a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

НОД. "Маленькие исследователи" 2021 г.

Автор: Сорокина Ольга Анатольевна Опубликовано: 2023-04-02 16:19:56

Интегрированное занятие по экологии с элементами    экспериментирования «Маленькие исследователи».

 «Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».                        

                                                                                    (В. А. Сухомлинский)

На сегодняшний день, пожалуй, впервые в истории, благодаря Федеральному Государственному Образовательному Стандарту, дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности.

 Детское экспериментирование - это один из ведущих видов игровой деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Он по своей природе - исследователь. Чего только мы не находим в его карманах, какие только не слышим от него вопросы. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Исследовательская деятельность является условием развития любознательности, познавательных интересов ребёнка, активизирует мыслительные процессы. Для воспитания этой любознательной и деятельной личности мы, взрослые обязаны научить наших будущих «учёных», «инженеров», «агрономов», элементарным анализу и синтезу, умению сравнивать и классифицировать, доводить начатое дело до конца. А главное научить ребёнка ощущать счастье первооткрывателя и экспериментатора. 

Для повышения эффективности экологического образования дошкольников мы использовали разнообразные формы и методы работы. Один из методов - экологические игры. Предпочтение отдаётся тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребёнка.

     Поэтому на основе  инновационного материала Н.А.Рыжовой - карточек исследований, нами был разработано  и проведёно вместе с детьми старшей группы интегрированное занятие по экологии с элементами   экспериментирования «Маленькие исследователи».

     Данное занятие было построено на принципе личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, а так же на самостоятельной экспериментальной деятельности воспитанников.

Предлагаю конспект НОД «Маленькие исследователи» для старшего дошкольного возраста.

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

 Возраст детей: старшая группа (5-6 лет).

 Форма НОД: познавательно-исследовательская деятельность.

 Форма организации: группа.

  Цель: развитие познавательного интереса детей к родной природе через организацию исследовательской деятельности на занятии по ознакомлению с окружающим миром.

   Задачи.

     Образовательные:

-  познакомить детей с работой учёных через игровую и экспериментальную деятельность;

- сформировать умение ставить проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, прогнозировать результаты исследований и делать выводы.

     Развивающие:

- развивать логическое мышление, творческое воображение, познавательный интерес;
- расширять представления детей о предметах и явлениях природы, их взаимосвязи.

     Воспитательные:

- воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи,  бережного отношения к объектам живой природы.

Предшествующая работа: наблюдения за растениями, беседы о работе учёных, жизни диких и домашних животных, о солонце, заучивание пословиц, стихов, песен, разгадывание загадок, чтение художественных произведений, беседа о правилах поведения в лесу.

  Материалы и оборудование: ноутбук, магнитофон, модульный тренажёр «Солнечная полянка», авторское нестандартное оборудование «Солнечный лучик»,  «Солнечная дорожка»,  дидактическая игра - «Солнечная система», огород на окне, семена подсолнечника.

Ход образовательной  деятельности

Воспитатель.

    Наше солнышко проснулось и ребяткам улыбнулось,

    Мы все за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

    Я предлагаю вам сегодня познакомиться с работой….. Отгадайте загадку.

    «Весь наукой увлеченной ставит опыты…»  (Учёный).

   Правильно это учёный. А играть мы будем  - в учёных исследователей.  Чем занимаются люди этой профессии? Изучают, исследуют, создают науку.     Мы сегодня тоже будем исследовать, изучать и знакомиться с настоящей работой ученых, с тем, чем они занимаются в своих научных центрах.   Давайте представим, что наша группа – это большая экологическая станция, а вы – учёные – исследователи и вам предстоит  пройти все экологические станции, на которых  вы сделаете свои открытия -  исследования.

Использование нестандартного физкультурного оборудования «Солнечный лучик».

   Воспитатель. Нам пора в путь, чтобы попасть на первую  станцию,  надо пройти через солнечный лучик. (Дети проходят через тоннель).

   1 экологическая станция.  Исследование «Знакомство с солнечным лучиком»

    Воспитатель.  Скажите, пожалуйста, на станции есть солнечные лучи?

   А как это можно доказать? Солнечные лучи каждый день освещают нашу комнату, поэтому мы не обращаем на  них внимания.

    А что  произойдёт, если мы плотно закроем шторы. Давайте, попробуем, пройдите  на  экспериментальную площадку. Закройте глаза. (воспитатель закрывает плотно шторы).

   Что изменилось? Стало темно, как ночью. Солнечные лучи не смогли к нам проникнуть. Почему? Шторы очень плотные.

  Значит, какой вывод  исследования мы  можем сделать?

В помещении светло потому что, через  прозрачные предметы  проходят солнечные лучи. Значит, Солнце даёт нам свет. Вот поэтому, учёные проводят эксперименты, чтобы научно подтвердить свои версии.

   2 экологическая станция. Исследование «Нужны ли глаза животным».

   Использование лэпбука «В мире животных».  (дождевой червячок, крот, летучая мышь).

   Воспитатель. Уважаемые исследователи, вы попали на станцию «В мире животных». Посмотрите, каких животных вы здесь видите?

В мире много необычных и удивительных видов животных. Например, встречаются животные, не имеющие зрения или вовсе не имеющие глаз. Но это вовсе не означает, что они плохо ориентируются в пространстве, некоторые из них по способности ориентироваться превзойдут и любого зрячего. Просто они используют не только глаза.

Внимание задание. Исследуйте, нужны ли глаза ночным животным,  обитающим в темноте. Для этого исследования нам понадобится волшебное покрывало, через которое не проникал бы свет, поэтому приглашаю вас сесть на ковёр. Превращаю вас в животных. Какие вы животные? Летучая мышь, крот, червяк.  Я буду вносить  предметы, а вы должны ощупать, понюхать. Извлечь звук -  угадать, что это  за предмет. (Рядом с детьми кладётся предмет, обладающий запахом.   в темноте, дети пытаются на ощупь определить предложенный предмет.

       Воспитатель. Молодцы. Выходите, повернитесь вокруг себя и превратимся опять в исследователей.

Какой вывод  вы можете сделать? В полной темноте глаза не видят. В этом случае  предметы можно узнать по запаху, звуку, на ощупь. Значит ночным животным зрение не так важно, как другие чувства.

Вывод: чтобы подтвердить или опровергнуть научную версию ученые часто проводят эксперименты, в которых принимают самое активное участие, исследуя природные объекты. Например, под покрывалом вы почувствовали, как живут те, у кого   глаза не являются главными органами чувств. Это и есть самая настоящая работа ученого. А нам пора в путь продолжать знакомиться с работой ученых.

Использование сенсорного модуля «Солнечная полянка».(Дети идут по коврикам из гальки).

3 экологическая станция. «Солнечная полянка».   Исследование «Почему у подсолнечника такое имя?»

    Воспитатель. Вам нужно посадить растения – прикрутить на место крышечки  по цвету и размеру. Но сначала попробуйте узнать на ощупь, что же там внутри.

 Как вы догадались? Я не открывала  коробку.  (На ощупь, по запаху).

От какого  растения  эти семечки подсолнуха. Подсолнечника.

  Наши росточки уже подросли.  Как они растут. Они тянутся к солнцу. А что будет, если отвернуть их от солнца. Они всё равно повернутся к свету.

  Значит, растения  зависят от света. Я предлагаю вам отправиться в гости к главному учёному. Дети  подходят к экрану ноутбука.

Видеоролик о подсолнечнике.

      Воспитатель. Ребята, так что же вы нового узнали  о подсолнечнике?

Растениям необходим солнечный свет. Многие растения поворачивают свои соцветия вслед за солнцем.  Так какую же еще работу выполняют ученые?

Вывод:  Они изучают особенности жизни природных объектов: какие условия помогают им жить, а какие мешают. Значит, настоящие учёные изучают процессы, которые происходят на планете Земля.

Воспитатель. Уважаемые исследователи, возьмёмся за руки и отправимся в путь.  (Дети змейкой подходят звёздному шатру).

4 станция «Солнечная система». Исследование  «Какие бывают планеты по размеру?»

   Воспитатель. Исследователи, заходите в звёздный шатёр. Что вы видите?

 Найдите, пожалуйста, солнечную систему, что же такое солнечная система?

 Солнце, вокруг которого вращаются  планеты.  

Подойдите к космическому столу. Уважаемые исследователи, а вы хотите узнать, какие  бывают планеты по размеру.      Давайте, проверим какие по размеру планеты.  Составим солнечную систему. Эти предметы  заменят нам планеты.

Как движутся планеты? По орбитам. (Дети берут крупу, ракушки и выкладывают планеты по орбитам).

   Солнце – мяч.

  1. Меркурий - пшено
  2. Венера - рис
  3. Земля - рис
  4. Марс - горох
  5. Юпитер - ракушка
  6. Сатурн - ракушка
  7. Уран - фасоль
  8. Нептун – фасоль

Воспитатель. Какой мы можем сделать вывод? Что все  планеты разные по размеру, но вращаются по своей орбите, вокруг солнца. Теперь вы видите, какая – это важная профессия – быть учёным. Ведь ученые изучают не только процессы, происходящие на земле, но и в целой Вселенной. Ведь только благодаря ученым мы знаем размеры планет. Но самое главное все учёные работают для того, чтобы сберечь нашу планету!

Подведение итогов. Вот и закончилось наше путешествие по  экологическим станциям. Какие исследования вам понравились больше всего? Что нового вы узнали о работе настоящих ученых? Мне хочется пожелать, чтобы  вы всегда оставались исследователями, и каждый день совершали свои маленькие, но такие важные открытия.  Сегодня я посвящаю вас в учёные. Наденьте шапочки и будьте достойны этого гордого звания!

Список литературы.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: сб. документов. – М., 2013.
  2. 2. Рыжова Н.А. Экологический материал. Карточки исследований. «Маленькие исследования» образование в детском саду. – Москва 2016 г.

3.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432с.

 

 

Оставить комментарий: