a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"Прозрачное чудо"

Автор: Хроменко Галина Васильевна Опубликовано: 2023-04-04 09:27:27

Документы для скачивания

филиал МБДОУ Детский сад №4 «Радуга »Д етский сад «Колокольчик» Проект «Прозрачное чудо». Тип проекта: творческий. Старшая разновозрастная группа. Долго срочный. Воспитатель: Хроменко Г. В. ст. О зимая. 2023 г. Основная часть. Проблема: И з многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Цель: Совершенствование художественно- творческих способностей с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка, его композиционных умений посредством декоративно- художественного оформления предмета в нетрадиционной технике рисования на стеклянном мольберте. Задачи: Образовательные: - Познакомить детей с рисованием на стеклянном мольберте как видом нетрадиционной техники и способами применения в быту. - Формировать у детей практические умения и навыки выполнениянетрадиционных техник в процессе продуктивной деятельности. - Совершенствовать у детей композиционные умения( размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, цвета) . - Способствовать обогащению и активизации словаря, речевому взаимодействию детей. Развивающие: - Способствовать развитию творческих способностей, художественного вкуса, фантазии и изобретательности. - Способствовать раскрытию творческого потенциала детей. Воспитательные: - Стимулировать и поощрять творческую активность, эмоциональную раскованность. - Воспитывать эстетические чувства детей посредством техники рисования на стеклянном мольберте. - Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность, умение довести работу до конца( предпосылки к учебной деятельности) . С родителями: - Вовлечь родителей в процесс поддержки детской инициативы и потребности в познании и овладении нетрадиционнойизобразительной техники. - Оказывать поддержку и содействие семье по развитию у детей творческих способностей посредством использования техники рисования на стекле. С педагогами: - Обогащать представления педагогов о технике рисования на стекле. - Способствовать формированию активной позиции педагогов по достижению предполагаемых результатов педагогического проекта. Общие: Создать условия для самовыражения детей, раскрытия их творческого потенциала. Развивать творческий потенциал через социально- коммуникативное и творческое взаимодействие всех участников педагогического проекта. Способствовать сплочению детско- взрослого коллектива путём привлечения интерактивных форм взаимодействия. Развивать общую и мелкую моторику у детей дошкольного возраста; Развивать зрительное восприятие. Формировать цветовое восприятие и закреплять сенсорные эталоны. Развивать диалогическую речь и мышление в процессе восприятия и отображения. Способствовать преодолению детьми недостатков развития личностных качеств, таких, как неуверенность, неумение преодолевать трудности, ранимость, робость. Методы и формы работы. - Работа с раздаточным материалом, экспериментирование, поиск, наблюдение. - Игровая деятельность. Обыгрывание ситуации. - Словесные методы: м ини – беседа, доверительная беседа, рассказ педагога; - Наглядные методы: п оказ игрушек, моделирование, проблемные ситуации. Ожидаемые результаты. Для детей: - п оложительная динамика развития художественно- творческих способностей детей в изобразительной деятельности. - п оложительная динамика развития композиционных умений у детей в изобразительной деятельности. - р ебёнок имеет представления об этапах изобразительной технологии рисования на мольберте и умеет применить их в процессе продуктивной деятельности. - р ебёнок декорирует предметы в разных нетрадиционных техниках. Для взрослых: - с плочение детско- взрослого коллектива через интерактивные формы взаимодействия. Для своей педагогической деятельности: - р азработка методических пособий по использованию нетрадиционной изобразительной техники стеклянном мольберте для развития творческих способностей и композиционных умений у детей младшего дошкольного возраста. Рекомендации по использованию стеклянного мольберта. - работа проводится в индивидуальной форме с одним ребенком, либо с парой детей под руководством педагога; - игры с прозрачным мольбертом целесообразнее начинать со сказки, стихотворения, потешки. - игра проводится согласно возрастному ограничению во времени; - обязательна двигательно- глазная гимнастика для снятия напряжения; - рисовать рекомендуется как правой, так и левой рукой для развития и стимуляции полушарий головного мозга. Участники проекта:  дети старшей- разновозрастной группы « Почемучки », воспитатели, родители воспитанников. Этапы работы над проектом. 1 этап: предварительный Цель: Разработка модели художественно- эстетического развития в ДОУ. Методы диагностики: наблюдение и собеседование с участниками образовательного процесса, анализ разработанной документации и проделанной подготовительной работы 1. Изучение методических материалов по теме педагогического проекта. Отбор материала, литературы, определение цели, задач. ( февраль) 2. Разработка педагогического проекта. ( ф евраль) 3. Разработка перспективного планирования по реализации проекта. ( ф евраль) 4. Подбор практического и художественного материал а( февраль) 5. Анкетирование уровня творческого развития. ( ф евраль) 2 этап: основной Цель: реализовать проект в МБДОУ филиал Детский сад №4 “Радуга” детский сад “Колокольчик” старшей- разновозростной группе «Почемучки». 1. Наблюдение за действиями детей, их замыслов. 2. Определение места педагога «уходящая тень» при работе детей с прозрачным мольбертом. 3. Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий с использованием «Прозрачного мольберта» 1. Составление дополнительных разработок по организации непосредственно образовательной деятельност и( март) 3. Создание картотеки игр и упражнений с использованием «Прозрачного мольберта »( март) 4. Рекомендации родителям при использовании «Прозрачного мольберта»( март) 5. Фотовыставка. «Прозрачный мольберт – прозрачное чудо»( апрель) 6. Конспект НОД по рисованию на прозрачных мольбертах «Русская береза. »( апрель) 3 этап: заключительный( май) Цель: п роанализировать полученные результаты, обобщить положительный опыт 1. Сравнение фактических результатов с планируемыми 2. Планирование дальнейшей работы по апробации стратегий 3. Оценка появившихся затруднений в ходе проекта 4. Размещение рекомендаций для родителей «Как воспитать творческую личность и уверенного ребенка» на информационных стендах и сайте детского сада 5. Мастер – класс для педагогов на тему: «Нетрадиционные техники рисования на прозрачном мольберте в работе с детьми в ДОУ 6. Обобщение опыта на педагогическом совете ДОУ. 7. Родите льское собрание на тему «Прозрачное чудо». Вывод: При работе на мольберте: - отмечается динамика в развитии детей; преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся активными, снижается страх перед неудачей, появляется уверенность в себе и в своих возможностях; - в нимание детей становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль; - у некоторых детей формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины. - п оказательные успехи детей в развитии речевой функции; - повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь. Методическая: 1. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». 2. . А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». 3. Казакова Т. Г. «Детское изобразительное творчество» 4. Комарова Т. С. «Изобразительное творчество в детском саду» 5. Интернет- ресурсы Рекомендации при использовании прозрачного мольберта. Показывая способ изображения предмета, взрослый создает у ребенка представление о возможности нарисовать увиденное. Наиболее эффективный прием — совместные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью взрослого. Обогащая сенсорный опыт ребенка включением в деятельность незнакомых для него предметов, необходимо придерживаться следующих правил. 1. От простого к сложному: вначале следует убедиться в том, что ребенку знакомы предметы, с которыми он ежедневно сталкивается, что у него сформированы основные представления о предмете( цвете, форме, величине, назначении и т. д. ) , и только затем вводить предметы, с которыми ребенок не встречается постоянно. 2. От общего к частному: изучение объекта следует начинать с основных признаков, позволяющих отличить его от других объектов. Предъявляемый предмет должен быть максимально приближен к эталону( принцип натуральности) . 3. Начинать работу на мольберте надо всегда со сказки, стихотворения, игры. Взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка, используя игрушки. 4. Рисовать надо как правой, так и левой рукой – для развития и стимуляции полушарий головного мозга. 5. В ходе игр и упражнений создаются такие условия, чтобы у детей вырабатывалась установка на успех, на принятие помощи от взрослого. При этом все упражнения подбираются таким образом, чтобы ребенок самостоятельно смог увидеть свои ошибки и исправить их. 6. Общая оценка работы ребенка всегда даётся таким образом, чтобы не нарушить главного условия всех занятий – это получение детьми и взрослыми удовлетворения от её выполнения, тем самым обеспечивая положительную мотивацию деятельности всех участников процесса. 7. При организации совместной деятельности на прозрачном мольберте максимально учитываются в озрастные характеристики детей 4- 7 лет. филиал МБДОУ Детский сад №4 “Радуга” Д етский сад “Колокольчик” Картотека игр и упражнений с использованием прозрачного мольберта. Игры с использованием прозрачного мольберта. 1. Игра «Дождик, дождик, кап, кап, кап» Задачи: обучать приемам «пальцевой живописи», развивать зрительно- двигательную координацию; формировать умения адекватно относиться к изобразительному материалу( не есть краски, не разбрызгивать воду и краски, не размазывать краски по телу или по столу) , подражать действиям педагога, принимать помощь с его стороны. Ход игры: Обмакнем один палец в синюю краску. Нарисуем капельки дождя, используя краску синего цвета. Вместе радуемся полученному изображению 2. Игра «Гусеница» Задачи: формировать умения дорисовывать изображения до целостного образа, используя традиционную технику рисования кистью( прием « примакивание », рисование кончиком кисти, рисование волнистых линий) ; расширять активный и пассивный словарный запас ребенка; развивать желание украсить формы узором. Ход игры: Обмакнем ребро ладони в краску или используем кисть для окрашивания его в нужный цвет. Оттиснем отпечаток ребра ладони несколько раз на стекле мольберта. Дорисуем с помощью тонкой кисточки полученное изображение, используя краски красного, зеленого и синего цвета. 3. Игра «Рисуем вместе» Задачи: развивать навыки ориентирования на вертикальной плоскости; сотрудничества; формировать творческую активность. Ход игры: дети с разных сторон рисуют одинаковые предметы, после чего объединяют рисунки совместным сюжетом. Например: " у кошки день рождения" - дети рисуют шарики для кошки, а затем проводят ниточки к ее лапкам. Воспитатель, побуждает детей работать совместно, формирует у них коммуникативные навыки, развивает творческие способности. 4. Игра «Догони» Задачи: формировать навыки работы в паре, по определенным правилам; развивать, зрительно- моторную координацию. Ход игры: один ребёнок рисует круги( бутоны) , второй ребёнок подрисовывает к ним линии( стебли) . Выполняется в быстром темпе. 5. Игра «Догони ладошку» Задачи: Развитие прослеживающей функции глаз, фиксации взора и ориентировки в пространстве( вверх, вниз, справа, слева) . Ход игры: Ребёнок прикладывает свою ладошку к стеклу в разных местах мольберта( вверху, внизу и т. д. ) второй ребёнок должен «поймать» ладонь через стекло. Дети по очереди меняются ролями. 6. Игра «Соедини по точкам» Задачи: Развитие координированных движений глаз и рук. Ход игры: Ребёнку предлагается провести линии через точки, нанесённые на стекло или прикреплённый с обратной стороны стекла лист с контурными изображениями предметов. 7. Игра «Рисуем автопортрет» Задачи: Ориентировка в пространстве собственного тела( головы) , развитие зрительно- моторной координации. Ход игры: Ребёнок рисует на стекле контуры и элементы своего лица, глядя в зеркало или по памяти. Упражнения, направленные на развитие пространственной ориентировки 1. Упражнение «Давай познакомимся» Задачи: Знакомство с пособием, со свойствами стекла; развитие коммуникативных навыков. Ход упражнения: Взрослый и ребёнок( или два ребёнка) через стекло прикладывают свои ладони( пальчики) друг к другу. 2. Упражнение «Идёт дождик» Задачи: Развитие зрительного внимания, зрительно –м оторной координации. Умение располагать штрихи в указанном направлении( сверху вниз, слева направо, справа налево) . Ход упражнения: Ребёнок кончиками пальцев наносит на стекло штрихи, имитирующие падающие дождевые капли. Аналогичные упражнения: «Пальчик шагает», «Светит солнышко», «Зайчик прыгает», «Снегопад». 3. Упражнение «Геометрический диктант» Задачи: Развитие ориентировки на плоскости. Ход упражнения: Перед детьми мольберт и набор цветных маркеров. Ведущий даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат нарисуй в левом углу, жёлтый круг – в центре мольберта, и т. д. После выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения( у ведущего заранее заготовлен лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту) . 4. Упражнение «Кто скорее обведет по контуру, трафарету» Задачи: Развитие координированных движений глаз и рук. Ход упражнения: Ребёнку предлагается контур или трафарет, нанесенные на стекло или прикреплённый с обратной стороны стекла лист с контурными изображениями предметов. Конспект НОД по рисованию на прозрачных мольбертах «Русская береза» Тема: «Русская береза" Цель: Создание художественного образа березы средствами изобразительной деятельности на прозрачных мольбертах. Задачи: 1. Расширять знания детей о березе, как символе России. Пояснить то, что красота русской красавицы и её полезные свойства дали повод стать березе символом нашей Родины. 2. Развитие творчества в рисовании нетрадиционными техниками выразительного образа русской березки. 3. Развитие познавательных процессов в процессе восприятия и отображения. 4. Развитие творческого мышления, коммуникативных навыков. 5. Развитие мелкой моторики руки. 6. Способствовать формированию патриотических чувств. Предварительная работа: Д. игра «Национальные символы России». Создание аппликативного изображения березы. Раскрашивание изображений ласточки и скворца на бумаге. Ход занятия: Педагог обращает внимание детей на карту России. Как у каждой страны, у России есть свои национальные символы. А вы знаете национальные символы России? Дерево – символ России( береза) Просмотр видеоролика «Русская береза». Но береза стала символом России не только за свою красоту. Ещё в древности люди отметили многие полезные свойства березы. Как вы думаете, какую пользу приносит береза людям? ( ответы детей) 1. Чай из березовых почек, листьев очень полезен для здоровья и лечит многие болезни. 2. Распаренный в бане веник из березовых веток изгоняет болезни, дает силу и бодрость. 3. Весной, когда просыпаются деревья, у березы выделяется березовый сок, его пьют для укрепления иммунитета. 4. Из березовой коры, из бересты делают шкатулки, а раньше делали туески для сбора ягод и грибов. Прислушайтесь, кажется, к нам кто- то идет( Входит под русскую народную музыку березка) . Приносит 3 рисунка с изображением березы. ( Показывает рисунки) 1 рисунок – коричневый ствол. 2 рисунок – листья красного цвета и очень мелко нарисованное изображение. 3 рисунок – ветви нарисованы как у елки вниз. ( Дети объясняют березке, что на рисунках нарисовано неправильно. ) Педагог предлагает ребятам показать, как они умеют рисовать березу, но только не на листе бумаги, а на прозрачном мольберте. Педагог объясняет нетрадиционный способ рисования березы на прозрачном мольберте, настраивая детей на работу в паре. . Итог занятия. Мастер- класс для педагогов с использованием прозрачного мольберта» 1. Вводная часть. - Добрый день, уважаемые коллеги. Работая с детьми, которые имеют сложную структуру дефекта, возникла идея применения пособия «Прозрачный мольберт», который был изготовлен родителями наших детей. В отличие от рисования на бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности. Ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать, и, соответственно, имеет право на ошибки и исправления. 2. Информативный блок. - Существует ряд различных нетрадиционных техник рисования: рисование кистью, пальцем или ладошкой, листьями, методом монотипии, зубной щёткой, поролоном, рисование кремом, точечные рисунки, рисуем двумя руками, по очереди, и другие. 3. Работа группы. - Дети очень любят рисовать на прозрачном мольберте, и я предлагаю вам немного побыть детьми, но прежде отгадайте загадки: • Ты весь мир обогреваешь И усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, А зовут тебя все. ( Солнце) • И зелен, и густ На грядке вырос куст. Покопай немножко: Под кустом…( Картошка) - А теперь прошу выйти двоих, отгадавших загадки. Присаживайтесь напротив педагогов. Сейчас вы будете рисовать Солнышко с помощью техники штампов. - Итак, приступим. Наберите кистью жёлтую краску и нанесите на штампы картофеля, а затем отпечатайте на стекле. Ваша задача в точности повторить действия специалистов, поэтому мы будем работать в зеркальном отражении. - Не забывайте, что краску нужно наносить густую, чтобы она не стекала по стеклу. - Посмотрите, Солнце получилось круглое. А какое ещё? ( Ответы) . Ну чего же не хватает на рисунке? Ну, конечно, лучиков. Без лучиков ведь солнышко совсем не будет нас греть. Для изображения лучей воспользуйтесь кистью. - Не забываем повторять за педагогами. - Ну а пока наши участники рисуют, я предлагаю вам снова отгадать загадки: • Высока и зелена Будет скошена она. Овцы, козы и коровы Есть всегда ее готовы. ( Трава) • Волоски пушистой белки Окуну слегка в гуашь я. Все картинки и поделки Очень ярко я раскрашу. Нарисую солнце, листья Мягкой шелковистой…( Кистью) - Хорошо. Давайте посмотрим, готово ли солнышко? Как красиво у всех получилось. Спасибо вам большое за участие. Прошу пройти к залу. И следующие, кто отгадал загадки, проходите к мольбертам. А как вы думаете, что же мы будем рисовать? ( Ответ) . А чем? ( Ответ) Хорошо. Но не всё так просто! Вы будете рисовать её двумя руками одновременно. Для этого возьмите две кисточки в разные руки, наберите зелёную краску и повторяйте за специалистами. - Прошу обратить внимание, что этот метод развивает межполушарные взаимодействия. - А пока коллеги рисуют, я предлагаю вам отгадать ещё пару загадок: • Красненькие крылышки, черные горошки. Кто это гуляет по моей ладошке? ( Божья коровка) • И на диванах, и на креслах, И в рисовании пригодится он. Везде найдет свое он место Незаменимый. ( Поролон) - Всё верно. По- моему травку уже нарисовали. Какая замечательная получилась, зелёная, густая. Большое вам спасибо, а теперь уступите, пожалуйста, место следующим двум участникам, отгадавшим загадки. - Вы будете рисовать Божью коровку. Но специалисты нарисуют туловище Божьей коровки поролоновыми кистями путём точечного нанесения, а вы тут же следом обводите её по контуру обычной кистью, а затем закрасьте. Всё это вы будете рисовать красной краской. - А чего же не хватает у нашей Божьей коровки? ( Ответы) . Да, действительно, не хватает и головы, и лапок, и пятнышек. Но сначала нарисуйте кистью голову и лапки, набрав чёрную краску. - А для пятнышек вам понадобится бросовый материал. Окуните его в краску чёрного цвета и нанесите на мольберт методом штампа. - Обратите внимание, рисунок достаточно простой, но какое разнообразие техник мы применили. 4. Заключение. - Уважаемые коллеги, Большое с пасибо вам за участие. Мне хотелось бы ещё добавить, что данное пособие мы используем в своей практике второй год. Но уже заметно, что" Прозрачный мольберт" необходим в нашей работе для формирования устойчивого интереса к изобразительной деятельности, так как прекрасно подходит для обогащения сенсорного опыта ребенка. Занятия на мольберте стимулируют познавательную активность ребенка, вызывая у него положительный эмоциональный отклик, позволяет фиксировать его внимание на происходящем, снижают негативные реакции, и доставляют радость от совместного творчества с педагогом и детьми. - СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Оставить комментарий: