a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

консультация для родителей "Как развивать речь младших дошкольников"

Автор: Ильина Наталья Александровна Опубликовано: 2023-04-08 12:29:43

Консультация для родителей «Как  развивать речь младших дошкольников? » Речь  детей начинает формироваться с первых моментов жизни. Для того чтобы речевое  развитие  происходило гармонично и равномерно,   родителям  нужно стать активными участниками этого процесса.   Развитию  речи малыша способствует ежедневная совместная работа  родителей и детей. Формирование речи ребёнка происходит, прежде всего, при наличии активного общения с ним. Имеет значение, как именно вы объясняете малышу названия предметов, явлений и действий; как ребёнок получает сведения о предметах. У 3- 4- леток  речь развивается  довольно- таки быстро. Обычно, ребёнок к трём годам практически усваивает родной язык. Словарь трёхлеток растёт с каждым днё м: в месяц в их обиход входит до 100 новых слов. Четырёхлетний ребёнок уже имеет словарный запас из около 2 тысяч слов. У детей этого возраста становится лучше звуковое оформление слов, фразы звучат более  развёрнуто. Следует отметить, что не все дети  развиваются одинаково.   У некоторых детей отмечается некоторое отставание в речи: они говорят нечётко, слова и отдельные звуки произносят неверно. Дети частенько сокращают слова, пропускают и переставляют звуки и слоги.   Речь  трёхлетних детей однотипна и проста. Однако уже в таком раннем возрасте детишки проявляют интерес к словам. Рекомендуем воспользоваться специальными приёмами для  развития   речи и методами активизации речи: 1. «Говорю сам с собой». Когда Вы рядом с малышом, но заняты своими делами, говорите вслух, что вы делаете. Это будет такое пассивное общение с малышом. Говорите не спеша, но чётко, короткими фразами. 2. «Параллельный разговор». Теперь вы описываете то, что делает ребёнок, что он видит и слышит, что может чувствовать, к чему прикасаться. Так вы подсказываете малышу нужные слова. 3. «Я тебя не понимаю». Этот метод- провокация. Он заключается в том, что взрослый игнорирует невнятные звуки ребёнка и не спешит на помощь. При угадывающейся просьбе ребёнка достать ему игрушку, подайте ему не ту и уточните,   какую именно: кубик, машинку, мишку? Так вы будете побуждать его к речевой активности. 4. «Расширяем». Всё что скажет малыш, повторяйте и расширяйте. К примеру, малыш скажет  «каша».   Вы:   «Вкусная каша, сладкая. Бери ложку, кушай кашу». Отвечая малышу распространёнными предложениями, детально описывая действия, повторяя, вы создадите благодатную почву для овладения связной  речью. 5. «Приговариваем». Народные песенки, потешки, пословицы и поговорки доставляют малышам большую радость. Так  младшие дошкольники  улавливают ритм речи, вслушиваются в звуки и слова, постепенно осознавая смысл сказанного. Огромное количество устных народных произведений создано и для  развития  двигательной активности детей, что непосредственно связано с речевым  развитием. Образность помогает запомнить слова и побудить к говорению. 6. «Его выбор». Позволение ребёнку самостоятельно делать выбор,   напрямую связано с активизацией его речи:   «Тебе налить целый стакан компота или половину? »,   «Пойдём гулять или побудем дома? »,   «Будешь играть с машинкой или поездом? ». 7. «Занимаемся творчеством». Когда ребёнок может изучать большое количество разнообразных материалов, это очень хорошо для  развития разнообразных сфер  : тактильных ощущений, творчества, мелкой моторики рук и, конечно, речи. Не бойтесь давать ему изучать различные материалы, пробуйте вместе создавать поделки из них, проговаривайте все ваши действия. Рисование, лепку и аппликацию легко превратить в занятие по  развитию речи, начав вместе с ребёнком сочинять рассказ- описание получившегося  «шедевра». 8. «Имитация». Чаще играйте с малышом в игры, где можно представить себя в виде какого- то предмета и придумать, что может делать этот предмет. Уже в три года ребёнок будет способен представить себя машиной, птичкой или самолётом и с радостью будет пытаться вместе с  родителями описывать всё, что может происходить. 9. «Ролевые игры». Научите малыша выполнять элементарные сюжетно- ролевые действия. Например, играть в телефон, когда ребёнок понарошку будет звонить сказочным персонажам. Такая игра будет способствовать стимулированию речи и коммуникативных навыков малыша, формированию его уверенности в себе, фантазии. 10. «Музыкальные игры». Активизировать  речь малыш можно, предложив ему участвовать в музыкальных играх, подпевать и пританцовывать.   Младшие дошкольники  приходят в восторг от народных игр или детских песенок, слова которых начинают повторять Гуляем и разговариваем. Развивать речь младших дошкольников можно на прогулках. Такие  «занятия»  очень естественны, приносят малышам множество впечатлений, способствуют познанию мира. Гуляя, малыш начнёт задавать массу вопросов, многие их которых побуждают к мыслительному процессу, требуют выражения эмоций и мыслей с помощью слов. Так ребёнок узнает новые слова и понятия, которые скоро станут обязательными в его повседневной речи. Не бойтесь, что ребенок вас не поймёт. В эти ценные моменты общения малыш слушает и учится воспринимать родную  речь. Разглядывая вместе с малышом деревья, травку и цветочки, мы не только учим его внимательно относиться к окружающему миру, но и  развиваем его связную речь. Предлагая ребенку рассматривать разные листочки( клена, березы, осины, мама неторопливо рассказывает ему о том, чем они отличаются.

Оставить комментарий: