a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию " Россия-Родина наша"

Автор: Королева Людмила Анатольевна Опубликовано: 2023-05-14 15:40:13

Документы для скачивания

Конспект занятия по нравственно- патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Россия — Родина наша» Подготовила: воспитатель Королева. Л. А. Тема: “ Россия – Родина наша” Цель:   воспитание  патриотических чувств и любви к своей стране у дошкольников. Программное содержание: – продолжать знакомить детей с  Россией; закреплять знания детей о том, что  наша страна большая, красивая, необъятная; – закрепить знания детей о государственной символике  России ( герб, флаг, гимн) ; – обогатить словарный запас у дошкольников по данной теме; – развивать диалогическую речь у дошкольника, умение слушать своих товарищей; – продолжать  воспитывать  у детей патриотические чувства к  Родине; – продолжать учить детей понимать и объяснять суть пословиц. Оборудование: глобус, иллюстрации с изображением государственных символов  России ( герб, флаг) ; гербы и флаги других стран и городов. Словарная работа: существительные:   Родина, Отечество, материк, гражданин, герб, флаг: прилагательные: прекрасная, могучая, единственная, необъятная; глаголы: защищать,   воспевать, гордиться, тосковать. Предшествующая работа: – рассматривание иллюстраций по заданной теме; – чтение художественной литературы о родной стране; – заучивание стихотворений о родной Земле; – рассматривание семейных фотографий; – беседы по темам: “Моя  Родина”, “Моя семья”, “Мой любимый город”, “Достопримечательности нашего города”, “Я русский Человек”. Ход занятия Организационный момент. Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся с гостями и подарим им свои улыбки. Теперь возьмемся за руки и крепче сожмем ладони друг друга, чтобы почувствовать, какие мы дружные ребята, и проведем ритуал приветствия: Собрались все дети в круг Я твой друг и ты мой друг Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Воспитатель: Замечательно! Какие вы молодцы! Подзарядились друг от друга положительной, доброй энергией. Воспитатель: Сегодня у нас необычное  занятие, сегодня мы с вами подведем итог вашим знаниям, о чем вы узнаете, отгадав  кроссворд. Воспитатель: Вы готовы отправиться в нелегкий путь и проверить свои знания? Тогда берите с собой знания и вперед. Воспитатель: – Ребята, мы с вами так много говорили о нашей  Родине, читали рассказы и стихи о ней, рисовали рисунки о стране, в которой мы живем. И сегодня, я вам предлагаю проверить свои знания, посмотреть, насколько хорошо мы знаем свою  Родину, ее государственную символику, культуру и обычаи русского народа может сегодня, кто- то узнает что- то нового для себя. Воспитатель: – Мы живем в огромной прекрасной стране. Это большая  Родина. Как и у человека, у страны есть имя. Как называется  наша страна? Назовите ее имя?  ( Россия) . - А вы знаете, почему у нашей страны такое красивое имя? За ясные зори, умытые росами За русское поле с колосьями рослыми За реки разливные в пламени синем Тебя по- славянски назвали  Россия! Воспитатель: - А что для нас значит  Родина,   Россия? -   Родина – это страна, в которой мы  родились и живем. - Наша Родина – это русские леса, поля, моря и реки. - Это земля, на которой жили, трудились наши предки. - Родина – это наш край, город, поселок. -   Родина – это место, г де живут близкие и дорогие нам люди: - Это место, где стоит наш детский сад. - Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне. Один из ребят читает, заранее выученное, стихотворение “Моя  Родина ”: У каждого листочка, У каждого ручья, Есть главное на свете – Есть  Родина своя. Для ивушки плакучей Нет реченьки милей. Для беленькой березки Опушки нет родней. Есть ветки у листочка, Овражек у ручья, У каждого на свете Есть  Родина своя. Воспитатель: На планете много стран, но самая большая  наша страна. А какая она  наша страна Россия?  ( любимая, родная, могучая, красивая, богатая и. т. д. ) . Ни одна страна мира не имеет такой огромной территории, как  Россия. Как можно сразу увидеть всю страну?  ( На глобусе, на карте) . На глобусе мы не найдем Тот дом, в котором мы живем И даже улицы родной Мы не найдем на глобусе Но мы всегда на нем найдем Свою страну – наш общий дом. Далее  воспитатель  показывает территорию  России  на глобусе и еще раз уточняет название страны, показывает детям, что страна очень большая, необъятная, бескрайняя в ней много озер, морей и рек. Вот как много места занимает территория  России. Она расположена в двух частях света: в Европе и в Азии ( показ на глобусе) ; о мывается тремя океанами: Северным- Ледовитым, Тихим и Атлантическим ( показ на глобусе) . -   Россия  граничит с 16- ю государствами. Ни у одной страны нет такого количества соседей. - Посмотрите на глобус: видите, границы  России проходят и по суше, и по воде. Только в нашей стране есть тундра и тайга, степь и тропики. На одном конце страны может идти снег, а на другом припекать солнышко. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней, а на самолете лететь почти сутки. - В нашей стране более тысячи городов. - Какие города вы знаете?  ( Ответы детей) . - Самые крупные города нашей страны это Москва, Казань, Нижний Новгород, Санкт- Петербург, Новосибирск ( показ иллюстраций) - А какие реки  России вы знаете?  ( Ответы детей) - В  России  очень много рек – Волга, Ока, Енисей, Лена, Обь, Амур. – Ребята, а как называем мы людей, которые живут в нашей стране?  ( россияне) – Ребята, а кто же управляет такой большой страной?  ( президент) . Воспитатель уточняет, что одному трудно управлять огромной страной, поэтому президенту помогают: государственная дума, губернаторы различных областей. Президент вместе с правительством решают важные государственные вопросы, утверждают законы, следят за правопорядком. Воспитатель  показывает портрет президента страны. Интересно, а как же эти люди стали президентом или губернатором?  ( воспитатель уточняет, что их выбрал народ) . Где заседает наше правительство? Но страна это не только поля, леса, реки, города и села – это государство. А государство имеет свои условные знаки – символы, по которым отличается от других стран. И мы как граждане своей страны должны знать их и уважать. - Какие государственные символы вы знаете? Игра  «Найди герб и флаг  России » Воспитатель: Обратите внимание на эти иллюстрации, у них есть что- то общее. Кто знает, что на них изображено? Давайте найдем герб нашей страны, и посмотрим на него внимательнее…- Ребенок зачитывает, заранее выученное, стихотворение  «Герб  России ». У  России величавой, На гербе орел двуглавый, Чтоб на запад, на восток Он смотреть бы сразу смог Сильный, мудрый он и гордый, Он –  России дух свободный. -   Воспитатель вместе с детьми расшифровывают символы и цвета на нашем гербе: Далее все вместе рассматриваем другие гербы, находим сходство и отличия нашего герба от других гербов. - Кроме герба у нашей страны есть еще один государственный символ, который также как и герб, отличает нас от других стран. Кто мне подскажет, что это за символ?  ( флаг) . - Как выглядит флаг нашей страны? С чем мы сравниваем эти цвета? Воспитатель  : Правильно.   Российский  флаг состоит из трех полос, поэтому его называют  « триколор ». Верхняя полоса – белая как чистый снег, средняя полоса – синяя, как ясное небо, а нижняя полоса – ярко – красная, как солнышко на рассвете. Ребенок читает стихотворение о  российском флаге. Три полоски флага – э то неспроста: Белая полоска – мир и чистота. Синяя полоска – это цвет небес, Куполов нарядных, радости чудес. Красная полоска – подвиги солдат, Что свою Отчизну от врагов хранят. Он страны великой самый главный знак, - Доблестный трехцветный наш  российский флаг! - Д. игра  «Собери флаг  России »  ( пазлы) . Воспитатель: Цвета  Российского  флага выбраны неслучайно. Они связаны с народными представлениями о красоте. Эти цвета издавна на Руси считались самыми красивыми. Нитками этих цветов украшали вышивки на одежде. Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной и синей материи сарафаны. Эти цвета присутствовали в русской архитектуре: белые соборы, стены Московского Кремля. Большое значение на Руси имел красный цвет( на Руси все самое красивое называли красным:   «красна девица»,   «красно солнышко»,   «Красная площадь»,   «Красная горка») . Воспитатель: Ребята, а ведь есть еще один государственный символ. Какой? Дети: Гимн. Ребенок: Есть торжественный гимн у  России. Прославляет он  Родины силу, Славит доблесть, заслуги людей. Вдохновенною песней своей. М. В. Сидорова. Гимн – это не просто музыка – это торжественное музыкально- поэтическое произведение. Это символ нашего государства. У каждого государства есть свой гимн. Государственный гимн исполняют и слушают стоя, мужчины снимают головные уборы. Слушают гимн молча или подпевают. Такое поведение при исполнении гимна считается достойным. Звучит он в праздники, на особо торжественных мероприятиях. Он показывает величие, честь, силу, могущество нашей державы. Под музыку и слова гимна, под расправленным Государственным флагом учёным, известным деятелям культуры, спортсменам вручают награды. Молодые воины  российской  армии принимают присягу на верность своему отечеству. Воспитатель: Зачем нужны символы? Пока жизнь идет своим чередом, мы не часто вспоминаем о государственных символах. Мы не ходим по улицам с государственным флагом, не любуемся государственным гербом, когда собираемся вместе, поем не государственный гимн, а другие песни. Но если вдруг появляется какая – то опасность, которая угрожает всем нам, например война или, наоборот, случается всеобщая радость, допустим, сборная страны становиться чемпионами мира, тут как раз и оказывается, что государственная символика, это то, что помогает гражданам почувствовать свою общность, единство, сплоченность в одно целое. Физминутка Здравствуй, мир!  ( руки вверх) Это – я!  ( руки на грудь) А вокруг страна моя!  ( раскинуть руки) Солнце в небесах горит ( руки наверх) И земля у ног – лежит!  ( наклон вниз) Там- леса!  ( руки в замок) А – там – поля!  ( замок вправо) Здесь- друзья ( повороты головы) И здесь друзья ( вправо – влево) Здравствуй, дом! – самый лучший ( раскинуть руки с наклоном вниз) Здравствуй, край родной могучий ( раскинуть руки в стороны) Здравствуй же страна моя! Здравствуй, мир! Встречай меня! . Воспитатель: Кроме официальных символов у  России  есть и неофициальные символы. Если спросить у человека, живущего в другой стране, что он представляет при слове  « Россия », то в первую очередь он назовет снег, медведи, матрешка, самовар и, конечно же, береза. Береза, русская береза, русская красавица ею можно любоваться бесконечно. И трудно сказать, когда она бывает красивее: весной или летом, зимой или осенью?  ( слайды) . Русской березе одинаково к лицу и зимний убор, и золотая парча осени. А как удивительно хороша она весной в зеленом наряде! Свет, излучаемый ею, способен обогреть озябшую душу каждого. Вот почему нет для  россиян  более любимого дерева, чем береза. Но не только своей красотой славится эта русская красавица. Ее ценят так же и за е полезные свойства. Вот как обо всем этом в своем стихотворении пишет В. А. Трусов. Ода березе Благодатная береза, ты символ  Родины моей. О тебе стихи и проза. Ты свет и радость для очей. Утешала вдов береза, хранила тайны, чью- то боль… Согревала всех в морозы, гнала из тела в бане хворь. Разгоняла тьму – лучина. Лечила язвы ран – кора. Уходила прочь кручина. Береза – лекарь! Это да! Исцеляют- сок и почки. И лист, и деготь бересты, От любой болезни точно отыщешь в ней лекарство ты! Береста пригодна в деле – плели корзины и ковры, Туеса и туфли смело ( кто, в чем нуждался)  – все могли. Из березы – поварешки, телеги, сани, портсигар, Топорища, оси, ложки. Береза – людям божий дар! Благодатная береза –  России символ, красоты. Воспитатель: Береза является символом самого любимого праздника на Руси- Троицы. Этот день проводили в лесу, водили хоровод вокруг березы. Девушки надевали на голову березовые венки, березку украшали лентами и цветами. Спросите любого русского человека, есть ли в  России дерево, которому поэты посвящали бы столько стихов, а народ песен? Дети читают стихи о березе. Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами  россияне. Наша  страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. Воспитатель: - Люди, каких национальностей живут в нашей стране? Дети: - Русские, чуваши, башкиры, татары, чукчи, орочи, мордва, марийцы, удмурты, калмыки др. Воспитатель: - Каждый народ говорит на своём языке, имеет национальный костюм, свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции?  ( Ответы детей. ) Дети: - Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ. Воспитатель: - Какие русские народные праздники вы знаете? ( Масленица, Рождество, Пасха, Троица, Красная горка и др. Д. игра  «Собери национальный костюм» Воспитатель: Немало сложил русский народ мудрых пословиц и поговорок о  Родине. Все они учат добру, любви к  Родине, умение ее защищать. Какие из них вы знаете? Сказанные вами пословицы и поговорки, говорят о том, что вы любите свою  Родину, а после сегодняшнего разговора, я поняла, что вы много знаете о нашей стране. Итог  занятия  : Пока вы еще маленькие, вы пока не можете ничего для  России сделать. Но вы можете сделать нашу страну крепкой, могучей если будете любить своих близких, друзей, не будете ссориться. Давайте еще раз посмотрим друг на друга, улыбнемся и не будем забывать, что мыс с вами –  россияне, народ очень мудрый, терпеливый и добрый.

Оставить комментарий: