, его настроения и желания. В- третьих, меняется сама ведущая деятельность ребенка: на смену игровой приходит учебная и коммуникативная деятельность, с элементами исследовательской и творческой. В- четвертых, меняется коллектив сверстников, в котором находится и развивается ребенок, появляется новый значимый взрослый человек- классный руководитель и учитель класса. Естественно, что с этими трудностями сталкиваются все дети, приходящие в перв ый класс. Адаптация не приходит сразу. Успешное преодоление возможных проблем в течение первого учебного полугодия свидетельствует о полной адаптации ребенка к школе. Родители почувствуют, что их ребенок стал школьником, когда он с х орошим настроением идет в школу; не тяготится соблюдением некоторых формальных требований( школьная форма, расписание уроков, требований писать ручкой, а не карандашом и т. д. ) , а гордится умением следовать им; может сформулировать суть имеющихся у него затруднений( что у него пока не получается) ; радуется свое м у успеху и знает, что нужно для его достижения; имеет хотя бы одного друга в классе, с которым может вступать в совместную учебную или коммуникативную деятельность. Для этого необходим определенный уровень развития психических процессов, в первую очередь, произвольного внимания, памяти, мышления и речи, а также наличие мотивации к обучению и познавательный интерес. Все эти качества психики формируются у ребенка в дошкольном возрасте, при этом более высокий уровень имеют дети, посещавшие детский сад или другие учреждения для подготовки к школе( развивающие центры, занятия с педагогами, психологами, логопедами) . Самостоятельно без помощи педагогов подготовить к школе ребенка родителям довольно сложно. С широким введением инклюзивного образования в условиях массовой общеобразовательной школы возникла и проблема адаптации к школе первоклассников с ОВЗ. Главные трудности адаптации к школе детей с ОВЗ обусловлены тем, что при негрубо нарушенном или вовсе сохранном уровне развития интеллектуальных способностей, ребенок имеет ряд недостаточно сформированных школьно значимых функций: недостаточный уровень регуляции собственного эмоционального состояния и тонуса, что вызывает плаксивость, тревожность или гиперактивность и агрессивность; низкий уровень прои звольности внимания и поведения; слабость волевых процессов, преимущественно игровые интерес ы при познании окружающего мира; нарушения речи, п репятствующие коммуникации; некоторые трудности в самообслуживании; Нередки и проблемы соматического здоровья, хронические заболевания, негрубые нарушения слуха или зрения, осанки, общее снижение иммунитета. В период адаптации психика ребенка может испытывать постоянный стресс, что у ослабленных детей вызывает обострение заболеваний и как следствие – пропуски школьных занятий, после которых ребенок теряет часть усвоенных навыков и дальн ейшая адаптация проходит еще сложнее. Изначально ребенок с ОВЗ( например, с некомпенсированной задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи) в массовой школе имеет неравные стартовые возможности по срав нени ю с нормотипичным ребенком. Поэтому и ребенку, и его родителям необходимо настроиться на то, что адаптация к школе может проходить с определенными трудностями и в другие сроки. В современной школе обучение по федеральным государственным образовательным стандартам предполагает некоторые особенности, о которых необходимо знать родителям. Главным отличием современных стандартов обучения является то, что в процессе обучения дети не только осваивают программу по предметам путем получения знаний, различных умений и навыков( читать, писать, считать и т. д. ) . Важным элементом в обучении являются особые умения- универсальные учебные действия. Это умение работать с различными источниками для поиска нужной информации, планировать и оценивать свою работу, действовать по заданным алгоритмам, сравнивать, обобщать, самостоятельно делать выводы и формулировать правила, работать в паре или группе, вступать во взаимодействие с другими детьми при изучении материала, проведении опытов, практических работ. Это позволяет школе воспитывать разносторонне развитого, способн ого учиться на протяжении жизни и приспособиться к быстро меняющемуся миру человека, самостоятельного, творческого, инициативного. Меняется и роль родителей – не столько выучить с ребенком домашнее задание, сколько помогать размышлять, искать правильный ответ среди других, организовать полезную и интересную познавательную среду – книги, познавательные передачи и каналы, интерактивные тренажеры и видеоуроки, занятия по интересам, спорт, творчество. Организация обучения ребенка с ОВЗ в массовой школе осуществляется на основании заключения городской ПМПК о рекомендуемом образовательном маршруте для ребенка и предполагает создание для него адекватных условий с целью усвоения образовательных программ. Учитель класса, в котором будет учит ь ся ребенок, как правило, проходит курсовую подготовку и владеет необходимыми знаниями и умениями в области обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. На уроках обеспечивается индивидуальных подход: учитываются возможности темпа деятельности ребенка и объем материала, который он может усвоить; регу лируется степень помощи ребенку со стороны учителя; такой ребенок – ребенок «повышенного внимания» со стороны учителя не только на уроке, но на перемене, во внеурочной деятельности; использование специальной наглядности – ярких картинок, памят ок, таблич ек; учитываются его возможности здоро вья, предупреждается общая утомляемость, напряжение глаз, мышц спины, рук; проводится регулярная смена деятельности для поддержания познавательного интереса, положительной мотивации; используются учебные игры; в урок вводятся специальные упражнения на развитие процессов внимания, памяти, мышления( обобщения, сравнения, классификации и др. ) ; организуется совместная со сверстниками деятельность, что обеспечивает мягкую, ненавязчивую помощь ребенку с ОВЗ и в конечном итоге- ситуацию успеха, необходимую дл каждого ребенка; предусмотрена индивидуальная работа с обучающимся с ОВЗ в рамках внеурочной деятельности. По рекомендации городской ПМПК и п ри наличии в школе специалистов, учитель- логопед и педагог- психолог образовательного учреждения проводят к оррекционные занятия по преодолению недостатков речи и развитию познавательной и эмоциональной сферы. Однако существует проблемы в организации полноценной корре к ционно- развивающей среды для ребенка с ОВЗ: проблема в необходимости системат ического наблюдения врачей- специалистов. В специальном коррекционном учреждении существует система постоянного наблюдения врачей психоневролога, невропатолога, ортопеда, окулиста и при необходимости регулярное лечен ие детей 1 раз в полгода на базе специальной школы. В условиях массовой школы лечение детей не предусмотрено, соответственно, эта ответственность за наблюдение ребенка специалистами его регулярное лечение ложится на плечи родителей. Кроме того, в процессе обучения часто возникает необходимость в консультациях или регулярных занятиях с учителем- дефектологом по коррекции недостатков памяти, внимания, мыш ления. О днако должности учителя- дефектолога в массовой школе не предусмотрена, и соответственно получить такую помощь ребенок может только за пределами образовательного учреждения. Большую помощь в коррекции недостатков развития ребенка( речи, крупной и мелкой моторики, мышления, пространственных представлений, коммуникативных и социальных навыков) могут оказать занятия дополнительным образованиям в определенных кружках и секциях, а также ЛФК или адаптивная физическая культура. Но кружки и спортивные секции общеобразовательной школы не направлены на коррекцию, а имеют целью организацию полезного и интересного досуга школьников. Поэтому имеет смысл обратить внимание на учреждения дополнительного образования города, особенно на те, которые не нацелены на высокие достижения детей; гд е нет жесткого отбора при поступлении и достаточно желания ученика и его родителей. При этом важно, чтобы предметная направленность дополнительного образования имела прикладной характер: то, что возможно, пригодится детям в будущем как профессиональный навык. Выводы: 1. В условиях действия федерального государственного образовательного стандарта, требования к результатам обучения учащихся усложнились: помимо предметных знаний, оцениваются метапредметные универсальные учебные действия. 2. Сответственно и повышаются требования к стартовым возможностям в области мотивационной, психологической, познавательной готовности учащихся, поступающих в первый класс. 3. Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы является современной реальностью. Общеобразовательные учреждения по возможности создают определенную развивающую среду, в которой ребенок с ОВЗ осваивает программу обучения на базовом уровне и которой происходит частичная или полная компенсация недостатков развития в зависимости от имеющегося дефекта. 4. Определение образовательного маршрута для выпускника детского сада происходит по решению городской ПМПК. Выбор учебного заведения для обучения в школе – за родителями. Отнеситесь к этому выбору серьезно, учитывая и свои возможности( наличие свободного времени для помощи ребенку в дополнительных занятиях, в организации его учебы и досуга) , так и возможности самого ребенка. Обучение должно идти в зоне ближайшего развития ребенка( то, что он может сделать сам при минимальной помощи взрослого) и не быть запредельно сложным, так как в последнем случае ценой обучения в общеобразовательной школе может быть хронических стресс у ребенка из- за отсутствия ситуации успеха. Это, в свою очередь, травмирует и родителей, так как любому отцу или матери тоже очень важно считать себя успешным родителем и воспитателем своих детей. 5. Обеспечить полноценную адаптацию к школе ребенка с ОВЗ и дальнейшее успешное обучение можно только совместными усилиями педагогов, родителей и самого ученика. Советы учителя родителям по обеспечению готовности к школе детей с проблемами в развитии: Как помочь ребенку с интеллектуальной неготовностью? Беседы об окружающем мире, семье, событиях вокруг Выполнение заданий педагогов детского сада Занятия в тетрадях для подготовки к школе Привлечение ребенка к книге, запись в библиотеку, чтение детских журналов Как помочь ребенку с волевой неготовностью? Учить ставить цель, составлять план действий, оценивать результат усилий в ведущей деятельности: игре, простом труде, совместных занятиях, поручениях Предлагать задания, требующие длительного сосредоточения( рисование, лепка) Вселять уверенность в успехе Предлагать отвечать на вопрос: Я ленился? Я старался? Что можно улучшить? Как помочь ребенку с эмоциональной неготовностью? Подавать пример терпимости, добрых отношений с людьми, взаимопомощи Создавать определенное «уединение», режим тишины и покоя Поощрять детскую дружбу Корректировать проявления негативных эмоций Адаптации к первоклассника к школе – это естественный процесс, трудности которого всегда можно преодолеть, если в этот процесс включаются, приложив совместные усилия, родители, педагоги и сам ребенок. Школьная жизнь в итоге может стать очень привлекательной для ребенка тогда, когда есть успех и признание его способностей в учебе, творчестве, спорте, труде. Успехов вашим детям, терпения и мудрости родителям, объективности и сил вашим будущим учителям, спасибо детскому саду!

Оставить комментарий: