a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Диагностика по выявлению уровня навыков познавательно-исследовательской деятельности

Автор: Королева Людмила Анатольевна Опубликовано: 2023-05-24 22:26:35

Документы для скачивания

Диагностика по выявлению уровня навыков познавательно- исследовательской деятельности дошкольников Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью По методике Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности», цель которой выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей; исследовать предпочитаемый вид деятельности. По методике «Маленький исследователь» Л. Н. Прохоровой, помогающая выявить степень устойчивости интересов ребенка; исследовать предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования По методике «Радости и огорчения» Н. В. Ковалевой, которая помогает выявить место исследовательской деятельности в системе целостных ориентаций дошкольников. Показатели Диагностические методики Отношение детей к экспериментальной деятельности Методика «Маленький исследователь»; индивидуальная карта показателей отношения к экспериментальной деятельности. Уровни сформированности экспериментальной деятельностью Наблюдения воспитателя, индивидуальная карта показателей овладения детьми экспериментальной деятельностью( по Ивановой А. И. ) . Уровень развития любознательности, познавательной активности Мини тесты «Изучение познавательной инициативы». « Игровое упражнение «Да- Нет» Л. А. Венгер Уровень представлений о предметах и объектах неживой природы Диагностика на основе показателей уровня овладения детьми программой Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью Уровни Отношение к экспериментальной деятельности Целепологание Планирование Реализация Рефлексия Познавательное Самостоятельно Самостоятельно Действует планомерно. Формулирует в речи отношение В идит проблему. планирует Помнит о цели работы на достигнут результат у стойчиво Ребенок Активно высказывает предстоящую протяжении всей или нет, замечает проявляет предположения. деятельность. деятельности. В диалоге неполное и нициативу и Выдвигает гипотезы, Осознанно выбирает со взрослым поясняет ход соответствие Т ворчество в предположения, предметы и деятельности. Доводит полученного Высокий решении проблемных задач. широко пользуясь аргументацией и материалы для самостоятельной дело до конца. результата гипотезе. Способен доказательствами. деятельности в устанавливать соответствии с их качествами, свойствами, назначениями. разнообразные временные, последовательные причинные связи. Делает выводы. В большинстве Видит проблему Принимает активное Самостоятельно готовит Может случаев ребенок иногда участие при М атериал для формулировать проявляет активный самостоятельно, планировании экспериментирования, выводы познавательный иногда с небольшой деятельности исходя из их качеств и самостоятельно или интерес подсказкой совместно со свойств. Проявляет по наводящим взрослого. Ребенок взрослым. Н астойчивость в вопросам. высказывает достижении результатов, Аргументирует свои предположения, помня о цели работы. С уждения и Средний выстраивает гипотезу самостоятельно или с пользуется доказательствами с небольшой помощью помощью взрослого. других( сверстников или взрослого) Познавательный Не всегда понимает Стремление к Забывает о цели, Затрудняется сделать интерес неустойчив, проблему. самостоятельности не увлекаясь процессом. В ывод даже с слабо выражен. Малоактивен в выражено. Допускает Тяготеет к однообразным, П омощью других. выдвижении идей по ошибки при выборе примитивным действиям, Рассуждения решению проблемы. материалов для манипулируя формальные, С трудом понимает самостоятельной предметами. Ошибается в псевдологические, Низкий выдвинутые другими детьми гипотезы. деятельности из- за недостаточного установлении связей и последовательностей( что ребенок ориентируется на осознания их качеств сначала, что потом) . внешние, и свойств. несущественные особенности материала, с которым О н действует не вникая в его подлинное содержание. Диагностическое задание 1. «Игровое упражнение «Да- Нет» Л. А. Венгер, целью которого является исследование динамики развития любознательности( исследовательской активности) в форме вопросов, умения видеть проблемы, находить неизвестное в известном, необычное в обычном. Диагностическое задание 2. По методике «Маленький исследователь» предполагается выбор картинок, со схематичным изображением уголка экспериментирования с разными материалами и предметами и других схематичных изображений различных зон развивающей среды( чтение книг, уголок изо деятельности, игровой, экспериментирование) . Воспитатель предлагает детям осуществить из четырех один выбор: «К тебе пришел маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься? » Ответы фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3, 4. За первый выбор( игровая деятельность) засчитывается 1 балл, за второй( изо деятельность) – 2 балла, за третий( чтение книг) - 3 балла, за четвертый( экспериментирование) - 4 балла. Чем больше баллов, тем выше уровень. Диагностическое задание 3. Наблюдение «Изучение познавательных интересов» № п/ п Вопросы Возможные ответы Балл 1 Как часто ребенок подолгу занимается в уголке познавательного развития, экспериментирования? а) часто б) иногда в) очень редко 5 3 1 2 Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность? а) рассуждает самостоятельно б) когда как в) получить готовый ответ от других 5 3 1 3 Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой? а) очень эмоционально б) когда как в) эмоции ярко не выражены( по сравнению с другими ситуациями) 5 3 1 4 Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как? а) часто б) иногда в) очень редко 5 3 1 5 Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что- то по ним( лепить, конструировать) ; а) часто б) иногда в) очень редко 5 3 1 6 Проявляет интерес к познавательной литературе а) часто б) иногда в) очень редко 5 3 1 30- 22 баллов – потребность выражена сильно; 21 –18 баллов – потребность выражена умеренно; 17 и меньше баллов – потребность выражена слабо. Диагностическое задание 4. Для определения уровня представлений о предметах и объектах неживой природ ы ав торским коллективом Климовой Н. Р. , Кривовой Л. И. , Прохоровой Л. Н. разработаны мини- тесты, в которых реб ё нку предлагаются следующие вопросы: Опиши качество, свойство и назначение предметов: из дерева; из стекла; из бумаги; из резины; из металла; из пластмасс ы. Что ты знаешь о воздухе? О воде? О песке? Глине? Расскажи о воздухе, о его значении, свойствах, каким способом проверить( его наличие, легкость, силу и т. д. – покажи. Расскажи о значении и свойствах воды, каким способом проверить( выталкивает легкие предметы, текучесть, испарение и т. д. ) - покажи. Сравни свойства песка, глины, почвы. Расскажи о свойствах магнита. Сравни свойства стекла и пластмассы, их назначение. Сравни свойства дерева и железа, их назначение. Сравни свойство резины и бумаги, их назначение. Сравни свойства стекла и пластмасса, их назначение. Индивидуальная карта формирования навыков экспериментирования( 4- 5 лет) Ф. И. ребенка_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Возраст_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Дата заполнения_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Часть 1. Диагностическая методика: наблюдения воспитателя, ведение дневника наблюдений. № Диагностика овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности. год Начало года Конец года 1. Умение видеть и выделять проблему 2 Умение принимать и ставить цель 3 Умение решать проблемы 4 Умение анализировать объект или явление 5 Умение выделять существенные признаки и связи 6 Умение сопоставлять различные факты 7 Умение выдвигать гипотезы, предположения 8 Умение делать выводы Часть 2.   Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью. Примечание:  за основу взяла сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования Иванова А. И. «Живая экология» Творческий Центр «Сфера» М. , 2007. Уровень Отношение к экспериментальной деятельности Целеполагание Планирование Реализация Рефлексия Высокий Часто задаёт вопросы, пытается искать на них ответы. Делает первые попытки формулировать задачу опыта при непосредственной помощи педагога. Начинает высказывать предположения каким может быть результат опыта. Работает вместе с воспитателем, а затем под непосредственным контролем. Выполняет инструкции, содержащие 2- 3 поручения одновременно. Начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Находит и отмечает различия между объектами. Называет причины простейших наблюдаемых явлений и получившихся результатов опытов. Хорошо понимает простейшие одночленные причинно- следственные связи. Средний Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы. Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать? » К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты. Понимает простейшие одночленные цепочки причинно- следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого по теме эксперимента Низкий Желание что – то сделать выражают словами. Произносят фразу: «Я хочу сделать то –то». Предугадывает последствия некоторых своих действий, проводимых с предметами. Выполняют простейшие поручения взрослых. Работают с помощью воспитателя. Он должен постоянно привлекать внимание ребёнка к наблюдаемому объекту. Отвечают на простые вопросы взрослых. Произносят фразы, свидетельствующие о понимании событий. Индивидуальная карта формирования навыков экспериментирования( 5- 6 лет) Ф. И. ребенка_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Возраст_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Дата заполнения_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Часть 1. Диагностическая методика: наблюдения воспитателя, ведение дневника наблюдений. № Диагностика овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности. год Начало года Конец года 1. Умение видеть и выделять проблему 2 Умение принимать и ставить цель 3 Умение решать проблемы 4 Умение анализировать объект или явление 5 Умение выделять существенные признаки и связи 6 Умение сопоставлять различные факты 7 Умение выдвигать гипотезы, предположения 8 Умение делать выводы Вывод: Часть2.   Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью. Примечание: за основу взяла сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования Ивановой А. И. «Живая экология» Творческий Центр «Сфера» М. , 2007. Уровень Отношение к экспериментальной деятельности Целеполагание Планирование Реализация Рефлексия Высокий Имеет ярко выраженную потребность спрашивать у взрослых обо всём, что неизвестно. Самостоятельно формулирует задачу, но при поддержке со стороны педагога. Принимает активное участие в планировании проведения опыта, прогнозирует результат, с помощью взрослого планирует деятельность. Выслушивает инструкции, задаёт уточняющие вопросы. Выполняет опыт под непосредственным контролем воспитателя. Умеет сравнивать объекты, группировать предметы и явления по нескольким признакам. Использует несколько графических способов фиксации опытов. При поддержке со стороны педагога формулирует вывод, выявляет 2- 3 звена причинно – следственных связей. Средний Часто задаёт вопросы, пытается искать на них ответы. Делает первые попытки формулировать задачу опыта при непосредственной помощи педагога. Начинает высказывать предположения каким может быть результат опыта. Работает вместе с воспитателем, а затем под непосредственным контролем. Выполняет инструкции, содержащие 2- 3 поручения одновременно. Начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Находит и отмечает различия между объектами. Называет причины простейших наблюдаемых явлений и получившихся результатов опытов. Хорошо понимает простейшие одночленные причинно – следственные связи. Низкий Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы. Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать? » К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты. Понимает простейшие одночленные цепочки причинно- следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого по теме эксперимента

Оставить комментарий: