a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

апрель 2023г - «Давайте чистым воздухом дышать»

Автор: Белослудцева Галина Николаевна Опубликовано: 2023-04-27 23:58:12

Конспект открытого занятия по опытно- экспериментальной деятельности для детей старшей группы «Давайте чистым воздухом дышать» Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование. Задачи: 1) Обогащать и закреплять знания детей о свойствах воздуха, расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, растений, животных. 2) Развивать у детей способности в установлении причинно- следственных связей на основе элементарного эксперимента и умение делать выводы. 3) Совершенствовать диалогическую речь( упражнять в умении отвечать на вопросы полными предложениями) . 4) Активизировать словарный запас: лаборатория, опыты, исследование, эксперименты, движение воздуха. 5) Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, дружелюбие, взаимную поддержку. Материалы и оборудование: карточки- обозначения свойств воздуха; воздушные шары, , стакан с водой на каждого; трубочки для коктейля; целлофановые пакеты на каждого; воздушные шары в связке; воздушные шары( 2шт) , п рикрепленные к палочке двух концов и чётко обозначенной серединой; веера на каждого, мыльные пузыри, апельсин, лимон, банан, огурец, чеснок, яблоко, духи, 4 таза с водой, кораблики на каждого, легкие пластмассовые шарики на каждого, стеклянный шары. Предшествующая работа: Беседы «Живая и неживая природа»; «Как воздух надо охранять», «О роли воздуха в жизни растений, животных и человека»; рассматривание иллюстраций в энциклопедии; чтение сказок В. Сухомлинского «Весенний ветер», Е. Пермяка «Мыльные пузыри»; наблюдения на прогулке за ветром; за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха; игры с ветром. Ход НОД: Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. ( Приветствие детей) Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом. ( звучит мелодия) Здравствуй небо! ( поднять руки) . Здравствуй Земля( приседают) . Здравствуйте мои друзья( руки вперед) . Один, два, три, четыре, пять( загибают пальцы рук) . Вместе мы в кругу опять( берутся за руки) . Всем «Привет! » и «Добрый день! » Нам здороваться ни лень. Воспитатель: Ребята, хотите узнать о чем мы сегодня будем говорить? Тогда внимательно послушайте загадку. Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но не видим он для нас. ( Воздух) Воспитатель: Правильно, это воздух. Для чего нам нужен воздух? ( Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох. Вся наша планета окутана воздушным покрывалом. Воздух – везде: на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас. ( Из- за дверей доносятся звуки) Незнайка: Ой, помогите, спасите, лечу! ! ! В оспитатель: Кто это там кричит( открывает двери, в комнату на воздушных шариках залетает Незнайка) . Воспитатель: Здравствуй Незнайка! Как ты к нам попал? Незнайка: Здравствуйте ребята! Я гулял с шарами, но вдруг ветер подхватил меня и понес, понес и принес к вам в детский сад. Как у вас здесь интересно! А что это вы здесь, делаете? Можно мне остаться? Воспитатель: Конечно, оставайся. Мы сегодня с ребятами говорим о воздухе. Незнайка: О воздухе? А что такое воздух? Что- то я о нем слышал, но никогда с ним не встречался. Может, его вовсе нет? Воспитатель: Погоди Незнайка. Я тоже никогда с ним не встречалась, но знаю, что он вокруг нас. Незнайка: Ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался? Воспитатель: Никуда он не спрятался. Ребята, если вы хотите, то давайте докажем Незнайке, что воздух действительно есть. Но для этого нам надо отправиться в «научную лабораторию». Вы знаете, что такое лаборатория? ( Ответы детей) . Правильно- это помещение, где проводят разные опыты и исследования. Н о прежде чем отправиться в лабораторию, нам нужно надеть специальную одежду. Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией? а вы будите научными исследователями. Оденьте белые халаты пройдемте в лабораторию к нашим исследованиям. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил. Давайте вспомним какие правила надо соблюдать. Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя. Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим. Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус. Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработа л- убери на место. Правило№5. Помни — некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых. Ну, что исследователи вы готовы к экспериментам? - Тогда проходите в лабораторию. Посмотрите, чем я украсила лабораторию? ( шариками) . Правда красивые шарики, но один шарик какой то непонятный. Какой? ( сдутый, грустный) А как вы думаете, что нужно сделать, чтоб шарик стал весёлый? ( надуть) Воспитатель: Д авайте попробуем надуть весёлые шарики? Незнайка присоединяйся к нам. Ребята, если у кого- то не получается, то вы не расстраивайтесь, мы же с вами учёные, не у всех сразу получается. Посмотрите какой весёлый шарик получился у Даши и т. д. Воспитатель: Г оспода учёные, а как это у нас из грустного шарика, получился такой весёлый? ( мы его надули воздухом) . Правильно внутри нас есть воздух. Давайте наберём его( делаем вдох и выдох) Незнайка: Ой, что то я не верю, что он есть внутри нас. Что- то вы меня запутали совсем, то вокруг нас, теперь внутри. Ничего не понимаю. Воспитател ь: Н езнайка, а давай с детьми сейчас это проверим. Подходите ко мне. Опыт" Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой. " - Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой и посмотрим, что произойдёт с водой. - Что происходит? ( выходят пузырьки) Незнайка: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была? - В: Дети, как вы думаете, как они там оказались? Ответы: Пузырьки- это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Незнайка: В от это да! Теперь я верю, что воздух есть внутри нас. - В: Вот видишь Незнайка, мы сделали первое научное открытие. Ребята, какое открытие мы с вами сделали? Вывод: Воздух есть внутри нас. Воспитатель: Н адо это открытие отметить схемой. - Дети, мы увидели с вами в стаканах пузыри, а какие ещё пузыри вы знаете? ( мыльные) . Подходите ко мне, берите мыльные пузыри. Давайте их попускаем. - Дети, как вы думаете, из чего сделаны мыльные пузыри? ( из мыла) . А что внутри наших пузырей? ( воздух) Конечно воздух. Молодцы! - А теперь ставьте мыльные пузыри на место и мы продолжим наше научное исследование. Нас ждут новые открытия. Подходите ко мне. Воспитатель: Скажите ребята. Внутри нас воздух есть. А вот вокруг нас он есть? ( Да) . А давайте его в поймаем( дети ловят руками) Можете в поймать? ( нет) . Как же нам его в поймать? Незнайка: Да никак вы его не в поймаете, как можно в поймать то, чего не видно( смеётся) Воспитатель: А мы сейчас тебе Незнайка покажем с помощью пакетов. Опыт «Как поймать воздух ». . . Возьмите полиэтиленовые пакеты. Посмотрите, что в них? ( пусто) . Незнайка: Я уверен, что там ничего нет! - Да, он пустой, его можно сложить несколько раз. Теперь мы наберем в пакеты воздух и закручиваем пакеты. Что произошло с пакетами? Н а что он похож? Что в них находится? ( воздух) Посмотрите на руку через пакет. Вы его видите? Какой он? ( прозрачный, бесцветный) Незнайка радуется, что у него в пакете воздух. Молодцы ребята! Какой вывод мы с вами сделаем. Воздух не имеет цвета, он прозрачный. Отметим схемой наше открытие. Опыт" Воздух не имеет запаха" Воспитатель: - Как вы думаете, имеет ли воздух запах? ( ответы) - Сейчас мы это проверим. Закройте глаза, а когда я вам скажу вы медленно будеие вдыхать и говорить чем пахнет( воспитатель подходит к каждому ребёнку и даёт понюхать( апельсин, лимон, чеснок, духи, огурец, банан. . . ) один ребёнок вдыхает просто воздух. - Все дети почувствовали, только Федя ничего не почувствовал. Он вдохнул просто воздух. К акой вывод мы с вами сделаем? Вывод: В оздух не имеет запаха, пахнут предметы. Воспитатель: Д авайте отметим наше открытие схемой( отмечают) Воспитатель: М олодцы! Проходите в следующую лабораторию. Опыт" Воздух может двигаться" Воспитатель: - Как вы думаете, может ли воздух двигаться? Давайте проверим. Возьмите веер и помашите на себя. Что вы чувствуете? ( ветер) . Незнайка: Ух ты я тоже чувствую ветер. Воспитатель: Ребята, что такое ветер? Какой бывает ветер? Ветер – это и есть движение воздуха. Мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть? На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха( качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта) . Воспитатель: Помашите на себя веером и скажите какой ветер? ( холодный) А теперь поднесите ладонь ко рту и слегка подуйте на нее. Ч то вы почувствовали? ( теплый ветерок) . Воспитатель: Р ебята, а вы хотите создать настоящий ветерок? ( Да) Тогда подходите за мной. Возьмите кораблики. Представьте, что это море. Давайте запустим наши корабли в море. А чтобы наши корабли поплыли, что нужно сделать? Незнайка: толкнуть. Воспитатель: н ет Незнайка, для того чтоб наши корабли поплыли, мы на них подуем. ( Дети дуют) - Молодцы ребята! Ветер по морю гуляет и кораблик догоняет. - А теперь подойдите ко мне и скажите, какое открытие мы с вами сделали? Вывод: Воздух можно почувствовать. ( дети отмечают схемой) Воспитатель: Незнайка, а ты почувствовал воздух? - Незнайка: Да! , теперь я знаю, как можно охладиться в жаркую погоду. Ой, что- то я устал. Воспитатель: Р ебята, если мы с вами устаем, что мы делаем? ( физкультминутку) Воспитатель: Подходи Незнайка к нам и движенья повторяй. Физкультминутка" Ветер" Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо все выше, выше. Незнайка: Ой, действительно помогает. К ак будто у меня появились новые силы. - Воспитатель: В от и хорошо. Продолжим наши исследования. А теперь пройдем в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия! Незнайка: А мне интересно, имеет ли воздух вес? Как вы думаете ребята? ( ответы) Опыт" Воздух имеет вес" Воспитатель: Давайте сейчас проверим это, подходите ко мне, посмотрите, какие у нас есть весы. Ч то у нас здесь весит? ( воздушные шарики) - Что внутри них? ( воздух) . Они у нас перевешивают друг друга или они уравновешены? ( уравновешены) - Давайте попробуем один шар проткнуть, посмотрим, что произойдёт. Кто смелый? - Что произошло? ( шар лопнул, один шарик перевесил) . Давайте проткнём другой шарик. Ч то произошло теперь? ( весы уравновесились) . Какой вывод мы сделаем? Воздух имеет вес. Давайте отметим схемой. Воспитатель: М олодцы ребята! Проходите в следующую лабораторию. Опыт: Воздух легче воды" - Что у нас здесь приготовлено? ( пластмассовые и стеклянные шары) . Возьмите стеклянные шары и опустите их в воду? Что произошло? ( они утонули) . А давайте попробуем утопить пластмассовые шары. Ч то они делают? ( плавают на верху) Почему? ( потому что в середине шарика есть воздух) . - Незнайка: Но мы же с вами узнали, что воздух имеет вес, почему он тогда не тонет? ( ответы детей Воспитатель: Д ети, по сравнению с водой, воздух легче или тяжелее? ( легче воды, поэтому он не даёт утонуть шарику. Он воздушный и поднимается на верх. - Какое открытие мы с вами сделали? Вывод: Воздух легче воды. Давайте отметим схемой. Воспитатель: Р ебята где мы сегодня с вами побывали? ( в научной лаборатории) - Что мы с вами делали? ( проводили опыты) . - Какие открытия мы с вами сделали? ( дети перечисляют опираясь на схемы) . - Какой опыт вам понравился больше всего? - Ребята, вам понравилось проводить опыты? - А тебе Незнайка понравилось? Незнайка: Д а! Спасибо вам ребята. Теперь я много знаю про воздух и обязательно расскажу своим друзьям. Мне очень понравилось с вами проводить опыты. А сейчас мне пора идти и я хочу подарить вам эти шарики. Теперь я знаю, почему они называются воздушные. Воспитатель: С пасибо Незнайка за подарок, а сейчас дети хотят тебе на прощание рассказать стихотворения про воздух. Незнайка: с удовольствием послушаю. 1- й ребёнок: Воздух- это то, ч ем дышем. Через воздух звук мы слышим. В воздух, в небо и в полёт Улетает самолёт. 2- й ребёнок: Птица в воздухе летает, Разным воздух наш бывает. Воздух может быть прозрачным. Может пахнуть дымом дачным. Кофе, з автраком, бензином, Он из фена вылетает. Теплым он тогда бывает. А когда вокруг мороз. Щиплет он тогда за нос. 3- й ребёнок: Шторой в комнате играл. Бурю в море он поднял. Воздух разный, он такой! Где найдём его с тобой? Воспитатель: «Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «юный исследователь» и вручить медали. Воспитатель: Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного».

Оставить комментарий: