a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа по экологическому воспитанию для детей подготовительный группы (6-7 лет) «Чувство природы»

Автор: Рамазанова Наира Девлетовна Опубликовано: 2023-04-28 21:30:09

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Андринская общеобразовательная школа» «Дошкольное образование» Программа по экологическому воспитанию для детей подготовительный группы( 6- 7 лет) «Чувство природы» Составила: Воспитатель Рамазанова Наира Девлетовна Андра 2023г Пояснительная записка Экологическая обстановка в стране и в мире диктует необходимость развивать экологическую сознательность не только у школьников, но уже и у дошкольников. Нужно с ранних лет воспитать необходимость правильного распределения ресурсов, природопользования и экологического сознания. В стране выпущен ряд документов, где отражается важность непрерывного экологического воспитания. Например, - Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», 1994г; - Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации», 1994г; - Проект «Национальной стратегии в области экологического образования РФ», в котором есть целый раздел, где говорится о дошкольном воспитании. - Экологическая доктрина Российской Федерации( одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225- р) - Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10. 01. 2002 N 7- ФЗ. Дошкольное образование – начальный этап образования, на котором закладываются ценности и понимание окружающего мира, поэтому необходимо уже в этом возрасте начинать экологическое просветительство. К тому же, в этом возрасте дети сами тянутся к природе, изучают её, о на им интересна. В этом возрасте наиболее эффективными формами взаимодействия детей и воспитателя являются те, через которые можно налаживать непосредственный контакт с природой, показывать на конкретных примерах, что происходит с окружающим миром. И тогда дети начинают проявлять познавательный интерес. Также и дошкольников формируются не только теоретические знания, но и практические. К таким формам относятся экскурсии, эксперименты, наблюдения, прогулки. Процесс становления экологического воспитания прослеживается через поведение ребёнка: его переживания, наблюдения, стремления рассказать и поделиться ими. Дети также могут воплощать свои знания в практической деятельности: заботиться о растениях и животных, играть, заниматься творчеством. Природа является важной составляющей педагогической науки. Это не только знания об окружающей среде обитания, но и о своей земле, о своей Родине. Знакомясь с природной средой своего региона, у ребенка формируется положительное отношение и любовь к окружающему миру и природным объектам, что оказывается благоприятное воздействие на решение задач, связанных с охраной природы. В связи с этим патриотическое воспитание должно содержать в себе направление, целью которого является формирование любви и положительного отношения ребенка к природе, родному краю, своей стране, культуре своей страны и ее истории, уважительное отношение к тому, что создавалось и создаётся человеком. В связи с этим необходимо разрабатывать идеологию, которая будет способствовать развитию у детей культуры природолюбия, любви к своей земле, своему государству. Рабочая программа по экологическому воспитанию дошкольников для детей 6- 7 лет разработана на основе программы «От рождения до школы»( Инновационная программа дошкольного образования) , Издание 6 – е, дополненное и исправленное. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой Мозайка – Синтез, Москва, 2022 – 368с. Цель обучения: формирование у дошкольников основных понятий об экологической культуре, знаний о природе окружающего мира. Задачи обучения: Формировать у детей правильное, осознанное восприятия природных и культурных объектов. Формировать у детей положительное отношение и любовь к своему краю, природе, к государству. Формировать у детей знания об окружающем мире. Раскрыть роль и значение человека в природной среде. Дать представления о животном и растительном мире, их взаимосвязи. Способствовать развитию у детей интеллектуальных, познавательных, исследовательских навыков. Формировать у детей чувство ответственности за природу окружающего мира, за природное и культурное наследие своей страны. Содержание изучаемого курса Раздел 1. Что такое экология? ( 6 часов) Что изучает экология? Понятие экологии и экосистемы, взаимоотношений человека и природы. Понятия о «живой» и «неживой» природе, о природных объектах. Зачем нужны экологи? Роль человека в защите и изучении природы. Кто такие экологи. Чем они занимаются. Что нужно знать, чтобы стать экологом. От чего нужно защищать природу? Понимание потребностей в постоянной защите природы. Осознание, что в первую очередь природе вредит сам человек. Какие угрозы существуют для природы. Что будет с природой, если ее не защищать. Я буду защитником природы. Самосознание и понимание, почему каждому необходимо защищать природу и что будет, если этого не произойдёт. Практическая помощь природе( уборка листьев, лечение деревьев, уход за растениями, содержание территории в чистоте, недопущение ее загрязнения мусором) . Раздел 2. Человек – звено в природе( 18 часов) Может ли человек прожить без воды? Понимание, что человеку не прожить без воды, но тем не менее, сейчас человек является главной угрозой для природы. Почему вода так важна для человека и почему необходимо беречь водные ресурсы, экономно расходовать воду. Чистый воздух делает человека здоровым. Формирование осознанного и бережного отношения к окружающему миру. Навыки раздельного сбора отходов и понимание, почему это необходимо. Понятие и представления о воздухе и его свойствах. Для чего нужен воздух, чем опасен загрязнённый воздух. Что нужно делать, чтобы воздух оставался чистым. Солнце – гигант. Понятие и представление о Солнечной системе. Понимание, что Солнце движется, и наша планета вместе с ним – вокруг себя и вокруг Солнца, и это движение даёт человеку жизнь. Если Солнце остановится, то и жизнь на планете прекратится. Понятия про свет и тени. Дети сами учатся делать выводы и умозаключения на основе полученных знаний. Наша земля богатая или бедная? Знания о том, какие полезные ископаемые добываются в крае и зачем это нужно, что они дают. Уважение к чужому труду, к людям, которые тяжёлым трудом добывают эти ископаемые. Воспитание бережливого отношения к полезным ископаемым. Знания свойств глины, камня и песка. Важность сохранения природных ресурсов, рационального их использования. Раздел 3. Растения и животные рядом с человеком( 12 часов) Человек и растения. Понятие о растительном мире. Представления дошкольников о растениях как о живых существах со своими потребностями, необходимыми условиями для жизни, которые создает человек. Практическая помощь растениям( уход за цветами, высадка клумб, лечение деревьев) . Понимание важность растений, для чего они нужны в природе. Свойства разных растений. Человек и животные. Понятие и представления о животном мире. Обобщение знаний о животных. Дики е и домашние животные. Уход и бережное отношение к животным. Защита диких животных. Вымирающие виды животных. Важность сохранения животного мира. Лес на страже чистого воздуха. Понятие о лесе, лесном массиве. Представления о вреде лесных пожаров и основных источниках возгорания в лесу, естественнонаучное образование детей. Почему лес важен для человека и природы. Бережное отношение к лесу, защита его от угроз( от пожаров, вырубки) . Лес – легкие нашей планеты. Методическое обеспечение Методы обучения: Практический Словесный Репродуктивный Иллюстративный Исследовательский Частично- поисковый Упражнение Убеждение Поощрение Мотивация Формы организации образовательного процесса: Групповая Подгрупповая Индивидуальная Формы организации учебного занятия: Беседа Акция Выставка Стенгазета КВН Путешествие Экскурсия Конкурс Викторина Концерт Эксперименты и опыты Наблюдение Праздник Тематическое занятие Мультфильмы Презентация Экскурсия Мастерская Квест Материально- техническая база: Учебно- наглядные пособия( брошюры, плакаты, макеты, презентации, видеоматериалы) . Литература( книги со стихами о природе, пословицы, поговорки, поучительные тематические сказки и рассказы, загадки) . Тематические игры( настольные, подвижные, сюжетно- ролевые, словесные, творческие) . В основе занятий экологической направленности лежат такие принципы: Принцип интеграции( все направления работы с детьми взаимосвязаны и взаимоопыляемы) . Личностно- ориентированный подход( программа занятий разработана с учетом особенностей детской возрастной категории, принимая во внимание их интеллектуальные знания и личностные качества) . Принцип наглядности( материал подается с наглядными примерами, с демонстрацией видеофильмов, иллюстраций, презентационных слайдов) . Принцип доступности( весь материл подается с учетом возраста детей, он понятен для их восприятия и понимания, наглядный и игровой материал находится в доступе дошкольников) . Принцип системности( материал подается последовательно и логично) . Связь теории с практикой( полученные знания дети могут продемонстрировать и закрепить на практике во время проведения экскурсий, опытов, экспериментов, наблюдений и т. д. ) . Взаимодействие с родительской общественностью является также важной частью экологического воспитания. Чтобы это взаимодействие было эффективным, проводятся: Тематические выступления педагогов на собраниях, встречах. Тематические индивидуальные и групповые консультации. Оформление стендов, информационных брошюр совместно с воспитанниками и родителями. Тематические мероприятия совместно с родителями( конкурсы, викторины, соревнования, экскурсии, п оходы и т. д. ) . Литература, рекомендуемая для детей по данной программе: 1. Я. Аким. «Наша планета» 2. А. Усачев. «Мусорная фантазия» 3. С. Михалков. «Будь человеком» 4. В. Орлов. «Что нельзя купить» 5. С. Михалков. «Зяблик» 6. М. Пришвин. «Лесной доктор» 7. С. Сахарнов. «Морские сказки». Литература, рекомендуемая для родителей по данной программе: 1. Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с. 2. Ковинько, Л. В. Секреты природы- это так интересно! - Москва: ЛинкаПресс, 2004. – 72с. : ил. 3. Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания/ А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - 2- е изд. - Москва: Амрита- Русь, 2008. - 256 с. 4. Мазильникова, Н. Н. Эколого- валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период/ Н. Н. Мазильникова, С. В. Терехина. – Санкт- Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2013. – 96с. 5. Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - Москва: Всемирный фонд дикой природы, 2006. - 104 с. : ил. Сборник экологических стихов и сказок, написанных детьми клубов друзей Литература, используемая при разработке программы: Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М. : Мозаика- Синтез, 2010.  Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. СПб. : ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2010. 3. Медузова Т. Ю. , Е. А. Балабанова. Комплекс учебных пособий «Природные сообщества леса, луга и водоема». - М. : ЭЛТИ- КУДИЦ, 2011. 4. Мартынова Е. А. , Сучкова И. М. Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2- 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. - Волгоград: Учитель, 2011. 5. Масленникова О. М. , Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. - Волгоград: Учитель, 2011. № занятия Кол- во часов Тема занятия Дата прове дения Форма контроля план факт 1 2 3 4 5 6 Раздел 1. Что такое экология( 6 часов) 1- 2 2 Что изучает экология? 3- 4 2 Зачем нужны экологи? 5 1 От чего нужно защищать природу? 6 1 Я буду защитником природы Раздел 2. Человек – звено в природе( 18 часов) 7- 10 4 Может ли человек прожить без воды? 11- 14 4 Чистый воздух делает человека здоровым 15- 17 3 Солнце- гигант 18- 24 7 Наша земля богатая или бедная? Раздел 3. Растения и животные рядом с человеком( 12 часов) 25- 28 4 Человек и растения 29- 32 4 Человек и животные 33- 36 4 Лес на страже чистого воздуха Итого 36

Оставить комментарий: