a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

консультация для родителей " воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании"

Автор: Ильина Наталья Александровна Опубликовано: 2023-03-20 11:03:51

Консультация для родителей на тему: «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании». Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни.   Самостоятельность воспитывается с раннего возраста. Дети по своей природе активны. Задача взрослых развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Взрослые торопятся прийти на помощь ребенку, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребенок не может выполнить это  самостоятельно  : порвет, упадет, уколется, а взрослый сделает все быстрее и лучше. Разумеется, такие действия взрослых членов семьи причиняют большой вред. Ребенка лишают  самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Да и себе взрослые не облегчают работы, если подсчитать, сколько времени они тратят на обслуживание ребенка. Полезнее было бы матери или отцу потратить время на то, чтобы научить ребенка необходимым навыкам, делая это настойчиво, терпеливо. На просьбу ребенка  «я сам»   не следует отвечать:   «Мне некогда», а лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И вы скоро убедитесь, что ребенок стал более ловким, умелым, меньше обливается при умывании, может сам раздеваться и т. п. Необходимо также правильно руководить действиями  детей. Прежде чем требовать от ребенка  самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды. Обучая  детей  тем или иным действиям( надеть или снять кофту, завязать шарф, намыливать руки, правильно держать ложку и т. д. , наглядно демонстрируют способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном действии. Если ребенок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему помощь. Желательно, чтобы показ действий и попытки  детей выполнять их самостоятельно  взрослые сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребенка на необходимость действовать определенным образом. Это помогает ему быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так. Обучая  детей, учитывайте их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребенка пользоваться вилкой, если он еще не научился правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребенку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо. Постепенное усложнение требований, перевод ребенка на новую ступень  самостоятельности  поддерживают его интерес к  самообслуживанию, позволяют совершенствовать навыки. В труде по  самообслуживанию  ребенка учат доводить начатое до конца, выполнять работу качественно. Например, учат не только снимать одежду в определенной последовательности, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать ее. В закреплении навыков  самообслуживания  большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, например, закрепить знания  детей  о последовательности в одевании, раздевании, умывании. С помощью игровых персонажей ( куклы, мишки, петрушки)  можно понаблюдать за тем, как ребенок ест, умывается, одевается. Воспитывая самостоятельность, старайтесь, как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости. Поэтому по отношению к детям  младшего возраста  чаще применяют положительную оценку, которая порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще нужно научиться. Оценивая то или иное действие ребенка, недостаточно ему сказать,   «Молодец»  или  «Неправильно», следует конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему совсем не удалось. Ваши оценки важны для ребенка, именно потому вы должны быть тактичными и придерживаться меры, чтобы не порождать рядом с уверенностью  самоуверенность. Похвала не должна быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у  детей  желание делать все самим, умение преодолевать трудности, добиваться результата. В  младшем дошкольном возрасте  дети обладают большой подражательностью. Все виденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая  воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, отец и мать должны быть примером для подражания. Если вы сами не  будете  класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станете лишь требовать этого от  детей, то вам не удастся  воспитать  у своего ребенка привычки к аккуратности. Дети школьного  возраста  также должны быть примером для  младших братьев и сестер.

Оставить комментарий: